Кружок "Основы изобразительного искусства"
календарно-тематическое планирование

Губарева Ольга Александровна

Календарно-тематического планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_osnovy_izo_2_gruppa.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

           Основной задачей занятий в изостудии является развитие творческих способностей детей и подростков путём целенаправленного и организованного обучения.

            Темы для кружка "Основы изобразительного искусства" планируются с расчётом на детей 10-18 лет и главным образом строятся по принципу познания и любования окружающим миром.

          Работа с творческой группой детей  предполагает изучение художественных приёмов, освоение элементов живописи и графики, особый акцент строится на ознакомлении способов работы с пластическим материалом.  Учащиеся выполняют работу на мольбертах (рисунок, живопись). Для занятий  "Батик" и "Витраж" вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья. Из художественных материалов для дополнительных занятий предлагаются следующие: гуашь, пастель, батик, тушь, карандаши, кисти, витражные краски, свечи  и другой дополнительный материал.

          Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи, графики, нетрадиционных техник и художественного дизайна. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, для графики – простые карандаши, тушь, перо, иногда уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приёмы, как монотипия, граттаж (воскография), батик, витражи, изонить, декупаж, квиллинг и работа с гофрированной бумагой.

           В школьной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

           В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

           Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

          Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в программные темы изобразительного искусства.

Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, основными среди них, принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

     Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

      Сегодня перед школой стоит множество  различных проблем. С одной стороны это и решение проблем многонациональных отношений, и  проблем подготовки выпускников к  Болонской системе образования, и проблема приобретения навыков к  самообразованию,  и проблема интеграции естественнонаучных дисциплин в единый образовательный блок.

      С другой стороны наличие в школе мультимедийных образовательных блоков, компьютеризация школьного образования практически привела   к тому,  что на уроках рисования  уменьшается количество часов, отведенных на практические (творческие) задания по рисунку, живописи и композиции.

   Богатый педагогический опыт, накопленный ЦРТДиЮ в области дополнительного образования, разнообразные методические и педагогические приемы преподавателей, позволяют учащимся:

  • компенсировать недостатки практических и творческих уроков,

    проводимых общеобразовательной школой;

  • сформировать  интеллектуально-творческие  приемы техники изображения;
  • развить зрительную память, чувство формы, линии и цвета;
  • овладеть выразительными средствами изображения;
  • расширить свой кругозор и эстетические потребности;
  • интегрировать полученные навыки и технические приемы в дальнейшем

2. Цели и задачи

 

Цель программы  «Изобразительное искусство»:

  • · учить изображать с натуры и по представлению используя технические приёмы и навыки;
  • · развивать  интеллектуально-творческий  уровень каждого ребенка, соответствующий его возрастному цензу.
  • участвовать в непрерывном  воспитательном процессе по формированию личности  ребенка (развитее общечеловеческих качеств характера: доброты, внимания к ближнему и сопереживания, честности, аккуратности). Способствовать патриотическому воспитанию (региональный компонент).

Задачи программы «Изобразительное искусство»:

 

l  учить теоретическим основам рисования (закономерности линейной, воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, цвет, свет и т.д.);

l  учить передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру различными изобразительными средствами;

l  учить графическим, живописным приемам и навыкам;

l  учить пользоваться техническими приемами при создании композиций используя теоретические знания;

l  учить оценивать любые художественные произведения;

l  осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуры;

l  развивать способность оценивать ребенком красоту окружающего мира, научить выражать ее через художественный образ;

l  развивать творческое мышление, смекалку, художественный и эстетический вкусы через изучение классических мировых произведений, посещение музеев, выставок.

l  воспитывать  интерес ребенка к тому или другому виду творчества,  развивать в нем стремление узнать что-то новое, причем не только из области, относящейся к специализации, но и совершенно других, таких как музыка, история, литература.

 

Требования к уровню выполнения поставленных задач:

 

1 - 2 года обучения

 

l  усвоение  целостного  восприятия натуры,  двигательных навыков руки, глазомера и т.д.;

l  освоение базовых понятий: линия, штрих, тон, пятно, пропорции, симметрия, асимметрия, локальный тон, тоновые отношения, контур, силуэт и т.д.;

l  развитие навыков организации картинной плоскости, анализа геометрических форм и тел, передачи пространства с помощью законов линейной перспективы;

l  развитие воображения и творческих способностей.

 

3 - 4 года обучения

 

l  умение изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости;

l  развитие навыков последовательной работы «от общего к частному и от простого к сложному»;

l  развитие наблюдательности и зрительной памяти при выполнении краткосрочных зарисовок;

l  получение знаний основ линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии человека и животных;

l  развитие способностей к анализу и самостоятельности в постановке учебных задач в творческих работах;

l  умение передать эмоциональное состояние.

 

В результате изучения предмета « Изобразительного искусства»  ученик должен

 

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Пути, средства, методы достижения цели

 

         В практической деятельности поставленные задачи осуществляются введением в образовательный цикл инновационных форм обучения, наряду с классическими (лекциями, практическими формами работы, экскурсиями, пленерами).   Это и комплексные занятия, сочетающие в себе базовые знания по литературе, музыке, хореографии; и метод проектов, как индивидуальный,  так и групповой,  и различные формы деловой игры.

         Необходимо отметить, что метод проектов наиболее популярен среди учащихся старшей возрастной группы, когда же занятия в форме деловой игры более популярны среди учащихся средней возрастной группы. Такие инновационные формы обучения способствуют формированию личностных качеств обучаемых, умению работать как самостоятельно, так и в коллективе, обеспечивают  предпосылки перехода их сознания на новый качественный уровень. 

Участие в конкурсах и выставках разного уровня стимулирует творческую активность  учащегося и мотивирует более углубленное изучение предмета.

 

7. Работа с родителями

  1. Дни открытых дверей.
  2. Родительские собрания.
  3. Анкетирование.
  4. Индивидуальные собеседования педагогов с родителями

              (в течение года).

На этих занятиях педагоги раскрывают все элементы программного материала в системе, успешность его освоения, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые работы, подводят итоги и беседуют с родителями.

 

8.Список литературы

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская  Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2 закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35;
  2. “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” — в редакции от 22.02.97 № 212;
  3. письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”;
  4. “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574);
  5. “Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1847)

Календарно-тематическое планирование

на 2015-2016 учебный год.

П/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1 четверть - "Живопись"

Натюрморт из простых предметов

4

3/09/2015

10/09/2015

Натюрморт с цветком

4

17/09/2015

24/09/2015

Натюрморт с гипсовой фигурой

4

1/10/2015

8/10/2015

Гипсовая фигура в технике гризайль

4

15/10/2015

22/10/2015

Декоративный натюрморт с фруктами

        4

29/10/2015

5/11/2015

2 четверть - "Батик"

Батик "Растительный  орнамент".Разработка эскиза

4

12/11/2015

19/11/2015

Батик "Растительный орнамент".Выполнение картона  заготовки

4

26/11/2015

3/12/2015

Батик "Растительный орнамент".Перенос изображения  на холст

4

10/12/2015

17/12/2015

Батик в технике "свободная роспись"

4

17/12/2015

24/12/2015

3 четверть - "Рисунок"

Рисование шара

8

31/12/2015

14/01/2016

21/01/2016

28/01/2016

Рисование куба

6

04/02/2016

11/02/2016

18/02/2016

Рисование конуса

4

25/02/2016

03/03/2016

Рисование цилиндра

4

10/03/2016

17/03/2016

Рисование пирамиды

4

       24/03/2016

31/03/2016

Рисование гипсовой вазы

4

07/04/2016

14/04/2016

Рисование гипсовой розетки

2

21/04/2016

4 четверть - "Витраж"

Создание наклейки из витражных красок для мебели  

2

28/04/2016

Витраж на стеклянной посуде

2

05/05/2016

Витраж (растительный узор)

2

12/05/2016

Витраж на стекле (для украшения интерьера кухни)

2

19/05/2016

Итоговая работа

Витраж на стекле  (сложная композиция)

Выполнение рисунка контуром.

              2

26/05/2016

Всего: 78 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...