выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
учебно-методический материал по теме
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_preemstvennosti.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 им. М.И. Неделина
Проект
Формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»
Сфера реализации нововведения-
начальная школа, основная школа
Организация – заявитель-
МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Руководитель проекта- Кушко З.Л.,
зам. директора по УВР
База выполнения проекта
(4-5 классы)
Срок выполнения проекта – 5 лет
Актуальность проекта
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:
- новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
- новые подходы к организации труда учителей-предметников;
- новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
- новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
- поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
- использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
- формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»
Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность гимназии.
1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.
В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.
2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.
Основная идея проекта заключается в организации преемственности начальной и основной школ в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта:
добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения в начальной и основной школах согласованности образовательных стандартов, новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, системы подготовки учителей средней школы по эффективной организации преемственности.
Задачи проекта:
- организация образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей гимназии;
- организация образовательной среды для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
- введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
- организация новых условий труда для учителей-предметников;
- подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы в рамках ФГОС;
- создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
- создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процессов.
Новизна проекта
Организация новой образовательной среды, готовность учителей к организации преемственности позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а введение предметного обучения (ведение уроков педагогами–предметниками) в выпускном классе начальной школы – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школах.
Практическая значимость проекта
Реализация проекта позволит:
Учащимся:
- в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками, сохраняя возможность обучения в постоянном кабинете (классе)
- чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
- получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
- раскрыть свои ресурсы и способности;
- приобрести навыки самообразования;
- обеспечить положительное отношение пятиклассников к образовательному процессу, повысить мотивацию у обучению;
- не снизить качество обученности.
Родителям:
- получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет новых подходов к организации образовательной среды;
- познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей
Педагогам:
- разработать интегрированные уроки по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе
- повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.
- овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;
- овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных способностей.
Образовательному учреждению в целом:
- начать эксперимент по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах
- создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса
К данному моменту в гимназии проведена следующая подготовительная работа:
- обсуждена и принята идея организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);
- решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта;
- проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, методических ресурсов;
- проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.
С целью изучения мнения по изменению образовательной среды для учащихся начальной школы был проведен опрос родителей и учителей.
В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:
- содержание обучения;
- методы и формы обучения;
- требования к учащимся;
- образовательное пространство;
- смена классного руководителя;
- количество новых учителей;
- организация свободного времени.
Более 90% родителей выразили согласие по организации таких направлений деятельности гимназии для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й как:
- привлечение учителей-предметников к преподаванию в начальной школе;
- проведение регулярного мониторинга качества образования учащихся и условий труда;
- выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками основной шклы.
Данные проведенного исследования стали основой для разработки проекта.
Основные направления:
- Согласовать цели на 1 и 2 ступени обучения. Образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его инициативности, самостоятельности, ответственности.
- Обогатить образовательное содержание:
введение в педагогический процесс разных видов детской деятельности творческого характера;
максимальная активизация познавательных интересов;
обогащение содержания уроков как одного из средств самовыражения ребенка;
- Усовершенствовать формы организации и методы обучения как на 1, так и на 2 ступени обучения:
изменять формы общения детей на уроке, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми;
более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;
развитие на уроках основной школы познавательных интересов учащихся;
использовать многообразие форм обучения на интегративной основе;
поддерживать развивающую предметную среду;
Этапы проекта
Первый этап – подготовительный (2011-2012 учебный год):
- разработка подходов к организации образовательной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
- разработка диагностического инструментария;
- повышение квалификации сотрудников гимназии, участвующих в реализации данного проекта;
Второй этап – основной (2012-2015 уч.гг):
- определение влияния новой организации образовательной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности гимназии;
- мониторинг проектной деятельности;
- анализ промежуточных итогов проекта.
Третий этап – аналитический )2015-2016 учебный год):
- оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
- оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;
- выявление влияния организации образовательной среды на результативность образовательной деятельности школы;
- выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
- распространение опыта гимназии по использованию основных методов и механизмов организации предметно-образовательной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС на 2 ступени обучения.
Описание проекта
Участники проекта:
Ученики 4-х классов начальной школы | ||||
Учителя начальной школы | Учителя-предметники | Родители | Педагоги дополнительного образования | Служба сопровождения (психолог, социальный педагог) |
Администрация | ||||
Социальные партнеры |
Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:
Для реализации проекта в гимназии задействованы:
- учителя - предметники, отвечающие за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
- психолог, помогающий педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- социальный педагоа, обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
- педагог-организатор, отвечающий за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время
- педагоги-дополнительного образования, отвечающие за реализацию программ по внеурочной деятельности
Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
При реализации проекта предусматриваются:
- оборудованные учебные кабинеты для учащихся 4-х классов
- специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников, предназначенных для:
- общения;
- подвижных занятий;
- групповой и индивидуальной работы;
- презентации своих достижений и т.д.
- - кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)
Информационное обеспечение проекта:
1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него – к глобальной информационной среде.
2. На сайте гимназии будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.
Основные направления по реализации проекта:
- Создание системы повышения квалификации педагогов гимназии
- Организация предметно-образовательной среды для учащихся начальной школы
- Формирование информационного пространства начальной школы
- Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Рабочий план реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Предполагаемый результат |
Направление: Создание системы повышения квалификации педагогов гимназии | ||
Подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы | Курсы повышения квалификации «Организация преемственности в начальной и основной школе в рамках введения ФГОС » | Рост профессионального мастерства учителя |
Круглые столы по обмену опытом между учителями начальной и средней школы, преподавателями дополнительного образования и социальными партнерами | Выработка единых требований к образовательному процессу между всеми участниками образовательного процесса. | |
Направление: Организация предметно-образовательной среды для учащихся начальной школы | ||
Организация предметно-образовательной среды для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода. Введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. | Обеспечение технических и комфортных условий для дополнительного образования, реализации воспитательного процесса. | |
Введение лабораторных работ в 4 классе. | Пропедевтическая работа по изучению предметов естественно-научного цикла | |
Сотрудничество с детскими библиотеками. | ||
Организация дополнительного образования совместно с соц.партнерами | Развитие системы внеурочной деятельности | |
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию | ||
Разработка программы работы с талантливыми детьми | ||
Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями | ||
Направление: Формирование информационного пространства школы | ||
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей Определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной школы | Издание информационных листов для родителей. | Ознакомление родителей с результатами учащихся. |
Разработка страницы реализации проекта на сайте гимназии | Расширение участников информационной сети (на сайте) | |
Научно-методическое обеспечение проекта, изучение опыта предметного построения образовательного пространства | Издание брошюры, методических рекомендаций по внедрению данного опыта в других образовательных учреждениях | |
Использование элементов дистанционного обучения с детьми разных возможностей и потребностей | Рекомендации по применению дистанционного обучения в начальной школе | |
Направление: Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса | ||
Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения | Диагностика мотивации и профессиональных интересов и проблем педагогов гимназии | Выявление основных проблем и затруднений в работе учителей-предметников в работе с учащимися начальной школы. |
Разработка системы учета и оценки индивидуальной деятельности педагогов. | Активное использование в работе портфолио профессиональной деятельности. | |
Регулярное проведение мониторинга по направлениям: - образовательный мониторинг - психологический -мониторинг здоровья - мониторинг воспитанности - удовлетворенность всех участников образовательного процесса - мониторинг эффективности организации внеурочной деятельности | Рекомендации по организации образовательной и воспитательной работы для учителей - предметников, | |
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса |
Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта
Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате полугодового и годового мониторинга реализации проекта (мониторинг качества услуги организации учебной и иных видов деятельности, мониторинг учителей, реализующих проект, мониторинг удовлетворенности родителей, психологические аспекты реализации проекта и др.)
Мониторинг будет осуществляться на основе сетевого взаимодействия с родителями учащихся и преподавателями основного и дополнительного образования. Опросы будут проводиться по различным направлениям.
Показатели эффективности проводимых изменений:
Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп:
1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения;
2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.
К первой группе относятся следующие показатели:
- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям эксперимента);
- результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
- степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной школе;
- возрастающее желание родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства активно участвовать в жизнедеятельности школы;
Ко второй группе:
- успешность учащихся при обучении в выпускном классе начальной школы и 5-ом классе основной школы;
- успешность педагогического коллектива;
- разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и учителями – предметниками образовательных технологий;
- разнообразие и эффективность применения технологий управления образовательным учреждением;
- рост имиджа гимназии в образовательной сети муниципального района как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;
- степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов повышения квалификации, в т.ч., внутрифирменного);
Ожидаемые результаты проекта
Направления | Ожидаемые результаты |
Обновление и совершенствование качества образования | Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе. Качественное улучшение образовательных результатов учащихся при переходе из начальной школы в основную. |
Развитие системы поддержки талантливых детей | Расширение реальных возможностей для самореализации личности ребенка. Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов). |
Развитие и обновление педагогического потенциала | Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем. Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения. Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие). |
Современная образовательная инфраструктура | Организация предметной образовательной среды для учащихся начальной школы. Создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. |
Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни | Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий. |
Расширение самостоятельности | Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы |
Формы предоставления результатов:
- Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
- Выступления сотрудников гимназии на конференциях и семинарах ( доклады, тезисы)
- Статьи в периодических изданиях
- Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-образовательной среды в начальной школе
- Специальная страница на сайте гимназии
Тиражируемость результатов проекта:
Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.
Модель организации образовательной среды и диагностический инструментарий реализации проекта будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений города.
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства гимназии, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье идет речь о роли учителя химии в период прехода на ФГОСОО....
Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Преемственность в разработке АОП для учащихся с ОВЗ на уровне начального общего образования и основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется к правоотношениям, возникши...