Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа включает очень интересные темы для изучения самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_poznay_sebya.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Познай себя»
для 5 класса
Автор программы:
Тишина Валентина Илларионовна
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
__учитель I квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа «Познай себя» разработана на основании:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785).
Программа «Познай себя» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенной ситуации и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Программа «Познай себя» может быть реализована учителем основной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Уроки должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 34 занятия и рассчитана на полный год обучения.
Авторская педагогическая разработка учебной программы «Познай себя» предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрасту обучающихся.
Изучение практического материала построено с учётом изучения теоретического материала и закреплением его практическим занятием.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, Никулинский ДК
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Принципы обучения
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материала к занятиям.
Планируемые результаты освоения курса
личностные результаты
обучающийся научится:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
обучающийся получит возможность научиться:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Предметные результаты
обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
обучающийся получит возможность научиться:
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся получит возможность научиться:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Содержание программы
Раздел 1. Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Что мы знаем о себе?
Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей.
Раздел 4. Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность.
Календарно-тематическое планирование на текущий год.
№ п/п | Название раздела, темы | Колич. часов | Дата | Примечан. | ||||
план. | фактич | |||||||
Раздел 1. Культура общения | 9 | |||||||
1 | Что мы знаем о себе? | 1 | 3.09 | |||||
2 | Хороший человек, какой он? | 1 | 10.09 | |||||
3 | Как быть хорошим человеком? | 1 | 17.09 | |||||
4 | Каким человеком быть нельзя. | 1 | 24.09 | |||||
5 | Наши чувства и поступки. | 1 | 1.10 | |||||
6 | Вежливость и уважение. | 1 | 8.10 | |||||
7 | Как быть тактичным и сдержанным? | 1 | 15.10 | |||||
8 | Поведение – основа общения. | 1 | 22.10 | |||||
9 | Совесть – основа нравственности | 1 | 12.11 | |||||
Раздел 2. Самовоспитание | 7 | |||||||
10 | Чем ты сильнее, тем будь добрее | 1 | 19.11 | |||||
11 | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | 26.11 | |||||
12 | Что такое совесть? Как я работаю над собой. | 1 | 3.12 | |||||
13 | Мораль, нравственность. О терпении. | 1 | 10.12 | |||||
14 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | 17.12 | |||||
15 | Ты памятью свой разум озари и день минувший весь пересмотри | 1 | 24.12 | |||||
16 | «Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | 14.01 | |||||
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |||||||
17 | Культура общения в современной семье | 1 | 21.01 | |||||
18 | О терпимости к ближнему. Культура спора. | 1 | 28.01 | |||||
19 | Искусство и нравственность. Нравственное содержание древних мифов | 1 | 4.02 | |||||
20 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 11.02 | |||||
21 | Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе. | 1 | 18.02 | |||||
22 | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | 25.02 | |||||
23 | Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | 4.03 | |||||
24 | Рассказ К.Д. Воробьева « У кого поселятся аисты» | 1 | 11.03 | |||||
25 | Рассказ Е. Носова «Тепа». Чувство сострадания к главному герою. | 1 | 18.03 | |||||
Раздел 4. Искусство и нравственность | 8 | |||||||
26 | К. Воробьев. Рассказ» Немец в валенках». Нравственный выбор героев. | 1 | 8.04 | |||||
27 | Фрагмент повести В.Закруткина «Матерь человеческая». Утверждение законов добра. | 1 | 15.04 | |||||
28 | Жестокие игры. В. Железняков «Чучело». Нравственный выбор. Достоинство личности. | 1 | 22.04 | |||||
29 | Моя семья – мое богатство. | 1 | 29.04 | |||||
30 | Семейные праздники. | 1 | 6.05 | |||||
31 | Мои права и обязанности в семье. | 1 | 13.05 | |||||
32 | Я ученик. Мои права и обязанности в школе» | 1 | 20.05 | |||||
33 | Все профессии нужны, все профессии важны. | 1 | 27.05 | |||||
34 | Обобщающее повторение | 1 | ||||||
Всего часов | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...