Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"
проект по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ; в) На основе каких документов разрабатывается программа; г) Функции рабочей программы. 2. Структура программы. 3. Разделы рабочей программы. 4. Общая характеристика учебного предмета. 5. Содержание учебного предмета. 6. Составление календарно-тематического планирования (КТП). а) На основании каких документов составляется КТП; б) Таблица КТП. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 9. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы. 10. Титульный лист рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_polozhenie_o_rabochey_programme.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к Положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС ООО МБОУ СОШ № 117
1. Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 о введении ФГОС ООО, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, который является составной частью образовательной программы школы и учитывает:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
- требования к планируемым результатам обучения выпускников;
- требования к содержанию учебных программ;
- принцип преемственности общеобразовательных программ;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом школы;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- особенности и познавательные интересы учащихся;
- выбор педагогом комплекта учебно-методического обеспечения.
1.3. Рабочая программа разрабатывается на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования;
- примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программы, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников.
1.4. Рабочая программа составляется педагогом по конкретному предмету на учебный год.
1.5. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися
- (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Структура программы (см. ФГОС ООО, стр. 31)
Структура программ отдельных учебных предметов, курсов приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В структуре рабочей программы по всем учебным предметам 8 обязательных пунктов.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее ООП) основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
Пояснительная записка конкретизирует:
- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
- обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Показать классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и количество часов, выделяемое на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательного процесса) части. Возможно, расписать количество часов на один год обучения в табличном виде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Предполагается, что все результаты будут разбиты по годам обучения.
Содержание учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.
Составление
календарно-тематического планирования
(См. требования методических писем по предмету)
В соответствии с требованиями ФГОС ООО программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
.
Структура КТП:
- дата проведения урока (возможно указание планируемой недели с последующим уточнением фактической даты проведения урока);
- раздел учебной программы по предмету;
- тема урока;
- темы контрольных, практических, лабораторных работ (возможно сформировать приложение с нумерованным перечнем тем работ, а в КТП вносить только соответствующие номера);
- количество часов, отведенных на освоение программного материала;
- оборудование (учитывая, что в последние годы в школы поступает большое количество современного компьютерного, учебного и учебно-лабораторного оборудования, считаем обязательным отражение его использования на уроках);
- основные виды учебной деятельности, направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), соответствующие пункту «характеристика основных видов деятельности ученика» раздела «Тематическое планирование» данной рабочей программы учителя;
Календарно-тематическое планирование (далее - КТП) составляет учитель на основе рабочей программы учебного предмета. Классный журнал заполняется в соответствии с КТП. В КТП даты по плану пишутся по годовому календарному графику ( без праздничным дней).
Календарно-тематическое планирование
Дата по плану | Дата факт | Номер урока по плану | Тема урока | Элементы содержания темы | Планируемые результаты | Основные виды деятель ности учащихся по теме | Практическая работа | НРЭО | Д/з | |
Предметные | Метапредметные | |||||||||
(НРК) – НРЭО – национальные, региональные и этнокультурные особенности
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые и электронные образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- натуральные объекты;
- демонстрационные пособия;
- музыкальные инструменты;
- натуральный фонд.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
- для базового уровня результатов «выпускник научится»,
- для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
- Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Порядок рассмотрения и утверждения
рабочей программы
1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (вверху слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.
2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (вверху слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
3. После согласования рабочую программу утверждает директор школы, ставит гриф утверждения на титульном листе.
4. Рабочая программа утверждается ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения.
5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения и утверждены на заседании педагогического совета школы (на титульном листе делается соответствующая запись о дате внесения изменений).
6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.
7. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 117»
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 117
_____________Н.В.Овчинникова _______________Л.В.Карасева «______» ________________2015 г. «____»________________2015 г
Рассмотрено
На заседании школьного МО
Руководитель ШМО
«___» ____________2015 г.
Программа по географии
для 5 класса
Учитель: Трухина Людмила Григорьевна
( высшая категория)
г. Снежинск
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе педагога по предмету МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»
. Общие положения1.1 Настоящее Положение о рабочей программе разработано в соответствии с законом РФ и РТ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учре...
Положение о рабочей программе педагога
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельнос...
Положение о проведение школьного конкурса рабочих программ педагогов
В положении педставлены и критерии оценивания рабочих программ педагогов...
Положение о рабочей программе по ФГОС
Как правильно оформить рабочую программу по ФГОС...
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ФГОС ООО)
Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Госуд...
Положение о рабочей программе педагога
Положение о рабочей программе педагога...