РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС»
рабочая программа по химии (9, 10, 11 класс) по теме

Архарова Галина Геннадьевна

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.

В процессе изучения данного курса дети совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у ребят трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_vokrug_nas.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №417

Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Чудеса вокруг нас»

                                                    Возраст обучающихся: 14-17 лет

                                                                                      Автор: Архарова Галина Геннадьевна

                                                                                        Учитель химии

 Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.

В процессе изучения данного курса дети совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у ребят трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 9-11 класса. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми школьники знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания ребят о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед ними интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ребенку любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности. 

Цель программы - формирование у детей глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи программы.

Обучающие:

- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

- развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей;

- формирование коммуникативных умений;

- формирование презентационных умений и навыков;

- на примере химического материала развитие учебной мотивации ребят на выбор профессии, связанной с химическим производством;

- возможность для детей проверить свои способности в естественно-научной области;

- формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии.

Развивающие:

- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

- развитие конструктивного мышления и сообразительности.

Воспитательные:

- формирование интереса к изучаемому предмету;

- занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание ребят мысли о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения;

- воспитание нравственного и духовного здоровья.        

Условия реализации программы.

Программа кружка «Чудеса вокруг нас» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.

Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у ребят формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка, учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Важная роль отводится духовно — нравственному воспитанию и профориентационному самоопределению ребят.

Программа ориентирована на обучающихся 14-17 лет, количество детей в группе – 15 человек (1 год обучения), 12 человек (2 год обучения).

              Главным критерием отбора в группы является желание ребенка обучаться по программе.  Группа первого года обучения формируется из всех желающих детей, группа второго года обучения – предпочтительно из обучавшихся по программе 1-го года.

        Срок реализации образовательной программы 2 года:

- первый год обучения 144 часов , 2 раза в неделю по 2 часа;

- второй год обучения 144 часов,  2 раза в неделю по 2 часа.

Формы занятий:

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Чудеса вокруг нас» — лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.

Методы обучения: 

Для активизации познавательного интереса применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения , написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала, ребенок имеет представление :

- о прикладной направленности химии;

- необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

- о веществах и их влияния на организм человека;

- о химических профессиях.

Дети должны знать:

- правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

- правила сборки и работы лабораторных приборов;

- определение массы и объема веществ;

- правила экономного расхода горючего и реактивов;

- необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

 - пагубное влияние алкоголя, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

- качественные реакции на белки, углеводы;

- способы решения нестандартных задач.

Дети должны уметь:

- определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

- пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

- осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

- работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

- осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

- определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

- получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

- находить проблему и варианты ее решения;

- работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

- проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Дети должны владеть:

- навыками обработки полученной информации и оформления ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;

- навыками экспериментального проведения химического анализа.

Способы определения результатов освоения образовательной программы: Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью ребят на уроках, отслеживание количества детей, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

Диагностика результативности.

        Эффективность занятий может быть оценена по результатам деятельности воспитанников. К концу программы ими, совместно с педагогом,  выполняются практикумы, практикумы-исследования, интернет-исследования, рефераты, презентации и доклады по различным темам. Также деятельность ребят можно оценить по результатам их участия в  районных олимпиадах по предмету.

        Для диагностики усвоения программы предлагается также форма оценивания результатов по темам в балльной системе,  например:

  • практикум-исследование -15 баллов
  • экспериментальная работа-10 баллов
  • участие в олимпиадах-20 баллов
  • рефераты, презентации, доклады -15 баллов
  • участие в подготовке к играм, конкурсам и т.д. - 10 баллов.

Полученные результаты оформляются в виде таблицы:

№п/п

Список воспитанников

Тема 1…

Тема  2….

Итоговый результат

1

2

Перевод баллов в привычную систему оценивания для итогового результата:

  • 80-100 баллов-отлично
  • 60-80 баллов-хорошо
  • 30-60 баллов-удовлетворительно

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

Теория,

час.

Практика,

час.

1

2

Комплектование группы.

Вводное занятие.

1

1

-

1

1

-

3

Логика.

16

4

12

4

Химическая лаборатория.

27

10

17

5

Прикладная химия.

42

12

30

6

Химия и будущая профессия.

20

15

5

7

Занимательные факты  в истории химии.

15

9

6

8

Неделя химии.

20

10

10

9

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

63

81

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

Теория,

час.

Практика,

час.

1

2

Комплектование группы.

Вводное занятие.

1

1

-

1

1

-

3

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.

50

22

28

4

Химия: чистота, красота и здоровье.

24

12

12

5

Химия пищи.

26

9

17

6

Химия – помощница садовода.

10

5

5

7

Химия – хозяйка домашней аптечки.

8

3

5

8

Химия и ювелирные украшения.

6

2

4

9

Неделя химии.

16

8

8

10

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

65

79

Содержание образовательной программы.

Первый год обучения

1. Комплектование группы.

2. Вводное занятие. 

Теория: Знакомство с программой, структурой и задачами обучения всего курса и 1-го года обучения. Определение режима занятий.

3. Логика.

Теория: Методика решения нестандартных и олимпиадных задач.

Практика: Решение олимпиад школьного, районного тура Всероссийской олимпиады по химии; проведение конкурсов и дидактических игр; индивидуальные консультации.

4. Химическая лаборатория. 

Теория: Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Ознакомление с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Практика: Техника демонстрации опытов. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций.

5. Прикладная химия. 

Теория: Химия в быту. Ознакомление с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для строительных и ремонтных работ.  Химия в природе. Беседа о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Химия и человек. Химические реакции внутри нас. Питание и здоровье. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Расход энергии при различных видах деятельности человека. Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Химия и медицина. Формирование информационной культуры. Влияние вредных привычек на организм и здоровье человека.

Практика: практические работы;  практикумы –исследования; демонстрация опытов; подготовка докладов и рефератов; социологические опросы.

6. Химия и будущая профессия.

Теория: Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне. Беседы с приглашенными специалистами.

 Практика: экскурсии.

   

7. Занимательные факты в истории химии.

Теория: Основные направления развития химии с древности до наших дней. Выдающиеся химики мира, интересные факты их биографии. Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)

             Практика: Работа с литературой в  библиотеке с последующим обсуждением полученной информации; видео-лекции; интернет-исследования.

8. Неделя химии.

Теория: Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Проведение игр и конкурсов среди обучающихся 9-11 классов членами кружка.

  Практика: Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами; составление кроссвордов, ребусов; химический вечер для учащихся 7-8 классов силами кружковцев.

9. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры.

Второй год обучения

1. Комплектование группы.

2. Вводное занятие. 

Теория: Знакомство с программой, структурой и задачами 2-го года обучения. Определение режима занятий.

        3. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.

Теория: Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практика: практические работы;  практикумы –исследования; подготовка докладов и рефератов.

4. Химия: чистота, красота и здоровье.

Теория: Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа  волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми. Беседа с приглашением специалиста. Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов. Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии.

Практика: практические работы;  практикумы –исследования; демонстрация опытов; подготовка докладов и рефератов; социологические опросы.

5. Химия пищи.

Теория: Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.

Практика: Техника демонстрации опытов. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций.

6. Химия – помощница садовода. 

Теория: Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Виды и свойства удобрений. Правила их использования. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практика: практические работы;  практикумы –исследования; подготовка докладов и рефератов.

7. Химия – хозяйка домашней аптечки.

Теория: Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

 Практика: практические работы; подготовка докладов и рефератов. 

8. Химия и ювелирные украшения.

Теория: Украшения из металлов, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

             Практика: практические работы; подготовка докладов и рефератов.

9. Неделя химии.

Теория: Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Проведение игр и конкурсов среди обучающихся 9-11 классов членами кружка.

  Практика: Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами; составление кроссвордов, ребусов; химический вечер для учащихся 7-8 классов силами кружковцев.

10. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка. Проведение заключительной игры.

Методическое обеспечение программы

Приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнения; практическая работа; решение типовых задач.

 Дидактический материал: карточки; пособия с разными типами задач и тестами; пособия для проведения практических работ.

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся на базе школьного кабинета химии с использованием существующего материально-технической оснащения.

Оборудование: компьютеры, технические средства обучения (ТСО); наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.

Список литературы.

Л и т е р а т у р а  д л я  п е д а г о г а:

  1. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.
  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
  3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
  4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.
  5. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
  6. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
  7. Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.
  8. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  9. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

10. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова — М.: Просвещение 1992.

11. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) — М.: Просвещение 1995.

12. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

13. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001

Л и т е р а т у р а  д л я  о б у ч а ю щ и х с я:

1. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

2. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

3. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

4. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

5. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.

6. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978

8. Г.И. Штремплер Химия на досуге — М.: Просвещение 1993.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"

Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Авторская программа дополнительного образования детей "Искусство вокруг нас"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, ж...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Программа дополнительного образования детей «Чудеса из квиллинга»

Программа расчитана на занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Программа дополнительного образования детей "Химия вокруг нас"

Программа дополнительного образования детей "Химия вокруг нас"...