выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
учебно-методический материал по теме
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_28.05._preemstvennost_fgos-1.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В Ы С Т У П Л Е Н И Е
на районном семинаре
"Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
Кушко Зоя Леонидовна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Добрый день, уважаемые коллеги. Вот еще прошёл один учебный год - год работы по-новому. Мы все с вами реализуем новый Федеральный стандарт и не заметили, что наши "первопроходцы" уже перешли в 3-й класс.
И пройдет незаметно еще 2 года, и наши малыши будут открывать двери новым стандартам основного общего образования.
Новое поколение образовательных стандартов определило основные задачи и направления развития системы образования, которые мы с вами уже на протяжении 2-х лет реализуем. Мы работаем над всеми задачами, которые указаны в ФГОС НОО на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки а также большую возможность реализовывать данные задачи дает нам внеурочная деятельность.
- Решение всех задач зависит в большей степени от классного руководителя, от его мастерства. Помимо обучения, воспитания в школе, наши ученики побывали на многих экскурсия; также очень активно проводится индивидуальная работа, совместные мероприятия в классе с родителями, а также с учениками всей параллели. Наши учителя проводят феноменальную работу с родителями: лекции, конференции, ролевые игры для того, чтобы они понимали, что их дети учатся не так, как они когда-то учились.
По прошествии 2-х лет можно сказать, какие ценностные ориентиры сформировались в нашей работе:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю (ежегодна на базе нашей школы заканчивается Вахта Памяти, ребята в 1 и 2-м классах понимают, как досталась война их прадедам: тесное общение с ветеранами ВОв);
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. Второй год проводится внеурочная деятельность в студии "Путешествие в страну Этикет", где формируются доброжелательность, доверие и внимательность к людям.
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Но самое важное, что делают все учителя, работающие по новым стандартам - это учат детей учиться.
Этому помогает указанные в стандартах Компетентностный подход, Проблемно ориентированное развивающее образование и лично ориентированное образование. Мы работаем по двум УМК "Школа России" и "Планета знаний", последняя связана с усложнением программ обучения за счет увеличения удельного веса теоретических знаний и объема информации; особой организацией информационной основы деятельности учащихся; индивидуализацией обучения, предполагающей различные варианты компонентов дидактической системы в зависимости от уровня развития интеллекта.
В начальной школе мы достаточно хорошо понимаем цель работы, что такое работать по-новому, и знаем, каким должен быть выпускник начального общего образования, чтобы перейти на следующую ступень - основное общее образование. Наших учителей научили - сегодня 100% учителей имеют курсовую подготовку по ФГОСам (из 16 учителей -16). На сегодняшний момент средняя школа в рамках новых федеральных стандартов - это неопознанный объект. Хотя мы знаем, что в школах нашего района идет эксперимент по внедрению ФГОС ООО (гимназии № 4, 13), но это только первые шаги, невиданные пути, к чему они приведут, мы до конца не знаем. Но, я думаю, по окончании эксперимента коллеги нам расскажут о своих успехах и шишках, и нам все-таки будет работать легче. Но сидеть и ждать результатов мы не должны. Мы должны работать, чтобы переход из начального к основному общему образованию не был болезненным.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу; из начальной школы — в основную, а затем в среднюю (полную) школу и, наконец, в высшее учебное заведение. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Поэтому в школе мы разработали Проект "Формирование готовности учителей к организации преемственности обучающихся начального общего образования и основного общего образования в рамках ФГОС", который рассчитан на 4 года. Цель проекта - добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения в начальной и основной школах согласованности образовательных стандартов, новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, системы подготовки учителей средней школы по эффективной организации преемственности.
Задачи проекта:
- организация образовательной среды для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
- введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
- организация новых условий труда для учителей-предметников;
- подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы в рамках ФГОС;
- создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
- создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процессов.
ФГОС - это шаг вперед, множество трудностей, но отступать нельзя. Любой, сидящий в этом зале, скажет, через что пришлось пройти: курсы повышения квалификации, различная дополнительная литература, а потом в первом кассе! научить детей работать по группам, писать неимоверных размеров поурочные планы, работать с лабораторным оборудованием (особенно тем, кто с компьютером не очень "дружит"), да очень много, каждый может сказать. Но у нас замечательный коллектив учителей. Я, как зам. директора, начинала вместе с ними работать по ФГОСам. Учителя, которые проработали два года, настолько сплотились, вместе все-таки можно преодолеть любые трудности. Мы вместе с ними их и преодолевали. У нас все мероприятия проходят сплоченно - вторые классы видны в школе. Теперь учителя у нас в почете - делятся опытом. В прошлом году на подобной конференции в лицее № 6 мы услышали термин "фгосики", так вот я наших первооткрывателей называю "фгосята", а их учителей - Самсонову Г.В., Болдышеву В.В., Гудкову Е.Н. называю "фгосыни". Извините за такие некрасивые слова, но это, как мне кажется, очень верное определение.
Я уверена, что первые 4 года очень трудно, а по второму кругу будет работать уже легче. Да и из основной школы учителя научатся.
И еще, я обо всем этом не просто говорю, 2 года назад я возмущалась всему этому новому, потому что мой сын попал в эти первопроходцы. Мне было непонятно, как? как все, что написано в этой тоненькой книжечке вот эти маленькие кнопочки смогут выполнить. Мне было жалко своего единственного сыночка. И, может быть, поэтому я вникла в стандарты больше, чем надо, выучила их практически наизусть, все после этого разложила по полочкам. Я вижу хорошие результаты у своего ребенка, да и у других детей. И сейчас и учителю, и родителю, и ребенку смогу объяснить, что это не страшно, это страшно интересно. Самое главное - каждый ребенок уходит с урока успешным. Трудности есть всегда и везде, и у нас тоже, но все преодолимо. И закончить я хочу моими любимыми словами Коко Шанель: "Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"
Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье идет речь о роли учителя химии в период прехода на ФГОСОО....
Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Преемственность в разработке АОП для учащихся с ОВЗ на уровне начального общего образования и основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется к правоотношениям, возникши...