выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
учебно-методический материал по теме

Кушко Зоя Леонидовна

Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа преемственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_preemstvennosti.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  № 9 им. М.И. Неделина

Проект

Формирование готовности  учителей  к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»

                                                                             Сфера реализации нововведения-

                                                                 начальная школа, основная школа

                                                                Организация – заявитель-

                                                                МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина

                                                                Руководитель проекта- Кушко З.Л.,

                                                                 зам. директора  по УВР

                                                                База выполнения проекта

                                                                (4-5 классы)

                                                                Срок выполнения проекта – 5 лет

                                                                


Актуальность проекта

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

          Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
  • формирование готовности  учителей  к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»

Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность гимназии.

1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.

В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.

Основная идея проекта заключается в организации преемственности начальной и основной школ в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно  проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

Цель проекта: 

добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения в начальной и основной школах  согласованности образовательных стандартов, новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, системы подготовки учителей средней школы по эффективной организации преемственности.

Задачи проекта:

-    организация образовательной  среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей гимназии;

  • организация  образовательной  среды для учащихся выпускного класса начальной  школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
  • организация новых условий труда для учителей-предметников;
  • подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы в рамках ФГОС;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
  • создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процессов.

Новизна проекта

Организация новой образовательной среды, готовность учителей к организации преемственности позволит обеспечить качество образования  в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а  введение предметного обучения (ведение уроков педагогами–предметниками) в выпускном классе начальной школы – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школах.

Практическая значимость проекта

Реализация проекта позволит:

Учащимся:

  • в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками, сохраняя возможность обучения в постоянном кабинете (классе)
  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
  • получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
  • раскрыть свои ресурсы и способности;
  • приобрести навыки самообразования;
  • обеспечить положительное отношение пятиклассников к образовательному процессу, повысить мотивацию у обучению;
  • не снизить качество обученности.

Родителям:

  • получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет новых подходов к организации образовательной среды;
  • познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей

Педагогам:

  • разработать интегрированные уроки  по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе
  • повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.

- овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;

- овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных способностей.

Образовательному учреждению в целом:

  • начать эксперимент по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах  
  • создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса

К данному моменту в гимназии проведена следующая подготовительная работа:

  • обсуждена и принята идея  организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);
  • решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта;
  • проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, методических ресурсов;
  • проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.

С целью изучения мнения по изменению образовательной  среды для учащихся начальной школы был проведен опрос родителей и учителей.

В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:

- содержание обучения;

- методы и формы обучения;

- требования к учащимся;

- образовательное пространство;

- смена классного руководителя;

- количество новых учителей;

- организация свободного времени.

Более 90% родителей выразили согласие по организации таких направлений деятельности гимназии для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й как:

-  привлечение учителей-предметников к преподаванию в начальной школе;

-  проведение регулярного мониторинга качества образования учащихся и условий труда;

- выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками основной шклы.

Данные проведенного исследования стали основой для разработки проекта.

Основные направления:

  1. Согласовать цели на 1 и 2 ступени обучения. Образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его инициативности, самостоятельности, ответственности.
  2. Обогатить образовательное содержание:

введение в педагогический процесс разных видов детской деятельности творческого характера;

максимальная активизация познавательных интересов;

обогащение содержания уроков как одного из средств самовыражения ребенка;

  1. Усовершенствовать формы организации и методы обучения как на 1, так и на 2 ступени обучения:

изменять формы общения детей на уроке, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми;

более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;

развитие  на уроках основной школы познавательных интересов учащихся;

использовать многообразие форм обучения на интегративной основе;

 поддерживать развивающую предметную среду;

Этапы проекта

Первый этап – подготовительный (2011-2012 учебный год):

  • разработка подходов к организации образовательной  среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
  • разработка диагностического инструментария;
  • повышение квалификации сотрудников гимназии, участвующих в реализации данного проекта;

Второй этап – основной (2012-2015 уч.гг):

  • определение влияния новой организации образовательной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности гимназии;
  • мониторинг проектной деятельности;
  • анализ промежуточных итогов проекта.

Третий этап – аналитический )2015-2016 учебный год):

  • оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
  • оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;
  • выявление влияния организации образовательной среды на результативность образовательной деятельности школы;
  • выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
  • распространение опыта гимназии по использованию основных методов и механизмов организации предметно-образовательной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС на 2 ступени обучения.

Описание проекта

Участники проекта:

Ученики 4-х классов начальной школы

Учителя начальной школы

Учителя-предметники

Родители

Педагоги дополнительного образования

Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)

Администрация

Социальные партнеры

Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

Для реализации проекта в гимназии задействованы:

  • учителя - предметники, отвечающие за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
  • психолог, помогающий педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  • социальный педагоа, обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
  • педагог-организатор, отвечающий за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время
  • педагоги-дополнительного образования, отвечающие за реализацию программ по внеурочной деятельности

Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

При реализации проекта предусматриваются:

  • оборудованные учебные кабинеты для учащихся 4-х классов
  • специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников,  предназначенных для:
  • общения;
  • подвижных занятий;
  • групповой  и индивидуальной работы;
  • презентации своих достижений и т.д.
  • - кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)

Информационное обеспечение проекта:

1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него – к глобальной информационной среде.

2. На сайте гимназии будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

Основные направления по реализации проекта:

  • Создание системы повышения квалификации педагогов гимназии
  • Организация предметно-образовательной среды для учащихся начальной школы
  • Формирование информационного пространства начальной школы
  • Обеспечение  системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Рабочий план реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Предполагаемый результат

Направление: Создание системы повышения квалификации педагогов гимназии

Подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы

Курсы повышения квалификации «Организация преемственности в начальной и основной школе в рамках введения ФГОС »

Рост профессионального мастерства учителя

Круглые столы по обмену опытом между учителями начальной и средней школы, преподавателями дополнительного образования и социальными партнерами

Выработка единых требований к образовательному процессу между всеми участниками образовательного процесса.

Направление: Организация предметно-образовательной среды для учащихся начальной школы

Организация  предметно-образовательной  среды для учащихся выпускного класса начальной  школы, способствующей реализации компетентностного подхода.

Введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования.

Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Обеспечение технических и комфортных условий для дополнительного образования, реализации воспитательного процесса.

Введение лабораторных работ в 4 классе.

Пропедевтическая работа по изучению предметов естественно-научного цикла

Сотрудничество с детскими библиотеками.

Организация дополнительного образования совместно с соц.партнерами

Развитие системы внеурочной деятельности

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию

Разработка программы работы с талантливыми детьми

Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями

Направление: Формирование информационного пространства школы

Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей

Определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной  школы

Издание информационных листов для родителей.

Ознакомление родителей с результатами учащихся.

Разработка страницы реализации проекта на сайте гимназии

Расширение участников информационной сети (на сайте)

Научно-методическое обеспечение проекта, изучение  опыта предметного построения образовательного пространства  

Издание брошюры, методических рекомендаций по  внедрению данного опыта в других образовательных учреждениях

Использование элементов дистанционного обучения с детьми разных возможностей и потребностей

Рекомендации по применению дистанционного обучения в начальной школе

Направление: Обеспечение  системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения

Диагностика мотивации и профессиональных интересов и проблем педагогов гимназии

Выявление основных проблем и затруднений в работе учителей-предметников  в работе с учащимися начальной школы.

Разработка системы учета и оценки индивидуальной деятельности педагогов.

Активное использование в работе портфолио профессиональной деятельности.

Регулярное проведение мониторинга по направлениям:

- образовательный мониторинг

- психологический

-мониторинг здоровья

- мониторинг воспитанности

- удовлетворенность всех участников образовательного процесса

- мониторинг эффективности организации внеурочной деятельности

Рекомендации по организации образовательной и воспитательной работы для учителей - предметников,

Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса

Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта

Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате полугодового и годового мониторинга реализации проекта (мониторинг качества услуги организации учебной и иных видов деятельности, мониторинг учителей, реализующих проект, мониторинг удовлетворенности родителей, психологические аспекты реализации проекта и др.)

Мониторинг будет осуществляться на основе сетевого взаимодействия с родителями учащихся и преподавателями основного и дополнительного образования. Опросы будут проводиться по различным направлениям.

Показатели эффективности проводимых изменений:

Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп:

1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения;

2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.

К первой группе относятся следующие показатели:

  • результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям эксперимента);
  • результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
  • степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
  • изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной школе;
  • возрастающее желание родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства  активно участвовать в жизнедеятельности школы;

Ко второй группе:

  • успешность учащихся при обучении в выпускном классе начальной школы  и 5-ом классе основной школы;
  • успешность педагогического коллектива;
  • разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и учителями – предметниками образовательных технологий;
  • разнообразие и эффективность применения технологий управления образовательным учреждением;
  • рост имиджа гимназии в образовательной сети муниципального  района как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;
  • степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов повышения квалификации, в т.ч., внутрифирменного);

Ожидаемые результаты проекта

Направления

Ожидаемые результаты

Обновление и совершенствование качества  образования

Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС

Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Качественное улучшение образовательных результатов  учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Развитие системы поддержки талантливых детей

Расширение реальных возможностей для самореализации личности  ребенка.

Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).

Развитие и обновление педагогического потенциала

Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.

Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов  и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения.

Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели  образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие).

Современная образовательная инфраструктура

Организация предметной образовательной  среды для учащихся начальной школы.

Создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной  деятельности учащихся начальных классов.

Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни

Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.

Расширение самостоятельности

Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы

Формы предоставления результатов:

  • Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
  • Выступления сотрудников гимназии на конференциях и семинарах ( доклады, тезисы)
  • Статьи в периодических изданиях
  • Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-образовательной среды в начальной школе
  • Специальная страница на сайте гимназии

Тиражируемость результатов проекта:

Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.

Модель организации образовательной среды и диагностический инструментарий реализации проекта будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений города.

Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства гимназии, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"

Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Преемственность в разработке АОП для учащихся с ОВЗ на уровне начального общего образования и основного общего образования

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется к правоотношениям, возникши...