РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_odnk_5_klass.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

название кружка

5

класс

Пояснительная записка

    Данная программа адресована ……В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через внеурочную деятельность – кружок, в 5 классе.

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

    Рабочая программа курса для учащихся 5 класса разработана в преемственности с планом … года, в соответствии с нормативно - правовой базой:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями);  

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, в ред. от 24.11.2015 г.;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Примерная программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» автора: Н.Ф. Виноградовой.

    Цель: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

    Задачи: 

•совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

•углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

•осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

•становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

    Для реализации курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;

- пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

   

Общая характеристика курса.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний, обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Учебный курс кружка разбивается на следующие основные разделы:

1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

    Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

     Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014, ФГОС ООО, из сборника Система учебников «Алгоритм успеха», который построен в полном соответствии с программой обучения. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

    Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Планируемые результаты.

    В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

   Личностные:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

   Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

-владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

-способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

    Учебно-методическое обеспечение занятий.

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014. ФГОС ООО, из сборника Система учебников «Алгоритм успеха»;

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие/ А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2013.

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова. – М.: Просвещение, 2012.

    Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Для проведения занятий есть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

•оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

•демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, включающий в себя устройство для воспроизведения CD и DVD);

•библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-методическая литература для учителя;

-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества).

Содержание учебного курса

п.п

Наименование

разделов, тем

Всего

часов

Содержание тем

Формы

организации

учебных занятий

Виды учебной деятельности

1

Введение.

 В мире культуры.

Величие многонациональной культуры.

Занятие - конференция.

Человек-творец и носитель культуры.

Живительные воды нравственности.

4

Величие многонациональной российской культуры. Роль человека как творца и носителя культуры. Что такое этика? Какого человека можно назвать нравственным? Основные источники духовно нравственной культуры.

Фронтальная,

индивидуальная

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника.   Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек –   творец   культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубрикой «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста учебника «Живительные воды нравственности». Совместная деятельность обсуждение высказывания апостола Павла». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

2

Нравственные ценности российского народа.

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

Жизнь ратными подвигами полна

Мужественный человек приносит честь своей Родине.

В труде – красота человека

«Плод добрых трудов славен»

Люди труда.

Занятие - диалог

Бережное отношение к природе

Зачем нужны заповедники.

Семья – хранитель духовных ценностей

Семья – первый трудовой коллектив.

Любовь - главная семейная ценность.

Ценность семейных отношений.

13

Славные страницы истории народов России. Семейные ценности. Люди труда. О каких нравственных ценностях повествует фольклор разных народов России? Трудовые традиции народа. Бережное отношение к природе.

Фронтальная,

 парная,

 индивидуальная

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой   Отечественной войне представителей разных народов России. Обсуждение проектов учащихся «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза - представители разных народов», «Место подвига в наше время». Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем   народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение      главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. Чтение и работа с текстами учебника: обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?», «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный   диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение   текстов   и   анализ   главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения».

3

Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры.

Культурное наследие христианской Руси.

Православный храм.

Занятие - обобщение.

Культура ислама.

Мечеть – часть исламской культуры

Занятие – обобщение

Иудаизм и культура.

Иудейская история в произведениях живописи.

Занятие –обобщение

Культурные традиции буддизма.

Буддийские священные сооружения.

Занятие -обобщение.

13

Культура традиционных для России религий. Значение религии в жизни человека, семьи и общества. Роль традиционных религий в развитии культуры и истории России. Как религия способствует укреплению семьи и общества?

Фронтальная,

коллективная,

индивидуальная

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Чтение и обсуждение текста «Рубить повсюду церкви…». Рассмотрение иллюстраций, оценка информации, высказывание предположений: почему церкви и храмы имеют такую форму? На что похожи купола церквей? Почему архитектуру называют застывшей музыкой? Учебный диалог («Обсудим вместе»). Коммуникативная деятельность: послушаем, друг друга (какое впечатление произвёл колокольный звон). Обсуждение проектов учащихся по темам: «Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий», «Какой была славянская кириллица», «Царь колокол». Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Обсуждение сообщений и презентаций учащихся по теме: «Особенности внутреннего убранства мечетей». Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью, какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи». Обсуждение сообщений учащихся по темам: «Ветхозаветные сюжеты». Обсуждение проблемы, какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». Обсуждение сообщений учащихся  по темам: «История развития буддизма в России».

4

Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Хранить память предков.

2

Возрождение духовных ценностей. Веротерпимость. Сохранение нравственных традиций. Как государство защищает духовные ценности?

Фронтальная,

индивидуальная

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

5

Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Твоя культура поведения.

1

То, что составляет твой духовный мир. Важность образования. Как правильно оценивать своё поведение? Как обогатить свой духовный мир?

Фронтальная,

индивидуальная

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». Обсуждение проектов учащихся по темам: «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма». Выводы по изучению курса.

6

Итоговое занятие

1

Календарно-тематический план

Дата

Корректировка

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В мире культуры

4

1

Величие многонациональной культуры.

1

2

Занятие - конференция.

1

3

Человек-творец и носитель культуры.

1

4

Живительные воды нравственности.

1

Нравственные ценности российского народа.

13

5

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

1

6

Жизнь ратными подвигами полна

1

7

Мужественный человек приносит честь своей Родине.

1

8

В труде – красота человека

1

9

«Плод добрых трудов славен»

1

10

Люди труда.

1

11

Занятие - диалог

1

12

Бережное отношение к природе

1

13

Зачем нужны заповедники.

1

14

Семья – хранитель духовных ценностей

1

15

Семья – первый трудовой коллектив.

1

16

Любовь - главная семейная ценность.

1

17

Ценность семейных отношений.

1

Религия и культура

13

18

Роль религии в развитии культуры.

1

19

Культурное наследие христианской Руси.

1

20

Православный храм.

1

21

Занятие - обобщение.

1

22

Культура ислама.

1

23

Мечеть – часть исламской культуры

1

24

Занятие – обобщение

1

25

Иудаизм и культура.

1

26

Иудейская история в произведениях живописи.

1

27

Занятие –обобщение

1

28

Культурные традиции буддизма.

1

29

Буддийские священные сооружения.

1

30

Занятие -обобщение.

1

Как сохранить духовные ценности.

2

31

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

32

Хранить память предков.

1

Твой духовный мир.

1

33

Что составляет твой духовный мир. Твоя культура поведения.

1

34

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...