Программа дополнительного образования детей «Чудеса из квиллинга»
рабочая программа
Программа расчитана на занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzyaeva_s._e._chudesa_iz_kvillinga_-_1.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Чудеса из квиллинга»
Автор-составитель:
Кузяева Светлана Евгеньевна
учитель русского языка,
олигофренопедагог
ГБОУ «Болгарская школа- интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность детей многогранный процесс, который предусматривает получение детьми элементарных знаний, умений и приобретение навыка общекультурных, нравственных и социальных ценностей современного общества, подготовку учащихся к сознательному и активному овладению элементами квиллинга на занятиях.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья живут в своем мире, но они хотят развиваться, получать новые знания и умения. Дети, которые поступили в специальную школу VIII вида, имеют низкую мотивацию к учению, заниженную самооценку, повышенную агрессивность, замкнутость. Также нужно отметить, что контингент школы пополняется детьми со сложной структурой дефекта, с отклонениями в психическом и физическом развитии. Главная задача педагога- заставить ребенка поверить в свои силы, расположить его к себе, возродить добрые, чуткие отношения к товарищам и взрослым. Главной задачей становится коррекция психического и физического развития ученика. Трудности, которые возникают в процессе занятий, без вовремя оказанной коррекционно-развивающей помощи, перерастают в равнодушие и незаинтересованность к предмету. Поэтому занятия по дополнительному образованию помогут ребятам добиться тех знаний и навыков, которые им понадобятся для адаптации, организации своего досуга, для формирования общей культуры.
Квиллинг - это искусство украшения изделий витиеватыми кружками. Квиллинг является источником изучения истории и культуры человечества. В настоящее время увлечение квиллингом имеет большое значение для развития умственных и творческого развития ребенка. Квиллинг простая и доступная техника для ребенка с интеллектуальными отклонениями в развитии. Квиллинг не требует больших материальных затрат и экономичен по времени. Изделия в этой технике служат прекрасными подарками, сувенирами, игрушками. Квиллинг – будет интересным занятием как для детей, так и для их родителей.
Цель программы – научить учащихся разнообразным видам работы с бумагой в квиллинге, развивать мелкую моторику рук, активизировать процессы памяти, мышления, формировать навыки работы в коллективе, стимулировать их творческое развитие.
Программа направлена на индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Изучение техники квиллинга с детьми является актуальным и помогает совершенствовать возможности сохранных анализаторов, учащиеся овладевают рациональными приемами и учатся применять их на практике.
Техника квиллинга имеет ряд положительных сторон. Это:
- дешевый и доступный материал (цветная плотная бумага и клей ПВА);
- приспособления для работы легко сделать своими руками;
- приемы работы в этой технике доступны для детей и развивают мелкую моторику;
- предоставлена возможность для творческого самовыражения;
- изделия в технике квиллинга очень красивы и востребованы в обществе.
Навыки, которые дети приобретут на занятиях дополнительного образования, могут пригодиться и во взрослой жизни. Занятия способствуют правильному формированию социального поведения у детей. В ходе занятий искусством квиллинга развиваются такие навыки, как усидчивость, доброжелательность, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество с окружающими.
Программа направлена на художественно-эстетическое развитие, которое является важнейшим направлением в обучении детей. В этой технике присутствует эмоциональность, привлекательность, эффективность, т. е. то, что несомненно привлечет внимание ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии. Программа предполагает, что во время занятий у детей будет развиваться художественный вкус и творческие способности.
Программа построена по принципу “от простого к сложному». На занятиях дополнительного образования развитие ребенка будет происходить в следующих направлениях: пространственное мышление, художественно-эстетический вкус, конструкторское и образное мышление. Эти качества понадобятся учащимся для того чтобы почувствовать себя гармонично развитой личностью.
Общение педагога с учащимися строится на основе личностно-ориентированной модели, это важное условие для усвоения материала.
В основе занятий лежит творческая деятельность, а занятия проходят в игровой форме. Поделки, выполненные детьми функциональны: можно играть, использовать в быту или подарить друзьям .
Много внимания на занятии уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что важно для изучения индивидуальности каждого ребенка.
Задачи программы:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей с квиллингом и способствовать систематизации знаний в этой области.
- Знакомство детей с основными формами и понятиями квиллинга.
- Знакомство с различными приемами работы с бумагой и гофрированным картоном.
- Научить ребят выполнять работу по инструкции педагога.
- Знакомство детей с геометрическими терминами: круг, квадрат, сторона, угол, вершина.
- Обогащение и расширение словарного запаса детей.
- Создание оригинальных композиций выполненных в технике квиллинг.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие процесса внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Корригировать физические недостатки учащихся с учетом их психофизических возможностей (коррекция крупной и мелкой моторики, координация движений.)
- Развитие творческих способностей, художественного вкуса, и фантазии детей.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать интерес к искусству бумагокручения.
- Формировать положительные качества личности (настойчивость, организованность, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность).
- Воспитывать нравственные качества личности (трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь).
Программа «Чудеса из квиллинга» построена с учетом дидактических принципов специальной (коррекционной) школы: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принцип прочности усвоения знаний, принцип систематичности обучения, принцип доступности обучения; наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения; принцип индивидуализации обучения, принцип дифференцированного обучения.
Принцип систематичности. Материал программы располагается по принципу от простого к сложному, это позволяет в ходе занятий последовательно формировать умения и навыки.
Принцип доступности соотносит материал с уровнем развития ребенка, его знаниями и умениями , которыми он владеет.
Принцип наглядности. В коррекционной школе принцип наглядности играет важную роль. Наглядный материал каждого занятия поможет детям понять и увидеть определённые образы, раскрыть их особенности и воспроизвести подобное на практике. Наглядный материал будет стимулировать школьников в изучении нового материала.
Принцип сознательности и активности в обучении. Этот принцип формирует добросовестное отношение к посещению занятий кружка и выполнению работы; происходит активизация познавательной деятельности через создание проблемных ситуаций.
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы для занятий).
Принцип индивидуализации в обучении позволит педагогу предложить индивидуальные задания учащимся с учетом их индивидуальных возможностей. Этот принцип важен в специальной школе, так как помогает ребёнку поверить в себя и свои силы.
Принцип дифференцированного подхода в обучении даст возможность наиболее полно использовать психофизические возможности учащихся. Он позволит распределить учащихся на подгруппы при выполнении практических работ с учетом их уровня развития.
Занятия дополнительного образования позволяют осуществлять коррекцию познавательной деятельности школьников: пространственной ориентировки и воображения, наблюдательности и речи, а также исправлять недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самоконтроля, самостоятельности и саморазвития учащихся при выполнении творческих заданий,
Темы для занятий подбираются с учетом детских интересов и возможности самовыражения ребенка. Педагог анализирует усвоение пройденного материала и темп развития умений и навыков, отслеживает уровень самостоятельности и умение работать в коллективе. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся: сильным детям предлагается более сложное изделие, менее подготовленные выполняют работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Такой подход к работе дает возможность избавить детей от страха перед сложностями.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка “Чудеса из квиллинга” рассчитана на 2 года. Наполняемость кружка - 12 человек. Программой предусмотрено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возраст детей от 8 до 10 лет.
Формы и методы занятий.
На занятиях применяются разнообразные формы занятий. Такие как:
комбинированные и практические занятия, традиционные, конкурсы, лекции, праздники, , игры, соревнования .
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• наглядный (показ презентаций, видеоматериалов, плакатов, показ изделий педагогом, работа по образцу.)
• практический (работа по инструкционным картам, схемам)
• словесный (беседа, рассказ, лекция, диспут )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и осваивают способы деятельности
• частично-поисковый – дети совместно с педагогом решают поставленную задачу
• исследовательский – выполнение творческой работы самостоятельно
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – работа со всеми учащимися одновременно
• индивидуально-фронтальный – индивидуальная работа с учащимися чередуется с фронтальной
• групповой –учащиеся работают в группах.
• индивидуальный – предусматривает индивидуальный подход к выполнению задания.
Ожидаемые результаты:
По итогам занятий по программе «Чудеса из квиллинга» дети должны уметь:
– создавать композиции в технике квиллинг;
– овладеть навыками культуры труда;
– повысить коммуникативные способности;
- получить навыки работы в коллективе.
– следовать устным инструкциям педагога; создавать изделия в технике квиллинг, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Должны знать:
– различные приемы работы с бумагой;
– основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– историю возникновения квиллинга;
Виды и формы контроля ЗУН учащихся.
Входной контроль –тестирование, собеседование и анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результата каждого занятия. Контроль проводится в виде викторин, самостоятельной работы, беседы, контрольных заданий, тестирования.
Периодический - проверка усвоения материала за четверть или материал по разделу. Итоговый – подведение итогов обучения; участие в школьных выставках, выполнение итоговых творческих работ .
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома из лучших детских работ.
• Ежемесячное проведение выставки работ учащихся.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий нужно иметь:
- цветную (офисную) бумагу,
- гофрированный картон (белый и цветной),
- клей ( ПВА).
Инструменты: шило, пинцет, ножницы, простые карандаши, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Дидактический материал:
- Учебные пособия и книги по квиллингу.
- Наглядные пособия поделок и изделий, мультимедийные материалы.
- Творческие работы, стенды, плакаты.
- Образцы изделий, узоров, поделок.
Содержание программного материала
(1 год обучения)
Тема | Теория | Практика | Всего |
Вводный блок | |||
1. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. | 1 | – | 1 |
Материал — бумага | |||
2. Знакомство со свойствами бумаги. История возникновения техники квиллинга. | 1 | 1 | |
Конструирование | |||
3. Вырезание полосок для занятий. Основные правила работы. | 1 | 2 | 3 |
4.Изучение основных форм “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Выполнение работ из изученных форм квиллинга. | 1 | 4 | 5 |
5. Изучение основной формы“Завиток” и выполнение поделки из данной формы. | 1 | 3 | 4 |
6. Изучение формы “Спираль в виде стружки”. Конструирование из данной формы квиллинга. | 1 | 8 | 9 |
7. Коллективная работа. Составление композиции из изученных форм. | 1 | 4 | 5 |
Изготовление цветов в технике квиллинга. |
|
|
|
8. Изготовление простых, несложных цветов. | 1 | 4 | 5 |
9. Изготовление бахромчатых цветов. | 1 | 3 | 4 |
10. Коллективная работа. Композиция из цветов. | – | 6 | 6 |
Изготовление объёмных композиций | |||
11. Занимательные игрушки. Объёмные композиции | 1 | 4 | 5 |
12. Коллективная работа. Композиция. | – | 6 | 6 |
13. Изготовление сувениров, поделок к празднику. | – | 12 | 12 |
14. Подготовка к выставкам из выполненных работ . | 3 | – | 3 |
Всего | 12 | 56 | 68 |
Содержание программы
Вводный блок
1. Инструменты и материалы. Знакомство с детьми, проведение игры под названием “Давайте знакомиться”. Проведение инструктажа по правилам техники безопасности во время занятий. Ознакомление с материалами и инструментами, применяемыми в технике квиллинг.
Материал — бумага 2. Изучение свойств и видов бумаги,история возникновения бумаги и техники квиллинга.
Конструирование 3. Вырезание полосок для квиллинга. Техника безопасности при работе с режущими предметами. Основные правила работы, инструктаж. Разметка 4 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Закрепление основных форм квиллинга. Технология изготовленияс применением основных форм и анализ готовых изделий.
5. Основная форма “Завиток”. Конструирование из основных форм .Техника изготовления и применение формы завиток в композиции. 6. Основная форма “Спираль в виде стружки”. Конструирование из основных форм, технология изготовления. Закрепление пройденного материала . 7. Коллективная работа. Выполнение изделия по заданию педагога. Анализ выполненных работ.
Изготовление цветов в технике квиллинга 8. Изготовление простых, несложных цветов из простейших форм техники. 9. Выполнение бахромчатых цветов, словарная работа. Формировать умение подбирать цветовую гамму . Изготовление листочков с продольными жилками. 10 Коллективная работа. Составление композиции из цветов. Педагог дает задание для коллективной работы. Дети делятся на подгруппы, выбирают “старшего” Анализ выполненных работ.
Изготовление объёмных композиций 11. Изучение основных базовых форм. Изготовление объемных фигурок животных и птиц.
12. Коллективная работа. Составление композиции из цветов. Педагог дает задание для коллективной работы. Дети делятся на подгруппы, выбирают “старшего” Анализ выполненных работ.
Праздники и подготовка к ним. 13. Изготовление поделок и сувениров к праздникам. 14. Подготовка к выставкам выполненных работ .
Тематический план
(1год обучения)
1 | Давайте познакомимся | Знакомство с детьми. График работы кружка. | 1 | |||||||
2 | Волшебная бумага | Ознакомление детей с техникой квиллинга; анализирование свойств различных видов бумаги. Развитие внимания, мышления, памяти. Воспитание познавательного интереса. Формирование художественно-эстетического вкуса . | 1 | |||||||
3-5 | Учимся вырезать полоски | Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ножницами; развивать внимательность, аккуратность. | 3 | |||||||
Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. | ||||||||||
6 | Изучаем элементы квиллинга. | Знакомство с различными видами элементов квиллинга, развитие мелкой моторики. | 1 | |||||||
7 | «Лягушата» | Формирование умения скручивать бумагу в ролл, Развитие глазомера, концентрации внимания. Воспитание аккуратности и усидчивости. | 1 | |||||||
8 | «Зайчик» | Обучение пользоваться трафаретом и вырезание по контуру. | 1 | |||||||
9 | «Поросенок» | Развитие глазомера, речи, внимательности. Воспитание аккуратности, усидчивости. | 1 | |||||||
10 | «Курочка и петушок» | Развитие логического мышления, памяти, взаимопомощи. | 1 | |||||||
Основные формы «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. | ||||||||||
11 | Изучаем новый элемент- «Завиток» | Продолжать изучать с детьми новые элементы квиллинга. | 1 | |||||||
12 | «Морской пейзаж» | Развивать фантазию, умение доводить начатое дело до конца. | 1 | |||||||
13 | «Золотая осень» | Формировать умение наблюдать; развивать словарный запас детей. | 1 | |||||||
14 | «Что нам осень подарила» | Развивать воображение. | 1 | |||||||
Воспитывать самостоятельность | ||||||||||
Основные формы «Спирали в виде стружки» Конструирование из основных форм квиллинга. | ||||||||||
15 | Изучаем новый элемент. | Продолжать изучать с детьми новые элементы квиллинга. | 1 | |||||||
16 | «Снежинка» | Развивать у детей интерес к квиллингу, формировать усидчивость. | 1 | |||||||
17 | «Солнце и луна» | Формировать у детей умение сравнивать- находить одинаковое и различное в предметах. | 1 | |||||||
18 | «Апельсин» | Развивать речь, фантазию детей; развивать эстетические чувства. | 1 | |||||||
19 | «Осенний лес» | Развивать наблюдательность, учить видеть красоту окружающего мира. | 1 | |||||||
20 | «Рябинка» | Развивать устную речь, творческие способности | 1 | |||||||
21 | Гирлянда | Развивать творческий подход к работе | 1 | |||||||
22 | Новогодний шар | Развивать конструкторские навыки и умения детей; учить работать в коллективе. | 1 | |||||||
Коллективная работа. Композиции из основных форм. | ||||||||||
23 | Подготовка инструментов и материалов. | Формировать умение планировать предстоящую работу. | 1 | |||||||
24-25 | «Волшебная шкатулка» | Познакомить с приемом выполнения шкатулки в технике квиллинг. | 2 | |||||||
26-27 | Панно «Морские жители» | Развивать речь и любознательность учащихся. Развитие мелкой моторики детей. | 2 | |||||||
Изготовление цветов в технике квиллинга» | ||||||||||
28 | Что мы знаем о цветах? | Пополнить знания детей цветах, растущих в родном крае. | 1 | |||||||
29 | «Ландыши» | Формировать чувство радости за выполненную работу | 1 | |||||||
30 | «Колокольчики» | Закреплять умение самостоятельно скручивать бумагу. | 1 | |||||||
31 | «Васильки» | Формировать умение оценивать работу товарищей и свое изделие | 1 | |||||||
32 33 | «Ромашки» | Формировать умение создавать композицию по схеме. | 1 | |||||||
Волшебный цветок | Развивать детскую фантазию; учить работать самостоятельно. | 1 | ||||||||
Изготовление бахромчатых цветов | ||||||||||
34 | Бахромчатые цветы- какие они? | Развивать словарный запас детей; | 1 | |||||||
35 | «Одуванчики» | Формировать у детей чувство композиции, цвета. | 1 | |||||||
36 | «Маргаритки» | Закреплять умение нарезать полоски с бахромой и затем скручивать ролл. | 1 | |||||||
37 | «Астры» | Воспитывать творческий подход к работе, дать детям новые знания о цветах. | 1 | |||||||
38 | Самостоятельная работа | Развивать фантазию, чувство самостоятельности. | 1 | |||||||
Коллективная работа. Композиции из цветов. | ||||||||||
39-41 | Работа по группам. Изготовление панно «Букет цветов» | Учить детей работать в группе; учить высказывать свое мнение. | 3 | |||||||
42-43 | Работа по группам. «Букет из роз» | Формировать стремление трудиться в коллективе | 3 | |||||||
Занимательные игрушки. Объемные композиции. | ||||||||||
44 | Мои любимые игрушки | Развивать устную речь детей | 1 | |||||||
45 | «Журавль» | Развивать внимание и мелкую моторику детей. | 1 | |||||||
46 | «Зайчик» | Формировать чувство цвета; воспитывать любовь к животным. | 1 | |||||||
47 | «Черепаха» | Развивать творческие способности. | 1 | |||||||
48 | «Птичка из ажурных элементов» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту животных. | 1 | |||||||
Коллективная работа. Композиции. | ||||||||||
49-54 | Работа по группам. Дети изготавливают самостоятельно выбранную композицию. | Формировать умение работать в группе, учить самостоятельно принимать решение. | 6 | |||||||
Изготовление сувениров к празднику. | ||||||||||
55-56 | Изготовление поздравительных открыток на День Матери | Формировать у ребенка желание порадовать близкого человека. | 2 | |||||||
57-58 | Сувениры, игрушки на Новогодний праздник | Развивать фантазию, речь, наблюдательность. | 2 | |||||||
59-60 | Поздравительная открытка на 23 февраля | Развивать творческие способности детей. | 2 | |||||||
61-62 | Поздравительная открытка на 8 марта | Формировать умение украшать свое изделие; | 2 | |||||||
63-64 | Изготовление валентинок | Развивать чувство цвета, композиционные умения. | 2 | |||||||
65-66 | Изготовление открыток ко дню пожилых людей | Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. | 2 | |||||||
67-68 | Подготовка к выставкам . | Формировать у детей чувство радости от выполненного дела, полученных умений. | 2 | |||||||
Содержание программного материала
(2 год обучения)
Тема | Теория | Практика | Всего | ||||
Вводный блок | |||||||
1.Вводное занятие. Планы на новый учебный год. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году. | 1 | 1 | |||||
Материал- бумага | |||||||
2. Как появилась бумага и откуда к нам пришел квиллинг? | 1 | 1 | |||||
Конструирование | |||||||
3.Вырезание полосок для квиллинга. Повторение правил техники безопасности | 1 | 2 | 3 | ||||
4. Основные базовые формы. Повторение. | 1 | 9 | 10 | ||||
5.Соединенные завитки. | 1 | 2 | 3 | ||||
6. Бисерный квиллинг. | 1 | 2 | 3 | ||||
7. Салфеточный квиллинг. | 1 | 2 | 3 | ||||
8.Выполнение поделок из ажурных элементов. | 10 | 10 | |||||
9. Изготовление сувениров, поделок из различных элементов | 1 | 9 | 10 | ||||
10. Коллективные работы | 1 | 5 | 5 | ||||
11.Изготовление сувениров к праздникам | 12 | 12 | |||||
12. Изготовление игрушек из гофрированного картона | 1 | 4 | 5 | ||||
Подготовка к выставкам . | 2 | ||||||
итого | 68 часов |
Тематический план
(2 год обучения)
1 | Чем будем заниматься в новом уче6ном году? | Познакомить с планами на новый учебный год. График работы кружка. | 1 | |||
2 | Сколько родственников у бумаги, история возникновения квиллинга? | Познакомить с историей возникновения техники квиллинг. | 1 | |||
Конструирование | ||||||
3-5 | Готовим полоски для квиллинга. Повторение правил техники безопасности. | Повторить правила техники безопасности с инструменитами. | 3 | |||
6 | Повторение основных базовых элементов квиллинга. | Повторить основные базовые элементы техники. | 1 | |||
7 | Изготовление аппликации «Виноград» | Развивать творческие способности детей. | 1 | |||
8-9 | Изготовление композиции «Цветы и бабочка» | Формировать умение строить композицию. | 2 | |||
10 | Изготовление поделки «Кувшинка» | Формировать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. | 1 | |||
11 | Изготовление поделки «Яблоко» | Развивать мышление, внимание, глазомер. | 1 | |||
12 | Изготовление поделки «Улитка» | Развивать познавательные способности детей. | 1 | |||
13 | Изготовление поделки «Лодка» | Учить создавать объемные изделия в технике квиллинг. | 1 | |||
14 | Композиция «Утенок в реке» | Развивать умение составлять композицию. | 1 | |||
15 | Изготовление ромашек и мелких цветов. | Развивать эстетический вкус детей. | 1 | |||
Соединенные завитки | ||||||
16 | Учимся делать соединенные завитки. | Познакомить с новым элементом квиллинга- соединенным завитком | 1 | |||
17-18 | «Ажурное яичко» | Формировать умение изготавливать объемное изделие в технике квиллинг | 1 | |||
Бисерный квиллинг | ||||||
19 | Изучаем бисерный квиллинг | Знакомство с бисерным квиллингом . | 1 | |||
20-21 | «Бумажный змей» | Совершенствовать умение самостоятельно изготавливать основные базовые формы. | 2 | |||
Салфеточный квиллинг | ||||||
22 | Изучаем салфеточный квиллинг | Знакомство детей с салфеточным квиллингом | 1 | |||
23-24 | Композиция «Домик, который построил гномик» | Научить детей делать изделия в технике салфеточного квиллига | 2 | |||
Выполнение поделок из ажурных элементов | ||||||
25 | «Полевой букетик» | Формировать у детей навыки сотрудничества. | 1 | |||
26 | «Бабочки» | Развивать фантазию и любознательность детей | 1 | |||
27-28 | Декорирование тарелочки | Формировать умение самостоятельно украшать изделие | 2 | |||
29-30 | «Жар-птица» | Развивать умение самостоятельно изготавливать основные базовые формы. | 2 | |||
31-32 | По мотивам Хохломы | Познакомить детей с хохломской росписью и выполнить изделие в технике квиллинг | 2 | |||
33-34 | Фантазии на тему Гжельской росписи | Развивать фантазию детей; знакомство с гжельской росписью. | 2 | |||
Изготовление сувениров, поделок из различных элементов | ||||||
35 | Для чего нужны сувениры? | Развивать речь и мышление детей. | 1 | |||
36-37 | «Чайный сервиз» | Учить изготавливать объемные изделия в технике квиллинг. | 2 | |||
38 | Оформление календаря природы | Развивать эстетический вкус детей | 1 | |||
39 | Круглое панно | Учить детей применять полученные знания на практике. | 1 | |||
40 | Орхидея | Формировать чувство цвета. | 1 | |||
41 | «Веселый зоопарк! | Воспитывать любовь к животным; развивать интерес к квиллингу. | 1 | |||
42 | Тюльпаны | Учить детей работать самостоятельно. | 1 | |||
43 | Корзина с тюльпанами | Формировать умение составлять композицию. | 1 | |||
44 | Открытка «Котенок» | Формировать умение различать основные элементы квиллинга | 1 | |||
Коллективные работы | ||||||
45 | Анализ предстоящей работы | Формировать умение составлять план предстоящей работы | 1 | |||
46-47 | Панно «Золотая рыбка» | Учить работать детей дружно, слаженно. | 2 | |||
48-49 | Панно «Девочка с букетом» | Воспитывать дружеские отношения в коллективе, желание трудиться сообща. | 2 | |||
Изготовление сувениров к праздникам | ||||||
50 | Открытка на День Матери | Формировать познавательные интереся детей. | 1 | |||
51-52 | Новогодняя газета в технике квиллинг | Развивать творческие способности, фантазитю. | 2 | |||
53 | Изготовление новогодних игрушек | Повторить названия базовых элементов. | 1 | |||
54-55 | Поздравительная открытка папе | Развивать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. | 2 | |||
56-57 | Изготовление праздничной открытки «8 марта» | Прививать эстетический вкус. | 2 | |||
58-59 | «Валентинка» | Продолжать учить детей изготавливать объемные изделия. | 2 | |||
60-61 | Изготовление открыток на 9 мая | Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению | 2 | |||
Изготовление игрушек из гофрированного картона | ||||||
62 | Что такое гофрированный картон? | Познакомить детей со свойствами гофрированного картона. | 1 | |||
63 | «Крокодил Гена» | Научить складывать ролл из гофрированного картона и соединять элементы между собой. | 1 | |||
64 | «Воробей» | Развивать усидчивость и наблюдательность. | 1 | |||
65 | «Пчелка» | Развивать интерес к технике. | 1 | |||
66 | «Самолет» | Закрепить умение работать с гофрированным картоном. | 1 | |||
Подготовка к выставкам | ||||||
67-68 | Подготовка к выставкам | 2 |
Использованная литература
- Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010.;
- Букина Светлана, Максим Букин Квиллинг. Волшебство бумажных завитков М.: Феникс,2006;
- Быстрицкая Александра Бумажная филигрань М.: Феникс,2010;
- Зайцева Анна Искусство квилинга. Магия бумажных лент М.: Феникс,2010;
- Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
- Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг"
- Диана Крейн «Квиллинг - открытки».
- Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
- . С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
- С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Интернет-ресурсы
https://edu.tatar.ru/logon
http://nsportal.ru/
http://www.zavuch.info/
http://www.proshkolu.ru/
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://allforchildren.ru/article/quilling.php http://www.solnet.ee/
Отчёт
об эффективности программы кружка
«Чудеса из квиллинга».
Данная программа апробировалась на базе Болгарской специальной (коррекционной) школы — интернат VIII вида Спасского района РТ. Работа проводилась с 2010 по 2012 год в несколько этапов:
1 этап – комплектация группы детей для занятий.
2 этап – диагностика.
3 этап – работа по программе.
4 этап – сравнительная диагностика
5 этап - подведение итогов. Вывод.
1 этап.
Занятия дополнительного образования посещали 12 человек с похожим уровнем психофизического развития.
2 этап.
Занятия посещали дети начальных классов. Первичная диагностика показала, что у детей слабо развита мелкая моторика (приложение1), творческие способности детей находятся на низком уровне (приложение2). На каждого ребенка были заведены индивидуальные карточки учета результатов интеллектуальных умений (приложение 3).Большинство учащихся низкий уровень творческих способностей.
3 этап.
Основная работа проводилась в течение 2 лет с одной и той же группой с сентября 2010 г. по май 2012 г. Занятия строились с учетом индивидуальных особенностей детей. Особое внимание во время занятий уделялось созданию доброжелательной, творческой обстановки, что помогает раскрыться каждому ребенку. На занятиях ребята становились собранными, более ответственно стали относиться к поручениям, научились организовывать свое свободное время, происходило развитие воображения, памяти, фантазии и научились уважительно относиться к чужому труду.
Работы, выполненные на занятиях нашего кружка были представлены на выставках и занимали призовые места, что стимулировало интерес детей к занятиям. Коллективно, вместе с с детьми мы отбирали лучшие композиции, при этом каждый ребенок высказывал свое мнение о работе. Такой подход помог сформировать у ребят способности объективно оценивать как свою работу, так и работу товарищей, т. е. дети учитывали положительные и отрицательные стороны, развивалось стремление к лучшему выполнению работы. В конце года мы с детьми устраивали презентации своих работ для родителей. Полученное удовольствие от выполненной работы давало детям стимул к дальнейшему творческому поиску, развитие желания продолжить занятия квиллингом.
4 этап. В течении двух лет работа по дополнительному образованию выявила следующие результаты результаты:
- Дети овладели различными приемами работы с бумагой в технике квиллинг;
- приобрели навыки ориентировки на плоскости, научились видеть пространство, что позволило сделать работы более выразительными;
- развилась мелкая моторика рук;
- возрос интерес к занятиям кружка;
- дети приобрели такие качества как выдержка и терпение;
- развит навык работы в коллективе;
- дети более ответственно выполняют порученные задания.
По диагностической методике развития мелкой моторики выявлены следующие результаты:
- 2010 – 2011 уч. год:
- - Мелкая моторика – 51 % низкий уровень (6 чел.), 70% - средний 28% (4 реб.), высокий- 21 % (2 реб);
- - Творческие способности – 20 % - высокий уровень (3 чел.), 80% - средний (2 чел.).
- 2011 – 2012 уч. год:
- - Мелкая моторика – 60% - высокий уровень (7 чел.), 25% - средний 28 % (4 чел.), низкий- 12 % (1 реб.);
- - Творческие способности – 75 %– высокий уровень (6 чел.), 25% - средний (6 чел.)
Анализ индивидуальных карточек учета проявления творческих способностей (приложение 2) показал, что на втором году обучения дети стали более активно принимать участие в конкурсах, приобрели навык творческого подхода к работе, чаще стали придумывать и выполнять по своим идеям.
По диагностике проявления интеллектуальных умений способности детей возросли. Учащиеся стали ответственнее относиться к учебе, стали изготавливать поделки вне занятий, научились организовывать свою работу и окружающих, приобрели навыки взаимопомощи.
Также было проведено анкетирование родителей, с целью выявления мнения о занятиях ребенка в кружке. 88,6 % родителей были удовлетворены качеством работы кружка, и 100% родителей пожелали, чтобы занятия были продолжены.
Таким образом, поставленные в программе задачи в ходе её апробации были реализованы:
- Сформированы организационные умения. Дети стали организованнее, не опаздывают на занятия, знают свое рабочее место и содержат его в порядке, аккуратно располагают материалы и инструменты, знают и выполняют правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования и технику безопасности.
- Дети смогли освоить все формы квиллинга. Сформированы трудовые навыки и умения посредством выполнения практических заданий в доступной для детей форме.
- Скорригированы интеллектуальные недостатки с учетом психофизических возможностей учащихся. Дети научились анализировать образцы изделий, ориентироваться в заданиях, сравнивать свои работы с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.
- Привиты положительные качества личности. Дети стали более настойчиво, целеустремлённо выполнять до конца свои работы, научились выполнять изделия в технике квиллинг самостоятельно.
- Воспитаны нравственные качества личности. Ребята стали более аккуратными при выполнении практических работ, стали уважать свой труд и труд своих товарищей, помогать им по необходимости.
Итак, результаты работы доказали, что занятия квиллингом могут существенно помочь педагогу в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение №1
Уровень развития мелкой моторики учащихся
Сентябрь , 2010 г.
Низкий уровень – 51% (6 детей) Средний уровень – 28% (4 ребёнка)
Высокий уровень – 21% (2 детей).
Май, 2012 г.
Низкий уровень – 12% (1 ребенок) Средний уровень – 28% (4 ребенка) Высокий уровень – 60% (7 детей).
Приложение №2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Возраст________________________________________________________
Вид и название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1. Участие в проведении праздников, концертов | 20% | 60% |
2. Участие в конкурсах | 10% | 80% |
3.Работа по образцу. | 40% | 90% |
4.Работа с внесением изменений. | 15% | 8о% |
5.Работа над своим вариантом. | 20% | 75% |
6.Конструирование. | 20% | 75% |
7. Владение техникой. | 5% | 100% |
8. Придумывание композиций. | 5% | 85% |
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. | 5% | 70% |
Приложение №3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка _____________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога__________________________
Дата начала наблюдения___________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№ п/п | Сроки диагностики Показатели | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | 10% | 80% |
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | 5% | 75% |
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии | 20% | 80% |
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии | 10% | 90% |
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. | 5% | 75% |
6. | Организовывать работу других на занятии | 20% | 80% |
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. | 10% | 60% |
Приложение №4
Анкета «Удовлетворенность родителей уровнем
дополнительного образования детей»
(разработана на основе методики канд. пед. наук А.А. Андреева и Е.Н. Степанова)
Цель: Исследование удовлетворенности родителей уровнем дополнительного образования детеВам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, соответствующей Вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4- совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
- Группу, в которой занимается ваш ребенок, можно назвать дружной.
4 3 2 1 0
2. В среде этих ребят ваш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
3. Объединением, в котором занимается ваш ребенок руководит хороший педагог.
4 3 2 1 0
4. Педагог проявляет доброжелательное отношение к вашему ребенку.
4 3 2 1 0
5. Педагог справедливо оценивает достижения ребенка на занятиях.
4 3 2 1 0
6. Педагог учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.
4 3 2 1 0
7. Педагог дает ребенку глубокие и прочные знания по выбранному
виду деятельности. 4 3 2 1 0
8. Ваш ребенок не перегружен занятиями в учреждении.
4 3 2 1 0
9. Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения.
4 3 2 1 0
10. В учреждении заботятся о развитии и здоровье вашего ребенка.
4 3 2 1 0
11. В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру вашего ребенка.
4 3 2 1 0
12. Учреждение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.
4 3 2 1 0
13. В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны вашему ребенку.
4 3 2 1 0
14 Учреждение по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
15. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей вашего ребенка.
4 3 2 1 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг»
Знакомство с квиллингомТехники квиллингаХудожественное моделированиеСоставление композицийОформление работТворческий проектВыставки работ, участие в конкурсах...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС»
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе со...
Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»
Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...