Профориентационная программа "Успех начинается сегодня"
рабочая программа

Зайцева Елена Сергеевна

Программа обобщает профориентационную работу, проводимую в МБОУ  "Мозжухинская ООШ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii_uspeh_nachinaetsya_segodnya.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                                                                                     

                                                                                               

Программа

по профориентации  обучающихся

«Успех начинается сегодня»

Пояснительная записка к программе:

Поиск профессионального пути – задача сложная и очень важная. Выбор своего дальнейшего профессионального пути каждый должен сделать сам.

В образовательном учреждении основного общего  образования происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся должна проводиться на постоянной основе.

Очень важным звеном в системе профориентации учащихся является классный руководитель, который может повлиять на формирование потребности учащихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению.

Система профориентационной работы классного руководителя включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива образовательной организации (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, администрация), учащихся и их родителей.

Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.

Цели программы:

- повышение осознанности выбора профессии у обучающихся;

- информационное просвещение родителей в области профориентационной деятельности;

- активация профессионального и личностного самоопределения обучающихся;

- формирование стремления успешности в профессии;

- помощь в нивелировании существующих разногласий в выборе будущей профессии между обучающимися и их родителями.

Задачи программы: 

- вовлечение родителей в профессиональное и личностное самоопределение обучающихся;

- достижение консенсуса между родителями, детьми и педагогами при выборе будущей профессии, чтобы избежать в будущем профессиональной неудовлетворенности будущих выпускников;

- помощь в моделировании реализации в выбранной профессии;

- развитие способности к профессиональной адаптации обучающихся в современных социально – экономических условиях.

- повышение уровня осведомленности о содержании деятельности профессий Кемеровской области-Кузбасса путем проведения программных мероприятий (экскурсии, встречи с интересными людьми, которые достигли определенных успехов в жизни и профессии).

Ожидаемые результаты: 

- Создание в школе системы профориентации, мотивирующей обучающихся  к трудовой деятельности по профессиями и специальностям, востребованным на  рынке труда в Кемеровской области-Кузбассе.

-Изменение имиджа и повышение популярности профессий и специальностей промышленного региона среди обучающихся  школы.

Участники программы:

- воспитанники старшей дошкольной группы;

- обучающиеся  1 - 9  классов;

- классные руководители;

- педагоги – предметники;

-  педагог – психолог;

- социальный педагог;

- администрация.

Программа рассчитана на 3 года, реализуется в 2019-2022 г.г.

Возраст участников: 6-16 лет.

Этапы реализации программы:

I этап

Профессиональная ориентация воспитанников старшей дошкольной группы, участие родителей в профориентации воспитанников на данном этапе становится «пробой» возможности детей.

II этап

Профессиональная ориентация обучающихся 1-6 классов является составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.

III  этап

Профессиональная ориентация обучающихся 7-9 классов, когда обучающиеся адекватно принимают решение о выборе профиля дальнейшего обучения; осуществляется формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам обучающихся.

На данном этапе также проводится диагностика личностных качеств воспитанников, анализируются полученные результаты профессиональной направленности.

Направления профориентационной работы классного руководителя

Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:

- профессиональное просвещение;

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация и др.

I. Профессиональное просвещение

Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии. Необходимо сформировать у учащихся целостное представление об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях, о наличии учреждений профессионального образования. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Большое значение имеет также профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка.

II. Профессиональная диагностика

Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика. Необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию.

Таким образом, профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени общего среднего образования. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности учащихся на каждом возрастном этапе.

III. Профессиональная консультация

Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них. Важно не просто диагностировать имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявить уровень готовности учащегося к выбираемой им профессии, а также стимулировать его к самовоспитанию и саморазвитию. Таким образом, профконсультация подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, сопоставление уровня готовности учащегося с требованиями профессии и совместный подбор наиболее подходящей профессии, а также систематический контроль его деятельности по достижению намеченной цели.

Учитывая возрастные и психофизические особенности обучающихся можно выделить следующие этапы работы классного руководителя по профориентации:

1 этап – 1-4 классы, когда происходит формирование представлений о мире профессий, формирование у детей ценностного отношения к труду, осознание его роли в жизни человека; развивается интерес к учебно-познавательной деятельности, которая основывается на практической вовлеченности в различные ее виды. Дети каждый месяц знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Классные руководители учат детей осваивать навыки труда на уроках трудового обучения, при проведении работ на пришкольном участке, приобщают ребят к уборке территории.

2 этап – 5-7 классы, когда у обучающихся происходит формирование собственного «Я» через приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, а также соотношение своих индивидуальных возможностей и способностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. На классных часах с учащимися проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирование, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его.

3 этап – 8-9 классы, когда обучающиеся адекватно принимают решение о выборе профиля дальнейшего обучения; осуществляется формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам обучающихся. На данном этапе также проводится диагностика личностных качеств воспитанников, анализируются полученные результаты, профессиональной направленности.

Исходя из этого, формы работы классного руководителя будут разными на каждом этапе.

Современные формы профориентационной работы  с учащимися на II и III ступенях общего среднего образования.

Для успешного достижения профориентационных целей классный руководитель обязан использовать такие методы и формы, которые учитывали бы особенности психического, физиологического состояния и уровень социальной адаптации учащихся.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение учащихся выражено в различной степени. В связи с этим необходимо опираться на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

На второй ступени обучения продолжается формирование познавательной активности учащихся и навыков самообразования, начатых на первой ступени обучения. Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, у обучающиеся на II ступени общего среднего образования необходимо формировать профессиональные интересы и готовность к выбору профессии.

Для учащихся на III ступени обучения ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Они направляют свои усилия, в основном, на учебные предметы, которые будут в дальнейшем связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, связанных с их будущей профессией. При работе по профориентации с учащимися на III ступени обучения необходимо использовать такие формы работы, которые будут направлены на:

-начальную профессиональную подготовку;

-профессиональные пробы;

-формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив;

-адаптация к учебно-профессиональной среде;

-формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры;

-осознание значимости избранной профессии, воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.

Базовые ориентиры профориентационной деятельности:

  1. Трудовое воспитание. Ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять обучающийся.
  2. Развитие имеющихся у обучающегося склонностей и интересов к определённому виду труда. Дополнительное образование, факультативные занятия, внеклассные мероприятия.
  3. Реализация диалоговой формы общения между учителем и учащимися, учащихся между собой через классный час, использование интерактивных методов коммуникации.
  4. Обращение к социальному опыту – собственному и других людей.
  5. Участие обучающихся в профориентационных тематических мероприятиях (беседы, диспуты, дискуссии, кинолектории, профориентационные игры «Аукцион» и «Оптимисты и скептики», викторины, турниры, тренинги «Поговори со мною…» и «Профессиональный рост или карьера», «Азбука профессий» в форме КВН, составление и решение кроссвордов и т.д.).
  6.  Участие родителей в профориентационных тематических мероприятиях.
  7. Предварительное собеседование с родителями по вопросам выбора профессии и определения путей продолжения образования с учетом реальных потребностей различных профессиональных областей в кадрах.
  8. Оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Формы профориентационной работы с родителями обучающихся

  1. Тематические родительские собрания.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей обучающихся класса.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Тематические родительские собрания профориентационной направленности мы распределили следующим образом.

5-7 классы. Тематические родительские собрания, направленные на трудовое воспитание обучающихся.

8-9 классы. Родительские собрания, направленные на выбор профиля обучения.

II. Классные часы с привлечением родителей.

Выступление родителей, представляющих определенную профессию – это форма воспитательной работы, которая направлена на воспитание профессиональной грамотности обучающихся. Обучащиеся вместе с родителями принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы профессиональных знаний.

Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной.

III. Родительские лектории по вопросам профориентации.

Темы  лектория с родителями могут быть различными.

В 5-6 классах тематика касается роли семьи в развитии склонностей и способностей, формирования познавательных и профессиональных интересов ребенка,

В 7-9 необходимо затрагивать темы мотивации в выборе профессии, выбора профессии с учетом психофизических особенностей обучающихся, пути получения профессии подростками с обязательной ориентацией на образовательные организации региона.

IV. Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий.

Тематика консультаций должна касаться состояния рынка труда, перечня и предоставляемых образовательных услуг учебными заведениями района, области, алгоритма действий при выборе профессии с учетом психофизических особенностей ребенка.

Советовать определенную профессию запрещается.

V. Анкетирование родителей обучающихся.

Цель анкетирования - выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора обучающихся, по его результатам - корректировка поведения родителей и обучающихся в плане выбора будущей профессии.

  1. Информирование родителей.

Оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, выпуск буклетов для родителей и т.д..

  1. Организация временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.


Мероприятия программы

№п/п

Мероприятие

Участие родителей (законных представителей)

Ожидаемые результаты

1

Формирование целевой группы для участия  в профориентацион-ных проектах и разработка индивидуальных планов работы с несовершеннолетни-ми и воспитывающими их семьями

Участники целевой группы ознакомлены с программой проекта, собраны письменные согласия от несовершеннолетних и их семей на участие в проекте и обработку персональных данных, заявления от родителей (законных представителей) на зачисление в профильный класс предпрофессиональной подготовки.

Участие  целевой группы в различных  проектах.

 Оформление и реализация индивидуальных планов работы с несовершеннолетними и их семьями.

Разработка маршрута предпрофессиональной подготовки.

2

Реализация программы тренингов по планированию профессионального пути

Родители получили раздаточный материал для самостоятельного проведения тренингов с детьми:

-«На пороге взрослой жизни»,

-«Время выбирает нас»,

-«Планирование профессионального пути»,

-«Человек-профессия»,

-«Кто есть кто»,

-«Как найти дело жизни».

Развитие умений учитывать сильные и слабые стороны своих

способностей при выборе профессии.

3

Психологическое профконсультирова-ние

Деловая игра по построению карьерных стратегий в разных профессиях.  Роли распределяются между обучающимися и родителями.

Повышение психологической

компетенции родителей.

4

Социальное профконсультирова-ние  

Лекторий для обучающихся и родителей  с информацией о работе предприятий и текущем состоянии рынка труда в регионе.

Повышение педагогической и информационной

компетенции родителей.

5

Проведение конкурсов профориентацион-ной направленности для обучающихся

Семьи обучающихся принимают участие в конкурсах:

-конкурс литературного творчества «Профессия в стихах и прозе»;

-конкурс видеороликов, презентаций «Профессионал»;

-конкурс рефератов, докладов «Профессия моей мечты»;

-конкурс творческих работ «Своими руками»

-конкурс портфолио «Абитуриент»

Повышение интереса к теме выбора будущей  профессии

6

Экскурсионные поездки  в образовательные организации, на предприятия района, области

Родители принимают участие в выборе маршрутка поездки

Получение представления о профессиональном обучении и рынке труда региона

7

Проведение профессиональных проб

Родители принимают участие в выборе учреждений, предприятий, организаций для прохождения подростками профессиональных проб

Заключение договоров/соглашений на безвозмездной основе с промышленными предприятиями и учреждениями для проведения профессиональных проб по профессиям.

8

Создание портфолио достижений и успехов несовершеннолетних

Родители совместно с детьми готовят портфолио

Создание  портфолио, используемых при поступлении в учреждения СПО

9

Распространение информационно-методических материалов

Родители при необходимости запрашивают интересующую их информацию

Растиражированы и розданы обучающимся и родителям материалы: памятки, буклеты и пр.

10

Мониторинг деятельности с обучающимися и семьями  9 класса

Проводятся мониторинги:

 -вовлечения семей в профориентационную деятельность;

-обследование семей на предмет психологического микроклимата;

-компетентность родителей в вопросах профориентирования детей;

-анализ уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

-судьба выпускников

Повышение процента выпускников, продолживших обучение в учреждениях СПО

на специальностях, изучаемых в рамках школьной предпрофессиональ-ной подготовки.

Приложение №1 к программе

Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые родители!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии "Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас"

Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие. Данная неделя была посвящена профилактике алкоголя и табакокурения и традиционно прошла под названием «Завтра начинается сегод...

Классный час: “Будущее начинается сегодня”

Цели занятия:1.     Сформулировать собственные жизненные ценности.2.     Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.3.     Задуматься ...

Эссе "Завтра начинается сегодня"

Сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей. От того, кого мы воспитаем сегодня, зависит наше завтра.сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейше...

Будущее начинается сегодня

Домашнее задание победителя конкурса "Ученик года-2012" учащейся 5 Б класса Ксении Цветковой...

Завтра начинается сегодня.

Экологическое воспитание....

Будущее начинается сегодня.

Интегрированный урок психологии и технологии для 9 класса (девушки)....