"И останется в сердце до боли знакомый, уголок, ставший всем нам родным..." (175-летию Мало-Куналейской средней школы посвящается)
статья

Некипелова Лариса Иннокентьевна

В данной статье автор прослеживает пути становления и развития Мало-Куналейской средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

175 - летнему юбилею Мало-Куналейской СОШ посвящается

«И останется в сердце до боли знакомый,  уголок, ставший всем нам родным…»

        Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого…. Школа в нашей памяти – это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие и добрые учителя, родительские собрания, школьный двор, в котором роняют листья тополя и березы, разгуливают осенние ветра.

Этой осенью одна из старейших школ Бичурского района, МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»,  отмечает свой славный юбилей - 175 лет!

       Глубокими корнями в далёкое прошлое уходит история нашей школы. Её по праву можно назвать исторической, ибо у школы долгая и славная история, связанная с историей родного края. На фоне истории страны, республики, района, села шло её становление, формировались устои и традиции в сфере образования и воспитания, выпускались её питомцы, поэтому многие факты из школьной жизни заслуживают внимания, уважения и изучения.

Очень большую историко-краеведческую работу в исследовании становления и развития школы провёл директор школы (1983-1997гг), учитель истории, «Отличник просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель Республики Бурятия» Тимофеев Павел Климович в своей книге «Основные ступени развития Малокуналейской средней школы». Заглянем на страницы этой брошюры, посмотрим, как всё начиналось:

Дореволюционная школа

     До 1842 года на территории Хилокской долины не было ни одного учебного заведения. Несмотря на это, некоторые жители умели читать и писать. В то время церковь была не только религиозным  центром, но и решала задачи обучения грамоте населения, подготовки писарей и других младших чиновников для управления на местах.

       В архивах Республики Бурятия сохранились записки иркутского архиепископа Нила за 1842 год генерал-губернатору Восточной Сибири, в которых он обосновывает  необходимость организации школ в Забайкалье. "В конце 30-х - начале 40-х годов XIX века в Западном Забайкалье были открыты 8 церковно-приходских училищ", в том числе и в 1842 году Хилокское при  Богородско-Владимирской церкви, что в деревне Хилокской (Куналейской)... Детей обучали Закону Божьему, чтению письму, арифметике, истории и географии Российской империи.

       В 1860 году в Хилокском училище начинает свою педагогическую деятельность Ефевролия Ивановна Ситнова, выпускница Троицкосавского женского училища, имевшая свидетельство на звание начальной учительницы. Архивные документы гласят: «Ситнова Ефевролия Ивановна православного вероисповедания, девица. Жалование положено 150 руб».

        В Государственном архиве Читинской области, в документах фонда Забайкальской областной епархии Верхнеудинского уезда говорится, что в 1885 году учителями работали священник Александр Миловидов, окончивший курс Иркутской духовной семинарии и солдатский сын Молчанов Иван Александрович. По данным учёта Малокуналейского волостного управления за 1892 год имеются такие сведения: в церковно-приходской школе обучалось 29 учащихся, из них 23 мальчика и 6 девочек. В 1898 - 1899гг. учебном году в школе училось уже 59 мальчиков и 11 девочек. Следовательно, возрастали заинтересованность и стремление малокуналейцев обучать своих детей.

       Правительство почти не отпускало средств на существование школ. Поэтому крестьяне, пожелавшие дать своим детям образование, должны были собирать деньги и за свой счёт содержать школу. Недостаточно было подготовленных учительских кадров. Преподавателями были священники, дьяки, выпускники гимназий и духовных семинарий, отставные солдаты. Школа не имела учебного помещения,  дети занимались в крестьянских избах без учебного оборудования и наглядных пособий. Лишь немногие ученики могли продолжить дальнейшее образование в гимназии и выше. В начале XX века  в Малокуналейской церковно-приходской школе учителями работали священник Еверилин Миловидов и сын священника Иннокентий Михайлович Рыщиков. Попечителем школы являлся крестьянин Алексей Георгиевич Ромаков. В школе обучалось 46 мальчиков и 20 девочек (ГАЧО ф.7 оп.2 д.162). В дальнейшем её преобразовали в двухклассную. Выпускник этой школы Абрам Степанович Лобанов, работая в Буйском церковно-приходском училище, обращался к инспектору Народных училищ Верхнеудинского и Баргузинского уездов с прошением назначить его на должность старшего учителя в Малый Куналей. Просьба А.С. Лобанова была удовлетворена. В последующие  годы он работает в Иркутской, Новосибирской областях. Трудной в дальнейшем сложится жизнь нашего земляка. В 20- е годы - эмиграция в Китай, после Великой Отечественной войны депортирован в Советский Союз и репрессирован.

        Перед Первой мировой войной в школе работали вышеназванный Абрам Степанович Лобанов, учитель Голубев, священники Миловидов и Боголюбов. В Кукунской начальной школе  учил детей Александр Семёнович Асеев. Он  из крестьянской семьи деревни Топка. Его предками по отцовской линии были выходцы из Курской губернии, предки по матери - буряты. Александр Семёнович отлично окончил одноклассную Топкинскую школу, затем учился в Троицкосавском городском четырёхклассном училище, где получил аттестат и похвальный лист. Работал учителем в Зардаме, Нижнем Нарыме Читинской области и в Малом Куналее. Участник гражданской войны. В 1910 году в Куналее работала Мария Васильевна Демидова - выпускника  Троицкосавской женской гимназии.

        Таким образом, в дореволюционный период совместными усилиями духовных и светских учителей были заложены основы школьного образования в Малом Куналее.

Становление и развитие советской школы

         В первые годы советской власти наркомат народного просвещения отдал распоряжение не допускать преподавание вероучения во всех учебных заведениях республики. Однако, в  Куналейской школе продолжались уроки Закона Божьего у первоклассников. Не успев освоить азбуку,  они хорошо пели "Достойно ведь", "Спаси Господи" и другие церковные молитвы.

        Газета "Бурят-монгольская правда" от 20 сентября 1923 года напечатала статью о жизни села Малый Куналей: "Местным учителем был организован культпросвет, куда вошло 20 человек. Молодёжь сперва работала охотно, было поставлено несколько спектаклей. Гражданин Иванов Михаил, известный местный кулак (бывший депутат Учредительного собрания), желая остановить работу кружка, начал брюзжать, что, мол, молодёжь вместо того, чтобы посещать церковь, ходит в школу, ставит спектакли и вообще проводит время в грехах, а не в молитве. Отцы взялись "за ум", и приток молодёжи на собрания культпросвета прекратился. Работа культпросвета была отложена до осени". Подпись под заметкой - "Знающий". Часто от такой острой борьбы между старым и новым страдали дети. И, всё же, несмотря на трудности и проблемы, школа развивалась.

       На общем собрании жителей села Малый Куналей 23 сентября 1923 года было принято решение купить здание под школу и «утвердить таковую в память борца за революцию и власть Советов Смолина Абрама Прокопьевича". В газетной заметке под названием "Давно бы пора" сообщалось: "Наконец, волисполком приказал попу Брянскому освободить дом, но поп, нужно заметить, не так охотно на это согласился. Однако пришлось выбраться на другую квартиру, отведённую ему верующими. Поповский дом  отходит под школу, так существующее помещение вмещало только восемьдесят человек, а учиться будет больше ста человек. Лозунг "Долой безграмотность» живуч среди сознательных куналейцев и по мере сил и возможностей проводится ими в жизнь".   Заметку подписал "Местный".

        В 1924 году в школе обучалось 160 детей, учила их Лидия Яковлевна Орлова. Заведующим был Иван Орлов. Позднее приезжает учитель Фёдор Никифорович Вахмянин, затем его переводят в Буйскую школу. Василий Сергеевич Волков, уроженец Тамбовской области, приехал по направлению в Малый Куналей в 1927 году. Преподавал в начальных классах. Был активистом, пользовался уважением односельчан. Его приглашали на колхозные собрания оформлять протоколы, выступать с лекциями.  Проживал по улице Советская, дом № 3. В марте 1930 года во время восстания погибли и Ф.Н. Вахмянин, и В.С. Волков.

        В 1932 году заведующим Куналейской школы назначен Афанасий Данилович Марков. Учителями работали А.Е. Вокина, М.Е. Черняев, Е.Ф. Осколкова, В.И. Демченко, Н.И. Беляева, Л.А. Тенесенко. Афанасий Данилович, пройдя через трудные военные  годы финской и Великой Отечественной войны, работал секретарём райкома партии в Прибайкалье. Семнадцать лет возглавлял Министерство социального обеспечения Бурятии. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, Знак Почёта, Трудового Красного знамени, медалями "За освоение целины", "За трудовое отличие".

        В 1936 году в Малый Куналей из западных областей страны по направлению приезжают  учителя: А.П. Чистяков, Т.Е. Зинченко, Ф.П. Попов, Калинин Василий Фёдорович. Последний назначается заведующим школой. На сходе села в 1938 году было решено построить новую, двухэтажную школу. На это потребовался всего год. Из многих соседних колхозов мужчины зимой возили  на лошадях лес. В ноябре 1939 года школа распахнула двери для учащихся Малого Куналея, Поселья, Слободы, Буя, Узкого Луга, Шибертуя.  В этом  же году В.Ф. Калинина призывают в армию. Директором школы назначается Михаил Афанасьевич Соловьев  (направлен  из Калининской области). Он так же через год был призван в армию, участвовал в Великой Отечественной войне. После  войны работал в Москве министром кинофикации СССР.

         В военное время знания детям давали учителя: Козлов, Молчанов, Засорин, Е.М. Маркова. Трудно сосчитать, сколько уроков дала Екатерина Моисеевна Маркова за свою сорокалетнюю педагогическую деятельность. Первый звонок для неё, как учителя начальных классов, прозвенел в 1932 году в селе Слобода. А с 1933 года она стала работать в Малом Куналее. Е.М. Маркова за плодотворный и добросовестный труд награждена медалью "За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.", знаком "Отличник народного просвещения РСФСР".

         В трудные военные годы руководство школой легло на плечи Лидии Михайловны Помяловой, жены М.А. Соловьева. На  протяжении всего военного времени методическую работу вели А.П. Чайванова -  учитель математики и А.И. Куприянова - учитель начальных классов.

         Малокуналейская школа в 1942 году становится победителем социалистического  соревнования и награждается переходящим Красным Знаменем областного комитета партии, ЦИК Республики, областного комитета комсомола, а также библиотекой на сумму 2500 рублей. Знамя находится на хранении в школьном музее.

         В 1945 году школа награждена грамотой Наркомпросса Бурятии.

                                Школьное образование в Малом Куналее в послевоенное время

        В 1945 году начинают свою трудовую деятельность в родной школе выпускники Кяхтинского педучилища: Таисия Корниловна  Смолина, Татьяна Георгиевна Никитина, Антонида Абрамовна Фалилеева. С 1945 по 1953 гг. директорами школы работали А.А. Дьяконов, Ф.М. Степанов, П.П. Киселёв, М.Ф. Баженов. В 50- е годы в школу прибыли выпускники Бурятского пединститута:  Степан Иванович Фалилеев и Лидия Ивановна Фокина - учителя русского языка и литературы, Валентин Прокопьевич Конечных и Владимир Матвеевич Смирнов - учителя истории, Ольга Михайловна Загрядская - учитель химии, Екатерина Моисеевна Баринова - учитель математики, а также выпускница педучилища Валентина Петровна Фурманова, учитель начальных классов.

        По направлению из западных областей приехали Екатерина Гавриловна Ширяева и Мария Васильевна Смолина - учителя начальных классов. Они начали свою педагогическую деятельность сначала в Малокуналейском детском доме, а затем были переведены в школу.

        Все они стали мастерами педагогического труда, принимали самое активное участие в жизни села, выступали с лекциями и докладами на различные актуальные темы перед населением. Их активность замечалась, и они становились руководителями школ и других производств.

        В.М. Смирнов некоторое время работал завучем, директором школы, секретарём партийной организации колхоза "Победа". В.П. Конечных - третьим секретарём Бичурского райкома партии, секретарём парторганизации  Восточно-Сибирского государственного технологического института.

        Большую роль сыграл коллектив Малокуналейской средней школы в становлении и развитии детского дома, особенно в воспитательном и образовательном процессах.

        Детский дом был открыт в 1946 году. Именно тогда он стал родным для многих осиротевших детей. Воспитатели и няни заменили им отцов и матерей, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны или безвременно ушедших  из жизни. Государство взяло на себя заботу о сиротах. 60 детей поселилось в старых крестьянских избах. Было очень трудно, однако все вместе обживались, готовили дрова, помогали колхозу, учились побеждать невзгоды. Первым директором детского дома был Фалилеев Николай Иванович, коренной куналеец,  вернувшийся после демобилизации в родную деревню.

        Школа и детский дом дали путёвку в жизнь многим своим воспитанникам, наставляя их на правильный путь. У многих осуществилась мечта, каждый нашёл своё место в жизни, стал учителем, врачом, лётчиком, моряком, учёным или рабочим. Например, Виктор Яньков, выпускник школы 1963 года стал кандидатом физико-математических наук, лауреатом Государственной премии. Он с благодарностью вспоминает своих воспитателей и учителей из Малого Куналея.

            В 1953 году состоялся первый выпуск школы, когда выпускники получили аттестаты о среднем образовании, хотя школа была реорганизована в среднюю в 1943 году. Экзамены на аттестат зрелости до 1952 года сдавали в Бичурской школе. Первый выпуск состоял из 17 выпускников, 12 из которых получили высшее образование. Восемь из них стали педагогами: Семенников С.Г., Серявина М.М., Конечных К.П., Плюснина В.Ф., Миронова В.Ф., Фомин С.И., Лобанова В.Г., Казакова Д.М. Семенников Семён Георгиевич работал в родной школе директором, завучем, учителем истории. Был награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР».

         В 1953- 1957  гг.  школой руководил Павел Степанович Дырхеев, затем он был директором школы № 4 г. Улан-Удэ, учился в аспирантуре, стал кандидатом исторических наук, доцентом, заслуженным работником культуры Бурятской АССР.

        Позже педколлектив возглавляли  «Заслуженные учителя РСФСР» - Леонид Афанасьевич Мясников(1959-62гг) и Иван Илларионович Коновалов(1962-66гг), «Отличник просвещения СССР» - Семён Георгиевич Семенников(1966-70гг).

        В 1970- 1971 учебном году директором школы работала Екатерина Гавриловна Ширяева – «Отличник народного просвещения РСФСР».

        В 1971-1983 гг. педагогический коллектив возглавлял Николай Николаевич Юдин. В марте 1983 года он был назначен директором Бичурской швейной фабрики. Имеет почётные звания – «Отличник просвещения РСФСР», "Заслуженный работник  промышленности РБ".

        В середине 50-х годов школа выступила одним из инициаторов организации ученических производственных бригад в Бурятии. В 1957 году школьная производственная бригада признана лучшей в республике и награждена путёвкой на ВДНХ.  

           В 1976 году в местности «Черемошник» был создан стационарный лагерь труда и отдыха «Романтик», где трудились и отдыхали учащиеся 7-9 классов. Бригада школьников выращивала куузику, добивалась высоких урожаев, тем самым оказывала большую помощь колхозу «Победа» в заготовке кормов. По итогам работы все дети и воспитатели отдыхали на озере Байкал, и группа в составе 30 человек ежегодно награждалась бесплатной путевкой-поездкой по городам страны. За эти годы школьники побывали в Москве, Ленинграде, Казани, Волгограде, Курске, Хабаровске и других городах России. Просуществовал лагерь  «Романтик» до начала 90-х годов. Все выпускники школы, которые провели не одно лето в этом лагере, с особой любовью и теплотой вспоминают  те счастливые моменты лагерной жизни.  Это  вечерние костры, спортивные баталии, песни под гитару, соцсоревнование за вычищенные сотки куузики, а, главное,  первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Здесь школьники приобщались к общественно-полезному труду, учились жить в коллективе, понимать друг друга. Жаль, что сегодняшнее поколение не может пройти эту школу труда  и получить путевку в жизнь, которую дал «Романтик»  многим выпускникам Малокуналейской школы.

      В 1980-90гг. самые лучшие традиции продолжили молодые учителя, пришедшие на смену своим наставникам. Начинали они свою деятельность в новом здании школы.

       День 1сентября 1984года был праздником для всего Малого Куналея: школа справляла новоселье. Распахнуло двери новое 3-х этажное здание. Школа была оборудована многими техническими новинками того времени. Молодые и умудренные опытом педагоги со стажем работали увлеченно, давая методически грамотные подготовленные уроки на районных и республиканских семинарах. Была введена хореография, английский язык в начальных классах и детском саду (в подготовительной группе). Руководил коллективом учитель истории, «Отличник просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель Республики Бурятия» Тимофеев Павел Климович.  Педколлектив работал по центрам (методобъединениям). Особенно интересным считался центр «Детство» - это начальные классы. В нем с вдохновением трудились  «Отличники просвещения РСФСР» - Смолина Е.Е., Смолина А.И. Творчески работали и продолжают работать в настоящее время «Заслуженный учитель РБ», «Отличник просвещения РСФСР» Панькова К.А., «Отличник просвещения РСФСР»  Плюснина Г.К., «Почетный работник общего образования РФ» Астрихинская Л.И. Первые шаги на педагогическом поприще делали учителя начальных классов Мартынова В.Г., Бурцева М.Н.  Для шестилеток была создана прекрасная база со всеми условиями для учебной и внеклассной работы  в старом здании школы 1968года. С самыми маленькими работали Плюснина Е.Н., Малкова Г.А., Бадусева Н.А. и др. Сколько гостей было за это время в «шестилетке»! Приезжали  за опытом, посещали открытые уроки и занятия, восхищались материально-технической базой.

       Многие учащиеся после окончания школы выбирали себе профессию, связанную с математикой и физикой, так как в центре точных наук работали прекрасные учителя, профессионалы своего дела: «Заслуженный учитель РСФСР», учитель математики - Анисимова Е.А., «Отличник просвещения РСФСР», учитель математики - Синицына Р.И., «Почетный работник общего образования РФ», учитель математики - Молчанова А.Д., «»Заслуженный учитель РФ», учитель физики - Молчанов В.Н., Смолина Т.А. и Куликова Л.П.

      Творчески работал и центр гуманитарных наук, в составе которого с вдохновением трудились учителя русского языка и литературы Смолина Н.М., Новокрещенных В.И., Иванова В.А., Смолина Т.А., учителя английского языка Панькова Л.А., Банина Г.А., Мартынова А.В., Пронина Д.И.      

      Большое внимание всегда в школе уделялось военно-патриотическому воспитанию. Этому делу посвятили себя военруки школы Анисимов В.А. и Некипелов П.И. Учащиеся школы под их руководством принимали активное участие в военных играх «Зарница», «Орленок», занимая призовые места. Достойно продолжили и продолжают работать в этом направлении учителя ОБЖ  Некипелов Е.С., организатор военно-патриотического клуба «Беркут» и Ламуев В.С.

       С большим энтузиазмом трудились Некипелова В.Ф., Каурова Т.Б - учителя биологии и химии, Семенникова Т.Н. – учитель географии.

       Трудовое обучение у девочек преподавала «Отличник народного просвещения РСФСР» Смолина Г.В. Из 30 лет педагогического стажа двадцать она отдала трудовому воспитанию, своему любимому делу. Благодаря ей, почти все девочки получили нужные знания и умения по швейному делу, вязанию и кулинарии. Они учились в прекрасных, с любовью оформленных школьных мастерских, а свои изделия экспонировали на районных и республиканских выставках, выполняли изделия на заказ населению. Дело своего наставника успешно продолжала учитель технологии «Заслуженный учитель РБ», «Почетный работник общего образования РФ» - Поломошнова О.А. Под ее руководством учащиеся ежегодно занимали первые и призовые места по технологии, как в районе, так и в республике. Были участниками Всероссийского этапа ВОШ по технологии в г.Тамбове. Мальчиков столярному делу обучали Смолин А.Д и Смолин Ю.Ф.

       Все знания и душу вкладывали  в дело воспитания и обучения подрастающего поколения завучи разных лет по учебной работе – Семенников Семён Георгиевич, Смолина Татьяна Анатольевна и др., завучи по внеклассной работе – Юдина Людмила Алексеевна, Протасова Светлана Петровна, Сидорова Надежда Павловна, Кондратьева Надежда Митрофановна, Попова Татьяна Иннокентьевна,  Литвинцева Ольга Степановна, Некипелова Лариса Иннокентьевна, Куликова Людмила Павловна.

      Учебно-воспитательный процесс в школе постоянно совершенствовался. Распоряжением администрации Бичурского района от 23ноября 1992года на базе Малокуналейской школы был создан «Учебно-воспитательный комплекс» художественно-эстетического цикла, куда вошли школа, детский сад «Солнышко» и музыкальная школа. Соответствующая всем требованиям база и специалисты были, школа имела положительный опыт работы в данном направлении. Это была первая экспериментальная площадка в районе. Дети обучались в музыкальной школе. Искусство хореографии преподавала Воронцова Н.П., работали и классы прикладного искусства – чеканка, роспись и резьба по дереву. Их возглавляли Тубанов Б.Б., Гонтов П.И. Большой охват детей осуществлялся детской спортивной школой, а в школе секции и уроки физической культуры вели Борзых А.А., Поломошнов Н.И. Для детей был большой выбор занятий во внеурочное время.

     В развитие художественной самодеятельности большой вклад внесли, прививая интерес к музыке, преподаватели музыкальной школы Уварова Л.И. и учитель музыки Смолина М.П.

        Многие выпускники школы стали учеными, преподавателями ВУЗов: Григорий Лукич Антонов, братья Фомины Виктор Александрович и Владимир Александрович, братья Фалилеевы Михаил Николаевич и Григорий Николаевич, братья Плюснины Виктор Петрович и Алексей Петрович, Клим Григорьевич Смолин, Александр Владимирович Смолин, Василий Платонович Малков, Владимир Иванович Семенников, Ольга Георгиевна Непомнящих, Татьяна Ивановна Некипелова и др. Первые выпускники школы заложили славные традиции – хорошо учиться, быть целеустремленными и добиваться поставленных задач. Этому стараются следовать  и все последующие поколения.

Школа в настоящее время

       Вот уже 175 лет живёт и здравствует Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа. Сея разумное и вечное, совершенствуясь и развиваясь, выпускает в жизнь своих выпускников, своих питомцев, которые приносят славу ей.

     В течение многих лет  школа была и остается наряду с другими школами  одной из лучших школ Бичурского района. Здесь проходят районные и республиканские семинары по технологии, музыке, изобразительному искусству, английскому и русскому языкам, районная олимпиада по развивающему обучению, районный турнир по волейболу на приз братьев Малковых.

      С 2000года образовательное учреждение возглавляет Смолина Тамара Александровна,  «Почетный работник общего образования РФ». Это опытный руководитель с большим чувством ответственности за судьбу коллектива, школы. Является председателем Совета директоров ОУ Бичурского района.

      Заслуженным авторитетом  среди коллег, родителей и ребят  пользуются  заместитель директора по УВР, «Почетный работник общего образования РФ», учитель  английского языка Некипелова Лариса Иннокентьевна, и заместитель директора по воспитательной работе Бурцева Маргарита Николаевна, учитель русского языка и литературы,  победители республиканского конкурса лучших учителей РБ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование».

     Педагогический процесс осуществляют 23 педагога. Это творческий коллектив, где сочетаются зрелость, опыт и молодость. Всех их объединяет безмерная любовь к профессии, которую они считают самой лучшей на земле: профессии – учитель!  Семь педагогов имеют почетные звания и награды Российской Федерации и Республики Бурятия. Учителя школы: Казакова И.И., Смолина М.П., Бурцева М.Н., Некипелов Е.С. награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Девять учителей являются выпускниками родной школы. Более 30лет  сохраняют верность профессии и школе опытные учителя-наставники Панькова К.А., Плюснина Г.К., Астрихинская Л.И., Молчанов В.Н., Смолина Т.А., Иванова В.А., Казакова И.И., Смолина Н.М.,  которые  по сей день, щедро несут  свои знания, жизненный опыт и мудрость,  целиком и  полностью посвящая себя школе. Невозможно также сегодня представить жизнь коллектива Мало-Куналейской школы  без таких творчески увлеченных людей, мастеров своего дела, как Собашникова Т.И., Мартынова В.Г, Слепнева Е.Е., Шиханова И.И., Некипелов Е.С., Трифанова В.С., Беляева Н.Г., Ламуев В.С., Сидоров Д.А., Тютрина Л.А. и др. Эти учителя всегда в окружении детей, они не просто организаторы внеклассных мероприятий, а такие же заинтересованные участники, как и ребята. Они принимают активное участие в жизни педагогического коллектива, конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях. 

     Учителя всех лет вкладывали и вкладывают в воспитание детей жар сердца и всю свою душу. В этом отношении и современное поколение учителей ничем не отличается от своих предшественников. 

    В рамках реализации Национального проекта «Образование»  - Астрихинская Л.И., учитель начальных классов (2006г), Панькова Л.А., учитель английского языка (2007г), Поломошнова О.А., учитель технологии ( 2009г.) стали победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации,  учителя  Панькова Л.А., учитель английского языка (2006г), Некипелова Л.И., учитель английского языка (2008г), Бурцева М.Н., учитель русского языка и литературы (2011г.) стали победителями конкурса лучших учителей Республики Бурятия. В 2009 году три педагога стали победителями республиканских конкурсов «Лидер образования», «Педагогическая элита Республики Бурятия»,  два педагога – районного конкурса «Лидер по достижениям».

       Победителями районного конкурса «Учитель года» становились Астрихинская Л.И., учитель начальных классов и Некипелов Е.С., учитель физической культуры. Обладателем гранта на поощрение лучших учителей района главой МО «Бичурский район» в 2017году стал Ламуев В.С., учитель ОБЖ и биологии.

      С 2001 года школа работала в режиме районной экспериментальной площадки как многопрофильная  школа. С 2002 года – как Центр развивающего обучения. В 2004 году школа вошла в сеть экспериментальных площадок Международной ассоциации «Развивающее обучение».  

     МБОУ  «Мало-Куналейская СОШ» является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, вступивших в эксперимент по введению новой системы оплаты труда педагогических работников в 2007 году;  участником  конкурса лучших общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в рамках ПНПО в Республике Бурятия в 2008г.

      В 2010-11учебном году школа стала Республиканской экспериментальной площадкой по введению ФГОС НОО.  

    В  2011 году школа приняла участие в региональном конкурсе образовательных проектов "Инновации для устойчивого развития образования" с проектом - «Русская глубинка – ступени роста», как адаптивная модель продуктивного развития личности, по результатам которого  стала республиканской экспериментальной площадкой .

    В 2011-12 году МБОУ Мало-Куналейская СОШ стала республиканской стажировочной площадкой с проектом «Модель Центра методического сопровождения профессиональной переподготовки учителей в условиях реализации компетентностного подхода».

      Много славных дел  есть в школе, но самым главным на протяжении всей истории школы было и остаётся воспитание человека доброго, умного, трудолюбивого, успешного. Ни одна школа не может назвать себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний, а не развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, если не научит их ценить и развивать свою уникальную личность.

     Сплоченный педагогический коллектив - условие успешного обучения и развития учеников, высоких результатов работы. И в новых условиях современных образовательных технологий качество знаний учеников, как и прежде, подтверждается высокими результатами государственной итоговой аттестации, поступлением выпускников в вузы. Невозможно перечислить все их имена, среди которых учителя и врачи, ученые, преподаватели вузов, инженеры и летчики, строители и архитекторы, экономисты и банковские служащие, прокуроры и следователи… 

      Тому есть множество примеров, кем  гордится школа. Золотой запас, гордость школы составляют и её медалисты, которые награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Среди выпускников школы 66 медалистов. С золотой медалью школу окончили  Казакова Любовь, Некипелов Артур, Фурманова Кристина, Плюснина Любовь, Куликов Денис, Бурцева Анна, Некипелова Дарья, Борисова Валерия, Плюснина Дарья, Дабасамбуева Анастасия, Панькова Валерия,  с серебряной медалью  – 55 выпускников.

     Сегодня выпускников Малокуналейской школы можно встретить повсюду, во всех уголках нашей необъятной Родины: в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Владивостоке, Томске и Хабаровске и т.д. Они успешны в жизни и гордо несут звание выпускника Мало-Куналейской школы.

    Вот так и течет, бурлит, не останавливаясь, школьная жизнь, спорит, открывает, ошибается, стремится, достигает новых высот школьное сообщество, одно поколение учителей и учеников сменяет другое, но неизменным остается дух братства, сотрудничества и взаимопомощи - главная составляющая школы, то, что формируется коллективом учителей, учеников и их родителей.

     Накануне большой, такой важной для нас  даты невозможно не сказать слова  благодарности за преданность школе ученикам, всем учителям, работающим и работавшим здесь, всем сотрудникам, связавшим свою жизнь со школой и поздравить всех с замечательным юбилеем школы.

    В этот знаменательный для школы день мы не можем не вспомнить о ветеранах педагогического труда. О людях, которые отдали всё самое лучшее и светлое этой школе. О людях, которые долгие годы делят с нами все праздники и будни, о тех, кто был беззаветно предан своему делу. С праздником, дорогие наши ветераны!

      Школа – наш второй дом, куда мы спешим каждое утро. Этот уголок стал для нас всем родным. И в этот юбилейный год мы хотим пожелать всему коллективу МБОУ «Мало-Куналейская СОШ», чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки и взаимопонимания.

Может быть, другие школы лучше,
Может быть, красивей и светлей.
Все равно, родная наша школа,
Ты для нас дороже и милей.
И зимой, когда метут метели,
И весной, когда сады цветут,
Здесь для нас всегда открыты двери,
Здесь всегда нас помнят, любят, ждут!

                                                                                                                                      Лариса Некипелова,

выпускница школы 1986 года, учитель английского языка

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Сердца моего боль

«Сердца моего боль Литературно-музыкальная композиция,посвященная празднованию Победы советского народав Великой Отечественной войне....

Творческое представление фоторазвертки "Это останется в сердце у нас!"

Данный сценарий представляет собой музыкально-литературную композицию, в которой связующим элементом всех эпизодов являются фотоснимки времен Великой Отечественной войны. Сценарий может быть использов...

Workout: воркаут как образ жизни подростков МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» /из опыта работы/

В данной статье раскрывается опыт работы с учащимися в новом направлении - воркаут....

Урок литературы "Сердца моего боль"

Урок литературы по военной лирике...

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...