Завтра начинается сегодня.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Завтра начинается сегодня.
О. М. Летавина,
воспитатель высшей категории КГБУСО «Уссурийский СРЦН»
В каждом человеке живёт кусочек детства. А чего хочется в детстве? Потрепать зелёный загривок травы, полюбоваться красивой бабочкой на цветке, пробежаться под тёплым и ласковым, словно мамины руки, дождём. У каждого из нас своя большая или маленькая Родина. Каждый народ живёт на своей реке. Но кем бы мы ни были, где бы мы ни родились, для всех нас прекрасным и радостным домом остаётся Земля. Миллиарды лет светит она маленькой звёздочкой в бесконечном пространстве Вселенной. Но никогда прежде люди не испытывали такую острую тревогу за наш общий дом.
Последние поколения вели себя как покорители Природы. До недавнего времени люди считали, что пользуются наследием предков. А на самом деле брали в долг у потомков. Безвозвратно исчезли сотни тысяч растений. Вырублена половина всех существовавших раньше лесов. Гибнут моря и малые реки. Каждый день на Земле вымирает один вид животных, и, может быть совсем скоро только в зоопарках останутся гориллы, носороги, бенгальские тигры, орангутанги.
А сколько вокруг следов неразумной деятельности человека! Человеческий разум создал оружие такой разрушительной силы, что поставил под угрозу само существование жизни на Земле.
Пришло время одуматься. Миллионы друзей природы во всех уголках Земли объединились сегодня в решимости отстоять жизнь на планете. Широко распространённым символом охраны окружающей среды стало слово « экология». Экология – наши взаимоотношения с окружающим нас миром природы. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле. Только в содружестве с ней может быть счастлив человек! Дети будут счастливы в третьем тысячелетии, от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности, будет зависеть, в каком мире им жить.
В детстве ребёнок интенсивно социально развивается во взаимодействии с окружающими людьми. Правильно организованная система по формированию экологической культуры позволяет не только развить у ребёнка любовь к родной природе, растениям и животным, но и сформировать у него основы патриотизма, грамотное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, нормы поведения, не наносящие вреда всему живому.
Опыт работы с несовершеннолетними детьми, помещёнными в КГБУСО «Уссурийский СРЦН», показал, что у подавляющего большинства не проявляется бережное отношение к природе, ребята не умеют восхищаться её красотой, не имеют представлений о социальных и моральных нормах поведения. У них узкий кругозор, низкий уровень познавательной активности.
Перед педагогами встала актуальная задача приобщения воспитанников к нравственному восприятию окружающего мира, формирования у них основ экологической культуры. Чтобы научить ребёнка видеть красоту вокруг себя, пробудить лучшие человеческие качества, воспитать любовь к природе мною составлена программа «Игровая экология», целью которой является создание условий для реабилитации, социального становления и развития личности посредством построения воспитательных линий в познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых. Эта программа позволяет в игровой, ненавязчивой форме реализовать познавательные интересы и потребности ребёнка. Программа способствует развитию у детей личного экологического опыта по взаимодействию с окружающим миром; включает детей в экологически ориентированную творческую деятельность по улучшению экологического состояния окружающей среды; способствует развитию межличностных отношений в коллективе.
Программа «Игровая экология» основывается на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по реабилитации здоровья и сохранению окружающей среды. Она направлена на детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Содержание программы по формированию экологической культуры должно подвести детей к выводу, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую среду – значит заботиться о здоровье человека.
Таким образом, в программе выделены три основные направления в работе:
- познавательное;
- природоохранное;
- здоровьесберегающее.
Программа даёт возможность объединить различные виды деятельности детей: трудовую, познавательную, экологическую, краеведческую, направленные на усвоение воспитанниками экологических, патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Решая задачи экологического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы:
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;
-дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
-развиваюший характер обучения, основанный на детской активности
На подготовительном этапе разрабатывается план совместной деятельности педагогов, волонтёров, руководства учреждения, назначаются ответственные за мероприятия.
На втором этапе, диагностическом, проводится диагностика по основным направлениям программы, выявляются знания воспитанников о природе России, Приморского края, привлекается внимание к вопросу сохранности родной природы.
Основной – практический этап включает в себя подготовку и проведение цикла занятий – путешествий «Путешествия по Приморскому краю», дней творчества, экологических праздников, проведение экскурсий, акций, тренингов, краеведческих и экологических игр, посещение музеев, коллективные творческие дела и т.д.
На заключительном этапе подводятся итоги и закрепляются полученные знания и умения у детей, проводится повторная диагностика.
Реализация программы предполагает осуществление, как совместной деятельности педагогов с несовершеннолетними, в которой используются современные технологии, видео-пособия, театрализованные игры, так и самостоятельную деятельность воспитанников по всем направлениям программы. Проведение таких мероприятий, как акции: «Экологический десант», «Посади дерево», операции: «Чистое село», «Скворечник», «Лесная аптека», практикумы: «Подарим птицам доброту», «Цветник на окне», « Украсим планету цветами», выставка детского творчества «Береги природу, человек!», конкурс рисунков «Пусть будет прекрасной Земля», выставка рисунков «Здоровье – планете Земля!» и др., помогает воспитанникам понять, что произойдёт с флорой и фауной нашей планеты из-за небрежного отношения к ним, способствует формированию нравственной экологической позиции личности, развитию у детей личного экологического опыта по взаимодействию с окружающим миром, включает их в творческую деятельность по улучшению экологического состояния окружающей среды.
Результативность программы определяется мониторингом с помощью анкет, тестов, наблюдений за поведением ребёнка, его деятельностью, как планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни центра. Эффективность программы так же оценивается через общение с воспитанником, посредством которого можно получить информацию ( мнение, суждение) из уст ребёнка..
Мониторинг эффективности работы
по экологическому воспитанию с несовершеннолетними
ФИО несовершеннолетних | Знание природы родного края, животного и растительного мира | Формирование представлений о природоохранной деятельности человека | Формирование представлений о взаимосвязи между здоровьем человека и чистотой окружающей среды | |||
До | После | До | После | До | После | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Календарно-тематический план
Познавательное | Познавательно-развлекательное | Природоохранное, здоровьесберегающее | |
Сентябрь | Беседа «Экологическая обстановка в Приморском крае» | Практикум «Красная книга Приморского края»; Экологический конкурс – фестиваль г.Уссурийск | Акция «Экологический десант» |
Октябрь | Игра-путешествие «по тропам Уссурийской тайги» (видеофильм «Тайны Уссурийского заповедника») | Практикум «Как вести себя в природе» | Операция «Сбор семян» |
Ноябрь | Занятие «Экскурсия в заповедник» | Викторина «В мире животных»; Экологический театр | Конкурс рисунков «Береги природу, человек!» Практикум «Цветник на окне» |
декабрь | Занятие «Птицы- наши друзья. Кто как проводит зиму?» | Конкурс «Птичий КВН»; Выставка поделок из природного материала. | Операция «Поможем птицам» |
Январь | Беседа»Влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека» | Устный журнал «Охрана и укрепление здоровья» | Тренинг «Это зависит от тебя!» Выставка рисунков «Здоровье- планете Земля!» |
Февраль | Занятие «Путешествие в зимний лес» | Викторина «Бей ответом прямо в цель!» | Практикум «Подарим птицам доброту!» |
Март | Беседа «Путешествие за капелькой воды» | Устный журнал «В гостях у жителей подводного царства» | Опыт «Свойства воды» Операция «Скворечник» |
Апрель | Экологическая игра «Путешествие в мир птиц» | Викторина «Пестрый мир» | Акция «Посади дерево!» Операция «Чистое село» |
Май | Беседа «Охраняемые растения Приморского края» | Викторина «Зеленая аптека» | Практикум «Украсим планету цветами!» |
Июнь | Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» | Праздник Здоровья | Экскурсия к роднику |
Июль | Интеллектуальная игра «Деревья родного края» | Праздник Цветов | Конкурс рисунков «Пусть будет прекрасной Земля!» |
август | Беседа «Природа, экология и мы» | Праздник русской березки. Конкурс знатоков природы | Выставка детского творчества «Береги природу, человек!» |
Ожидаемыми результатами программы являются:
усвоение воспитанниками ключевых понятий: экология, природоохранная деятельность, валеология, патриотизм.
- в познавательной сфере: позитивное бережное отношение к окружающему миру; любовь к родной природе; развитие творческих способностей;
- в краеведческой и природоохранной сфере: осознание ответственности за судьбу страны и планеты Земля в целом; формирование гуманного отношения ко всему живому;
- в эстетической сфере: гармоничное развитие личности ребенка; умение видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи, мышления и культуры чувств;
- в социальной сфере: формирование активной жизненной позиции; включение несовершеннолетних в творческую деятельность по улучшению экологического состояния окружающей среды.
Я могу с уверенностью сказать, что реализация данной программы поможет посеять и взрастить в душах наших воспитанников семена любви к родной природе, бережного отношения к ней, включить детей в экологически ориентированную творческую деятельность по улучшению экологического состояния окружающей среды, ведь завтра начинается сегодня… .
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя психологии "Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас"
Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие. Данная неделя была посвящена профилактике алкоголя и табакокурения и традиционно прошла под названием «Завтра начинается сегод...
Классный час: “Будущее начинается сегодня”
Цели занятия:1. Сформулировать собственные жизненные ценности.2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.3. Задуматься ...
Эссе "Завтра начинается сегодня"
Сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей. От того, кого мы воспитаем сегодня, зависит наше завтра.сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейше...
Будущее начинается сегодня
Домашнее задание победителя конкурса "Ученик года-2012" учащейся 5 Б класса Ксении Цветковой...
Будущее начинается сегодня.
Интегрированный урок психологии и технологии для 9 класса (девушки)....
Проект «Будущее начинается сегодня»
Августовская конференция работников образования Еравнинского района «Приоритетные направления развития муниципальной системы образования в современных условиях: реалии и перспективы»...