Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Илона Валериевна Сарвилина

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжением программы духовно-нравственного воспитания, осуществлявшейся в 5 классе.  Она является первой частью единого курса «Святая Русь 10 – 17 века» (6 класс) и  «Святая Русь 18 – 20 века» (7 класс).                         В целях воспитания обучающихся на православных традициях родного края добавлен материал по духовному краеведению.

Данная программа соответствует

  1. Новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. Приказом №1897 от 17 дек. 2010 г.,
  2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009)
  3. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»,
  4. Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России в части внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно – нравственной направленности

 «У истоков духовности» 6 класс

                                                          Составители:

учителя основ православной культуры и

духовного краеведения Подмосковья

г.о. Коломна, 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжением программы духовно-нравственного воспитания, осуществлявшейся в 5 классе.  Она является первой частью единого курса «Святая Русь 10 – 17 века» (6 класс) и  «Святая Русь 18 – 20 века» (7 класс).                         В целях воспитания обучающихся на православных традициях родного края добавлен материал по духовному краеведению.

Данная программа соответствует

  1. Новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. Приказом №1897 от 17 дек. 2010 г.,
  2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009)
  3. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»,
  4. Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России в части внеурочной деятельности.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры.

Задачи:

  • приобщение школьников к духовно-нравственным  и культурным ценностям;
  • формирование понимания смыслового и символического содержания православия, исторических событий, произведений художественной литературы и искусства;
  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
  • формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;
  • формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;
  • развитие познавательной деятельности обучающихся и их творческих способностей;
  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи, создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.

Структура программы внеурочной деятельности «У истоков духовности»

В программе выделены три аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется содержание:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

3. Краеведческий аспект. Православное краеведение.

Содержание программы

СВЯТАЯ РУСЬ 10-17 ВЕКА (34 ч)

Первые христиане на Руси.

Россия – наша Родина. Почему Русь – Россию «Святой именовали»? Поэты размышляют о том, что предки завещали сохранять как святыню. Христианская вера завещана как святыня. Славяне – наши предки. Добродушие, гостеприимство, доверчивость, мужество – черты характера славян. Верования славян. Первые князья Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси – святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сыне Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу; житие святого мученика 1 века Евстафия Плакиды. Первый русский митрополит Михаил. Как русские люди учились правилам христианской благочестивой жизни. Первые школы на Руси. Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен – просветители вятичей. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Илларион и его сочинения «Слово о Законе и Благодати». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира – храмы, названные в его честь.

Первые святые Руси – князья Борис и Глеб.

Сыновья князя Владимира – святые братья – княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Сравнение христиан Древней Руси с работниками последнего часа. Почему на Руси жития были любимым чтением христиан? Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. Мученики – страстотерпцы. Сопоставление подвига святых Бориса и Глеба с прославлением святых Вифлеемских младенцев. Пример кротости и послушания, показанный Христом. Любовь к богу. Кротость, любовь к ближнему – заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.

Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

Изучение церковнославянского языка: чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. 10, 28).

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы. Названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.

Утверждение христианской веры. Святые Киево – Печерской лавры.

Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний – основатель монашества на Руси. Святой Феодосий Печерский. Его детские годы. Отличие от других детей. Христианские добродетели послушания и смирения в жизни преподобного Феодосия. Почему мать послушалась своего сына?

Храмы и святыни Киево – Печерской лавры.

Русские святые времён татарского нашествия.

Беда приходит на Русь Междоусобная вражда русских князей. Набеги кочевых племён. Нашествие татар. Христиане – мученики. Святой благоверный князь Александр Невский. Русский фольклор – о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории.

Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Святители Московские митрополиты Пётр и Алексий.

Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Детские годы святителя Петра. Какие книги любил читать отрок. Как был устроен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Обычай крестного целования на Руси. Русские князья присягают на верное служение у раки митрополита Петра.

Детские года митрополита Алексия. Христианские добродетели будущего святителя.

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля… Духовная поэзия – о святителях московских. Икона Божией матери «Петровская». История ее написания митрополитом Петром.

Избавление Руси от татарского ига.

Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Детские годы. Послушание родителям. Построение церкви во имя Троицы на Маковце.

Защитники Отечества. Святые воины – схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя.

Святые сторожа Руси: Троице – Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов.

Защитник Отечества в наше время. 

Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.

Соловки – остров славной истории. Ученики преподробного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло – Белозерского монастыря – Савватий. Почему стремился к уединенной жизни. Скромность инока Савватия.

Иконография жития святых Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь – духовная твердыня и военная крепость России. Святые и святыни Соловецкого острова Анзер.

Земля Соловецкая – живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и собятия русской истории.

Песнопения и изречения из Священного Писания на церковнославянском языке, в которых прославляются святые, раскрывается смысл их почитания.

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии.

О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Молитвенная помощь и материальная помощь людям. Христианские добродетели, которые преподобный Иосиф Волоцкий выделяет как необходимые в жизни человека. Дороже золота – заповеди Божии.

Внешнее устроение Нило – Сорской Пустыни и Иосифо – Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей.

Свирский чудотворец.

Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Подвиг преподобных – в служении Богу молитвой и постом. Почему дело молитвы называют подвигом? В чем он заключается? Детские годы святого Александра. Приветливость, кротость и послушание – христианские добродетели и качества души отрока. Его решимость следовать подвигам Христовым. В чем он состоит?

Явление Святой Троицы преподобному Александру.

Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного. Почитание святого. Памятники зодчества.

Русские святые, Христа ради юродивые.

Василий Блаженный. О счастье жизни христиан. Законы, определенные Богом для жизни людей. Понимание христианами счастья как выполнение заповедей Божиих. Заповеди Блаженства.

Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Детские годы святого.

Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».

История московского храма Василия Блаженного и иконы «Церковь воинствующая».

Святые во времена Московского государства.

Святой Филипп, митрополит московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательства в дела церковные. Борьба бояр за власть.

Детские годы митрополита Филиппа. Монашеский постриг и игуменское служение в Соловецком монастыре.

Песнопения о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших.

Святыни Соловецкого монастыря. Что в нем сохранилось со времен игуменства святого Филиппа? Иконы, посвященные святителю.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.

Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол.

Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени.

Русская поэзия рассказывает о подвиге Патриарха Ермогена. Слова церковного песнопения, прославляющего святого Патриархи Ермогена.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.

Русские люди размышляют над выбором ценностей жизни. Евангелие о неразумности собрания земных сокровищ. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон.

Староверы. Старообрядцы. Разрыв между царём и патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона – Новоиерусалимский монастырь – зримое напоминание христианам о святых ценностях. Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. Храмы в честь Воскресения Христова.

Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.

Материально – техническое обеспечение

Реализация программы внеурочной деятельности «У истоков духовности» требует наличия следующих объектов и средств материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в группе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, экспозиционный экран; вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;
  • экранно-звуковые пособия: электронные пособия; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого курса; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
  • печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

Результаты изучения программы внеурочной деятельности «У истоков духовности»

Личностные результаты

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
  • формирование толерантного отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
  • понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации;
  • формирование первоначальных представлений о православии, его роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
  • воспитание нравственного идеала, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе работы.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; стремление осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

           Межпредметные связи: история, обществознание, литература, музыка, изобразительное искусство.

Формы и виды внеурочной  деятельности

В рамках программы внеурочной деятельности «У истоков духовности» формы и виды   деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включают в себя:  занятия, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов, мультфильмов на духовно-нравственные темы, очные и заочные экскурсии.

Учебно-методический комплект:

1. Л.Л. Шевченко «Православная культура 6 год обучения» М.:  Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

   2. Л. Л. Шевченко «Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1 -11 годы обучения» – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008.

3.  Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература

1. Л.Л. Шевченко «Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

2. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск). Музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковные песнопения). М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

3. Л.Л. Шевченко «Духовно-нравственная культура. Духовная азбука. Словарь учителя и школьника. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

4. И.В. Кошмина «Основы русской православной культуры: Учебн. пособие для уч-ся средн. и старш. шк. возраста»  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. А.И. Кузовкин, И.В.Маевский «Коломна в лицах» (Особы духовного звания) «Уходящие образы»

6. А.И. Кузовкин «Их именами названы улицы Коломны» Коломна, 2007.

7. И.В. Маевский «Очерки по истории Коломенского края» Коломна, 2004.

8. А.Б. Мазуров «Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.» Коломна, 2001.

9. А.И. Кузовкин «Краткий словарь – справочник юного коломенского краеведа» Коломна, 2013.

10. Протоирей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны»  Владимир, 2011.

Интернет - источники

1. http://www.enc.mail.ru/ 

2. http://www.encyklopedia.narod.ru/ 

3. http://www.history.rin.ru/

4. http://www.hrono.ru/ 

5. http://www.krugosvet.ru/ 

6. http://www.ortho-rus.ru/ 

7. http://www.pravoslavie.by/ 

8. http://www.schelkovo-hramy.narod.r 

9. http://www.slovari.yandex.ru/ 

10. http://www.eroshka.ru 

11. http://www.skaz.ru 

12. http://www.radostmoya.ru

13. http://armih.ru/

14. http://www.days.ru/ 

15. http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем

Коли-чество часов

Содержание /основные понятия/

Универсальные учебные действия и личностные результаты

Даты

план

факт

1

Первые христиане на Руси

1

Россия – наша Родина. Почему Русь – Россию «Святой именовали»? Поэты размышляют о том, что предки завещали сохранять как святыню. Христианская вера завещана как святыня. Славяне – наши предки. Добродушие, гостеприимство, доверчивость, мужество – черты характера славян. Верования славян. Первые князья Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси – святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сыне Иоанн.

Учащиеся должны знать: главные события календаря по истории России и Русской Православной Церкви, даты великих сражений и празднований, основные события жития святых. Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

2

Крещение Руси

1

Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу; житие святого мученика 1 века Евстафия Плакиды. Первый русский митрополит Михаил. Как русские люди учились правилам христианской благочестивой жизни. Первые школы на Руси. Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен – просветители вятичей. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Учащиеся должны знать: главные события календаря для истории России и Церкви, даты великих сражений и празднований.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

3

Литературные памятники Древней Руси

1

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Илларион и его сочинения «Слово о Законе и Благодати». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира – храмы, названные в его честь.

Учащиеся должны иметь представление о выдающихся литературных и художественных памятниках Древней Руси, знать их содержание.

4

Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи Борис и Глеб

1

Сыновья князя Владимира – святые братья – княжичи. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

5

Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии, архитектуре

1

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц. Борисоглебский монастырь.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

6

Утверждение христианской веры. Роль монастырей

1

Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

7

Храмы, святыни и святые Киево-Печерской лавры

1

Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий.

Учащиеся должны иметь представление о выдающихся архитектурных памятниках Древней Руси, знать их назначение. Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

8

Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский

1

Междоусобная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

9

Святой благоверный князь Александр Невский

1

Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди.

10

Почитание памяти святых в объектах православной культуры

1

Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Учащиеся должны иметь представление о выдающихся произведениях русского фольклора. Уметь: рассказать, в чем заключается подвиг святых мучеников, воинов и целителей.

 11

Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы

1

Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

12

Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца

1

Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду… Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди.

13

Строительство Москвы

1

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличие соборов. Икона Божией Матери «Петровская История ее написания митрополитом Петром.

Учащиеся должны иметь представление о выдающихся архитектурных памятниках Древней Руси, знать их назначение, историю, архитектурные и художественные особенности.

14

Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский.

1

Беды и горести русского народа в годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание Троице – Сергиева монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди. Уметь давать оценку деятельности Сергия Радонежского, его роли в процессе единения русского воинства и государства.

15

Экскурсия на Соборную площадь Коломенского кремля и к памятнику Дмитрию Донскому

1

Места родного города, связанные с деятельностью Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Старо-Голутвин монастырь. Церковь Воскресения. Улица и набережная Дмитрия Донского. Улица Радонежская, Источник и часовня Сергия Радонежского.

Ориентирование на местности. Подготовка к выставке рисунков и фоторепортажей по теме «Христианские святыни моего города»

16

Святой благоверный князь Димитрий Донской

1

Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - монахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Уметь: рассказать, в чем заключается подвиг святых мучеников, воинов и целителей.

17

Экскурсия в Храм 

1

Двунадесятые праздники Русской православной церкви. Знакомство с иконостасом. Устройство храма. Алтарь. Приделы. Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Уметь рассказать о Двунадесятых праздниках и основных элементах в устройстве и убранстве храма.

18

«Защитник Отечества». (Выставка творческих работ и защита проектов)

1

Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Рассказывать о христианском представлении образа воина-защитника Родины. Знать примеры из истории нашей страны, уметь доказывать, что «в жизни всегда есть место подвигу».

19

Соловецкий монастырь- духовная твердыня и военная крепость России

1

Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Добрые дела во имя Земли русской.

Знать об истории продвижения монашества на Север. Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

20

Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России.

1

Преемственность служения святых и события русской истории. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

21

Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман

1

Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.

Уметь: рассказать, в чем заключается подвиг святых мучеников, воинов и целителей.

22

Два пути монашеского служения. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

1

О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.

Знать об основных вопросах спора между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

23

Совесть как критерий чистоты души

1

Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.

Учащиеся должны иметь представление о выдающихся произведениях русского фольклора и русской поэзии, в которых отразились истории подвигов святых мучеников, воинов и целителей.

24

Жизненный путь преподобного Александра Свирского

1

Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Явление Святой Троицы преподобному Александру. Добродетели, которыми прославился святой. Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля.

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди.

25

Святые обители, связанные с именем преподобного Александра Свирского

1

Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди.

26

О счастье жизни христиан

1

Добродетели, которыми украшен человек счастливый. О разрушении души через грехи и обретение гармонии и счастья через добрые дела.

Уметь: рассказать, в чем заключается подвиг святых мучеников, воинов и целителей, показавших пример христианских добродетелей.

27

Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия

1

Василий Блаженный. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

28

Христа ради юродивые

1

Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

29

Святой Филипп, митрополит Московский. Вера как источник духовного мужества христианина

1

Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.

Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю. Песнопения о духовном мужестве, смелости святителя Филиппа, о небесных венцах, его украсивших.

Уметь рассказать об этом святом: за что его почитают люди, рассказать, в чем заключается подвиг святых мучеников, воинов и целителей.

30

Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет

1

Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени.

Называть основные проблемы Русского государства периода Смутного времени. Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

31

Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени.

1

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.

Уметь рассказать об этих святых: за что их почитают люди.

32

Пасха - Праздник праздников и торжество торжеств (очная или виртуальная экскурсия в храм и на колокольню)

1

Главный православный праздник – Пасха Христова, объяснение и отработка новых терминов и понятий, чтение стихотворений о праздновании светлого Христова Воскресения, слушание колокольного звона.

Учащиеся должны знать: почему Пасха является главным праздником православных христиан. Уметь составлять рассказ с применением новых терминов и понятий.

33

Деятельность Патриарха Никона.  Образ Небесного Иерусалима в русской культуре

1

Царская власть и власть церковная. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.

Уметь рассказать о сути противоречий и дать оценку причин и мотивов поведения всех сторон. Рассказать о сложной судьбе старообрядцев в России. Учащиеся должны иметь представление о выдающихся церковных и архитектурных памятниках, знать их назначение, историю, архитектурные и художественные особенности.

34

Экскурсия на Девичье поле

1

Знакомство с историческим местом, где неоднократно русские князья, в т. ч. Дмитрий Донской, собирали войска для важнейших битв и побед русского оружия, в т. ч. перед Куликовской битвой. Попытка схематической реконструкции событий 1380 г. Рассказ о том, как в наше время сохраняется память о далеких событиях родной истории и великих святых. Передача впечатлений о полюбившихся местах родного города, памятниках истории и православной культуры.

Уметь ориентироваться на местности.

Знать, как в наше время сохраняется память о героических страницах ратной истории, о христианских подвигах. Подготовка к выставке рисунков и фоторепортажей по теме «Христианские святыни Коломны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....