Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математическая вселенная»
методическая разработка

Пунанцева Валентина Алексеевна
Методическая разработка проведения недели математики и информатики подготовлена Пунанцевой В.А, Воловой А.Н., Баевой С.В., Мелковой А.В. и Уткиным В.М. и посвящена 55-летию первого полета человека в космос, освоению космического пространства, изучению характеристик природных и искусственных небесных объектов. Для проведения недели авторами разработан подробный план и маршрутные листы для классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая    разработка   проведения   недели   математики   и  информатики «Математическая вселенная»

Пояснительная записка

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника, что соответствует требованиям ФГОС.

Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные задачи.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики и  других областей знания.

Учесть интересы различных групп учащихся помогает проведение недели математики и информатики. Данная разработка посвящена 55-летию первого полета человека в космос, освоению космического пространства, изучению характеристик природных и искусственных небесных объектов. Для проведения недели членами ШУМО был разработан подробный план.

План недели математики и информатики

 «Математическая вселенная»

        Дата

Тема

Содержание

Ответственные

Понедельник

1 февраля

Открытие недели математики «Математическая вселенная»

  • Открытие недели математики «Математическая вселенная»
  • Выдача маршрутных листов

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Вторник

2 февраля

«Покорение космоса»

  • Игра «Космические гонки»,
    7-8 классы
  • Сведения о людях и фактах связанных с освоением космоса

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Среда

3 февраля

«Вселенная в числах»

  • Игра «Звездный час»,
    5-6 классы
  • Занятие «Проектирование марсолета», 8 класс
    (3D-моделирование в САПР Creo 2.0»)

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Четверг

4 февраля

«Земной спутник Луна»

  • «Встреча инопланетян в математической галактике на Венере» (Игра «Черный квадрат»
    9-11 классы)

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Пятница

5 февраля

«Путешествие в космос»

  • Классный час, посвященный Ю.А.Гагарину
  • Викторина «Он сказал «Поехали!»,
    5-11 классы

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Суббота

6 февраля

«Парад планет»

  • Конкурс задач
    «Парад планет»
    5-11 классы

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Понедельник

8 февраля

Российский

день науки

  • Соревнования луноходов,
    8 класс (робототехника)
  • Выставка космических кораблей (моделирование, робототехника) 1-11 классы

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Вторник

9 февраля

Подведение итогов

  • Подведение итогов
  • Выставление оценок в рейтинг

Баева С.В.

Волова А.Н.

Мелкова А.В.

Пунанцева В.А.

Уткин В.М.

Мероприятия недели математики и информатики охватывали учащихся с 5-11 класс. В рекреации вывешивается увеличенная форма плана, рейтинга классов, плакат с изображением планет, астероидов и т.д. Каждый день недели имеет свое название: «Покорение космоса», «Вселенная в числах», «Земной спутник Луна», «Путешествие в космос», «Парад планет», Российский день науки. В связи с объявленной темой учащиеся осуществляют поиск информации для оформления рекреаций согласно маршрутному листу. (Приложение 1)

Пример маршрутного листа для классов

 5 А класс

        

Дата

Тема

Содержание

Требования,

критерии

Понедельник

1 февраля

Открытие недели математики «Математическая вселенная»

 

  • Открытие недели математики «Математическая вселенная»
  • Выдача маршрутных листов

Вторник

2 февраля

«Покорение космоса»

Найти сведения о людях и фактах, связанных с освоением космоса

Циолковский К.Э.

Формат А4, вертикальный

Фото, ФИО, годы жизни, краткая биография, вклад в развитие космонавтики

Среда

3 февраля

«Вселенная в числах»

Найти сведения о планете (объекте) Солнечной системы

Венера

Формат А4, вертикальный

Фото, название, размеры, масса, объем, история освоения (изучения), интересные факты

Четверг

4 февраля

«Земной спутник Луна»

Найти или сделать фото Луны, напечатать, указать данные

Формат А4, вертикальный

Данные: форма, размер, масса, расстояние до Земли

Пятница

5 февраля

«Путешествие в космос»

Найти информацию о летательном космическом аппарате

Луноходы

Формат А4, вертикальный

Фото, название, для чего предназначен,

история использования

Суббота

6 февраля

«Парад планет»

Составить задачу с космическим содержанием. Обязательно присутствие названия планет

Формат А4, вертикальный

Понедельник

8 февраля

Российский

день науки

Выставка космических кораблей: склеить из бумаги, собрать из конструктора, сделать из фанеры и т.д.

1-11 классы

Объемная модель

Вторник

9 февраля

Подведение итогов

Выставление оценок в рейтинг

Награждение

Ежедневно осуществлялась оценка выполненных заданий, которая выставляется в рейтинг. Оценка «5» соответствовала самой крупной картинке, «4» - более мелкой картинке.

«Покорение космоса»

«Вселенная в числах»

«Земной спутник Луна»

«Путешествие в космос»

«Парад планет»

В течение недели проводились тематические уроки, а также внеклассные мероприятия.

Игра «Космические гонки», 7-8 классы – традиционная математическая эстафета.

Краткое содержание игры

На кабинетах учителей математики и информатики вывешены названия планет (станций). В начале игры классы получают маршрутный лист, в котором указаны планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс и Юпитер. Всего 5 станций и 5 классов и маршрутный лист разработан так, чтобы класс не пересекались в одном кабинете. На планетах классы выполняют задания, за которые получают баллы. По итогам игры выявляется команда-победитель, которая набрала большее количество баллов (Разработка игры прилагается).


Математическая игра «Звездный час», 5-6 классы –

игра в форме путешествия по планетам.

Краткое содержание игры

Для проведения игры используется интерактивная презентация, в которой названия планет являются гиперссылками на слайды с вопросами и ответами, а звезда на слайде позволяет вернуться на исходный слайд.

В игре 8 туров – путешествие по 8 планетам. Вопросы от тура к туру усложняются. За правильный ответ участникам выдаются звезды. Участник, не ответивший на вопрос, выбывает. После завершения 8 тура подсчитываются звезды. Побеждает участник, набравший большее количество звезд  (Разработка игры прилагается).

Классный час, посвященный Ю.А.Гагарину

Для проведения классного часа (30 мин) с сайта youtube.ru был скачан фильм «Когда вернется Гагарин?» (длительность 24 мин 35 сек).

Викторина «Он сказал «Поехали!»

Для повышения познавательного интереса учащихся подготовлена викторина о Ю.А.Гагарине и его полете в космос. Викторина выдавалась всем желающим. На выполнение викторины отводится 1 день. Ответивший на большее количество вопросов, становится победителем. (Викторина прилагается)

Стенд о Ю.А.Гагарине

В рекреации подготовлен стенд о жизни Ю.А.Гагарина, который содержит краткие сведения о биографии космонавта и информацию о первом полете человека в космос. (Приложение 2)

Стенд научного общества учащихся «Мыслитель»

Ко Дню Российской науки оформлен стенд, на котором представлены материалы о представлениях древних цивилизаций о Земле и информация о российских ученых, стоявших у истоков освоения космоса (Приложение 3).

По итогам недели математики и информатики была проведена линейка, на которой подводились итоги мероприятий. (Приложение 4) на переменах по телевизору в рекреации демонстрировались мультфильмы «Смешарики» из космической серии, а также презентация, в которой отражались результаты мероприятий и объявления.

Для оформления рекреаций, проведения уроков и внеклассных мероприятий, награждения классов и отдельных учащихся подготовлен большой набор грамот и благодарностей. (Материалы прилагаются.

Проведение недели математики и информатики «Великая Победа в цифрах и фактах» дало старт мероприятиям, посвященным празднованию 55-летия полета в космос Ю.А.Гагарина.


Список литературы

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-50107.html
  2. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / авт.-сост. Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004, (Я иду на урок).
  5. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт.-сост. Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Математическое ассорти. 5-11 классы: сценарии вечеров, праздников, конкурсов / авт.-сост. Т. А. Лепёхина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков «Математика + игра», альбомы «Математика = интеллект») / авт.-сост.: Г. И. Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2010 ,( Учение с увлечением).
  8. Нестеренко Ю. В. Задачи на смекалку / Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М.К. Потапов. – М. : Дрофа, 2006
  9. Оникул П. Р. 19 игр по математике: учебное пособие: СПб.: Союз, 1999.

Приложение 1

Оформление рекреаций


Приложение 2

Стенд о Ю.А.Гагарине


Приложение 3

Стенд научного общества учащихся


Приложение 4

Линейка подведения итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели математики, физики и информатики

В данном материале вы найдете проведения недели МИФ для учащихся 5-11 классов. Мероприятия распределены по дням недели....

План проведения недели математики

План недели математики и физики, представленный в виде тематических дней....

Справка о проведении недели математики "И прекрасна и сильна- Математика страна"

Цели и задачи:1.     Формирование устойчивого интереса к математике и её приложениям;2.      Расширение и углубление знаний учащихся по программному матери...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Проведение недели предметов естественно-математического цикла.

План проведения недели  предметов ЕМЦ; Презентация игры "Брейн - ринг для старших классов"; Вопросы викторины для 5-6 классов; Линейка "Закрытие недели ЕМЦ"....

Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Город математики»

Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Город математики» - это попытка учителей методического объединения учителей найти новую интересную форму работы в этом н...

Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры»

Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры», в разработке которой принимали участие все педагоги методического объединения математики и ин...