Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
рабочая программа на тему
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: Кузнецова Марина Владимировна, Красноярский край, Славянск – на – Кубани. Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 53.39 КБ |
Календарно - тематическое планирование | 128 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
|
| . |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Музыкальная студия»
1 класс
Учитель:
Коломиец Е. Д.
Боград
2014г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: Кузнецова Марина Владимировна, Красноярский край, Славянск – на – Кубани. Просвещение, 2010.
Цель:
- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
- приобщение учащихся к мировому культурному наследию.
- воспитание духовно-нравственной культуры, патриотизма, средствами искусства.
Задачи:
- формирование музыкально-информационной культуры.
- приобретение основ музыкально-теоретических, и музыкально исторических знаний.
- формирование культуры музыкального восприятия.
- развитие интереса к слушанью народной и классической музыки.
- развитие музыкально – исполнительской культуры (приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения).
- выявление и развитие музыкальных способностей творческого потенциала учащихся.
- развитие навыков элементарного музицирования, импровизации музыкального инсценирования.
- воспитание музыкального вкуса.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса «Музыкальной студии» для первого класса направлена на реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Особое внимание уделено знакомству школьников с музыкальным фольклором народов России и народно-песенными истоками русской профессиональной музыки.
В программе «Музыкальной студии» уделяется большое внимание вокально-хоровой деятельности: развитию певческого дыхания, певческих навыков, звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитию музыкального восприятия и творческого воображения. В программе использованы различные виды арт-терапии. Целостный подход программы включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации.
Содержание программы музыкального искусства отражает: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств, переживаний и опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования по искусству.
Программа «Музыкальной студии» опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.
Учебный материал выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Содержание курса
7.Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 класс | ||
1. | Волшебное царство звуков | 9 |
2. | Сказка в музыке | 7 |
3. | По родным просторам | 8 |
4. | Остров музыкальных сокровищ | 9 |
Итого: | 33 |
8. Объем и сроки изучения:
На изучение курса «Музыкальной студии» внеурочной деятельности в первом классе отводится 1 час в неделю, всего 33:
I четверть – 9ч., II четверть – 7ч., III четверть – 8ч., IV четверть – 9ч.
IV.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
Освоение музыкальных знаний:
- освоить основу музыкальных знаний.
- владеть первоначальными, певческими навыками.
- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни в удобном диапазоне.
- различать виды музыкальных инструментов.
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.
- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.
- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.
- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках.
Должны решать учебные и практические задачи:
- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;
- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;
- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
- приобретать истоки, традиции, обычаи русского народного фольклора;
- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.
К концу года обучающиеся должны знать/понимать:
- понятие: форте , пиано , стаккато , легато , регистр, тембр, длительности нот, интонация, темп, ритм, аккомпанемент;
- название длительностей и расположение нот на нотном стане;
- определение мажор и минор;
- понятие театр, музыкальный спектакль, опера, вокальная музыка, название певческих голосов, балет, классическая музыка;
- персонажи древних сказаний;
- понятия хор, дирижер, песня, запев, припев;
- название народных танцев и песен;
- музыкальные жанры: опера, балет;
- музыкальный образ;
- взаимодействие музыки с другими видами искусств;
- особенности русской и зарубежной музыки.
К концу года обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять музыкальные и шумовые звуки;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
- участвовать в коллективном пении;
- исполнять народные и композиторские песни;
- различать музыкальные звуки и звуки природы;
- играть на музыкально – шумовых инструментах;
- петь плавно и выразительно;
- анализировать музыкальные образы в прослушанном произведении;
- выразительно исполнять песни;
- различать разновидности маршей;
- различать классическую и современную музыку;
- выражать впечатление от услышанной музыки посредством рисования;
- передавать музыкальные образы посредством рисования;
- анализировать музыкальный образ.
VI. СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:
- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;
- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.
В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.
К концу обучения у учащихся будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению музыки;
- опыт музыкально-исполнительской деятельности;
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
- умение вслушиваться в музыку;
- система духовно-нравственных ценностей.
могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности;
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- владеть основами музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
- владеть навыками «свободного дирижирования»;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);
- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);
- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
- читать простое схематическое изображение;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
- пользоваться карточками ритма;
- понимать нотную запись;
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
Контролировать свои действия в коллективной работе
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
VII.ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
Для обучающихся:
Т. И. Бакланова, Музыка 1 класс. Учебник. — М., АСТ, Астрель 2011 г
Т. И. Бакланова Музыка 1 класс. Рабочая тетрадь. — М., АСТ, Астрель 2011 г
Для учителя:
Т. И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель 2011 г.
Электронные приложения и аудиодиски для работы по учебнику «Музыка» Т. И. Бакланова – М., АСТ, Астрель 2011 г.
Рекомендуемая литература:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
VIII.МОТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п\п | Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения. | Количество. |
1. | Библиотечный фонд. Программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке. Хрестоматии с нотным материалом. Методические пособия (рекомендации к уроку). Методический журнал «Музыка в школе». Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». Учебно-методический комплект. | 1 3 7 7 10 1 1 |
2. | Технические средства обучения: Компьютер. Музыкальный центр. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны). Мультимедийная аппаратура Экран. | 1 1 3 1 1 |
3. | Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи. Фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы о творчестве композиторов. Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей. | 1 1 2 10 |
4. | Печатные пособия: Таблицы: нотные примеры. Схемы: расположение инструментов. Транспарант: нотный и поэтический текст гимна. Портреты композиторов. | 5 1 1 1комп. |
5. | Учебно-практическое оборудование: Клавишный синтезатор «YMAHA» Комплект детских музыкально-шумовых инструментов. | 3 1 1 |
IX. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рекомендации по условиям реализации программы
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы и Приемы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1. | Волшебное царство Звуков (9ч.) | Урок - концерт, работа в парах, экскурсии, интегрированные уроки, практическая деятельность | Задания «интеллектуального марафона», создание проблемных ситуаций по теме, музыкальные игры; конкурсы, викторины, иллюстративный метод объяснения, наблюдение, сопоставление | демонстрационные таблицы, карточки, схемы, презентации, видео фрагменты аудиозаписи | Тестирование, экспресс-опрос, интеллектуальный марафон, хоровое исполнение, музыкальная «Угадайка» |
2. | Сказочная страна ( 7 ч.) | Урок - сказка, работа в группах по исполнению ритма; познавательно-обучающая игра, урок-викторина, комбинированный урок, интегрированный урок | Работа с музыкальными инструментами, творческие задания, музыкальные импровизации, сочинение ритмических рисунков, небольших мелодий, пластических импровизаций под музыку, слуховой анализ | Музыкальные инструменты: бубны, ложки, металлофоны, трещотки; дидактический раздаточный материал, аудиозаписи | Коллективное и индивидуальное музицирование, игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические диктанты, музыкальная «Угадайка» |
3. | На родных просторах (8 ч.) | Урок - путешествие в мир русской музыки, беседы, сюжетно-ролевая игра, дифференцированно - групповая форма, коллективное исполнение | Работа парами, музыкальные «переклички», творческие соревнования, тренинги, анализ, сопоставление, задания «информационного поиска» | Видео фрагменты, дидактический раздаточный материал, аудиозаписи | Тестирование, викторина, анализ музыки, хоровое и сольное исполнение, слуховой анализ |
4. | Остров музыкальных сокровищ (9 ч.) | Урок - сказка, работа в парах, работа с карточками, практическая деятельность, коллективное музицирование | Сюжетно-ролевые игры, нотные считалочки, метод художественных ассоциаций; рисование музыки, выставка рисунков: «Звуки и краски окружающего мира».
| Видеоматериал, дидактический раздаточный материал, репродукции художников, аудиозаписи | Тестирование, создание тематических проектов, выставка рисунков, музицирование, музыкальная «Угадайка» |
Предварительный просмотр:
VI. Календарно – тематическое планирование «Музыкальной студии» 1 класс 2014 – 2015 уч.г.
№ | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | ИКТ | УУД | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 – четверть – 9 ч Волшебное царство звуков. | ||||||||||
1. | Где музыка берет начало? | 06.09.2014г. | УИПЗЗ | Знакомство со звуками окружающего мира. Формирование установки на творческое, эмоциональное освоение музыки, пронизывающей звуковое пространство окружающего мира. | Уметь различать музыкальные звуки и звуки природы; Знать авторов и название прослушанных произведений. | Фронтальный опрос, исполнительская деятельность Рисунок на тему : «Где музыка берет начало?» | Презентация: «Звуки природы» | Сравнивать звуки окружающего мира. Выявлять музыкальные звуки. | ||
2. | На зеленом лугу | 13.09.2014г. | УИПЗЗ | Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. Формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы. | Уметь различать, исполнять и характеризовать музыкальные и шумовые звуки Знать название и авторов прослушанных произведений. | Фронтальный опрос, музыкально-исполнительская деятельность. Рисунок на тему: «Цветы танцуют» | Видео фрагменты из балета «Щелкунчик» | Различать шумовые и музыкальные звуки. Соотносить музыкальный звук с тембром инструмента. | ||
3. | В вихрях грозы | 20.09.2014г. | УЗЗВУ | Знакомство с понятиями: громкие звуки; форте; стаккато. Изобразительность музыки. Формирование первоначальных представлений о языке музыкального искусства. | Уметь исполнять «форте» и «стаккато». Знать понятие «форте» и «стаккато» в музыке. | Устный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. Анализ музыкального произведения. | Видео фрагменты из оперы «Снегурочка» | Тренировать исполнение штриха «стаккато». Сравнивать характер музыки с картинами художников. | ||
4. | У тихого пруда | 27.09.2014г. | УЗЗВУ | Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выражающую грустное настроение природы и человека. | Уметь различать громкость музыкальных звуков, петь плавно и выразительно; исполнять «пиано». Знать понятия «Легато» и «Пиано» в музыке. | Фронтальный опрос, музыкально-исполнительская деятельность. Рисунок на тему: «Цветы танцуют» | Презентация «Игра воды» | Развивать эмоциональное восприятие музыки. Выразительно петь. Уметь исполнять тихие и плавные звуки. | ||
5. | Высоко в горах. | 04.10.2014г. | УЗЗВУ | Высота звука. Регистр. Формирование представлений о многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях. | Уметь различать на слух высоту регистров. Знать понятие «регистр» в музыке. | Устный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. Слуховой анализ. | Презентация «Музыкальное эхо». | Ориентироваться в видах регистров. Определять на слух высоту звука. | ||
6. | В лесу. | 11.10.2014г. | УЗЗВУ | Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе знакомства со звуками окружающего мира и средствами музыкальной выразительности. | Уметь различать высоту, длительность, громкость музыкальных звуков; характеризовать тембр голоса, исполнять интервал. Знать понятия «Длительность звука. Интервал. Тембр. Интонация.» | Текущий опрос. Слуховой анализ. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Звуки леса». | Моделировать силу звука с помощью графического изображения. Уметь показать голосом силу звука. | ||
7. | Во владениях его величества ритма. | 18.10.2014г. | УЗЗВУ | Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. Формирование образных представлений о всеединстве темпо-ритмов природы и музыки. | Уметь различать темпы, исполнять простые ритмические рисунки. Знать понятие «темп», «ритм» в музыке. | Устный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент «Картинки с выставки». | Исполнять ритмические рисунки с помощью простейших инструментов. Выявлять ритмические особенности в разных жанрах музыки. | ||
8. | Во дворце королевы мелодии | 25.10.2014г. | УЗЗВУ | Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки. | Уметь исполнять простейший мелодический рисунок; различать мелодию и аккомпанемент. Знать понятия «мелодия», «аккомпанемент». | Фронтальный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент концерта. | Наблюдать за развитием мелодии. Различать мелодию и аккомпанемент. | ||
9.
| В школе скрипичного ключа. | 01.11.2014г. | УОСЗ | Знакомство с нотами и нотными знаками. Формирование представлений об основах нотной грамоты (ноты, длительности, нотный стан) и формирование первоначальных навыков чтения нот. | Уметь записать длительность звука, интонировать ноты. Знать название длительностей и расположение нот на нотном стане. | Фронтальный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. Музыкальная «Угадайка». | Презентация «Звуки и краски окружающего мира». | Ориентироваться в нотных знаках. Наблюдать закономерность расположения нот. | ||
2 четверть – 7 ч. Сказочная страна. | ||||||||||
10. | Сказочные картины. | 15.11.2014г. | УИПЗЗ | Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и «рисунки». Мажорный лад. Минорный лад. Формирование первоначального представления о единой, художественно-образной природе искусства, на примере взаимосвязи музыки и ИЗО. | Уметь исполнять мажор и минор, определять на слух. Знать определение мажора и минора. | Текущий опрос. Слуховой анализ. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Детский альбом» | Различать мажорный и минорный лад. ✶✶✶ Использовать рисунки для объяснения музыкального образа. | ||
11. | Курочка ряба. | 22.11.2014г. | УИПЗЗ | Музыка и театр. Музыкальные образы-портреты сказочных персонажей. Формирование представлений о взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической речи. | Уметь анализировать музыкальные образы в прослушанном произведении. Знать понятие «театр». | Фронтальный опрос. Слуховой анализ. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент музыкальной сказки «Колобок». | Сравнивать музыкальные образы разных персонажей. ✶✶✶ Понимать роль музыки в театре. | ||
12. | Колобок. | 29.11.2014г | УЗЗВУ | Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Характер персонажа музыкального спектакля. Развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев. | Уметь анализировать характер музыкального персонажа посредством музыкальных впечатлений. Знать понятие «музыкальный спектакль». | Текущий опрос. Слуховой анализ. | Видео фрагмент музыкальной сказки. | Соотносить фрагменты музыкальных спектаклей. Выявлять общее и разное. | ||
13. | Волк и семеро козлят. | 06.12.2014г.. | УИПЗЗ | Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса. Формирование представлений об опере, как виде музыкально-театрального искусства. | Уметь отличать вокальную музыку от инструментальной музыки. Знать понятия «опера», «вокальная музыка»; названия певческих голосов. | Устный опрос. Слуховой анализ. | Видео фрагмент ы оперы. | Классифицировать детские и взрослые голоса. Определять вокальную музыку на слух. | ||
14. | Волшебное озеро. | 13.12.2014г. | УИПЗЗ | Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце. Формирование представлений о классической музыке и балете. Роли классической музыки в балетных спектаклях. | Уметь определять образы героев посредством пластических импровизаций. Знать понятия «балет», «классическая музыка». | Текущий опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент балета «Лебединое озеро». | Различать жанры оперы и балета. Сравнивать музыкальные образы в музыке и танце. | ||
15. | Сказочный лес. | 20.12.2014г. | УЗЗВУ | Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных героев. Развитие музыкально-образного воображения. | Уметь анализировать образы киногероев посредством музыкальных впечатлений. Знать понятие «музыкальный образ». | Текущий опрос. Слуховой анализ. | Видео фрагмент мультфильма «Летучий корабль». | Наблюдать за развитием музыкальных образов. ✶✶✶ Понимать роль музыки в кино. | ||
16. | В пещере горного короля. | 27.12.2014г.. | УПОК | Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний. Развитие воображения и музыкально-творческих способностей через знакомство с музыкальными образами древних преданий разных народов мира. | Уметь анализировать прослушанную музыку. Знать фантастических персонажей древних сказаний. | Фронтальный опрос. Слуховой анализ. Музыкальная «Угадайка». | Презентация «В пещере горного короля». | Соотносить характер персонажа с музыкальным изображением. ✶✶✶ Развивать воображение и музыкально-творческие способности. | ||
д\у | Царство деда мороза. | 27.12.2014г | УОСЗ | Музыка и праздник. Певческие голоса. Формирование способности к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами музыки. | Уметь анализировать музыкальный образ. Знать название певческих голосов. | Устный опрос. Слуховой анализ. | Презентация «Угадай мелодию» | Уметь выразительно петь. Развивать положительное эмоциональное состояние. | ||
д\у | Рождественские чудеса. |
| УОСЗ | Музыка и праздник. Образы праздника Рождества в музыке. Знакомство с традициями празднования Рождества в России. | Уметь выразительно исполнять песни и рождественские колядки. Знать традиции празднования Рождества в России. | Устный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Рождество Христово» христово» | Сравнивать музыкальные рождественские традиции. ✶✶✶ Анализировать образы праздника в музыке. | ||
3 четверть – 8 ч. На родных просторах. | ||||||||||
19. | Моя Россия. | 24.01.2015г | УИПЗЗ | Россия в песнях. Хор, солист, дирижер. Песня. Запев и припев. Патриотическое воспитание детей средствами вокально-хорового творчества. | Уметь выразительно исполнять песни. Знать понятия «хор», «дирижер», «песня», «запев и припев». | Фронтальный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Моя Россия» | Различать сольное и хоровое пение. Выразительно и эмоционально исполнять песни. | ||
20. | В песне – душа народа. | 31.01.2015г. | УЗЗВУ | Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни. Развитие интереса к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры. | Уметь исполнять народные песни на простейших музыкальных инструментах. Знать виды народных песен. | Устный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент детских ансамблей | Ориентироваться в разновидностях народного творчества. Развивать интерес к народной культуре России. | ||
21. | В гостях у народных музыкантов. | 07.02.2015г | УЗЗВУ | Народные музыкальные инструменты. Развитие интереса к народной музыке, как части традиционной российской культуры. | Уметь играть на простейших музыкальных инструментах. Знать названия народных инструментов. | Текущий опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация народные инструменты» | Соотносить тембр и название народных музыкальных инструментов. Играть на простейших инструментах. | ||
22. | Большой хоровод. | 14.02.2015г. | УИПЗЗ | Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России. Развитие интереса к музыкальному творчеству народов России. | Уметь выразительно исполнять песни. Знать названия народных танцев и песен. | Фронтальный опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Видео фрагмент | Исследовать характер музыки народов России. Развивать музыкальное восприятие. | ||
23. | Здравствуй, масленница! | 28.02.2015г | УИПЗЗ | Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке. Формирование представлений о календарных народных песнях и формах их бытования в традиционной русской культуре. | Уметь выразительно исполнять песни. Знать масленичные народные песни. | Текущий опрос. Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Масленица» | Участвовать в праздничных мероприятиях. Исполнять масленичные народные песни. | ||
24. | Бравые солдаты. | 07.03.2015г. | УИПЗЗ | Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни. Знакомство с музыкальными традициями русской армии. | Уметь различать марши, народные солдатские и военные песни. Знать название инструментов духового оркестра. | Устный опрос. Слуховой анализ. | Видео фрагмент военного марша. | Ориентироваться в составе духового оркестра. Различать военные и солдатские песни. | ||
25. | Мамин праздник. | 14.03.2015г | УЗЗВУ | Музыкальный образ мамы. Развитие позитивных эмоциональных реакций на образ матери в музыкальном искусстве. | Уметь выразительно и эмоционально исполнять песни о маме, анализировать музыкальный образ мамы. Знать песни о маме. | Музыкально-исполнительская деятельность. | Презентация «Мамочка моя» | Изображать образ мамы с помощью рисунка. Развивать эмоциональное исполнение. | ||
26. | Путешествие по музыкальному городу. | 21.03.2015г | УИСЗ | Музыкальная жизнь современного города. Расширение музыкального кругозора обучающихся. | Уметь различать классическую и современную музыку. Знать название произведений. | Слуховой анализ. Музыкальная «Угадайка». | Презентация «Наш город». | Знакомиться с музыкальной жизнью города. Обсуждать музыкальные события. | ||
4 четверть – 9 ч. Остров музыкальных сокровищ. | ||||||||||
27. | Океан – море синее. | 04.04.2015г | УИПЗЗ | Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Развитие музыкально-творческого воображения через музыкальное изображение природы (водной стихии). | Уметь выражать впечатление от услышанной музыки посредством рисования. Знать названия прослушанных произведений и их авторов. | Устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Рисунок на тему: «Водные стихии». | Видео фрагмент музыкальной сказки | Сравнивать образы водной стихии в произведениях разных композиторов. Наблюдать за изображением моря на картиных известных художников. | ||
28. | Три чуда. | 11.04.2015г | УЗЗВУ | Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Знакомство с музыкальными образами сказочных героев в опере. | Уметь различать жанры оперы и балета, анализировать музыкальные образы героев. Знать понятие «опера». | Устный опрос. Анализ музыкальных произведений. | Презентация «Три чуда» | Анализировать музыкальные «портреты» сказочных героев. Соотносить музыкальный образ с художественным образом. | ||
29. | Чудесные цветы. | 18.04.2015г | УЗВВУ | Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ. Развитие эстетического отношения к природе средствами музыки на основе сочетания музыкально-слуховых, визуальных и двигательных впечатлений. | Уметь передавать музыкальные «краски» посредством движения и цвета. Знать понятие «эстетики». | Текущий опрос. Анализ музыкальных произведений. Музыкально-пластическая деятельность. Рисунок на тему: «Природа в музыке». | Презентация «Вальс цветов» | Координировать движение с исполнением. Переносить музыкальные «краски» на рисунок. | ||
30. | Карнавал животных. | 25.04.2015г | УКИЗ | Музыка и природа. Музыкальные образы животных. Развитие творческого воображения в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц. | Уметь анализировать и передавать музыкальные образы животных посредством рисования. Знать понятие «музыкальный образ». | Устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Рисунок на тему: «Музыкальный образ». | Презентация «Карнавал животных» | Наблюдать за развитием музыкальных образов. Сравнивать музыкальный образ и образ природы. | ||
31. | Музыкальный клад. | 02.05.2015г | УИПЗЗ | Старинные музыкальные инструменты. «Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства. Знакомство с музыкальным наследием зарубежных композиторов. | Уметь различать «живую» и «механическую» музыку. Знать названия старинных механических устройств и инструментов. | Текущий опрос. Слуховой анализ. Музыкально- исполнительская деятельность. | Презентация «Старинные инструменты» | Различать старинные и современные музыкальные инструменты. Моделировать старинные инструменты с помощью бумаги. | ||
32. | Музыкальные картинки. | 16.05.2015г | УОСЗ | Связь музыки с ИЗО. Развитие восприятия изобразительных возможностей музыки в ее взаимосвязи с другими видами искусства. | Уметь изображать музыкальные впечатления посредством рисования. Знать о взаимодействии музыки с другими видами искусств. | Устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Рисунок на тему: «Мои впечатления». | Презентация «Картинки с выставки» | Находить взаимосвязь различных видов искусств. ✶✶✶ Воспринимать музыку и другие виды искусств как одно целое. | ||
33. | Музыкальный альбом. | 23.05.2015г
| УПОКЗ | Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира. Знакомство с музыкальными образами разных стран, отраженными в русской классической и этнической музыке разных народов мира. | Уметь анализировать музыкальный образ. Знать особенности русской и зарубежной музыки. | Фронтальный опрос. Слуховой анализ. Музыкальная «Угадайка». | Видео фрагменты | Исследовать особенности музыкальной культуры народов мира. Сравнивать русскую и зарубежную классическую музыку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...