Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов
проект по теме
Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_sredstvo_razvitiya_yazykovoy_lichnosti.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
1. | Полное название проекта | «Метод проектов как средство развития языковой личности школьника» |
2. | Специализация проекта | Общепедагогический |
3. | Цель проекта | Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. |
4. | Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, факс, электронная почта) | Зайнуллина Галина Файзулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска. Специальность по диплому: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература», магистр филологического образования по направлению «Филологическое образование», 2010 год. |
5. | Сроки реализации проекта | 2012 – 2014 годы. Прогностический этап – 2012 год. Основной (накопительный) этап – 2013 - 2014 годы. Практико-обобщающий этап – май-июнь 2014 года. |
6. | География проекта | Проект предназначен для учителей русского языка и литературы и педагогов дополнительного образования. Проект реализуется на параллели 5-7 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» г.Нефтеюганска. Проект реализуется через:
|
7. | Поддерживающие организации или физические лица | Центр дистанционного образования «Эйдос», Научная школа А.В.Хуторского (г. Москва). |
Аннотация проекта
Актуальность проекта заключается в том, что при существующем социальном заказе к уровню подготовки выпускника необходимо использовать новые, деятельностные технологии, которые сформируют у обучающегося умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. В свете компетентностного подхода в образовании актуальным является развитие коммуникативной компетентности школьника, что является составляющей его языковой личности. Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью. Можно говорить о том, что метод проектов как метод, влияющий на развитие коммуникативной компетентности, будет способствовать развитию языковой личности школьника, особенно ее когнитивного уровня.
Практическая реализация проекта связана с разработкой программы кружка «Юный Сократ» и дальнейшим внедрением ее в практику работы. Кружковая форма работы является наиболее удобной. Она обеспечивает систематичность, регулярность и целенаправленность. Данная программа может быть использована любым педагогом, т.к. она носит метапредметный характер. Главное в содержании программы – упор на развитие когнитивного уровня языковой личности школьника посредством использования метода проекта. Когнитивный, т.е. познавательный уровень языковой личности включает в себя умение аргументировать свою точку зрения, оперировать понятиями, подбирать языковые средства, характерные для определённых функциональных стилей языка, Создавая проект на актуальную для самого себя тему, обучающийся будет сам стремиться к тому, чтобы передать свои мысли четко, логично и убедительно.
Реализация проекта включает в себя 3 этапа и рассчитана на 2 года. На первом, подготовительном, этапе происходит диагностика развития языковой личности школьника, разрабатывается программа кружка, подбираются задания и упражнения для развития готовностей, входящих в различные уровни языковой личности. На втором этапе происходит реализация программы дополнительного образования. На третьем этапе подводятся итоги работы, чтобы определить, подтвердилась ли гипотеза о развитии языковой личности посредством метода проектов. Для проведения мониторинга уровня развития языковой личности в начале реализации программы и по завершению разработаны диагностические листы для самооценки обучающимися своих умений и оценки обучающихся учителем-консультантом. Наличие положительной динамики в развитии языковой личности школьника будет являться результатом проекта.
Описание проекта и его обоснование
В Концепции модернизации российского образования на 2011-2015 гг. изложен новый социальный заказ к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны… Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Этот заказ положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В связи с этим чрезвычайно важным является формирование языковой личности современного школьника. Языковая личность - совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью (Ю.Н.Караулов). То есть, развитие языковой личности - это развитие универсальных учебных действий школьника в процессе познания окружающего мира.
В модели языковой личности содержится полный перечень речевых навыков и умений, необходимый школьнику для достижения современного качества образования (см. Приложение 1)
В то же самое время, результаты ЕГЭ и ГИА (часть С), а также результаты международного исследования PISA и PILS (где российские школьники занимают последние места), указывают на недостаточность работы по развитию языковой личности современного школьника.
То есть, развитие языковой личности является проблемой, требующей решения. Для решения данной проблемы, как показывает практика, традиционных методов обучения недостаточно. На упражнениях из учебника ключевые компетенции, составляющие языковую личность, не сформируются. Необходимо дать возможность обучающимся свободно мыслить, решать проблемы, рассуждать о способах решения. Такой подход к обучению даст возможность смысловую нагрузку с упражнений перенести на активную мыслительную деятельность обучающихся, которые должны будут овладеть для выражения собственных мыслей навыками оперирования различными языковыми средствами, избираемыми в зависимости от предмета освещения и ситуации. Для этого необходимо использовать новые, деятельностные педагогические технологии, положенные в основу стандарта. Я считаю, что одним из наиболее результативных и действенных средств развития языковой личности является проектная деятельность, так как именно метод проектов (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат) позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, применять их для решения познавательных и практических задач и представлять результаты своей деятельности. Использование метода проектов позволит обучающимся осознать русский язык как язык познания, выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Системное использование метода проектов в образовательном процессе приведет к развитию языковой личности школьника на уровне современных требований.
Цель проекта: разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- Выстроить систему урочной и внеурочной деятельности, направленную на развитие языковой личности школьников, через использование метода проектов.
- Разработать диагностический инструментарий по развитию уровней языковой личности школьников;
- Содействовать развитию сетевого взаимодействия с дистанционными образовательными центрами для совместного решения задач проекта.
- Способствовать самореализации личности школьника через освоение навыков проектной деятельности (предъявление готовых продуктов).
- Проанализировать, обобщить результаты проекта, на основании которых разработать программу развития языковой личности.
Методы достижения поставленных задач:
Данный педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Методологической основой Проекта является метод проектов, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Инновационная направленность проекта состоит в создании целостной системы работы по развитию языковой личности через уроки и внеурочную деятельность.
Моя задача - проектирование содержания, форм и способов организации образовательного процесса; подбор развивающего дидактического материала на разных этапах деятельности обучающихся с учетом специфики работы в кадетских классах.
Новизна проекта заключается:
- в интеграции системы урочной и внеурочной деятельности;
- в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на развитие языковой личности через метод проектов;
- В развитии сетевого взаимодействия школы с дистанционными образовательными центрами с целью консолидации усилий по развитию ключевых компетенций языковой личности обучающихся.
При разработке Проекта соблюдались следующие принципы:
- преемственности содержания образования;
- дифференцированности содержания учебного материала с учетом спроса потребителей услуг;
- научности;
- интеграции основного и дополнительного образования;
- открытости и публичности образования.
Методический продукт:
На основании теоретических обоснований и практической апробации планируется разработка и презентация педагогическому сообществу программы развития языковой личности (с описанием содержания каждого этапа работы и пакетом диагностических методик для отслеживания результата).
Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта включает в себя:
- урочную деятельность (через уроки русского языка и литературы, индивидуальные предметные консультации);
- внеурочную деятельность (через деятельность отделения дополнительного образования – кружок «Юный Сократ»);
- систему научно-практических конференций по защите проектов (в соответствии с планом работы школы, в графиками дистанционных конференций центров «Академия успеха», «Юность. Наука. Культура»);
- дистанционные обучающие оргдеятельностные курсы научной школы Хуторского центра дистанционного образования «Эйдос» (2 раза в год).
Содержание деятельности | Цель | Инструментарий | Описание |
1-й этап: прогностический (2-е полугодие 2012 года). | |||
Теоретический анализ источников информации. | Изучить суть проблемы, теоретические и методологические основы проекта, отобрать необходимый материал. | Литература по теме. Материалы исследований по вопросу развития языковой личности. | На данном этапе отобран и проанализирован теоретический материал, прописана основа проекта. |
Диагностика обучающихся. | Разработка диагностического инструментария (для стартовой и промежуточных диагностик, для оценки удовлетворенности обучающихся деятельностью) | Анкеты для стартовой диагностики. Тесты PISA, материалы дельта-тестирования для выявления стартового уровня языковой личности. Диагностические карты для промежуточной диагностики. | Разработан инструментарий для диагностики. Стартовый уровень диагностики контрольной группы показал, что, не смотря на заинтересованность обучающихся в освоении проектных навыков, уровень развития языковой личности является недостаточным (проблемы в выделении главного, в выборе адекватных языковых средств и пр.). |
Формирование группы обучающихся, заинтересованных в проектной деятельности. Консультирование при разработке проектов. | Накопление опыта сопровождения обучающихся в проектной деятельности. Выявление проблем обучающихся в подготовке и защите проектов. | Памятки для обучающихся. Алгоритмы деятельности. Конкретные проекты. | На данном этапе осуществлялась индивидуально-групповая работа с обучающимися. На основе наблюдения выявлялись проблемы, определялись пути решения. Анализировались результаты публичной защиты проектов, определялись причины затруднений. |
Интенсивный обучающе-диагностический курс для экспериментальной группы (дистанционный центр научной школы Хуторского «Эйдос») | Определение развития уровней языковой личности, которое проявляется при подготовке проектов | Материалы курса дистанционного центра научной школы Хуторского «Эйдос». | 10 обучающихся 5-6 классов прошли обучение в Центре «Эйдос» по дистанционному оргдеятельностному курсу «Как разработать исследовательский проект патриотической направленности». Уровень подготовки обучающихся был неодинаков. Двое обучающихся имели опыт подготовки и представления исследовательских проектов на муниципальном уровне (октябрь 2012 года, научно-практическая конференция «Шаг в будущее»), четверо – на школьном уровне, еще четверо не имели опыта разработки проектов. Если работа с теоретическими положениями курса не вызывала затруднений у тех, кто был знаком с методом проектов, то в выполнении практических заданий возникли препятствия у всех, вне зависимости от уровня подготовки. Основные проблемы, с которыми столкнулись все ученики при выполнении заданий курса: неумение сформулировать четко и кратко свою точку зрения (появлялись расплывчатые, описательные формулировки), отсутствие связи между устной речью и письменной (при разговоре с тьютером обучающиеся обосновывали свою точку зрения, но как только начинали записывать обоснование, то произнесенное и написанное нередко диаметрально противоположно расходилось по смыслу). Причем о своем неумении выражать свои мысли дети высказывались при выполнении самого первого задания, в котором руководитель курса просил их оценить степень своей готовности к выполнению всех этапов работы. В дальнейшем, после выполнения шести последующих заданий, в каждом из которых от обучающихся требовалось сформулировать тему, гипотезу, цель и задачи разрабатываемого ими проекта, ученики в он-лайн режиме, общаясь непосредственно с руководителем курсов, смогли четко представить и защитить свои проекты. Работа с данной контрольной группой показала, что у обучающихся не были сформированы такие готовности когнитивного уровня языковой личности, как готовность давать определение используемым понятиям; аргументировать свою точку зрения; импровизировать в речи; учитывать в общении «фактор адресата», степень его осведомленности; целенаправленно строить высказывания, достигающие заданного эффекта, т.е. обладающие необходимой мерой воздейственности; оперировать подъязыком разговорной речи; пользоваться различными конкретными подъязыками и регистрами, т.е. умею с каждым говорить на его языке; использовать стилистические средства того или иного подъязыка (стиля речи) – и в понимании и в воспроизведении; различать особенности стилей речи при производстве письменного текста; убедительно высказаться на родном языке публично. Для устранения причин неуспеха обучающихся было решено разработать программу кружка, в которой сочеталась бы работа по организации проектной деятельности и работа по развитию когнитивного уровня языковой личности учеников. В отличие от программ кружков, направленных на внедрение метода проектов в образовательный процесс, в ней учитывается необходимость развития когнитивного уровня языковой личности обучающихся, так как готовности, относящиеся к этому уровню, по результатам наблюдения за контрольной группой, у школьников являются неразвитыми. |
Разработка программы дополнительного образования «Юный Сократ» | Отразить в программе развитие когнитивного уровня языковой личности посредством метода проектов | Программа дополнительного образования | Разработана авторская программа (в качестве консультантов выступили специалисты научной школы Хуторского). |
Разработка системы упражнений и заданий коммуникативного характера | Система заданий и упражнений направлена на развитие готовностей когнитивного уровня языковой личности | Дидактический материал для развития языковой личности через метод проектов (в урочной и внеурочной деятельности). | В стадии разработки. |
2-й этап: основной/накопительный (2013-2014 годы). | |||
Стартовая и промежуточная диагностики результативности реализации задач проекта | Отслеживание динамики развития когнитивного уровня языковой личности школьников | Диагностические карты | Для использования мной разработана диагностическая карта оценки уровня развития тех готовностей языковой личности, которые необходимы для успешного написания и защиты проекта. Диагностическая карта представлена в двух вариантах – как лист самооценки обучающегося и лист оценки готовностей обучающихся тьютором, консультантом, преподавателем. (Приложение 2) Данная диагностика проводится дважды в год. |
Ведение курса дополнительного образования «Юный Сократ» | Реализация задач проекта на практике | Материалы для занятий. Разработка рабочих тетрадей для учащихся. | Система занятий. 2 раза в год – прохождение интенсивных курсов в дистанционном центре «Эйдос» научной школы Хуторского. |
Уроки | Реализация основных задач проекта через урочную деятельность | Включение в рабочую программу по предмету материалов по проектной деятельности для развития языковой личности. | |
Предъявление результатов работы (презентация продуктов) | Предоставление возможности для самореализации через публичную защиту проектов. | Конференции «Юный исследователь», «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура». | Планируется расширение сетевого взаимодействия. |
3-й этап: практико-обобщающий (май-июнь 2014г.) | |||
Итоговая диагностика развития когнитивного уровня | Выявление качественных изменений развития когнитивного уровня языковой личности обучающихся | Диагностические карты | На основании данной диагностики планируется оценить результативность реализации проекта, провести качественный анализ |
Анализ результатов реализации 1-го и 2-го этапов. | Выявление приемов и методов, которые позволили получить результат. Определение проблемных точек в реализации проекта, путей компенсации. | Анализ продуктов деятельности, анализ процесса. | Собирается и систематизируется материал для обобщения опыта по теме. |
Обобщение результатов деятельности | Систематизация полученных результатов | Программа по теме исследования. | |
Описание опыта работы с целью его распростанения. | Описание результатов работы для возможности воспроизводимости в педагогическом сообществе. | Программа по теме исследования. |
Кадровое обеспечение проекта:
- Тьютор реализации проекта – Зайнуллина Галина Файзулловна;
- Консультант проекта – Шевчук Светлана Борисовна;
- Сетевые консультанты научной школы Хуторского центра дистанционного образования «Эйдос» - Кинцель Александр Евгеньевич, сотрудник Института развития человека; Свитова Татьяна Николаевна, сотрудник Института развития человека.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Кабинет для организации индивидуально-групповых занятий (оснащенный модульной мебелью для организации необходимого учебного пространства).
- Мобильный интерактивный комплекс с выходом в интернет для организации дистанционного обучения, проведения чат-конференций и видеозащиты проектов в режиме он-лайн.
- Сканер и принтер для подготовки дидактических и диагностических материалов.
Проект требует минимальных затрат, является одним из средств деятельности школы по схеме взаимодействия: учитель - ученик - родители - общественные организации.
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат реализации программы – обучающийся с развитой языковой личностью, самостоятельно добывающий и обрабатывающий информацию, имеющий свою точку зрения и приводящий аргументы в ее защиту, готовый убедительно высказываться публично, умеющий выбирать стиль общения и языковые средства в зависимости от ситуации и адресата.
Если говорить о тех результатах, которые были достигнуты на первом этапе реализации проекта, то можно отметить следующее:
- Рост заинтересованности обучающихся в проектной деятельности как средству самореализации и саморазвития (по данным анкетирования и увеличению численности группы, с которой я работаю в качестве консультанта).
- Призовые места на городской конференции юных исследователей «Шаг в будущее» (на конференции было предъявлено 6 проектов обучающихся, входящих в мою группу, 5 проектов удостоены призовых мест):
Пичугин Богдан, 5к класс | 1-е место в секции «Литературоведение» (юниор) |
Салиев-Глухих Даниил, 5к класс | 2-е место в секции «Социология и психология» (юниор) |
Просин Павел, 11к класс | 2-е место в секции «История и краеведение» |
Винничук Артем, 4к1 класс | 3-е место в секции История и краеведение» (юниор) |
Энверова Элина, 10к класс | 3-е место в секции «Литературоведение» |
- Призовые места и дипломы лауреатов на дистанционных видеоконференциях и заочных конференциях:
«Юность. Наука. Культура» - 2 работы.
«Галилео» - 1 работа.
«Планета знаний» - 3 работы.
- Успешное обучение на 1-м оргдеятельностном дистанционном курсе по проектной деятельности в центре «Эйдос» (положительные отзывы руководителя курсов о работе обучающихся в ходе интенсивного обучения).
Календарный график
В качестве календарного графика предлагаю программу организации внеурочной деятельности «Юный Сократ», так как основополагающие мероприятия проекта отражены в разделе «Механизм реализации проекта», а данная программа конкретизирует и наполняет содержанием основной раздел моего проекта.
Программа кружка по проектной деятельности учащихся
«Юный Сократ».
Программа рассчитана на 1 час в неделю (из расчета 35 рабочих недель). Достоинствами кружковой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, систематичность и целенаправленность.
Программа рассчитана на младших подростков (11-13 лет).
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- они направлены на достижение конкретных целей;
- они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами: развитие и реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- ориентация на практический характер организации деятельности обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы школьника
- организация самостоятельной исследовательской работы в рамках заданной темы
- использование различных форм взаимодействия, что позволяет учащемуся выбирать нужный подъязык в зависимости от ситуации и собеседника
- развитие регулятивных УУД.
- осуществляется работа по подготовке проекта для презентации с использованием различных видов оформления результатов работы.
- развитие познавательных УУД.
- публичная защита проекта развивает коммуникативную компетентность обучающихся.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над определением актуальных для обучающихся проблем, на решение которых будут направлены проекты. Объединять проекты обучающихся в кружке общей темой нецелесообразно, т.к. у разных учеников разные интересы.
Руководитель кружка помогает развить когнитивные способности и создать проект вне зависимости от того, какую область научного или социального знания выбрал обучающийся для своего исследования.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем, его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- отличительные особенности научного стиля речи;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
- ранжировать выдвигаемые идеи;
- предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
- делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теория / Практика | Формы контроля |
1. | Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. | 2 ч | ||
1.1. | Виды исследовательских работ. Основные понятия исследовательской работы | 1/ 1 | ||
2 | Раздел 2. Научный стиль речи. Особенности языка исследования. | 3 ч | ||
2.1 | Особенности научного стиля речи: специальная лексика, «термин», «понятие», грамматические конструкции. | 1/2 | ||
3. | Раздел 3. Этапы работы в процессе исследования. | 15 ч | Организация дискуссии «Это мое мнение» | |
2.1. | Выбор темы. Постановка цели и задач. | 1/ 2 | ||
2.2. | Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. | 2/ 2 | ||
2.3. | Способы обработки полученной информации. | 2/ 2 | ||
2.4. | Организация и методика исследования. | 1/ 3 | ||
3. | Раздел 3. Оформление работы. | 5 ч | Учебно-исследовательская работа. | |
3.1. | Структура учебно-исследовательской работы. | 1/ 1 | ||
3.2. | Правила оформления учебно-исследовательской работы. | 1/ 2 | ||
4. | Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы. | 10 ч | Доклад по учебно-исследовательской работе. | |
4.1. | Требования к докладу. | 1/ 1 | ||
4.2. | Составление текста доклада. | 1/ 1 | ||
4.3. | Культура выступления. | 1/ 1 | ||
4.4. | Упражнения. Развитие дикции. | 1/ 1 | ||
4.5. | Зачетная работа. | 1/ 1 | ||
Всего: | 35 ч | 15/ 20 |
Содержание учебного материала.
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)
1. Виды исследовательских работ.
Раздел 2. Научный стиль речи. Особенности языка исследования ( 3 часа)
1. Особенности научного стиля речи: специальная лексика, «термин», «понятие», грамматические конструкции.
Раздел 3. Этапы работы в процессе исследования (15 часов)
- Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
- Практическая работа № 1. Формулировка – ключ к проекту.
- Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, Интернет-ресурсы, люди.
- Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет-ресурсами, проведение опросов и интервью.
- Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. (Приемы ТРКМЧП)
- Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. (Приемы ТРКМЧП)
- Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
- Практическая работа № 4. Представление отчета. Дискуссионный клуб «Это мое мнение»
Раздел 3. Оформление работы (5 часов)
- Структура исследовательской работы. Три кита структуры: введение, основная часть, заключение.
- Правила оформления учебно-исследовательской работы. «Маленькие хитрости» - устойчивые формулы в научном и публицистическом стиле речи.
- Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).
- Подготовка к защите. Требование к докладу.
- Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
- Культура выступления.
- Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
- Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа. Научно-практическая конференция.
Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: | 3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 | |
- степень актуальности определить сложно; | 1 | |
- не актуальна; | 0 | |
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 | |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 | |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: | 3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 | |
- используются традиционные методы решения. | 1 | |
4. | Новизна полученных результатов: | 4 |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | 3 | |
- имеется новый подход к решению известной проблемы; | 2 | |
- имеются элементы новизны; | 1 | |
- ничего нового нет. | 0 | |
5. | Практическая значимость работы: | 3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 | |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 | |
- не заслуживает внимания. | 0 | |
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности решения; | 1 | |
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | 0 | |
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: | 1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 | |
8. | Качество оформления работы: | 2 |
- есть замечания по оформлению работы; | 1 | |
- не соответствует требованиям оформления. | 0 | |
Итого: | 20 баллов |
Критерии оценки докладов
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Качество доклада: | 3 |
- четко выстроен; | 2 | |
- рассказывается, но не объясняется суть работы; | 1 | |
- зачитывается. | 0 | |
2. | Использование демонстрационного материала: | 2 |
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; | 1 | |
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | 0 | |
3. | Качество ответов на вопросы: | 3 |
- не может ответить на большинство вопросов; | 2 | |
- не может четко ответить на вопросы. | 1 | |
4. | Владение научным и специальным аппаратом: | 3 |
- использованы общенаучные и специальные термины; | 2 | |
- показано владение базовым аппаратом. | 1 | |
5. | Четкость выводов: | 3 |
- нечетки; | 2 | |
- имеются, но не доказаны. | 1 | |
Итого: | 14 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Внеурочная работа с учащимися как средство достижения метапредметных результатов
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.А. Дистерверг...
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...
Проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
Проектная деятельность, автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке». Рекреационная нагрузка на территорию. Степень уплотненности почв...