Рабочая программа секции спортивно-оздоровительной направленности "Баскетбол".
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) по теме
Программа по баскетболу для учащихся 5 -7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическими упражнениями. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть, активнее участвовать в соревнованиях различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предназначена для обучающихся 5-7-х классов. | 91.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Секции
спортивно-оздоровительной направленности
«БАСКЕТБОЛ»
для обучающихся 11–13 лет
cрок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Худенко Татьяна Викторовна
учитель физической культуры ГБОУ Школа № 2051
Москва, 2016 г.
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Программа по баскетболу для учащихся 5 -7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
Вид программы - модифицированная
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
1) Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
воспитательные
2) содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
3) воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
4) способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости
5) развивать координационные способности и силу воли.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-13 лет.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Особенности набора детей – свободный набор.
Режим занятий: 72 часа, 2 раза в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
∙ Основы знаний о здоровом образе жизни.
∙ Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
∙ Правила игры в баскетбол.
∙ Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
∙ Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
∙ Проводить судейство матча.
∙ Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
∙ Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
∙ Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
∙ Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
∙ Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Формирование универсальных учебных действий
УУД | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знания о физической культуре | |
Личностные, коммуникативные | • рассматривать физическую культуру как явление культуры; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности | |
Личностные. коммуникативные, регулятивные | • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. |
Физическое совершенствование | |
Личностные | • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. |
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст | Пол | Оценка высоты прыжка | ||
средний | выше среднего | высокий | ||
11 лет | Д М | 24-28 25-30 | 29-33 31-35 | 34 и выше 36 и выше |
12 лет | Д М | 25-30 28-33 | 31-35 34-38 | 36 и выше 39 и выше |
13 лет | Д М | 25-31 31-36 | 32-37 37-41 | 38 и выше 42 и выше |
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Класс | Девочки | Мальчики | ||||
высокий | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | средний | |
11 лет | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4,3 |
12 лет | 3,7 и менее | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 |
13 лет | 3,5 и менее | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 | 3,3 и менее | 3,4-3,7 | 3,8-4,1 |
Передачи и броски мяча.
№ п/п | Контрольные упражнения | Возраст | ||
11 | 12 | 13 | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество). | 20 | 22 | 23 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий). | 2 | 2 | 3 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий). | 6 | 7 | 8 |
Уровень результатов работы по программе:
Приобретение социальных знаний (первый уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) |
Занятия в секции, овладение техникой игры в баскетбол | ||
Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках | ||
Организация соревнований по баскетболу для учащихся 5-7-х классов, судейство на соревнованиях |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Разделы, темы | Рабочая программа | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Развитие баскетбола в России | 2 | 2 | - |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | - |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
4. | Основы техники и тактики игры | 26 | 1 | 25 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 10 | - | 10 |
6. | Тестирование | 12 | - | 12 |
Итого: | 72 | 6 | 66 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Тип подготовки | Дата (план) | Дата (факт) | |||
1.
| Развитие баскетбола в России. | Теория |
| ||||
2.
| Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. | Теория |
| ||||
3. | Единая спортивная классификация. ОФП | Теория, ОФП | |||||
4. | Совершенствование техники передвижения при нападении. | Техническая |
| ||||
5. | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | Тактическая |
| ||||
6. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль, Интегрированная |
| ||||
7. | Техника передвижения приставными шагами. | Теория, техническая |
| ||||
8. | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Тактическая |
| ||||
9. | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
10. | Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теория ОФП |
| ||||
11. | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техническая СФП |
| ||||
12. | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Тактическая |
| ||||
13. | Взаимодействие двух игроков - «отдай-выйди». Учебная игра. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
14. | Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. | Теория Техническая |
| ||||
15. | Взаимодействие трех игроков – передачи через центрального игрока. | Тактическая |
| ||||
16. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегрированная |
| ||||
17. | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теория ОФП |
| ||||
18. | Передачи мяча от груди двумя руками, от плеча одной рукой, в пол. СФП | Техническая СФП |
| ||||
19. | Тактическая игра 2х1. Эстафеты с элементами баскетбола. | Тактическая |
| ||||
20. | Применение изученных элементов в игровой ситуации. | Тактическая |
| ||||
21. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теория Интегрированная |
| ||||
22. | Контрольные испытания. Бросок мяча от плеча одной рукой. СФП | Контроль Техническая СФП |
| ||||
23. | Самоконтроль на занятиях баскетболом. ОФП. Игра 2х2. | Теория, ОФП Тактическая |
| ||||
24. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
25. | ЧСС в покое и при нагрузке. Ведение мяча с поворотом кругом. ОФП | Теория Техническая ОФП |
| ||||
26. | Сочетание выполнения бросков мяча из-под кольца с сопротивлением. | Техническая |
| ||||
27. | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
28. | Взаимодействия двух игроков «отдай-выйди». СФП | Тактическая СФП |
| ||||
29. | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении после остановки прыжком. | Теория, ОФП Техническая |
| ||||
30. | Выбивание и вырывание мяча. Игра 1х1. | Тактическая |
| ||||
| Основы техники и тактики игры | ||||||
31. | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
32. | ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | ОФП, техническая |
| ||||
33. | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов. Учебная игра. | Техническая Интегрированная |
| ||||
34. | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Тактическая СФП |
| ||||
35. | Ведение мяча с изменением направления движения, с переводом перед собой. | Техническая |
| ||||
36. | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от нападающих. | Тактическая |
| ||||
37. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная |
| ||||
38. | Личная защита. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
39. | ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | ОФП Техническая |
| ||||
40. | Сочетание элементов ведения, передач, бросков в процессе игры. | Тактическая |
| ||||
41. | Взаимодействия в тройках. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная |
| ||||
42. | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом в разворот. | Теория СФП Техническая |
| ||||
43. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль Интегрированная |
| ||||
44. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегрированная |
| ||||
45. | Взаимодействие в пятерках во время учебной игры. | Тактическая |
| ||||
46. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегрированная |
| ||||
47. | Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | Техническая ОФП |
| ||||
48. | Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теория СФП Техническая | |||||
49. | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Тактическая | |||||
50. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегрированная | |||||
51. | Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теория ОФП Техническая | |||||
52. | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техническая Интегрированная | |||||
53. | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теория Интегрированная | |||||
54. | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техническая | |||||
55. | Защитные действия на площадке: перехват, выбивание и вырывание мяча. СФП | Тактическая СФП | |||||
56. | Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегрированная | |||||
57. | Совершенствование техники броска мяча изученными способами. Учебная игра. | Интегрированная Техническая | |||||
58. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Тактическая | |||||
| Контрольные игры и соревнования | ||||||
59. | Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
60. | Совершенствование техники ведения мяча. | Техническая | |||||
61. | Жесты судьи. ОФП. | Теория ОФП | |||||
62. | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
63. | Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Тактическая СФП | |||||
| Тестирование | ||||||
64. | История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теория Контроль | |||||
65. | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
66. | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техническая | |||||
67. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
68. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
69. | Игровая тренировка. | Соревнования | |||||
70. | Эстафеты, подвижные игры с элементами баскетбола. | Соревнования | |||||
71. | Конкурс бросков. Игра в баскетбол. | Соревнования | |||||
72. | Игровая тренировка. | Соревнования | |||||
Итого:72ч. |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Разделы, темы | Рабочая программа | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Развитие баскетбола в России | 2 | 2 | - |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | - |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
4. | Основы техники и тактики игры | 26 | 1 | 25 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 10 | - | 10 |
6. | Тестирование | 12 | - | 12 |
Итого: | 72 | 6 | 66 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Тип подго-товки | Дата (план) | Дата (факт) | |||
1.
| Развитие баскетбола в России | Теория |
| ||||
2.
| Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Теория |
| ||||
3. | Общая и специальная физическая подготовка | ||||||
| Основные правила игры в баскетбол. ОФП | Теория ОФП |
| ||||
4. | Совершенствование техники передвижения при нападении. | Техническая | |||||
5. | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | Тактическая | |||||
6. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль Интегрированная | |||||
7. | Костно - мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. | Теория Техническая | |||||
8. | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Тактическая | |||||
9. | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
10. | Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теория ОФП | |||||
11. | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техническая СФП | |||||
12. | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Тактическая | |||||
13. | Взаимодействие двух игроков - «отдай-войди». Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
14. | Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях сопротивления. | Теория Техническая | |||||
15. | Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». | Тактическая | |||||
16. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегрированная | |||||
17. | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теория ОФП | |||||
18. | Скрытые передачи мяча из-за спины, в пол. СФП | Техническая СФП | |||||
19. | Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. | Тактическая | |||||
20. | Применение изученных взаимодействий в условиях личной защиты. | Тактическая | |||||
21. | Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теория Интегрированная | |||||
22. | Контрольные испытания. Бросок мяча после ведения в 2 шага. СФП | Контроль Техническая СФП | |||||
23. | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. | Теория ОФП Тактическая | |||||
24. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Тактическая Интегрированная | |||||
25. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. ОФП | Теория Техническая ОФП | |||||
26. | Сочетание выполнения бросков мяча из-под кольца с сопротивлением. | Техническая | |||||
27. | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
28. | Противодействие взаимодействию двух игроков. СФП | Тактическая СФП | |||||
29. | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении в два шага. | Теория ОФП Техническая | |||||
30. | Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. | Тактическая | |||||
| Основы техники и тактики игры | ||||||
31. | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Тактическая Интегрированная | |||||
32. | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | Теория ОФП Техническая | |||||
33. | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | Техническая Интегрированная | |||||
34. | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Тактическая СФП | |||||
35. | Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Теория Техническая | |||||
36. | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Тактическая | |||||
37. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
38. | Взаимодействия игроков в нападении. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
39. | Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Теория ОФП Техническая | |||||
40. | Сочетание защитных действий в процессе игры. | Тактическая | |||||
41. | Применение изученных взаимодействий во время игры. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
42. | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. | Теория СФП Техническая | |||||
43. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль Интегрированная | |||||
44. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
45. | Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | Тактическая | |||||
46. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегрированная | |||||
47. | Ведение мяча с изменением высоты отскока. Штрафной бросок. ОФП | Техническая ОФП | |||||
48. | Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теория СФП Техническая | |||||
49. | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Тактическая | |||||
50. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегрированная | |||||
51. | Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теория ОФП Техническая | |||||
52. | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техническая Интегрированная | |||||
53. | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теория Интегрированная | |||||
54. | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техническая | |||||
55. | Противодействия взаимодействию трех игроков. СФП | Тактическая СФП | |||||
56. | Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегрированная | |||||
57. | Жесты судьи. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. | Теория Интегрированная Техническая | |||||
58. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Тактическая | |||||
| Контрольные игры и соревнования | ||||||
59. | Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
60. | Совершенствование техники ведения мяча. | Техническая | |||||
61. | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теория ОФП | |||||
62. | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
63. | Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Тактическая СФП | |||||
| Тестирование | ||||||
64. | История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теория Контроль | |||||
65. | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
66. | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техническая | |||||
67. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
68. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
69. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
70. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
71. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
72. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
Итого:72ч. |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Разделы, темы | Рабочая программа | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Развитие баскетбола в России | 2 | 2 | - |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | - |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
4. | Основы техники и тактики игры | 26 | 1 | 25 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 10 | - | 10 |
6. | Тестирование | 12 | - | 12 |
Итого: | 72 | 6 | 66 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Тип подго-товки | Дата (план) | Дата (факт) | |||
1.
| Развитие баскетбола в России | Теория | |||||
2.
| Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Теория | |||||
Общая и специальная физическая подготовка | |||||||
3. | Требования к спортивной форме и обуви. ОФП | Теория ОФП | |||||
4. | Совершенствование техники передвижения при нападении. | Техническая | |||||
5. | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | Тактическая | |||||
6. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль Интегрированная | |||||
7. | Костно - мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. | Теория Техническая | |||||
8. | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Тактическая | |||||
9. | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
10. | Гигиенические основы режима труда и отдыха спортсменов. ОФП | Теория ОФП | |||||
11. | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техническая СФП | |||||
12. | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Тактическая | |||||
13. | Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
14. | Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. | Теория Техническая | |||||
15. | Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». | Тактическая | |||||
16. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегрированная | |||||
17. | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теория ОФП | |||||
18. | Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП | Техническая СФП | |||||
19. | Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. | Тактическая | |||||
20. | Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. | Тактическая | |||||
21. | Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теория Интегрированная | |||||
22. | Контрольные испытания. Броски мяча над головой со средней дистанции. СФП | Контр. Техническая СФП | |||||
23. | Систематический врачебный контроль за спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. | Теория ОФП Тактическая | |||||
24. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Тактическая Интегрированная | |||||
25. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча «змейкой». ОФП | Теория Техническая ОФП | |||||
26. | Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. | Техническая | |||||
27. | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
28. | Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП | Тактическая СФП | |||||
29. | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. | Теория ОФП Техническая | |||||
30. | Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. | Тактическая | |||||
| Основы техники и тактики игры | ||||||
31. | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Тактическая Интегрированная | |||||
32. | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | Теория ОФП Техническая | |||||
33. | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | Техническая Интегрированная | |||||
34. | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Тактическая СФП | |||||
35. | Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Теория Техническая | |||||
36. | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Тактическая | |||||
37. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
38. | Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
39. | Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Теория, ОФП Техническая | |||||
40. | Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | Тактическая | |||||
41. | Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | Тактическая Интегрированная | |||||
42. | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом перед собой, за спиной, с разворотом. | Теория СФП Техническая | |||||
43. | Контрольные испытания. Учебная игра. | Контроль Интегрированная | |||||
44. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Теория, интегрированная | |||||
45. | Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | Тактическая | |||||
46. | Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегрированная | |||||
47. | Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | Техническая ОФП | |||||
48. | Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теория СФП Техническая | |||||
49. | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Тактическая | |||||
50. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегрированная | |||||
51. | Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теория ОФП Техническая |
| ||||
52. | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техническая Интегрированная |
| ||||
53. | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теория Интегрированная | |||||
54. | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техническая | |||||
55. | Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | Тактическая СФП | |||||
56. | Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегрированная | |||||
57. | Сущность и назначение планирования, и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. | Теория Интегрированная Техническая | |||||
58. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Тактическая | |||||
| Контрольные игры и соревнования | ||||||
59. | Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
60. | Совершенствование техники ведения мяча. | Техническая | |||||
61. | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теория ОФП | |||||
62. | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теория Интегрированная | |||||
63. | Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Тактическая СФП | |||||
| Тестирование | ||||||
64. | История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теория Контроль | |||||
65. | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Тактическая, интегрированная | |||||
66. | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техническая | |||||
67. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
68. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
69. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
70. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
71. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
72. | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегрированная | |||||
Итого:72ч. |
Содержание обучения.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2010) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2012). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Методическое обеспечение программы
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
1. Принцип доступности и индивидуализации
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип сознательности и активности
Средства обучения
1. Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия)
2. Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
1. Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
2. Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования.
3. Практический метод.
4. Игровой метод.
5. Соревновательный метод.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Щиты тренировочные с кольцами -6шт.
2. Мячи баскетбольные - 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером - 2 шт;
Список литературы
Литература для педагогов
1. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
3. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
4. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
5. «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
7. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Просвещение, 1973. - С.79-81.
3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.
4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего спортивно- оздоровительного лагеря
Летний лагерь дневного пребывания при средней общеобразовательной школе...
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению"Подвижные игры" для 1 класса
Программа представлена 4 блоками:-подвижные игры с элементами строя и ОРУ;- подвижные игры с элементами гимнастики;- подвижные игры с элементами спортивных игр;- подвижные игры с элементами лёгкой атл...
Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Страна Спортландия»
Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в усл...
Рабочая программа секции «Волейбол» для спортивной оздоровительной группы
Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;Устойчивое овладение умениями и навыками иг...
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса...
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Будь здоров"
Рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ГРАЦИЯ" СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Данная программа является модифицированной, разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки...