Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)
рабочая программа по теме

Нефедова Юлия Владимировна

Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi.sk/d/jaaXFa01Aj8kQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyu_moe_otechestvo.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Речицкая средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ Речицкой СОШ

_____        /Гребенникова Н.В./

«___» _________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ХОРОВАЯ СТУДИЯ  «ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Составитель Нефедова Юлия Владимировна,

учитель музыки второй категории

с. Речицы

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

    Данная рабочая учебная программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Хоровое пение» авторов В.И.Адищева и П.П.Останина.

Хоровое исполнение музыки - исторически сложившаяся форма музицирования русского народа. Пение сопровождало русских людей в течение всей их жизни. Н.В.Гоголь справедливо замечал, что "под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек". Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В ее поддержании и развитии исключительно велика роль общеобразовательной школы. Крылатая фраза "запоет школа - запоет народ" очень точно передает суть вопроса.

Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования, хоровое пение способствует воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.

При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.

Особая роль в программе хоровых занятий отводится вопросам патриотического воспитания и развития творческого начала у учащихся, что является неотъемлемой частью программы МОУ Речицкой средней общеобразовательной школы.

В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.

Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю классный хор.

Актуальность программы  - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.

Цель обучения хоровому пению - воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

 

Задачи обучения:

♫    пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;

♫    развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;

♫    формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

♫    решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.

Содержание программы внеурочной деятельности «Пою мое Отечество», реализуемой в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства, поэтому программа отвечает требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

«Матрица» УУД по предмету внеурочной деятельности «Пою мое Отечество» 1 класс

(из ожидаемых результатов ФГОС и примерной программы):

Результаты

Характеристика в ФГОС

Личностные 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  • развитие этических чувств
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  (С точки зрения предмета «Музыка»,   самым близким является понятие моделирование.  Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего  музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,  прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
  • научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров
  • осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
  • способность вести диалог;
  • способность встать на позицию другого человека;
  • участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • участие в коллективном обсуждении проблем.

  

Планируемые результаты

научится

Получит возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • размышлять об истоках возникновения   музыкального искусства;                        
  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
  • расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
  • участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Предметные

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  • понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  • узнавать на слух основную часть произведений.

  1. Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края

  • ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять  различные  образцы музыки;
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью.

  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.
  • реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности.

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения..
  • обогащению индивидуального музыкального опыта;
  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  • определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.
  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
  • передавать настроение музыки в пении;
  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  • исполнять, инсценировать песни.
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; 
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

  • самостоятельно   выполнять упражнения;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;
  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Основное содержание программы

Тема 1. «Любимая школа»  (9 ч.)

Знакомство с песнями и стихотворениями, посвященными Речицкой школе.

Тема 2. «Гжель моя старинная» (7 ч.)

Разучивание песен, посвященных Гжели, промыслу, знакомство с историей родного края.

Тема 3. «Раменье» (10 ч.)

Разучивание песен о Раменском. Знакомство с творчеством раменских поэтов и композиторов.

Тема 4. «Отечество мое - Россия» (7 ч.)

Знакомство с государственной символикой: гимном, гербом, флагом. Стихи русских поэтов о России. Разучивание песен о Родине.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

фактически

1 четверть «Любимая школа» (9 ч.)

1

Знакомство с творчеством В.П.Стрелкова. Слушание произведений.

1

6.09

2,3

Песни о Речицкой школе. «Любимая школа». Разучивание песни

2

13.09

20,09

4,5

«Речицкая школа моя».Разучивание песни.

2

27.09

4.10

6

Картинная галерея. Рисование иллюстраций к песням о школе

1

11.10

7,8

«Учительница первая» Разучивание песни

2

18.10, 25.10

9

Урок-концерт «Школа, тебе пою»

1

31.10

2 четверть «Гжель моя старинная» (7 ч.)

10  (1)

Знакомство с песней «Гжель моя старинная» Разыгрывание сюжета песни

1

8.11

11,12 (2,3)

Разучивание песни «Гжель моя старинная»

2

15.11

22.11

13  (4)

Знакомство с песней «Моя родная Гжель»

1

29.11

14,15 (5,6)

Разучивание песни «Моя родная Гжель»

2

6.12

13.12

16 (7)

Картинная галерея «Гжельские узоры»

1

20.12

3 четверть «Раменье» (10 ч.) 

17 (1)

Поэты и композиторы о городе Раменском

1

10.01

18 (2)

Знакомство с песней «Город мой»

1

17.01

19,20 (3,4)

Разучивание песни «Город мой»

2

24.01,31.01

21  (5)

Знакомство с песней «Край наш Раменский»

1

07.02

22,23 (6,7)

Разучивание песни «Край наш Раменский»

2

14.02,28.02

24  (8)

Знакомство с песней «Наш край»

1

7.03

25,26  (9,10)

Разучивание песни «Наш край»

2

14.03, 21.03

4 четверть  «Отечество мое - Россия»(7 ч) 

27 (1)

Стихи и песни о Родине

1

4.04

28 (2)

Знакомство с песней «Моя Россия» (Г.Струве)

1

11.04

29,30 (3,4)

Разучивание песни «Моя Россия»

2

18.04, 25.04

31 (5)

Слушание Гимна Российской Федерации и беседа о нем

1

2.05

32 (6)

Подготовка к отчетному концерту

1

16.05

33 (7)

Отчетный концерт

1

23.05

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  1. Лысек Ф. Мутация. Материалы конференции по проблемам развития голоса. - Чехословакия, г.Брю, 1983.

  1. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Уч.пособие для студентов высших педагогических учеб.заведений.  – М.Изд.центр Владос, 2002.

  1. Стулова Г.П. Хоровой класс. Учеб.пособие для студентов пед.институтов по спец. «Музыка». – М.: Просвещение, 1988.

  1. http://school21.permedu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=112

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-145214.html

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____        /Карасева Т.А./

Протокол №____  от«__»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Речицкой СОШ

_____        /Лукьянчева Е.В./

 «___» ________20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах"

Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах".35 час....

Рабочая программа и КТП по туризму в рамках внеурочной деятельности ФГОС

Разработанная мною программа и КТП по туризму, способствует не принуждённому внедрению спортивного туризма в массы, через его популяризацию. материал легко усваиваемый и интересный, темы в каждом реги...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эрудит» (внеурочная деятельность) для обучающихся 8, 9 -х классов

Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эрудит» в рамках внеурочной деятельности для 8 и 9 классов разработана на основе Федерально­го государственного образовательно...

Рабочая программа для 8 класса ФГОС внеурочная деятельность на 2019-2020 гг "Мир лингвистики"

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 класса разработана на основании положения о порядке разработки, утверждени...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год по внеурочной деятельности «Введение в проектную деятельность» 7 класс.

Программа курса «Введение в проектную деятельность» предназначена для работы с детьми 7-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по ...