РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС»
рабочая программа по химии (9, 10, 11 класс) по теме
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.
В процессе изучения данного курса дети совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у ребят трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_vokrug_nas.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №417
Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Чудеса вокруг нас»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Автор: Архарова Галина Геннадьевна
Учитель химии
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.
В процессе изучения данного курса дети совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у ребят трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 9-11 класса. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми школьники знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания ребят о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед ними интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ребенку любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Цель программы - формирование у детей глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи программы.
Обучающие:
- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
- развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей;
- формирование коммуникативных умений;
- формирование презентационных умений и навыков;
- на примере химического материала развитие учебной мотивации ребят на выбор профессии, связанной с химическим производством;
- возможность для детей проверить свои способности в естественно-научной области;
- формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- развитие конструктивного мышления и сообразительности.
Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому предмету;
- занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание ребят мысли о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения;
- воспитание нравственного и духовного здоровья.
Условия реализации программы.
Программа кружка «Чудеса вокруг нас» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у ребят формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка, учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Важная роль отводится духовно — нравственному воспитанию и профориентационному самоопределению ребят.
Программа ориентирована на обучающихся 14-17 лет, количество детей в группе – 15 человек (1 год обучения), 12 человек (2 год обучения).
Главным критерием отбора в группы является желание ребенка обучаться по программе. Группа первого года обучения формируется из всех желающих детей, группа второго года обучения – предпочтительно из обучавшихся по программе 1-го года.
Срок реализации образовательной программы 2 года:
- первый год обучения 144 часов , 2 раза в неделю по 2 часа;
- второй год обучения 144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы занятий:
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Чудеса вокруг нас» — лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Методы обучения:
Для активизации познавательного интереса применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения , написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала, ребенок имеет представление :
- о прикладной направленности химии;
- необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
- о веществах и их влияния на организм человека;
- о химических профессиях.
Дети должны знать:
- правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
- правила сборки и работы лабораторных приборов;
- определение массы и объема веществ;
- правила экономного расхода горючего и реактивов;
- необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
- пагубное влияние алкоголя, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
- качественные реакции на белки, углеводы;
- способы решения нестандартных задач.
Дети должны уметь:
- определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
- пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
- осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
- работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
- осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
- определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
- получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
- находить проблему и варианты ее решения;
- работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
- проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Дети должны владеть:
- навыками обработки полученной информации и оформления ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;
- навыками экспериментального проведения химического анализа.
Способы определения результатов освоения образовательной программы: Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью ребят на уроках, отслеживание количества детей, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Диагностика результативности.
Эффективность занятий может быть оценена по результатам деятельности воспитанников. К концу программы ими, совместно с педагогом, выполняются практикумы, практикумы-исследования, интернет-исследования, рефераты, презентации и доклады по различным темам. Также деятельность ребят можно оценить по результатам их участия в районных олимпиадах по предмету.
Для диагностики усвоения программы предлагается также форма оценивания результатов по темам в балльной системе, например:
- практикум-исследование -15 баллов
- экспериментальная работа-10 баллов
- участие в олимпиадах-20 баллов
- рефераты, презентации, доклады -15 баллов
- участие в подготовке к играм, конкурсам и т.д. - 10 баллов.
Полученные результаты оформляются в виде таблицы:
№п/п | Список воспитанников | Тема 1… | Тема 2…. | … | Итоговый результат |
1 | |||||
2 |
Перевод баллов в привычную систему оценивания для итогового результата:
- 80-100 баллов-отлично
- 60-80 баллов-хорошо
- 30-60 баллов-удовлетворительно
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Теория, час. | Практика, час. |
1 2 | Комплектование группы. Вводное занятие. | 1 1 | - 1 | 1 - |
3 | Логика. | 16 | 4 | 12 |
4 | Химическая лаборатория. | 27 | 10 | 17 |
5 | Прикладная химия. | 42 | 12 | 30 |
6 | Химия и будущая профессия. | 20 | 15 | 5 |
7 | Занимательные факты в истории химии. | 15 | 9 | 6 |
8 | Неделя химии. | 20 | 10 | 10 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 63 | 81 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Теория, час. | Практика, час. |
1 2 | Комплектование группы. Вводное занятие. | 1 1 | - 1 | 1 - |
3 | Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком. | 50 | 22 | 28 |
4 | Химия: чистота, красота и здоровье. | 24 | 12 | 12 |
5 | Химия пищи. | 26 | 9 | 17 |
6 | Химия – помощница садовода. | 10 | 5 | 5 |
7 | Химия – хозяйка домашней аптечки. | 8 | 3 | 5 |
8 | Химия и ювелирные украшения. | 6 | 2 | 4 |
9 | Неделя химии. | 16 | 8 | 8 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 65 | 79 |
Содержание образовательной программы.
Первый год обучения
1. Комплектование группы.
2. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, структурой и задачами обучения всего курса и 1-го года обучения. Определение режима занятий.
3. Логика.
Теория: Методика решения нестандартных и олимпиадных задач.
Практика: Решение олимпиад школьного, районного тура Всероссийской олимпиады по химии; проведение конкурсов и дидактических игр; индивидуальные консультации.
4. Химическая лаборатория.
Теория: Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Ознакомление с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Практика: Техника демонстрации опытов. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций.
5. Прикладная химия.
Теория: Химия в быту. Ознакомление с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для строительных и ремонтных работ. Химия в природе. Беседа о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Химия и человек. Химические реакции внутри нас. Питание и здоровье. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Расход энергии при различных видах деятельности человека. Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Химия и медицина. Формирование информационной культуры. Влияние вредных привычек на организм и здоровье человека.
Практика: практические работы; практикумы –исследования; демонстрация опытов; подготовка докладов и рефератов; социологические опросы.
6. Химия и будущая профессия.
Теория: Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне. Беседы с приглашенными специалистами.
Практика: экскурсии.
7. Занимательные факты в истории химии.
Теория: Основные направления развития химии с древности до наших дней. Выдающиеся химики мира, интересные факты их биографии. Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)
Практика: Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной информации; видео-лекции; интернет-исследования.
8. Неделя химии.
Теория: Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Проведение игр и конкурсов среди обучающихся 9-11 классов членами кружка.
Практика: Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами; составление кроссвордов, ребусов; химический вечер для учащихся 7-8 классов силами кружковцев.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры.
Второй год обучения
1. Комплектование группы.
2. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, структурой и задачами 2-го года обучения. Определение режима занятий.
3. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.
Теория: Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практика: практические работы; практикумы –исследования; подготовка докладов и рефератов.
4. Химия: чистота, красота и здоровье.
Теория: Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми. Беседа с приглашением специалиста. Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов. Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии.
Практика: практические работы; практикумы –исследования; демонстрация опытов; подготовка докладов и рефератов; социологические опросы.
5. Химия пищи.
Теория: Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.
Практика: Техника демонстрации опытов. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций.
6. Химия – помощница садовода.
Теория: Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Виды и свойства удобрений. Правила их использования. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практика: практические работы; практикумы –исследования; подготовка докладов и рефератов.
7. Химия – хозяйка домашней аптечки.
Теория: Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практика: практические работы; подготовка докладов и рефератов.
8. Химия и ювелирные украшения.
Теория: Украшения из металлов, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практика: практические работы; подготовка докладов и рефератов.
9. Неделя химии.
Теория: Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Проведение игр и конкурсов среди обучающихся 9-11 классов членами кружка.
Практика: Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами; составление кроссвордов, ребусов; химический вечер для учащихся 7-8 классов силами кружковцев.
10. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка. Проведение заключительной игры.
Методическое обеспечение программы
Приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнения; практическая работа; решение типовых задач.
Дидактический материал: карточки; пособия с разными типами задач и тестами; пособия для проведения практических работ.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся на базе школьного кабинета химии с использованием существующего материально-технической оснащения.
Оборудование: компьютеры, технические средства обучения (ТСО); наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.
Список литературы.
Л и т е р а т у р а д л я п е д а г о г а:
- Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.
- Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.
- Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
- Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
- Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
10. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова — М.: Просвещение 1992.
11. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) — М.: Просвещение 1995.
12. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
13. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001
Л и т е р а т у р а д л я о б у ч а ю щ и х с я:
1. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
2. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
3. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
4. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
5. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.
6. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978
8. Г.И. Штремплер Химия на досуге — М.: Просвещение 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"
Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Авторская программа дополнительного образования детей "Искусство вокруг нас"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, ж...
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Программа дополнительного образования детей «Чудеса из квиллинга»
Программа расчитана на занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Программа дополнительного образования детей "Химия вокруг нас"
Программа дополнительного образования детей "Химия вокруг нас"...