Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС авторы: Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения и расчитана на 1 час литературы в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_literatura.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1133»
_______________________________________________________________________________
121609 Москва, Крылатские холмы 15, корп.1,
телефон (495) 413-02-24 факс (495) 413-02-24 e-mail: 1133@edu.mos.ru
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература
6 класс
Учитель: Федюшина Ирина Сергеевна
Москва 2017-2018 учебный год
Содержание
Раздел 1
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи предмета
1.1.2.Общая характеристика образовательного процесса.
1.1.3.Общая характеристика учебного предмета.
1.1.4.Описание места учебного предмета в образовательном
процессе и в учебном плане.
1.1.5.Организация контроля и оценки образовательных результатов учащихся.
1.2.Планируемые общие результаты по окончанию изучения предмета
1.2.1 Личностные результаты
1.2.2 Предметные результаты
1.2.3. Метапредметные результаты
1.3.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1.3.1 Учебно-методическое обеспечение
1.3.2 Материально-техническое обеспечение
Раздел 2
2.1.Содержание учебного предмета по годам обучения:
2.1.1. Содержание предмета по темам (блокам)
2.1.2 Тематическое планирование видами и формами деятельности учащихся
2.1.2.Образовательные результаты по окончанию изучения темы (блока)
2.2. Образовательные результаты по окончанию учебного года
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе примерной Программы основного общего образования по литературе; авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М. Просвещение 2012 год).
Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. Литература 6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.:Просвещение 2013.
Рабочая программа адаптирована для подразделения надомного обучения ГБОУ Школа №1133 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитываются индивидуальные психофизиологические возможности учащихся.
Цели и задачи предмета.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Место предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета» в 6 классе отведено 1 час в неделю (35 часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
- Введение.
- Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
- Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
- Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
- ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
- Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
- Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
- Русские басни
- Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
- Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
- Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
- Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
- Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
- Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
- «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
- «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
- «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
- «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
- «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
- «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
- Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
- «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
- «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
- Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
- Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
- «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
- Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
- Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
- «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
- Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
- «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
- Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
- Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
- «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
- Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
- Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
- еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
- Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
- Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
- Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
- Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
- Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
- «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
- Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
- Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
- Произведения о Великой Отечественной войне
- К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
- Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
- Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
- Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
- Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
- Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
- Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
- Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
- Родная природа в русской поэзии XX века
- А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
- Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
- Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
- Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
- Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
- Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
- Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
- «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
- Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
- ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Мифы народов мира
- Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
- Геродот. «Легенда об Арионе».
- Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
- Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
- Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
- Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
- Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
- Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
- Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
- Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
- Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
- Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
- Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
- «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. Притча (начальные представления).
Даты | № Урока. | Тема Урока. | Примечание. | Домашнее задание |
1 | Устное народное. | Беседа. | Стр.10 отвечать на вопросы. | |
2 | Песни. Колядки. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Составить календарь обрядовых праздников. | |
3 | Пословицы и поговорки. | Обучение чтению. Рассказ учителю. | Найти и записать 5 пословиц + 5 поговорок | |
4 | Древнерусская литература «Повесть временных лет» | Выразительное чтение сказания | ||
5 | Русская басня. Особенности жанра басни. И.И.Дмитриев «Муха». И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | Обучение чтению и анализу стихотворения. | Стр.43 отвечать на вопросы | |
6 | А.С. Пушкин. Русские писатели XXI века. «Узник» | Выучить стихотворение «Узник» | ||
7 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров героев. | Беседа. Практикум. | Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» | |
8 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | Беседа. Теория литературы. | Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского. | |
9 | Подготовка к сочинению. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский»). | РР | Дописать сочинение. | |
10 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника в стихотворениях «Листок», «Утёс». | Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению. | С.153-157 – чит., вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть; | |
11 | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | Беседа. Практикум. | Сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5; С.165-166, вопр.1 | |
12 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | Рассказ учителя. Беседа. Р.Р. | Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…» | |
13 | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа. | Практикум. | Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:
| |
14 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья» | Рассказ учителя. | С.200-201 пересказ; с.201-206 стихи выразит. читать; отв.на вопросы; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению | |
15 | А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви | Обучение чтению. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | |
16 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе». Своеобразие композиции и языка. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»? | |
17 | Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера | Устный рассказ. Беседа. | Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан» | |
18 | «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н,Лесков). Народ и власть в сказе. Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша». | Беседа. | Выписать из текста сказа примеры сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов | |
19 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе | Практикум. | С.296-297, пересказ; Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | |
20 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | Беседа. | С.29-32, вопр1-2,4; Дочитать рассказ до конца, с.38, вопр.4 | |
21 | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч | Беседа. Практикум. | Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте | |
22 | Тропа Насти. Тропа Митраши. | Беседа. | Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши. | |
23 | Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести. Подготовка к сочинению. Сравнительная характеристика Насти и Митраши. (Составление плана). | Р.Р. Практикум. | Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». | |
24 | Стихотворения о Великой Отечественной войне | Р.Р | Выучить наизусть с.80-81 | |
25 | В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | Рассказ учителя. Беседа. | Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105. | |
26 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Время, изображенное в рассказе. | Рассказ учителя. | Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос | |
27 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | Беседа. Практикум. Р.Р. | Сочинение на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В.Распутина) | |
28 | Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал» | Беседа. | С.155-165, выразительно читать, отв.на вопр.1-4 с.165. | |
29 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе | Практикум. | С.185, вопр.7 | |
30 | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | Обучение чтению. | С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию) | |
31 | C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша» А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Одно стихотворение наизусть (по выбору); нарисовать иллюстрацию (по желанию) | |
32 | Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | Рассказ учителя. Обучение чтению | С.192 – выразительно читать | |
33 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | Беседа. | Прочитать подвиги Геракла. | |
34 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе. | Беседа. | Подготовиться к литературной викторине | |
35 | Литературная викторина | Занимательная игра. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2006 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
12. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
Материально-техническая база:
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Колонки | 2 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей | 1 комплект |
6 | Репродукции картин художников | 1 комплект |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентации к занятиям. | |
2 | DVD фильмы. |
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...
Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).
Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...
Рабочая программа по литературе 5-9 на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной
Оабочая программа по литературе 5-9 кл на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной...
Рабочая программа по литературе в 5 классе. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного ра...
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2019 - 2020 учебный год (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и др.)
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2019 - 2020 учебный год (УМК В. Я. Коровиной, В. П. Полухиной и др.).Содержание:Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература&raqu...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...