Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности
учебно-методический материал
Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Конфуций
Управление концентрацией и вниманием Эмпатия и эмоциональный интеллект Сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты обучения) Мышление : критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативнотворческое Творческие способности Работа в междисциплинарных средах + знание возникающего «всеобщего языка понятий» (в т.ч . системной инженерии и экономики ) Навыки будущего: базовые навыки 21 века
Готов к самостоятельным действиям и принятию решений Способен самостоятельно учиться и многократно переучиваться «Научить учиться» « Научить жить вместе»
Нововведения Переход на ФГОС ООО - изменения в организации образовательного процесса: переход на системно- деятельностный подход в обучении; новые подходы в оценивании результатов обучения; организация внеурочной деятельности обучающихся и др.; выход в режим проектирования , создание проектов.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий
изменение подхода к преподаванию дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач; возрастание роли и значимости учебных курсов, основанных на технологиях проектной, исследовательской деятельности; овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания принятия решений; новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие достижения ребенка; расширение сферы дополнительного образования; внеурочная деятельность. Пути решения:
Внеурочная ( внеучебная ) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13 …Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора.
Выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся в разных видах деятельности; Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; Создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом. Основные задачи организации внеурочной деятельности:
Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся. Количество часов на класс составляет: 1 класс – 330 часов в год, 2 - 4классы – 340 часов в год 5 - 9 классы – 340 – 350 часов в год в зависимости от продолжительности учебного года в ОУ
Основные направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является важным средством развития: интереса учащихся к предмету; их творческих способностей; способностей овладевать новыми знаниями; коммуникативных умений; умения работать в коллективе; выявление одарённых подростков . Внеурочная деятельность не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные метапредметные предметные
Требования к результатам освоения ООП ООО Личностным , включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности , - системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание , способность ставить цели и строить жизненные планы , способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .
Требования к результатам освоения ООП ООО Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Личностные УУД личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; смыслообразование , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Программы духовно-нравственного направления Программы социального направления Программы Общекультурные
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Программы духовно-нравственного направления Программы социального направления ПрограммыОбщекультурные
Другие метапредметные результаты (работа с текстом и ИКТ компетенции) При освоении личностных действий ведётся формирование: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей . При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; создание цифрового портфолио своих достижений При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных УУД, как: поиск информации; структур. информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются: выступ. с аудиовизуальной поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, блог видеоконференция, форум,).
Возможные виды внеурочной деятельности Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность и другие
Возможные формы внеурочной деятельности Познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки игры с ролевым акцентом, дидактические игры , спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские проекты, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские , образовательные экскурсии, туристические поездки.
модель организации внеурочной деятельности; планы организации внеурочной деятельности младших подростков 5-7 классов и старших подростков 8-9 классы ; система оценки результатов; основные принципы организации и проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности ОУ. Программа внеурочной деятельности
Оценка личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам: 1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности: •включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; •ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся. 2. Эффективность внеурочной деятельности: •личность школьника •детский коллектив; •профессиональная позиция педагога. 3. Продуктивность внеурочной деятельности: •уровень достижения ожидаемых результатов; •достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности; •рост мотивации к внеурочной деятельности. 4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Система оценки результатов Индивидуальная оценка Коллективный результат Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности Основные функции оценки Диагностирующая Диагностирующая и корректирующая Диагностирующая и контролирующая Форма предоставления результатов Портфолио Творческий отчет, спектакль, презентация, т.д. Оценка мультипроекта .
Содержание Оценка освоения программы внеурочной деятельности ( педагог ). Участие в мероприятиях различного уровня. Дипломы , сертификаты, награды и пр. Самоанализ Др. Продукт совместной деятельности / проекта. Внешняя экспертиза коллективного творчества Награды, сертификаты, поощрения. Материалы рефлексии Продукт мультипроекта – проекта, организованного в рамках одного направления ( тьютор проекта).
Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем; Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия . Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами. Уровни результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"
Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...
« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»
Доклад на тему: « Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...
Тунгусова И.Б. Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе разработки и реализации учебных, творческих и исследовательских проектов учащихся// Конференция "Педагогика и образование». - август 2021, часть 5, стр.122-132
Статья по информатике и ИКТ...
«Приём интервью как средство формирования личностных и метапредметных результатов на уроках литературы»
Актуальность метода интервьюирования и приёма интервью применительно к учебной деятельности заключается в том, что этот приём позволяет мне осуществить переход от объясн...