Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Я и моё Отечество"
рабочая программа (5 класс)
Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moe_otechestvo_5_klass.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения воспитателей Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Югина С.А. «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ___________ Шоколева А.Е. Приказ № 44 от «31» августа 2019 г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по духовно-нравственному направлению
«Я и моё Отечество».
Воспитатель Кошкина Валентина Николаевна
Квалификационная категория – первая
Составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
КАЛИНИНО
2019 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
2. Содержание программы.
3. Тематическое планирование.
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Я и моё Отечество» направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся с ОВЗ, их подготовку к жизни в современном мире. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
8. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
9. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
10. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
В школе-интернате созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
- игровую,
- творческую,
- досуговую,
- коммуникативную
- социально-значимую,
- поисковую.
Основной формой работы являются внеурочные занятия (коллективные, групповые, индивидуальные). Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Формы проведения занятий:
Игровая деятельность: | Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование. |
Творческая: | Конкурс, турнир, творческая мастерская. |
Досуговая: | Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник. |
Коммуникативная: | Презентация, беседа, устный журнал, Библиотечный урок |
Социально-значимая: | Акция «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство окружающей среды. |
Поисковая: | Экскурсия. |
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение обучающимися программы внеурочной деятельности «Название программы» направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов, формирование базовых учебных действий.
Личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты включают следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Достаточный уровень | |
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • элементарные знания о нормах экологической этики; • умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; | • уважительное отношение к традиционным религиям; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • овладение навыками трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • участие в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; • участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; • самореализация в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. |
Минимальный уровень | |
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп; • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
| • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • участие в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; |
Формирование базовых учебных действий.
Личностные УД включают следующие умения:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего, определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные УД включают следующие умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых социальных ситуациях; высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников конструктивно взаимодействовать с людьми; (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные УД включают следующие умения:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные УД включают следующие умения:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2. Содержание программы учебного курса.
Раздел 1: Патриотизм, гражданственность (9 часов)
«Здравствуй, школа»
Страна книг (Экскурсия в библиотеку)
«Москва - столица нашей Родины»
История праздника «День народного единства»
Беседа «Что такое гражданственность»
«Овеянные славою флаг наш и герб»
«Чтоб защитником стать»
Герои России
«Они сражались за Родину…» Книга памяти.
Раздел 2: Социальная солидарность (2 часа)
Акция «Родному селу желаю»
«Ветеран живет рядом»
Раздел 3: Человечество, семья (5 часов)
«Знакомьтесь: пятиклассник»
«Семь Я»
Беседа «Что такое толерантность»
Пасха в народной традиции
Мир семейного очага – Международный женский день.
Раздел 4:Нравственность (6 часов)
«Пусть царит на земле доброта»
Беседа «Что такое сострадание»
Беседа «Что такое уважение»
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры
Отношения со сверстниками.
Что значит быть бережливым?
Раздел 5: Здоровье (4 часа)
«Уроки доктора Айболита»
«Здоровому все здорово»
«Минздрав предупреждает»
День здоровья и спорта
Раздел 6:Экология (2 часа)
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»
Природа в опасности
Раздел 7: Интеллект, искусство (5 часов)
Новый год у ворот.
Выпуск новогодней стенгазеты
«Чудо Рождества»
Рыцарский турнир
Проводы зимы
Раздел 8: Итоговое занятие (1 час)
3. Тематическое планирование.
Тема занятия | Всего часов | |
«Здравствуй, школа» | 1 | |
«Знакомьтесь: пятиклассник» | 1 | |
Страна книг (Экскурсия в библиотеку) | 1 | |
«Москва - столица нашей Родины» | 1 | |
«Семь Я». «Русские писатели о семье» | 1 | |
«Пусть царит на земле доброта» | 1 | |
Уроки доктора Айболита | 1 | |
Беседа «Что такое сострадание» | 1 | |
История праздника «День народного единства» | 1 | |
Беседа «Что такое уважение» | 1 | |
«Минздрав предупреждает» | 1 | |
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | |
Беседа «Что такое гражданственность» | 1 | |
«Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | |
Новый год у ворот. | 1 | |
Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | |
«Чудо Рождества» | 1 | |
«Здоровому все здорово» | 1 | |
Беседа «Что такое толерантность» | 1 | |
Беседа «Чтоб защитником стать» | 1 | |
Герои России | 1 | |
Рыцарский турнир | 1 | |
Что значит быть бережливым? | 1 | |
Мир семейного очага – Международный женский день. | 1 | |
Проводы зимы | 1 | |
Отношения со сверстниками. | 1 | |
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит» | 1 | |
Природа в опасности | 1 | |
Пасха в народной традиции | 1 | |
«Они сражались за Родину…» Книга памяти. | 1 | |
«Ветеран живет рядом» | 1 | |
Акция «Родному селу желаю» | 1 | |
День здоровья и спорта | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.
- Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
- Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
- Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
- Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
- Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
- Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Электронные ресурсы
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.bestreferat.ru
- http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
- http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
- http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
- http://socio.rin.ru/
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навы...
Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой....
Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)
Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....
Рабочая программа ВПК "Сыны отечества"
Рабочая программа ВПК "Сыны отечества" составлена на основе программы по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова...
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...