Программа ФГОС по внеурочной деятельности "Арт-терапия" для обучающихся 1 и 2 класса ( 1-й вариант)
рабочая программа
Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya_1-2_klass.docx | 82.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты
- Учебно-тематический план
- Содержание курса
- Календарно-тематический план
- Учебно – методический комплекс
- Пояснительная записка
Рабочая программа для «Арт-терапия» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой , допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.
- Примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
- Годового календарного учебного графика
- Положения о об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Программа основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Уникальность программы арт-терапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное,театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира,прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Цели и задачи программы
Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
- Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных БУД;
- Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных БУД.
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных БУД;
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных БУД.
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
- Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
- Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
- Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование нравственности, гражданской позиции, здорового образа жизни.
Программа арт-терапии включает 4 блока:
- Музыкотерапия – 4ч.
- Сказкотерапия – 4ч.
- Игровая терапия – 10ч.
- Изотерапия – 17ч.
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Изотерапия - способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Музыкотерапия - помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Сказкотерапия - расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия- дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.
Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.
Адресат программы – программа предназначена для детей 7-10лет с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.
Объем и срок освоения программы
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю,33 рабочих недель)
Режим занятий
Форма занятий – групповая. Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.
Формы и методы работы:
- Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
- Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
- Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
- Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:
- обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
- использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;
- организации соответствующих для каждого возраста форм активности.
Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, на основе личностно - ориентированного, дифференцированного, разноуровневого подхода.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Арт-терапия» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- бережное отношение к своему здоровью;
- проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
- овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
- умение проговаривать последовательность действий;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
- умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
- умение формулировать совместно с учителем задание.
Познавательные УД
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
- умение осуществлять совместную деятельность;
- умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Другими результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
- выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
- обогащения новым опытом художественной деятельности,
- развития эмоциональной сферы и творческой активности,
- повышения мотивации к различным видам искусства,
- максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,
- развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
- активное участие в процессе создания творческих работ;
- позитивный настрой детей в работе.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Допустимый уровень | |
художественные произведения отечественных и зарубежных авторов. - сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы | - Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. -Способность согласовывать свои действия и движения. - Способность опосредовать свою деятельность речью. - осуществлять презентацию индивидуального продукта. -Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета; согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению. - Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. - ---Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Минимальный уровень | |
| - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, - выделять существенные признаки предметов, - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы, - определять последовательность выполнения операций, - давать определения тем или иным понятиям, - осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, - слушать и понимать обращенную к нему речь, |
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в мероприятиях. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | знание танцевальных движений и музыкальных игр и произведений, эмоциональных состояний сказочных персонажей, художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, форм, величин, цвета, знание негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям. Правила поведения в общественных местах; правила общения со взрослыми; правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками); различных техник рисования, 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону. |
Второй уровень результатов | умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная), Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов, преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции, слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Музыкотерапия | 4 | 2 | 2 |
2 | Сказкотерапия | 4 | 3 | 1 |
3 | Игровая терапия | 10 | 3 | 7 |
4 | Изотерапия | 17 | 6 | 11 |
Итого | 35 | 14 | 21 |
4. Содержание курса.
Изотерапия – 17ч
- Знакомство с изобразительной техникой марания,
- Работа с природным материалом,
- Групповое рисование ватными полочками,
- рисование акварелью, гуашью,
- изготовление объёмной композиции из бумаги, природных материалов
- Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов,
- Работа с тестом, пластилином,
- Работа с нитками, Рисование с помощью ниток и краски.
- Совместное рисование, коммуникативноре рисование, рисование в восьмерках.
Музыкотерапия –4ч
- Слушание музыки,
- Рисование карандашами и акварелью, фломастерами под музыкальное сопровождение
- Прослушивание музыкальных композиций, произведений со звуками животных,
- пантомима,
- релаксация под музыку,
- пение песенок, потешек.
- Музыкальное моделирование
Сказкотерапия – 4ч
- Беседа.
- Игровые упражнения, моделирование ситуаций
- Чтение сказки. Беседа по прочитанному.
- Рисование по прочитанному,
- Работа с разными подручными материалами,
- Рисование карандашами и акварелью, фломастерами
- Сочинение сказок,
- Упражнения на ритмизацию.
- Упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.
- Сюжетно-игровая импровизация.
Игротерапия- 10ч
- Беседа.
- Игровые упражнения,
- Работа с тестом, пластилином, нитками, водой, глиной, песком,
- Коммуникативные упражнения,
- моделирование ситуаций,
- игры, ориентированные на коррекцию различных страхов,
- игры с куклами, различными игрушками ,
- подвижные занятия и спортивные упражнения,
5. Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п.п | Тема занятия | Кол. час. | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | |
1 четверть | ||||||
Знакомство. Изобразительная техника марания. | 1 | Рисование акварелью | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. | ||
Осенняя фантазия. Работа с сухими листьями. | 1 | Изготовление клеевого рисунка из сухих листьев | Коррекция мелкой и общей моторики. | Пространственная ориентировка на листе бумаги. Умение выполнять задание по образцу | ||
Свободный рисунок в круге. Групповое рисование ватными полочками | 1 | Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, | Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение понимать задание, слушать инструкцию. Воспроизведение знаний в игре. Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. | ||
Музыка-настроение. Музыкотерапия. | 1 | Прослушивание музыкальных произведений. Рисование акварелью. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | Умение составлять ответ на вопрос | ||
Несуществующий зверек. Взаимодействие с бумагой. | 1 | Сборка модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. представление своей работы. | Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение выполнять задание по образцу | ||
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. Снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия | Учить соотносить понятия «я – ты, я- вы», «я-мы». Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения | ||
Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия | 1 | Прослушивание художественного произведения. Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Рисование собаки. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей | Обогащение новым опытом художественной деятельности. | ||
Я и мои эмоции. | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки | ||
Я и мои эмоции. Обида. Злость. | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки | ||
2 четверть | ||||||
Я и мои эмоции. Радость. Часть 3 | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос | ||
Групповой коллаж. «Мой мир» | 1 | Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов | Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. | Умение подбирать слова к картинкам активное участие в процессе создания творческих работ; | ||
Продолжение создания группового коллажа. «Мой мир» | 1 | Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов | Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира | активное участие в процессе создания творческих работ; | ||
13. | Музыкотерапия. «Мир животных» | 1 | Выполнение творческих заданий. Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных | Развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности | Умение составлять ответ на вопрос выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
14. | Лепка из теста. «Несуществующее животное» | 1 | Закрепление умения собирать модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление свою работу. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | активное участие в процессе создания творческих работ; | |
15. | «Тренируем свои эмоции». Игротерапия. | 1 | Выражение с помощью игровых упражнений эмоционального состояния. Игра. Релаксационное упражнение. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к коллективной творческой деятельности | Развитие эмоциональной сферы и творческой активности. | |
16. | Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности. Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления. | Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. | |
17. | «Прощание со страхами». | 1 | Рисование карандашами. Работа с нитками Отображать свой страх при помощи рисунка выложенного нитками и при их же помощи заменить страх на что то нестрашное, смешное, быстро сматываемое. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. | согласовывать свои действия с условиями задания ; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, | |
3 четверть | ||||||
18. | «Я и моя семья». Изотерапийная игра. | 1 | Изображение себя и своей семьи. Размещение всех дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами и фломастерами. Игровое упражнение. Беседа. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности | активное участие в процессе создания творческих работ; | |
19. | «Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия | 1 | Работа фломастерами. Игровые упражнения. Беседа. Импровизация в групповой работе. Умение работать в паре, понимать напарника без слов | Коррекция эмоционально-волевой и когнитивной сфер через развитие умения использовать элементы импровизации, создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. | |
20. | «Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие. | 1 | Работа с фломастерами. Слушание музыкального отрывка окружающего мира с последующим обсуждением ощущений и звуков. Изображение человека с исследованием себя. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение удерживать внимание. Знание своих особенностей. Иметь представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. | |
21. | Работа в команде. Тренинг командообразования | 1 | Игровые упражнения. Работа в парах. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Коррекция коммуникативных навыков через развитие навыков общения. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. | |
22. | Музыкотерапия. «Зимняя сказка» | 1 | Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций после прослушивания музыкальной композиции. Формирование состояния покоя, защищённости. Выполнение релаксационного упражнения. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
23. | «Путешествие на облаке» | 1 | Составление сказок по серии рисунков-схем; придумывание названий к сказкам; придумывание продолжений сказки. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Развитие эмоциональной сферы и творческой активности, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |
24. | Погружение в сказку. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Чтение сказки Упражнение на ритмизацию. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |
25. | Сказочная импровизация. Сказкотерапия. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Рисование техникой «Клякса». Развитие творческого самовыражения. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности | Умение выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |
26. | « Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток. | 1 | Рисование с помощью ниток и краски. | Развивать творческое мышление, терпение, аккуратность. Творческое самовыражение, развитие невербального общения | Активное участие в процессе создания творческих работ; | |
27 | «Хорошие и плохие сказочные герои» ч1 | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
4 четверть | ||||||
28 | «Хорошие и плохие сказочные герои» ч2 | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
29 | «Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии. | 1 | Выполнение игровых упражнений под руководством учителя. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение анализировать увиденное изображение, запоминать зрительный образ. | |
30 | Тренинг невербального общения. Ч1 | 1 | Игровые упражнения. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. | |
31 | Тренинг невербального общения. Ч2 | 1 | Игровые упражнения. | Повышение уровня познавательной активности. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. | |
32 | Лепка из теста. «Мой любимый зверёк» | 1 | Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление компози-ции по теме. Уметь предста-вить свою работу. | Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
33 | Работа с песком и манкой. | 1 | Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка. | Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |
34 | Леплю себя сам. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер. | Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Активное участие в процессе создания творческих работ; | |
35 | Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. | 1 | Слепить по представлению и по наблюдению фигурку с эмоцией радость, дать ей название и характеризовать её. | Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь | Умение согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п.п | Тема занятия | Кол. час. | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
1 четверть | |||||
1 | Волшебный ручеек | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. |
2 | Изображение солнца в детских рисунках | 1 | Рисование акварелью с помощью трубочек и ватных палочек. | Коррекция мелкой и общей моторики. | Пространственная ориентировка на листе бумаги. Умение выполнять задание по образцу |
3 | Оригами | 1 | Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, | Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение понимать задание, слушать инструкцию. Воспроизведение знаний в игре. Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. |
4 | «Страна эмоций» (изотерапия) | 1 | Прослушивание музыкальных произведений. Рисование акварелью. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | Умение составлять ответ на вопрос |
5 | Путешествие в розовую страну | 1 | Сборка модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. представление своей работы. | Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение выполнять задание по образцу |
6 | Наши страхи | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. Снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия | Учить соотносить понятия «я – ты, я- вы», «я-мы». Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения |
7 | Сказкотерапия «Жадный великан» (познавательно-аффективная ориентировка) | 1 | Прослушивание художественного произведения. Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Рисование собаки. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей | Обогащение новым опытом художественной деятельности. . |
8 | Живопись кончиками пальцев | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки |
| |||||
9 | Групповой коллаж. «Мир эмоций» | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки |
10 | Цветные превращения | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос |
11 | Театр масок | 1 | Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов | Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. | Умение подбирать слова к картинкам активное участие в процессе создания творческих работ; |
12 | Аппликация настроения | 1 | Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов | Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира | активное участие в процессе создания творческих работ; |
13. | Музыкотерапия. «Музыка осени» | 1 | Выполнение творческих заданий. Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных | Развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности | Умение составлять ответ на вопрос выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
14. | Лепка из пластилина. «Пластилиновый мир» | 1 | Закрепление умения собирать модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление свою работу. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | активное участие в процессе создания творческих работ; |
15. | Новогодние подарки. | 1 | Выражение с помощью игровых упражнений эмоционального состояния. Игра. Релаксационное упражнение. Рисование карандашами и фломастерами | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к коллективной творческой деятельности | Развитие эмоциональной сферы и творческой активности. |
16. | Новогоднее настроение | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности. Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления. | Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
3 четверть | |||||
17. | Веселые и грустные кляксы | 1 | Рисование красками.. Отображать свой страх при помощи рисунка с его помощью заменить страх на что то нестрашное, смешное, быстро сматываемое. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. | согласовывать свои действия с условиями задания ; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, |
18. | Рисунок семьи. | 1 | Изображение себя и своей семьи. Размещение всех дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами и фломастерами. Игровое упражнение. Беседа. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности | активное участие в процессе создания творческих работ; |
19. | «Танец радости». Тренинг межличностного взаимодействия | 1 | Игровые упражнения. Беседа. Импровизация в групповой работе. Умение работать в паре, понимать напарника без слов | Коррекция эмоционально-волевой и когнитивной сфер через развитие умения использовать элементы импровизации, создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
20. | «Карта эмоций, или где живут эмоции». Эмоционально личностное развитие. | 1 | Работа с фломастерами. Слушание музыкального отрывка окружающего мира с последующим обсуждением ощущений и звуков. Изображение человека с исследованием себя. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение удерживать внимание. Знание своих особенностей. Иметь представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. |
21. | Игры на развитие коммуникативных навыков | 1 | Игровые упражнения. Работа в парах. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Коррекция коммуникативных навыков через развитие навыков общения. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
22. | Музыкотерапия. «Зимний лес» | 1 | Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций после прослушивания музыкальной композиции. Формирование состояния покоя, защищённости. Выполнение релаксационного упражнения. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
23. | «Таинственные следы» | 1 | Составление сказок по серии рисунков-схем; придумывание названий к сказкам; придумывание продолжений сказки. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Развитие эмоциональной сферы и творческой активности, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции |
24. | Погружение в сказку. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Чтение сказки Упражнение на ритмизацию. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции |
25. | Сказочная страна. Сказкотерапия. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Рисование техникой «Клякса». Развитие творческого самовыражения. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности | Умение выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конст-руктивного решения конфликтов, |
26. | Давайте жить дружно. Игротерапия. | 1 | Выполнение игровых упражнений под руководством учителя | Развивать терпение, аккуратность. Творческое самовыражение, развитие невербального общения | Активное участие в процессе создания творческих работ; |
4 четверть | |||||
27 | Стоп-сигнал. Опасности вокруг тебя. | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
28 | Мои верные друзья (кошка). Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
29 | Мои верные друзья (собака) Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии. | 1 | Выполнение игровых упражнений под руководством учителя. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение анализировать увиденное изображение, запоминать зрительный образ. |
30 | Волшебная вода | 1 | Игровые упражнения. Игры с водой. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
31 | Игры с песком . Строим мир своей мечты. | 1 | Игровые упражнения. Игры с песком. | Повышение уровня познавательной активности. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
32 | Лепка из пластилина. «Лесная полянка» | 1 | Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Уметь представить свою работу. | Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
33 | Работа с манкой. | 1 | Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка. | Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, |
34 | «Техника творческого конструирования из бумаги – оригами: Цветик – семицветик». | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Конструирование по памяти и по представлению. Правила работы с бумагой, правила оригами. Использование различных материалов:, картон, бисер. | Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Активное участие в процессе создания творческих работ; |
35 | Заключительное занятие. «Подарок на память». Подведение итогов. | 1 | Слепить по представлению и по наблюдению фигурку с эмоцией радость, дать ей название и характеризовать её. | Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь | Умение согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, |
6. Учебно – методический комплекс и материально-техническое оснащение.
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова). - М., «Просвещение», 2013 г.
Методическая литература:
- Корнилова, С.Б. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками. [Электронный ресурс] //ГОУ ЯО «Центр помощи детям»/ cpd.yaroslavl.ru
- Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст], СПб: Речь,2003.
Дополнительная литература для учителя:
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Материально-техническое оснащение:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- кукольный театр,
-альбомы,
-цветные карандаши и фломастеры, гуашь, природный материал.
- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
- мозайки (крупные и мелкие),
- игры «Лото»,
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
материалы:
- бумага цветная разной плотности;
- картон цветной, серый, белый;
- набор разноцветного пластилина;
- алюминиевая фольга;
- клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
- альбомы,
- цветные карандаши и фломастеры,
- гуашь,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса (вариант 9.1)
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью и РАС с учетом специфики контингента обучающихся, с учетом образовательных потребностей и способностей ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...
Рабочая программа учебного предмета "Профильный труд" для обучающихся 6 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность программы «Профильный труд» заключается в подготовке работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложны...
Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность предмета «Письмо и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...
Рабочая программа коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" заключается в практической подготовке детей с ГУО к самостоятельной жизни, формировании у них зна...
Рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подгот...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...