РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_odnk_5_klass.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
название кружка
5
класс
Пояснительная записка
Данная программа адресована ……В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через внеурочную деятельность – кружок, в 5 классе.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа курса для учащихся 5 класса разработана в преемственности с планом … года, в соответствии с нормативно - правовой базой:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями);
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, в ред. от 24.11.2015 г.;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Примерная программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» автора: Н.Ф. Виноградовой.
Цель: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи:
•совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
•углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
•осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Для реализации курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;
- пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика курса.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний, обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Учебный курс кружка разбивается на следующие основные разделы:
1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014, ФГОС ООО, из сборника Система учебников «Алгоритм успеха», который построен в полном соответствии с программой обучения. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
-владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
-способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Учебно-методическое обеспечение занятий.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014. ФГОС ООО, из сборника Система учебников «Алгоритм успеха»;
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие/ А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2013.
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова. – М.: Просвещение, 2012.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Для проведения занятий есть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
•оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
•демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, включающий в себя устройство для воспроизведения CD и DVD);
•библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-методическая литература для учителя;
-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
-религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества).
Содержание учебного курса
№ п.п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Содержание тем | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1 | Введение. В мире культуры. Величие многонациональной культуры. Занятие - конференция. Человек-творец и носитель культуры. Живительные воды нравственности. | 4 | Величие многонациональной российской культуры. Роль человека как творца и носителя культуры. Что такое этика? Какого человека можно назвать нравственным? Основные источники духовно нравственной культуры. | Фронтальная, индивидуальная | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубрикой «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста учебника «Живительные воды нравственности». Совместная деятельность обсуждение высказывания апостола Павла». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). |
2 | Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать любимую» Жизнь ратными подвигами полна Мужественный человек приносит честь своей Родине. В труде – красота человека «Плод добрых трудов славен» Люди труда. Занятие - диалог Бережное отношение к природе Зачем нужны заповедники. Семья – хранитель духовных ценностей Семья – первый трудовой коллектив. Любовь - главная семейная ценность. Ценность семейных отношений. | 13 | Славные страницы истории народов России. Семейные ценности. Люди труда. О каких нравственных ценностях повествует фольклор разных народов России? Трудовые традиции народа. Бережное отношение к природе. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. Обсуждение проектов учащихся «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза - представители разных народов», «Место подвига в наше время». Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. Чтение и работа с текстами учебника: обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?», «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». |
3 | Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Православный храм. Занятие - обобщение. Культура ислама. Мечеть – часть исламской культуры Занятие – обобщение Иудаизм и культура. Иудейская история в произведениях живописи. Занятие –обобщение Культурные традиции буддизма. Буддийские священные сооружения. Занятие -обобщение. | 13 | Культура традиционных для России религий. Значение религии в жизни человека, семьи и общества. Роль традиционных религий в развитии культуры и истории России. Как религия способствует укреплению семьи и общества? | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Чтение и обсуждение текста «Рубить повсюду церкви…». Рассмотрение иллюстраций, оценка информации, высказывание предположений: почему церкви и храмы имеют такую форму? На что похожи купола церквей? Почему архитектуру называют застывшей музыкой? Учебный диалог («Обсудим вместе»). Коммуникативная деятельность: послушаем, друг друга (какое впечатление произвёл колокольный звон). Обсуждение проектов учащихся по темам: «Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий», «Какой была славянская кириллица», «Царь колокол». Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Обсуждение сообщений и презентаций учащихся по теме: «Особенности внутреннего убранства мечетей». Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью, какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи». Обсуждение сообщений учащихся по темам: «Ветхозаветные сюжеты». Обсуждение проблемы, какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». Обсуждение сообщений учащихся по темам: «История развития буддизма в России». |
4 | Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков. | 2 | Возрождение духовных ценностей. Веротерпимость. Сохранение нравственных традиций. Как государство защищает духовные ценности? | Фронтальная, индивидуальная | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. |
5 | Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Твоя культура поведения. | 1 | То, что составляет твой духовный мир. Важность образования. Как правильно оценивать своё поведение? Как обогатить свой духовный мир? | Фронтальная, индивидуальная | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». Обсуждение проектов учащихся по темам: «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма». Выводы по изучению курса. |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематический план
№ | Дата | Корректировка | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
В мире культуры | 4 | |||
1 | Величие многонациональной культуры. | 1 | ||
2 | Занятие - конференция. | 1 | ||
3 | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | ||
4 | Живительные воды нравственности. | 1 | ||
Нравственные ценности российского народа. | 13 | |||
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 | ||
6 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | ||
7 | Мужественный человек приносит честь своей Родине. | 1 | ||
8 | В труде – красота человека | 1 | ||
9 | «Плод добрых трудов славен» | 1 | ||
10 | Люди труда. | 1 | ||
11 | Занятие - диалог | 1 | ||
12 | Бережное отношение к природе | 1 | ||
13 | Зачем нужны заповедники. | 1 | ||
14 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | ||
15 | Семья – первый трудовой коллектив. | 1 | ||
16 | Любовь - главная семейная ценность. | 1 | ||
17 | Ценность семейных отношений. | 1 | ||
Религия и культура | 13 | |||
18 | Роль религии в развитии культуры. | 1 | ||
19 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | ||
20 | Православный храм. | 1 | ||
21 | Занятие - обобщение. | 1 | ||
22 | Культура ислама. | 1 | ||
23 | Мечеть – часть исламской культуры | 1 | ||
24 | Занятие – обобщение | 1 | ||
25 | Иудаизм и культура. | 1 | ||
26 | Иудейская история в произведениях живописи. | 1 | ||
27 | Занятие –обобщение | 1 | ||
28 | Культурные традиции буддизма. | 1 | ||
29 | Буддийские священные сооружения. | 1 | ||
30 | Занятие -обобщение. | 1 | ||
Как сохранить духовные ценности. | 2 | |||
31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | ||
32 | Хранить память предков. | 1 | ||
Твой духовный мир. | 1 | |||
33 | Что составляет твой духовный мир. Твоя культура поведения. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...
Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...