внеурочная деятельность-ОФП
учебно-методический материал

Демидова Елена Ивановна

Опираясь на основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на предпрофессиональную общеобразовательную программу в области «Общая физическая подготовка» (далее ОФП) по спортивно-оздоровительному направлению, направленную на всестороннее развитие личности, широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья, формированию моральных и волевых качеств  и планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demidova_zadanie2020g.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Общая физическая подготовка»

Пояснительная записка.

Опираясь на основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на предпрофессиональную общеобразовательную программу в области «Общая физическая подготовка» (далее ОФП) по спортивно-оздоровительному направлению, направленную на всестороннее развитие личности, широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья, формированию моральных и волевых качеств  и планируемых результатов начального общего образования, на основе    Программы для образовательных учреждений (авторы: Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура для 1-11 классов:- М.: Дрофа, 2011) ; комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008);   по запросам родителей учащихся, на основании анализа анкетирования, составила  программу  внеурочной деятельности «ОФП», которую успешно реализую на практике  в МАОУ МО г. Нягань «СОШ №14».

«Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» предусматривает систему выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования.  

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Направления внеурочной деятельности является содержательным приоритетом для построения соответствующих образовательных программ. Через внеурочную деятельность в начальной школе можно решать целый ряд педагогических задач:

- мотивировать  у детей желание к занятиям физической культурой, спортом.

-развивать  физические способности, навыки сотрудничества со сверстниками, распределение функций и ролей в совместной     деятельности;

-учить умению планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-развивать двигательные, физические и интеллектуальные качества; творческие способности;

-воспитывать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-учитывать возрастные особенности учащихся, организовывать здоровье

сберегающую жизнедеятельность.

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы. Учитывая  возрастные особенности младших школьников, предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся через соревновательно-игровую деятельность. С этой целью включены упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, с набивными мячами, гантелями на выбор преподавателя. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность  показа, переговариваться, обмениваться мыслями, движениями). Некоторые упражнения и игры   могут принимать форму состязаний, соревнований между собой.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, самовыражаться через  игровую деятельность, а также помогает  выявлять физические способности у детей. На занятиях по ОФП  происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе  гармоничного сочетания   двигательного, физического и интеллектуального развития.

Занятие по ОФП развивают такие   физические данные как гибкость, силу, выносливость, ловкость, быстроту и  эффективны для воспитания положительных качеств личности.  

Изучение предмета «ОФП»  тесно связано с физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительная деятельностью.

Программа предусматривает использование  информационных технологий в виде презентаций.

Оценка качества реализации программы «ОФП» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, мониторингах, спортивных состязаниях, соревнованиях и т.д.; текущий контроль обучающихся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный  предмет; промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды. Важнейшим принципом, отвечающим идее создания благоприятной образовательной среды  в реализации программы,  считаю, гуманистический, технологический, смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых учащийся смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения жизненных, учебных и иных задач, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности. При этом использую современные технологии: здоровьесберегающие; технологии  личностно ориентированного обучения; технологии  компетентносто -ориентированного обучения; информационно-коммуникативные технологии; технологию игрового обучения и др.

Родители являются моими социальными партнёрами. Они принимают активное участие в реализации программы. Участвуют в организации и проведении открытых уроков, спортивных праздников, соревнований, мероприятий.

Основная часть.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «ОФП» в начальной школе  составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. «ОФП» входит во внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному  направлению

Цель программы - приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре и спорте, их значение в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

 Методы обучения.  Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения. 1. Наглядный - наглядно-слуховой прием;  наглядно-зрительный прием- сопровождаться показом, который нужно хорошо заранее продумать. 2. Словесный - рассказ учителя, инструктаж, беседа, обсуждение, оценка и т. д.  Этот метод широко применяется в процессе обучения   как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей.   3. Практический - при использовании практического метода происходит многократное выполнение конкретного физического  упражнения.  4.Соревновательно-игровой .

Данные методы  работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

          Программа      состоит из  разделов:

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность. 

Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

2.  Спортивно-оздоровительная деятельность (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные игры).

Основное содержание второго раздела составляют спортивные  упражнения, способствующие выработке необходимых физических двигательных навыков.  

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом   деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам  программы  в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить, на каждый  раздел, различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях,  теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей для просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и в спортивных мероприятиях.

Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.

 

Срок реализации программы рассчитан на 1 года  обучения (34 часов),   с проведением занятий 1 раз в неделю с продолжительностью занятия  40-45 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-9 лет.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Общие:

- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

- будут развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, скорость и др.);

-будет укреплено здоровье

-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности

Промежуточные:

На 1 год обучения

- будет расширен и развит двигательный опыт

- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений

- будут сформированы знания о функциональной направленности физических упражнений на организм человека,

- будут сформированы знания об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения

-будут совершенствоваться функциональные возможности организма,

-будет расширен двигательный опыт

-будут сформированы практические умения в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом,

-будут сформированы навыки и умения использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.

Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.

 

Содержание программы

 

Физкультурно-оздоровительная деятельность.  Комплексы утренней  и дыхательной гимнастики, гимнастики для профилактики нарушений зрения (гимнастики для глаз), физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга. Индивидуальные комплексы адаптивной и лечебной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями. Основы туристской подготовки: преодоление туристской полосы препятствий с использованием естественных и искусственных преград. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

1.Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы: построения и перестроения на месте и в движении. Акробатические упражнения: перекаты вперед и назад,  кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в упор присев; стойка, согнув ноги, стойка на лопатках; зачётные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).

Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием.

Упражнения на гимнастическом бревне: передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты, стоя на месте; зачётные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).

Гимнастическая полоса препятствий.

2.Лёгкая атлетика.

Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; эстафетный бег.

Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».

Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с разбега.

3.Спортивные и подвижные игры.

Баскетбол: стойка игрока; перемещения в стойке; ведение мяча на месте, шагом; ловля и передача мяча двумя руками от груди;  бросок мяча двумя руками снизу с места; бросок одной рукой от плеча на месте; повороты с мячом на месте; элементы тактических действий. Игра по упрощенным правилам.

Волейбол: стойка игрока; перемещения в стойке; передача мяча сверху двумя руками на месте, снизу двумя руками; прием мяча сверху и снизу двумя руками; подача снизу;  игра по упрощенным правилам.

 Развитие быстроты, координации движений, силы, выносливости.

Знания о физической культуре. История физической культуры. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема урока. Содержание учебного материала.

Кол-во часов

1

Т/б на уроках л/а и подвижных игр .Основы знаний. Строевые приёмы. ОФП.   Физическая культура и основы здорового образа жизни. Подвижные игры.

1

2

Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники бега с высокого старта. Бег 30м. Изучение техники прыжка в длину с места. Подвижные игры.

1

3

Строевые приёмы. Совершенствование техники прыжка в длину с места.  Совершенствование техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры.

1

4

Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с места. Бег 30м (зачёт) Подвижные игры.

1

5

Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники медленного бега. Подвижные игры.

1

6

Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники медленного бега. Подвижные игры.  

1

7

Строевые приёмы. ОФП. Прыжок в длину  с места (зачёт). Эстафеты

1

8

Строевые приёмы. ОФП. Поднимание, опускание туловища за 30сек (зачёт). Подвижные игры.

1

9

Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег (зачёт). Подвижные игры.

1

10

Строевые приёмы. ОФП. Наклон туловища вперед (зачёт).  Эстафеты.

1

11

Строевые приёмы. ОФП. Подтягивание (зачёт). Подвижные игры.

1

12

Строевые приёмы. ОФП. Отжимание в упоре лежа (зачёт).  Подвижные игры.

1

13

Строевые приёмы. ОФП. Прыжки на скакалке (зачёт).  Подвижные игры.

1

14

Строевые приёмы. ОФП. Вис на перекладине (зачёт).  Эстафеты.

1

15

Строевые приёмы. ОФП. Подвижные игры.

1

16

Строевые приёмы. ОФП. Подвижные игры.

1

17

Строевые приёмы. ОФП. Подвижные игры.

1

18

Строевые приёмы. ОФП. Эстафеты. Подведение итогов.

1

19.

Т/б на уроках спортивных игр.

Основы знаний. Строевые приемы (размыкание и смыкание приставными шагами). Изучение техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры.

1

20.

Строевые приемы. Совершенствование техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры.  

1

21

Строевые приемы. Совершенствование техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры.

1

22

Строевые приемы. Изучение техники ловли мяча (согнутыми руками, не прижимая к себе). Совершенствование техники передачи мяча одной, двумя руками. Подвижные игры.

1

23

Строевые приемы. Совершенствование техники ловли мяча (согнутыми руками, не прижимая к себе). Подвижные игры.

1

24

Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры с мячом.

1

25

Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры.

1

26

Строевые приемы. ОФП. Эстафеты.

1

27

Строевые приёмы. Подготовка к сдаче контрольных нормативов. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры.

1

28

Строевые приёмы. Сдача контрольного норматива-прыжок в длину с места. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры.

1

29

Сдача контрольного норматива-поднимание опускание туловища за 30 сек. Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Подвижные игры.

1

30

Сдача контрольного норматива-наклон туловища вперед. Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди.  Учебная эстафета.

1

31

Сдача контрольного норматива-подтягивание. Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета.

1

32

Строевые приёмы. Сдача контрольного норматива- отжимание.  Изучение техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета

1

33

Строевые приёмы. Сдача контрольного норматива- вис на перекладине. Совершенствование техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета.

1

34

Сдача контрольного норматива- челночный бег.  Изучение техники мини- штрафного броска. Учебная эстафета.

1

ИТОГО

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...