Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Валентина Илларионовна Тишина

Рабочая программа включает очень интересные темы для изучения самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_poznay_sebya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

к основной образовательной программе

основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Познай себя»

для 5 класса

Автор программы:

Тишина Валентина Илларионовна

 (ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

__учитель I квалификационной категории  

Пояснительная записка

Программа «Познай себя» разработана на основании:

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785).

Программа «Познай себя» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа  составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенной ситуации и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Программа «Познай себя» может быть реализована учителем основной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Уроки должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 34 занятия и рассчитана на полный год обучения.

Авторская педагогическая разработка учебной программы «Познай себя» предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрасту обучающихся.

Изучение практического материала построено с учётом изучения теоретического материала и закреплением его практическим занятием.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• классный час;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, Никулинский ДК

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Принципы обучения

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

 Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Методические материалы.

Различные презентации видеоматериалы с записями материала к занятиям.

Планируемые результаты освоения курса

личностные результаты

обучающийся научится:

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

обучающийся получит возможность научиться:

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Предметные результаты

обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

обучающийся получит возможность научиться:

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обучающийся получит возможность научиться:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;

•формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Содержание программы

Раздел 1. Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Что мы знаем о себе?

Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей.

Раздел 4. Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность.

Календарно-тематическое планирование на текущий год.

 п/п

Название раздела, темы

Колич.

часов

Дата

Примечан.

план.

фактич

Раздел 1. Культура общения

9

1

Что мы знаем о себе?

1

3.09

2

Хороший человек, какой он?

1

10.09

3

Как быть хорошим человеком?

1

17.09

4

Каким человеком быть нельзя.

1

24.09

5

 Наши чувства и поступки.

1

1.10

6

Вежливость и уважение.

1

8.10

7

 Как быть тактичным и сдержанным?

1

15.10

8

Поведение – основа общения.  

1

22.10

9

Совесть – основа нравственности

1

12.11

Раздел 2. Самовоспитание

7

10

Чем ты сильнее, тем будь добрее

1

19.11

11

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

26.11

12

Что такое совесть? Как я работаю над собой.

1

3.12

13

Мораль, нравственность. О терпении.

1

10.12

14

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

17.12

15

Ты памятью свой разум озари и день минувший весь пересмотри

1

24.12

16

«Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

14.01

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности

10

17

Культура общения в современной семье

1

21.01

18

О терпимости к ближнему. Культура спора.

1

28.01

19

Искусство и нравственность. Нравственное содержание древних мифов

1

4.02

20

В мире мудрых мыслей.

1

11.02

21

Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе.

1

18.02

22

Положительные герои в былинах и сказках.

1

25.02

23

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

4.03

24

Рассказ К.Д. Воробьева « У кого поселятся аисты»

1

11.03

25

Рассказ Е. Носова «Тепа». Чувство сострадания к главному герою.

1

18.03

Раздел 4. Искусство и нравственность

8

26

К. Воробьев. Рассказ» Немец в валенках». Нравственный выбор героев.

1

8.04

27

Фрагмент повести В.Закруткина «Матерь человеческая». Утверждение законов добра.

1

15.04

28

Жестокие игры. В. Железняков «Чучело». Нравственный выбор. Достоинство личности.

1

22.04

29

Моя семья – мое богатство.

1

29.04

30

Семейные праздники.

1

6.05

31

Мои права и обязанности в семье.

1

13.05

32

Я ученик. Мои права и обязанности в школе»

1

20.05

33

Все профессии нужны, все профессии важны.

1

27.05

34

Обобщающее повторение

1

Всего часов

34

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...