Кружок "Основы изобразительного искусства"
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематического планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_osnovy_izo_2_gruppa.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Основной задачей занятий в изостудии является развитие творческих способностей детей и подростков путём целенаправленного и организованного обучения.
Темы для кружка "Основы изобразительного искусства" планируются с расчётом на детей 10-18 лет и главным образом строятся по принципу познания и любования окружающим миром.
Работа с творческой группой детей предполагает изучение художественных приёмов, освоение элементов живописи и графики, особый акцент строится на ознакомлении способов работы с пластическим материалом. Учащиеся выполняют работу на мольбертах (рисунок, живопись). Для занятий "Батик" и "Витраж" вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья. Из художественных материалов для дополнительных занятий предлагаются следующие: гуашь, пастель, батик, тушь, карандаши, кисти, витражные краски, свечи и другой дополнительный материал.
Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи, графики, нетрадиционных техник и художественного дизайна. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, для графики – простые карандаши, тушь, перо, иногда уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приёмы, как монотипия, граттаж (воскография), батик, витражи, изонить, декупаж, квиллинг и работа с гофрированной бумагой.
В школьной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в программные темы изобразительного искусства.
Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, основными среди них, принято считать следующие:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.
Сегодня перед школой стоит множество различных проблем. С одной стороны это и решение проблем многонациональных отношений, и проблем подготовки выпускников к Болонской системе образования, и проблема приобретения навыков к самообразованию, и проблема интеграции естественнонаучных дисциплин в единый образовательный блок.
С другой стороны наличие в школе мультимедийных образовательных блоков, компьютеризация школьного образования практически привела к тому, что на уроках рисования уменьшается количество часов, отведенных на практические (творческие) задания по рисунку, живописи и композиции.
Богатый педагогический опыт, накопленный ЦРТДиЮ в области дополнительного образования, разнообразные методические и педагогические приемы преподавателей, позволяют учащимся:
- компенсировать недостатки практических и творческих уроков,
проводимых общеобразовательной школой;
- сформировать интеллектуально-творческие приемы техники изображения;
- развить зрительную память, чувство формы, линии и цвета;
- овладеть выразительными средствами изображения;
- расширить свой кругозор и эстетические потребности;
- интегрировать полученные навыки и технические приемы в дальнейшем
2. Цели и задачи
Цель программы «Изобразительное искусство»:
- · учить изображать с натуры и по представлению используя технические приёмы и навыки;
- · развивать интеллектуально-творческий уровень каждого ребенка, соответствующий его возрастному цензу.
- участвовать в непрерывном воспитательном процессе по формированию личности ребенка (развитее общечеловеческих качеств характера: доброты, внимания к ближнему и сопереживания, честности, аккуратности). Способствовать патриотическому воспитанию (региональный компонент).
Задачи программы «Изобразительное искусство»:
l учить теоретическим основам рисования (закономерности линейной, воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, цвет, свет и т.д.);
l учить передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру различными изобразительными средствами;
l учить графическим, живописным приемам и навыкам;
l учить пользоваться техническими приемами при создании композиций используя теоретические знания;
l учить оценивать любые художественные произведения;
l осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуры;
l развивать способность оценивать ребенком красоту окружающего мира, научить выражать ее через художественный образ;
l развивать творческое мышление, смекалку, художественный и эстетический вкусы через изучение классических мировых произведений, посещение музеев, выставок.
l воспитывать интерес ребенка к тому или другому виду творчества, развивать в нем стремление узнать что-то новое, причем не только из области, относящейся к специализации, но и совершенно других, таких как музыка, история, литература.
Требования к уровню выполнения поставленных задач:
1 - 2 года обучения
l усвоение целостного восприятия натуры, двигательных навыков руки, глазомера и т.д.;
l освоение базовых понятий: линия, штрих, тон, пятно, пропорции, симметрия, асимметрия, локальный тон, тоновые отношения, контур, силуэт и т.д.;
l развитие навыков организации картинной плоскости, анализа геометрических форм и тел, передачи пространства с помощью законов линейной перспективы;
l развитие воображения и творческих способностей.
3 - 4 года обучения
l умение изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости;
l развитие навыков последовательной работы «от общего к частному и от простого к сложному»;
l развитие наблюдательности и зрительной памяти при выполнении краткосрочных зарисовок;
l получение знаний основ линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии человека и животных;
l развитие способностей к анализу и самостоятельности в постановке учебных задач в творческих работах;
l умение передать эмоциональное состояние.
В результате изучения предмета « Изобразительного искусства» ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Пути, средства, методы достижения цели
В практической деятельности поставленные задачи осуществляются введением в образовательный цикл инновационных форм обучения, наряду с классическими (лекциями, практическими формами работы, экскурсиями, пленерами). Это и комплексные занятия, сочетающие в себе базовые знания по литературе, музыке, хореографии; и метод проектов, как индивидуальный, так и групповой, и различные формы деловой игры.
Необходимо отметить, что метод проектов наиболее популярен среди учащихся старшей возрастной группы, когда же занятия в форме деловой игры более популярны среди учащихся средней возрастной группы. Такие инновационные формы обучения способствуют формированию личностных качеств обучаемых, умению работать как самостоятельно, так и в коллективе, обеспечивают предпосылки перехода их сознания на новый качественный уровень.
Участие в конкурсах и выставках разного уровня стимулирует творческую активность учащегося и мотивирует более углубленное изучение предмета.
7. Работа с родителями
- Дни открытых дверей.
- Родительские собрания.
- Анкетирование.
- Индивидуальные собеседования педагогов с родителями
(в течение года).
На этих занятиях педагоги раскрывают все элементы программного материала в системе, успешность его освоения, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые работы, подводят итоги и беседуют с родителями.
8.Список литературы
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2 закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35;
- “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” — в редакции от 22.02.97 № 212;
- письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”;
- “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574);
- “Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1847)
Календарно-тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год.
№ П/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть - "Живопись" | |||
Натюрморт из простых предметов | 4 | 3/09/2015 10/09/2015 | |
Натюрморт с цветком | 4 | 17/09/2015 24/09/2015 | |
Натюрморт с гипсовой фигурой | 4 | 1/10/2015 8/10/2015 | |
Гипсовая фигура в технике гризайль | 4 | 15/10/2015 22/10/2015 | |
Декоративный натюрморт с фруктами | 4 | 29/10/2015 5/11/2015 | |
2 четверть - "Батик" | |||
Батик "Растительный орнамент".Разработка эскиза | 4 | 12/11/2015 19/11/2015 | |
Батик "Растительный орнамент".Выполнение картона заготовки | 4 | 26/11/2015 3/12/2015 | |
Батик "Растительный орнамент".Перенос изображения на холст | 4 | 10/12/2015 17/12/2015 | |
Батик в технике "свободная роспись" | 4 | 17/12/2015 24/12/2015 | |
3 четверть - "Рисунок" | |||
Рисование шара | 8 | 31/12/2015 14/01/2016 21/01/2016 28/01/2016 | |
Рисование куба | 6 | 04/02/2016 11/02/2016 18/02/2016 | |
Рисование конуса | 4 | 25/02/2016 03/03/2016 | |
Рисование цилиндра | 4 | 10/03/2016 17/03/2016 | |
Рисование пирамиды | 4 | 24/03/2016 31/03/2016 | |
Рисование гипсовой вазы | 4 | 07/04/2016 14/04/2016 | |
Рисование гипсовой розетки | 2 | 21/04/2016 | |
4 четверть - "Витраж" | |||
Создание наклейки из витражных красок для мебели | 2 | 28/04/2016 | |
Витраж на стеклянной посуде | 2 | 05/05/2016 | |
Витраж (растительный узор) | 2 | 12/05/2016 | |
Витраж на стекле (для украшения интерьера кухни) | 2 | 19/05/2016 | |
Итоговая работа Витраж на стекле (сложная композиция) Выполнение рисунка контуром. | 2 | 26/05/2016 |
Всего: 78 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
- Мне нравится (1)