Урок литературы "Сердца моего боль"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Урок литературы по военной лирике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 11  классе по лирике  военных лет

«…Сердца  моего  боль…»

Цель:  -  подготовить учащихся  к  восприятию темы о войне, ввести в мир  

                военной лирики, познакомить  с ведущими поэтами,

                известными стихами, песнями военных лет;

              - учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

              - формировать  чувство любви к  Отчизне.

Наглядность:  1. В бою побывать – цену жизни знать.

                         2. …Я знаю, никакой  моей  вины в том,

                             что другие не пришли с войны,

                             в том, что они – кто старше, кто моложе

                             остались там, и не о том же речь,

                             что я их мог, но не сумел сберечь.

                             Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                                               /А.Твардовский/

Словарь:  бард -  поэт-певец

I. Вступительное слово учителя.

        - Ребята, есть в литературе такое  понятие – вечная тема.  Как вы  думаете, какие  темы  могут быть вечными? /рассуждения учащихся/

        Да, вы правы. Тема войны – одна из таких, она будет волновать, тревожить и даже мучить людей на многие и многие годы, века. И программа 11-го, выпускного класса, конечно же, не обошла ее. А сегодня  наша  тема  звучит : «…Сердца  моего  боль…» /по лирике военных лет/.  Вы  познакомитесь с ведущими поэтами, известными стихами, песнями военного  времени; а главное, ребята, внимательно послушав, проникнув в атмосферу военной поры, постарайтесь понять, какая неодолимая сила помогла народу, защитникам Родины, преодолевая  всю горечь временных неудач, не впасть в панику, сохранить в  сердцах чувство уверенности в  неизбежность   победы. Что помогло им. По ходу выступлений своих товарищей делайте записи, отмечайте самое главное с их  выступлений.

      -  А сейчас, давайте обратимся к эпиграфу урока.

             *выразительное чтение отрывка  из стихотворения Твардовского

      - Какое отношение, чувство здесь выражено? /поэт сожалеет, смущается тем, что многие не вернулись…/

      - Да, у всех, у каждого должно быть такое чувство – чувство обеспокоенности, тревоги, вины. Твардовский – участник Великой Отечественной  войны, свидетель народной трагедии оставил немало сокровенных, заветных строк о ней.

                   Война – жесточе нету слова.

                   Война – печальней нету слова.

                   Война – святее нету слова.

                   В тоске и славе этих лет

                   И на устах у нас иного

                   Еще не может быть и нет.

               Эти строки  тоже  принадлежат Твардовскому.

      - А  сейчас я даю слово вашим товарищам.

II. Выступления учащихся.

    1 ученик: Война и мир.. Всего два слова, а какой огромный смысл заключен в них. Мы не ценим в полной мере мир,  подаренный нам  солдатами той  далекой  войны.

    2 ученик: Война против фашизма была для писателей и поэтов не материалом для книг, стихов, а судьбой – народа и их собственной. Каждый третий из ушедших на фронт поэтов и писателей - около  четырехсот человек – с войны  не вернулся, но  осталась память о них – их стихи, книги.

    1 ученик: Военная  лирика вела в бой воина, вдохновляла его, воодушевляла. Поэты  создали лучшие стихи военных  лет, которых  по  праву  называют «энциклопедией  солдатской жизни».

   2 ученик: Такими по праву являются стихи Константина Симонова. О быстро пришедшей славе иногда говорят: «Наутро от проснулся знаменитым». Конечно, не надо понимать это буквально. Но с Константином Симоновым  редчайший случай – именно так и было. После того, как  14 января 1942 года в «Правде» было напечатано стихотворение «Жди меня», 26-летний  поэт сразу же, действительно на  следующий день, стал обладателем одного из самых громких литературных имен.

    1 ученик: Такие удачи, как «Жди меня» не бывают случайными. Они рождены выстраданными  чувствами, знанием войны, каждый день которой был длинным, как век, и мог быть последним.

                      *Чтение наизусть стихотворения К.Симонова «Жди меня»

   3 ученик: Стихи и песни военной поры , разнообразные по характеру и жанрам – героические, шуточные, боевые, лирические – передавались из уст в уста в окопах, в землянках, в тылу.  Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том,  что  это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба  «Землянки»  Алексея Суркова. Она была любимейшей  песней каждого солдата.

           Прослушивание песни «В  землянке».

       4 ученик:  Близость к  реально пережитому, к тому, что было с ним или чему он  был свидетелем, - отличительное свойство художественного видения Симонова. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» - одно их самых сильных, самых проникновенных стихотворений Симонова. Оно посвящено Алексею Суркову, с которым судьба свела его на Западном фронте в горькие дни отступления.

                        Чтение  наизусть стихотворения

                «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

       3 ученик: Интересна история создания необычайно популярной в  военное  время песни «Огонек». Как и многие замечательные стихи Михаила Исаковского – «Ой, туманы мои, растуманы», «Катюша», - строки «Огонька», опубликованные в «Правде» 23 апреля 1943 года, словно сами просились в  песню.  И, действительно,  «Огонек» стал  одинаково любим на фронте м в  тылу – так удивительно слились простая мелодия, сложенная безымянным композитором из народа с задушевными словами  Михаила Васильевича Исаковского.

                    Прослушивание песни «Огонек»

        4 ученик:  «До свидания, мальчики», «День Победы» - десятки  и десятки военных   песен, написанных после Великой Отечественной, которые стали памятью о войне.    Поэт и прозаик, один из основателей авторской песни, бард Булат Окуджава  девятиклассником уходит на фронт. После  войны на написал немало замечательных песен, среди которых «До свидания, мальчики»

                    Звучит песня  «До свидания, мальчики»

III. Итог урока.

 - Ребята, вы верно  отметили, что тема  войны  - тема вечная. И  во  время  войны,  и  до сих пор о ней пишут,  продолжают писать.

   А сейчас обратимся к  небольшому стихотворению Юлии Друниной «Запас прочности» / на каждого ученика напечатан текст стихотворения/

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

  До сих пор не совсем понимаю,

                                           Как же я, и худа, и мала,

     Сквозь пожары к победному Маю

 В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

     Даже в самых слабейших из нас?..

   Что гадать!-- Был и есть у России

  Вечной прочности вечный запас.

                    *Читает стихотворение одна из учениц.

     - О чем  здесь говорится? О каком именно  запасе прочности? И, действительно, откуда взялась столько силы? В чем секрет? Причина? Что она  называет запасом прочности?  / мысли, выводы учащихся/

   - Да, они защищали свою землю, свою свободу свою жизнь – на это посягали фашисты. И еще народ хотел поставить точку  i  над войной вообще;  мечтал, что новой войны никогда   не будет. Но сегодняшняя жизнь показывает совсем  другое: идет во всем мире  борьба  с террористами. К счастью, закончилась война в Сирии. Но  не закончились бои на Украине. От этого  не заживляются раны в  душе, боль в сердце.

IV. Домашняя работа.  

       1. Сочинение «Какую роль сыграла  военная  лирика  в  жизни  народа».

       2. Выучить наизусть 1  стихотворение  по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку"Школа моей мечты" 9 класс

Материал к учебнику "New Millennium English"...

Урок мужества "Афганистан. Боль. Скорбь. Память."

Классный час посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана...

Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»

Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане....

Сердца моего боль

«Сердца моего боль Литературно-музыкальная композиция,посвященная празднованию Победы советского народав Великой Отечественной войне....

Урок мужества "Афганистан болит в моей душе" 5-й класс

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященого  выводу советских войск из Афганистана...

Библиотечный урок «Курская битва – боль и слава России»

Цель:  ознакомление обучающихся с событиями  Великой Отечественной войны на примере чтения электронной книги  С.Алексеева «Победа под Курском. 1943» Задачи : -расширить...