Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
рабочая программа (8 класс) по теме

Чуева Галина Хабибуловна

Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx_korr_i-8.docx67.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

В настоящем курсе, расчитанном на 68 учебных чаcjd.

Рабочая программа ориентирована на использование учебник:

И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова М:, Просвещение 2013г.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.

Рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образовательной программы ГОСа  по истории для средней (полной) общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, закрепленных в ФК ГОС (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

№ п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (или тем)

1

Повторение

4

2

Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв.

21

3

Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725)

10

4

Тема 2. Российская империя после Петра I

3

5

Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796)

5

6

Тема 4. Культура России в XVIII в.

3

7

Раздел II. Российская империя в XIX в.

10+4

8

Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

6

9

Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855)

6

10

Тема 3. Культура России в первой половине XIX в.

4

11

Раздел III. Эпоха великих реформ

8+3

12

Тема 1. «Царь-освободитель»

3

13

Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894)

4

14

Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.

4

15

Раздел IV.  Российская империя конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.)

18

16

Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917)

6

17

Тема 2. Россия в начале XX в.

8

18

Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в.

4


Содержание курса

Повторение (4 ч)

      Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв. (21 ч)

Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725) (10 ч)

      Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.
      Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

      Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
      Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.

      Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
      Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
      Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

      СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.

Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно) (3 ч) 

      Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
      Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
      
СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, доимки, казна, потехи, граф.

Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) (5 ч)

Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

      СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава.

Тема 4. Культура России в XVIII в. (3 ч)

      Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».

      СЛОВАРЬ: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство.


Раздел II. Российская империя в XIX в. (10 ч)

Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. 6 ч)

      Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.

      Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.

      Убийство Павла I.

      Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

      Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.

      Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

      Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.


      
СЛОВАРЬ: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.

Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855) (6 ч)

      Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России.
      Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
      
СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система.

Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) (4 ч) 

      Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).


      
СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.

Раздел III. Эпоха великих реформ (8 ч)

Тема 1. «Царь-освободитель» (3 ч)

      Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) (4 ч)

      Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.


      
СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.

Тема 3. Культура России во второй половине XIX в. (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) (4 ч)

      Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно)

      СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.

Раздел IV. Российская империя конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.) (18  ч)

Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917) (6 ч)

      Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

      Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

      Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.


      
СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис.

Тема 2. Россия в начале XX в. 8 ч)

      Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.

      Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность.

      Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
      Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

      Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.


      
СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.

Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в. (на конкретных примерах) (4 ч)

      Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно). Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      

Учащиеся должны уметь:

      • объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины:


      борьбы за престол между Софьей и Петром I;

      возникновения волнений и бунта стрельцов;

      поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

      введения новшеств Петра I в жизнь российского общества;

      создания новой столицы России;

      деятельности Петра I по просвещению народа;

      создания «Наказа» Екатерины II;

      благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

      • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

      • описывать:
      личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;

      быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

      прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;

      • по датам определять век.

      • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;
      • пользоваться картой;

      • связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. В. Верещагин и др.).

      • читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX в.;

      • объяснять смысл прочитанного и др.;

      • описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др.).

      • объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:


      привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей — нефти, угля, железа и др.;

      частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

      враждебные отношения с Японией из-за права присутствия России на Дальнем Востоке;

      аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

      усиление общественного влияния со стороны социал-революционных партий и движений, итоги революции 1905—1907 гг.;

      ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;

      Февральская революция;

      ошибки Временного правительства;

      • составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; самостоятельно работать с картой;

      • связно описывать в речи сюжетные картины, фотографии, иллюстрирующие эпизоды русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи, а также В. И. Ленина и др.


      Учащиеся должны
знать:


      • хронологические сведения:

      период правления Петра I (1682—1725);

      основание Петербурга (1703);

      период царствования Екатерины II (1762—1796).

      • значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти;

      • ответы на вопросы о (об):


      главных заслугах в правлении Александра II:

      праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

      введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

      устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городской думы;

      обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;


      основных заслугах периода правления Александра III:


      финансовом и экономическом укреплении России;

      покровительстве русской промышленности;

      бережливости и отчетности в государственных расходах;

      поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

      укреплении армии и флота;

  • имена (3—5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные (из программ по чтению 6—9 классов)
  • произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.
  • имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей; министр финансов С. Ю. Витте, председатель Совета министров П. А. Столыпин, председатель Временного правительства А. Ф. Керенский), председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин (Ульянов).

Тематическое планирование

№ урока

№ в разделе

Примечание

Тема урока

Содержание урока, практические умения и навыки

Д\З

Повторение -4ч

.

1-2

.

.

Русское государство до татаро-монгольского нашествия. Татаро-монгольское нашествие[1].

Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды.

С. 169 – 173.

3-4

Московская Русь. Династия Романовых[2].

Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

(кл) С. 28 – 31.

(6 кл) С 174 – 177.

Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв.21ч

Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725)[3]-10ч.

5-6

1-2

Наше Отечество- Россия в 17 веке

7

3

Детство и юность Петра I.

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.

 Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть.

8

4

Воцарение Петра

9-10

5-6

Северная война.

Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
 Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.

11

7

Основание Петербурга

Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.

12

8

Внутренняя политика Петра I.

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

 

13

9

Заслуги  Петра I в истории России(1689-172510

Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

14

10

Обобщение по теме Эпоха Петра I (1682—1725)

С. 115 – 118.

С. 120.

Тема 2. Российская империя после Петра I[4]3ч.

15

16

1

2

.

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина и ПетрII

Правление Анны Иоановны (1730 – 1740)

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.

С. 146 – 148.

С. 150 – 151.

17

3

.

Правление Елизаветы Петровны (1741 - 1761)

Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

С. 152 – 153.

Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) 5 ч.[5]

.

18

1

Россия в эпоху Екатерины II. Особенности внутренней политики.

Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия

С. 171 – 172.

19

2

Внутренняя политика Екатерины II.

Достижения в государственном правлении Екатерины II: о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.).

С. 173 – 176.

20-21

3-4

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

С. 193 – 197.

22

5

Обобщение по теме Россия при Екатерине II (1762—1796)

Тема 4. Культура России в XVIII в[6].-3ч

23

1

Развитие науки и образования России. М.В.Ломоносов

Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно).

С.

24

2

Архитектура .Облик городов России

Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».

25

3

Уклад жизни россиян.

 Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).

214 – 216.

С. 228 – 231.

Раздел II. Российская империя в XIX в.10ч

Тема 1. Государственное и политическое развитие России

в первой четверти XIX в.6ч

26

1

.

Правление Павла I (1796—1801)[7]

Царствование Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I.

27-28

2-3

Правление Александра I (1801—1825)[8]

Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

С. 8 – 10.

29-30

4-5

Отечественная война 1812 г.[9]

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона.

С. 26 – 28.

С. 30 – 31.

31

6

Россия после войны с Наполеоном

Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

С. 46 – 47.

С. 60 – 62.

Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855)[10]-6ч

.

32

1

Император НиколайI

С. 64

33

2

.

Восстание Дкабристов

      Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время

34-35

3-4

.

Внутренняя политика Николая I (1825—1855)

 жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность

 – 67.

С. 73.

36-37

5-6

.

Внешняя политика Николая I (1825—1855)

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

С. 80 – 84.

С. 97 – 99.

Тема 3. Культура России в первой половине XIX в.

(обзорно, на конкретных примерах)[11]-4ч

.

38-39

1-2

Университеты. Библиотеки. Золотой век русской литературы.

Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр).

С. 102 – 103.

С. 106.

40

41

3-4

Географические открытия. Музыка. Живопись.

Контрольный урок № 2 по теме «Российская империя в XIX в.»

Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).

С. 108 – 109.

С. 114 – 117.

Раздел III. Эпоха великих реформ-8ч

Тема 1. «Царь-освободитель»[12]-3ч

42

1

Внутренняя политика Александра II (1855—1881)

Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.

С. 141 – 142.

С. 144 – 147.

43-44

2-3

Общественная жизнь. Внешняя политика Александра II (1855—1881)

Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

С. 175.

С. 186 – 188.

С. 191 – 194.

Тема 2. Александр III (Миротворец)-4ч[13]

.

45

46

1-2

.

Политический режим Александра III (1881—1894)

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

С. 212 – 214.

47

3

Экономическая политика Александра III (1881—1894)

Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

С

48

4

Внешняя политика Александра III

Отношения России с европейскими государствами

Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.

(обзорно, на конкретных иллюстративных примерах)[14]-4ч

49

50

51

52

1

2

3

4

Развитие науки.

Русские географические открытия и путешественники

Развитие литературы во второй половине XIX в.

Контрольный урок № 3 по теме «Эпоха великих реформ»

Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя).

Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков.

Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно).

Раздел IV. Российская империя

конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.)-16ч

Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917)[15]-6ч

53

1

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения.

С. 6

54

2

.

Политический режим.

 Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

– 10.

55-56

3-4

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв 

промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России.

С. 12 – 17.

57-58

5-6

Сельское хоз-во при Николае II (1894—1917)

Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.

С. 46 – 48.

Тема 2. Россия в начале XX в.[16]-8 ч

59

60

1

2

Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. 

Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества.

Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Формирование политических партий.

С. 20 – 22.

С. 24 – 26.

61

62

3

4

Первая русская революция 1905—1907 гг. 

Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции.

Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение..

III Государственная дума, ее деятельность

С. 34 – 36.

С. 43 – 44.

63

64

5

6

Внешняя политика в начале ХХ в.

Участие России в Первой мировой войне.

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

С. 30 – 33.

С. 66 – 68.

65

66

7

8

Февральская революция: причины, ход, последствия

Контрольный урок  по теме «Российская империя

конца XIX — начала XX в.»

Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.

С. 74 – 77.

Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в.

(на конкретных примерах)[17]-2ч

67

1

Политика ликвидации безграмотности. Серебряный век русской культуры

Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно)

С. 55 – 59.

68

2

Музыкальное искусство. Оперное и балетное искусство. Кинематограф.

Обобщение по всему курсу:История Отечества

Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).

С. 59 – 62.


Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

  1. И.М. Бгажнокова , Л.В.Смирнова. История Отечества 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013 г

Методическое пособие учителя:

  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец Л. С. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Владос, 2003 г.
  3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003 г.

        

Дидактические материалы:

  1. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010 г.


Список литературы:

  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010г.
  2. Большой справочник школьника. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 1999 – 1104 с.
  3. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010 – 320 с.
  4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009 г. – 287 с.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI – XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2008 г. – 240 с.
  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2007 г. – 256 с.
  7. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010 г. – 384 с.
  8. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003 – 208 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 6 класса специального (коррекционного) образования VIII вида

Надомное обучениеРабочие программы составлены в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. М., ...

Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

В школе для  умственно  отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном ма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для 7 класса специального (коррекционного) образования VIII вида

подробная рабочая программа для коррекционников, соответствует основным требованиям....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...