Будущее начинается сегодня.
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему
Интегрированный урок психологии и технологии для 9 класса (девушки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budushchee_nachinaetsya_segodnya.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок технологии и психологии на тему:
«Будущее начинается сегодня».
Цель:
- оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся 9 классов в период профессионального самоопределения.
Задачи:
- формирование актуального «информационного поля»;
- развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- создание условий для самопрезентации.
Подготовительный этап.
1.Ученицы готовят домашние задания по выбранным профессиям.
2.Готовится плакат с изображением дерева и комплект карточек на каждую ученицу (яблоко, листочек и цветочек).
3.Карточки с профессиограммами профессий.
Ход урока
Вводная часть.
Учитель. Знакомство с темой урока и ее актуализация.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?
Действительно, каждый человек в свое время задавал себе этот вопрос, и перед вами он тоже скоро встанет. Поэтому наш урок так и называется «Будущее начинается сегодня». Ведь недалек тот час, когда вам нужно будет выбрать свою будущую профессию. Сейчас в мире насчитывается более 70 тыс. профессий. Какие вы знаете самые первые профессии? Да, рыболов, охотник. Некоторые профессии отмирают (печник, трубочист, истопник), а некоторые возникают на ваших глазах (брокер, дилер, логистик, мерчендайзер).
Психолог.
Я предлагаю проверить, как наши девочки ориентируются в мире профессий.
Упражнение «Цепочка профессий».
Основная часть.
Психолог.
Я хочу рассказать вам одну историю.
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному.
-Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!
-Я ваших стахановских методов не знаю, - отвечал портной, приходите через три дня и забирайте оба!
Утесов опешил от такой дерзости.
-Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне.
Портной презрительно осмотрел костюм и спросил:
-Кто вам его шил?
-Его шил сам Затирка (знаменитый портной), - гордо отвечает артист.
-Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии? – парировал портной.
Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня – от новых костюмов.
Не все могут стать такими мастерами, но профессионалом в своем деле обязан быть каждый из нас.
Как же стать настоящим профессионалом?
Разумеется, успешно учиться выбранной профессии. Но для начала ее нужно выбрать. Какой выбор можно считать правильным?
(Звучат ответы учениц, учитель подводит итоги обсуждения).
- Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
- Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
- Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Если требования на рынке труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало, только они пока об этом не знают.
Мы с вами должны добиться пересечения всех составляющих адекватного выбора профессии (демонстрация на доске).
Учитель.
У вас, скорее всего, уже на слуху такие понятия: профессия, специальность, должность, квалификация. Сейчас нам предстоит разобраться в различиях между ними.
(Девочки сами пробуют ответить на вопрос).
Помощь учителя.
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки.
Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности.
(Пример: учитель - профессия, учитель математики – специальность).
Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее обязанности и оплату труда.
(Пример: главный бухгалтер, начальник отдела).
Квалификация – это степень мастерства.
(Пример: учитель высшей категории, токарь 6 разряда).
Где же можно приобрести профессию?
(Ответы детей).
Помощь учителя.
- в ВУЗах
- в колледжах
- в техникумах
- на курсах
- на производстве и т.д.
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Упражнение «Дешифровщик».
- Я В Ш Е – швея
- Д Н О К Р Е И Т – кондитер
- Е Д О М Р Е Ь Л – модельер
- Й А Л З И Щ Р К К О – закройщик
- Г О Л О К Э – эколог
- Л О Е Т Г О Н Х – технолог
- Т И О К Р Е Д Н – кондитер
- Н И Й Д Р Е А З – дизайнер
Психолог.
Упражнение «Профессиограмма».
Необходимо по описанию догадаться, какой профессии оно принадлежит.
(Предлагается несколько профессиограмм для работы).
Например, профессиограмма медицинской сестры.
Профессия подразумевает среднее специальное образование, получить ее можно в колледжах (средний срок обучения 3-4 года). Профессия подходит людям добросовестным, аккуратным, исполнительным, готовым бескорыстно помогать другим, умеющим работать в условиях стресса.
Нужны для нее и такие качества, как хорошо развитая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, высокий уровень сенсомоторной координации (умение координировать тонкие движения с тем, что наблюдают глаза и осязают руки). Очень важно, чтобы этот специалист был человеком ответственным — ведь если он допустит еще какую-то оплошность, это чревато тяжелыми последствиями.
Спрос на рынке труда стабильный, трудоустройство проблем обычно не вызывает. Уровень доходов невелик, примерно от 1/2 до 2/3 средней зарплаты в промышленности, несколько выше в коммерческих учреждениях. Карьерные перспективы: получение высшего образования, переход на более квалифицированную работу. Без получения высшего образования можно продолжать совершенствоваться, освоить новую специализацию.
(Ученицы дают ответы и делятся своими мыслями по поводу профессий).
Учитель.
А теперь посмотрим, что дома приготовили наши девочки.
1.Л.Н. - домохозяйка. Эти навыки пригодятся любой женщине. Я буду учиться всему: как экономно вести хозяйство, как создавать уют в доме, как заниматься воспитанием детей и многому другому (советы по благоустройству дома).
2.М. Н. – официант. Я уже умею красиво накрыть на стол, к каждому празднику есть свои украшения стола. Я вам покажу несколько способов красивого оформления салфеток.
3.К. Д. – повар. Я уже умею красиво украшать блюда. Сегодня я и вас познакомлю с некоторыми приемами. (Проводится дегустация блюд).
4.М. Н. – кондитер. Этот специалист должен обладать хорошим вкусом. Я придумала оригинальное оформление конфет. (Всем участникам и гостям дарится рецепт).
5.Д. А. – пекарь. Дома я разработала красивые новогодние пряники (всем в дар – пряники).
6.Г. Е. – диетолог. Я научу вас составлять правильное меню (гостям предлагаются бланки с меню на 1 день).
7.Б. Я. – модельер. Сегодня я предлагаю вам новые коллекции (презентация со своими рисунками).
Психолог.
Недавно мы с вами проводили психологический тест «Опросник профессиональной готовности». Предлагаю вам ознакомиться с результатами.
(Психолог знакомит детей с выбором профессиональных сфер: «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – природа», «человек – художественный образ», «человек – человек». Отмечается, что не у всех детей готовность сформирована на 100%, значит, есть необходимость продолжать работу в этом направлении).
Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Всем участникам занятия предлагается оценить актуальность темы урока. На доске расположен плакат с изображением дерева. У каждого из учениц есть набор карточек. Если они считают тему актуальной - на дерево помещают яблоко, если неактуальной – зеленый листочек, если пока не определились – цветочек.
Ученицы по желанию высказывают свое мнение о теме урока и о своих ощущениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: “Будущее начинается сегодня”
Цели занятия:1. Сформулировать собственные жизненные ценности.2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.3. Задуматься ...
Будущее начинается сегодня
Домашнее задание победителя конкурса "Ученик года-2012" учащейся 5 Б класса Ксении Цветковой...
Проект «Будущее начинается сегодня»
Августовская конференция работников образования Еравнинского района «Приоритетные направления развития муниципальной системы образования в современных условиях: реалии и перспективы»...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»
Разработка представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая содержит поурочные планы занятий оздоровительной гимнастики у-шу согласно возрасту воспитанников и году обучения....
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня»
Одним из эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния воспитанников социальн...
Программа воспитательной работы «Будущее начинается сегодня»
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...
Программа по профориентации «Будущее начинается сегодня»
Создание «Будущее начинается сегодня » обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из них в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, ...