Выступление на педсовете "Воспитательная работа в положениях ФГОС"
материал
В докладе отражены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: система фундаментальных социальных и педагогических понятий, цели и задачи деятельности на основе системы базовых ценностей, социальный заказ и основные направления деятельности НОО и ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota_v_polozheniyah_fgos_fgos.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа в положениях ФГОС
Петушкова И.Н., методист школы
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
----------------------------------------------------------------------------------------
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждается целесообразность воспитательной деятельности только с опорой на национальный воспитательный идеал.
Современный национальный воспитательный идеал:
- высоконравственный,
- творческий,
- компетентный
- гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
- укоренённый в духовных и культурных традициях многонац. народа РФ.
----------------------------------------------------------------------------------------
Концепция определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи дух.-нравственного развития и восп. детей и молодёжи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
----------------------------------------------------------------------------------------
Базовые национальные ценности российского общества:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- здоровье, труд и творчество;
- наука;
- традиционные религии России;
- искусство;
- природа;
- человечество.
----------------------------------------------------------------------------------------
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий:
- нация,
- национальное государство,
- нац-ое самосознание (идентичность),
- формирование нац. идентичности,
- патриотизм,
- гражданское общество,
- многообразие культур и народов,
- межэтнический мир и согласие,
- социализация,
- развитие,
- воспитание,
- национальный воспитательный идеал,
- базовые национальные ценности,
- дух.-нравственное развитие личности,
- дух.-нравст. восп. личности гражданина России.
----------------------------------------------------------------------------------------
Концепция определяет цель и задачи дух.-нравст. развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
- освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
----------------------------------------------------------------------------------------
Основные направления деятельности
НОО:
Основное содержание воспитания (виды):
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
ООО:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры,
- формирование антикоррупционного сознания.
----------------------------------------------------------------------------------------
В программе отражаются:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития;
2) направления деятельности;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений;
5) этапы организации работы в рамках образовательной организации;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности;
11) методика и инструментарий мониторинга;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
----------------------------------------------------------------------------------------
Уклад школьной жизни
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
- включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
- учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии; организация коллективной жизнедеятельности.
Для стимулирования размышлений участников образовательных отношений могут быть использованы различные варианты уклада школьной жизни, в т.ч. военный (образование осуществляется как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности; воспитание осуществляется методом инициации (испытание и посвящения), объяснительно-иллюстративным и методом учебной практики; имитация (военная игра) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника (социальные роли командира и подчиненного).
----------------------------------------------------------------------------------------
Характер воспитывающей деятельности
Обязательным условием достижения общественных и педагогических результатов является личностная значимость для участников деятельности социальной проблемы, улучшения окружающей действительности.
В социально значимых инициативах и совместной общественно значимой деятельности впервые проявляется их стремление к участию в жизни школы, общества, к удовлетворению и реализации формирующихся социальных потребностей в активности, независимости, самостоятельности, проявлению своего личностного достоинства, личностного самоопределения.
----------------------------------------------------------------------------------------
Воспитательные результаты
Они могут быть распределены по 3 уровням:
1. Приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3. Получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
----------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...
выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...
Основные положения ФГОС НОО ЗПР
Презентация знакомит с основными положениями ФГОС НОО ЗПР, вступивших в силу 01.09.2016...
Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"
Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС авторы: Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения и расчитана на 1 час литературы в неделю....
Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.
Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г....