Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов
статья
В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, предусматривают создание условий для повышения качества образования в школах России. Таким образом, открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства. Изменяется и оценка результатов обучения, так как оцениваются не только предметные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося. В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Одним из средств достижения метапредметных результатов является проектная деятельность. По словам Дж. Дьюи, «это обучение через делание», Проектная деятельность адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности, а использование на уроках и внеурочных занятиях даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей, позволяющих достичь нового качества образования.
Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования:
- сбалансировать академические знания и практические умения;
- развивать аналитическое мышление;
-формировать общеучебные компетенции: коммуникативные, информационные, культуроведческие;
-рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
С 2011 года активно использую в своей педагогической практике проектную деятельность как учитель- предметник и как классный руководитель. Это разные виды проектов:
- учебные по предметам(русский язык, литература, родной язык, английский язык);
- творческие;
- социальные;
- исследовательские.
Учащиеся классов, в которых я преподаю, разделены на группы для выполнения совместных проектов. Были реализованы как кратковременные, так и долговременные проекты на классном, школьном, городском и всероссийском уровнях.
Хочется остановиться на классных проектах, реализовавшихся в течение учебного года.
5 класс- «В мире прекрасного». Мы выступали с концертами в городском Доме ветеранов, участвовали в мастер-классах, колядовали на Рождество и провожали Масленицу.
6 класс - «Наш дом Россия». Всем классом изучали историю нашего города и края, открывали для себя историю нашей страны, путешествовали по городам России.
7 класс- «Мир на ладони». Мы познакомились с культурой, музыкой, искусством, кухней¸ традициями и обычаями таких стран¸ как Германия, Бразилия, Япония, Египет.
8 класс - «Семейные традиции и реликвии». Все ребята представляли реликвии : фотографии, ордена и медали прадедушек и прабабушек, монеты, фронтовые письма, старинные украшения, рассказывали о своих семейных традициях.
9-10 класс - «Шаги к выбору будущей профессии». Мы посещали предприятия города, знакомились с разными профессиями, побывали в вузах города Красноярска: СФУ, Медицинский университет, Сибирский Технологический университет.
11 класс- «Летопись нашего класса». Вместе готовили материал для книги, собирая фотографии, записывая воспоминания о школьных годах.
Продуктами проектов были ученические сочинения, видеофильмы, спектакли, инсценировки, виртуальные экскурсии, разные виды презентаций, проектно-исследовательские работы, творческие отчеты.
Хочу поделиться участием моего класса в проекте «Всероссийская школьная летопись». Цель проекта: создание летописи класса за период школьной жизни. Продукт проекта - это книга, изданная в Москве, о нашем классе.Для всех ребят -это «память взросления на все времена», так поэтично назвала школьную летопись писательница Анна Гончарова. Работа над книгой нас еще больше объединила. Ребята пробовали себя в различных ролях: журналистов, фотокорреспондентов, корректоров, художников.
В «Летопись класса» вошел период учебы с 5-11 класс. Книга состоит из нескольких глав, так первая глава- это эссе учеников о школе, учителях, одноклассниках, самых памятных событиях школьной жизни. Есть главы «Наши учителя», «Наши родители», где представлены отзывы, размышления, пожелания ученикам класса.
В течение 7 лет я собирала творческие работы учеников. Это стихи, интересные сочинения, которые вошли в раздел «Наше творчество»
Мы много путешествовали по нашему краю, стране, побывали за границей:
в Белоруссии, Швеции, Финляндии. После поездок создавали видеофильмы, презентации. В нашей книге есть глава «Наши путешествия»
По условиям издательства, один экземпляр хранится в Российской государственной детской библиотеке, другой в Российской книжной палате, еще одна книга в школьной библиотеке и, конечно, у каждого выпускника 11 « А» класса. Кстати, мы первые в Красноярском крае, кто создал такую летопись, и шестые- в России. Главным критерием эффективности стала активность учащихся в реализации проектов и положительные отзывы всех участников.
Таким образом, проектная деятельность важна для достижения метапредметных результатов через развитие творческих способностей, логического мышления, коммуникации, освоение социальных ролей, повышение культурологической компетенции, самореализация личности учащихся.
Список литературы
1.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#
2. Поляничева, Н. О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов / Н. О. Поляничева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 611-613. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15702/ (дата обращения: 19.06.2020
3. . Проектная деятельность в учебном процессе. http://www.internet-school.ru/
4. Роготнева А.В., Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод.пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС, 2015. — 120 с.
5. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"
Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...
Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов
Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...