"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
презентация к уроку по теме
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое значение применяемых техник в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.odp | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок изобразительного искусства решает проблему духовного и психофизического здоровья школьников. Рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.
Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, рисуночная терапия , танцы , пение , работа за гончарным кругом , игротерапия , мас ко те ра пия , песочная терапия , ц в е т о т е р а п и я , создание кукол , фототерапия , музыкотерапия, драматерапия , арт-йога , видеотерапия, мандалотерапия , библиотерапия и т.д.
Рис Рисуночная терапия Картин Рисуночная терапия Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый - беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.
На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: – каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом - автор; – на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования; – вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы; – дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т. д.
Творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.
Отечественные и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии: *создает положительный эмоциональный настрой в группе; *способствует развитию коммуникативных навыков ребенка; *укрепляет культурную идентичность, помогает преодолению языкового барьера; *дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме; *развивает чувство внутреннего контроля; *способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности; *снижает негативные эмоциональные состояния и их проявлени; я.
Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании. -ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений; -постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост; -развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, -улучшается общая атмосфера в группе и повышается групповая сплочённость; -расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим; -способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта; -снижает утомляемость;
Рефлексия Цель Арт-терапии помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения .
-Орг момент -позволяла настроиться -Презентация -создание ситуации эмоционального переживания -позволяла настроиться, почувствовать свое вдохновение -Игра «Ожившая картина» - упражнение для сосредоточения - развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях - снятие тревожности перед выполнением работы -Игра «Угадай героя» - упражнение для концентрации внимания -помогал создать художественный образ для будущего эскиза -Выбор индивидуального образовательного маршрута - -ситуации успеха - развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях -Практиченакая работа – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений - отработка негативных чувств и ресурсов – развитие сплочения - развитие рефлексии -Физ .минутка -упражнение для снятия усталости глаз, шеи, боли спины – снижение эмоциональной напряженности -Экспресс выставка - развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях – осознание своих чувств, переживаний. – управление своими чувствами -Рефлексия ( «Аукцион», «На выставке» ) -о ценить результаты, понять самого себя
«Пережить, осознать, суметь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках технологии. Из опыта работы учителя.
Центр развития образования. Совместное заседание муниципальных методических объединений педагогов образовательных организаций Костомукшского городского округа. Тема выступления...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя изобразительного искусства
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления....
Обобщение опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ "Киржеманская основная школа"Кемаевой Веры Николевнвы
опыт работы...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...