Выступление на педсовете "Воспитательная работа в положениях ФГОС"
материал

Петушкова Ирина Николаевна

В докладе отражены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: система фундаментальных социальных и педагогических понятий, цели и задачи деятельности на основе системы базовых ценностей, социальный заказ и основные направления деятельности НОО и ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_polozheniyah_fgos_fgos.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в положениях ФГОС

Петушкова И.Н., методист школы

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. 

----------------------------------------------------------------------------------------

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности  гражданина  России.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждается целесообразность воспитательной деятельности только с опорой на национальный воспитательный идеал.

Современный  национальный  воспитательный  идеал:

  • высоконравственный,
  • творческий,
  • компетентный
  • гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
  • укоренённый в духовных и культурных традициях многонац. народа РФ.

----------------------------------------------------------------------------------------

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи дух.-нравственного развития и восп. детей и молодёжи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

----------------------------------------------------------------------------------------

Базовые национальные ценности российского общества:

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;  
  • гражданственность;
  • семья;
  • здоровье, труд и творчество;  
  • наука;  
  • традиционные религии России;  
  • искусство;
  • природа;  
  • человечество.

----------------------------------------------------------------------------------------

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных  социальных  и  педагогических  понятий: 

  • нация,
  • национальное государство,
  • нац-ое самосознание (идентичность),
  • формирование нац. идентичности,
  • патриотизм,
  • гражданское общество,
  • многообразие культур и народов,
  • межэтнический мир и согласие,
  • социализация,
  • развитие,
  • воспитание,
  • национальный воспитательный идеал,
  • базовые национальные ценности,
  • дух.-нравственное развитие личности,
  • дух.-нравст. восп. личности гражданина России.

----------------------------------------------------------------------------------------

Концепция определяет цель и задачи  дух.-нравст. развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

  • освоение  обучающимися  ценностно-нормативного  и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
  • вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в  личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
  • овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.  

----------------------------------------------------------------------------------------

Основные направления деятельности

НОО:

Основное содержание воспитания (виды):

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • социокультурное и медиакультурное воспитание;
  • культуротворческое и эстетическое воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание.

ООО:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • формирование экологической культуры,
  • формирование антикоррупционного сознания.

----------------------------------------------------------------------------------------

В программе отражаются:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития;

2) направления деятельности;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений;

5) этапы организации работы в рамках образовательной организации;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности;

11) методика и инструментарий мониторинга;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

----------------------------------------------------------------------------------------

Уклад школьной жизни

Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

  • обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
  • включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
  • основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
  • учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии; организация коллективной жизнедеятельности.

Для стимулирования размышлений участников образовательных отношений могут быть использованы различные варианты уклада школьной жизни, в т.ч. военный (образование осуществляется как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности; воспитание осуществляется методом инициации (испытание и посвящения), объяснительно-иллюстративным и методом учебной практики; имитация (военная игра) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника (социальные роли командира и подчиненного).

----------------------------------------------------------------------------------------

Характер воспитывающей деятельности

Обязательным условием достижения общественных и педагогических результатов является личностная значимость для участников деятельности социальной проблемы, улучшения окружающей действительности.

В социально значимых инициативах и совместной общественно значимой деятельности впервые проявляется их стремление к участию в жизни школы, общества, к удовлетворению и реализации формирующихся социальных потребностей в активности, независимости, самостоятельности, проявлению своего личностного достоинства, личностного самоопределения.

----------------------------------------------------------------------------------------

Воспитательные результаты

Они могут быть распределены по 3 уровням:

1. Приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

----------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"

Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...

выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"

Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...

Основные положения ФГОС НОО ЗПР

Презентация знакомит с основными положениями ФГОС НОО ЗПР, вступивших в силу 01.09.2016...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....