КОНСПЕКТ воспитательского занятия МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ «ТЫ И ТВОЕ ВРЕМЯ»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Цели:

-дать представление о рациональном использовании времени;

-формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;

-побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minuta_chas_berezhet.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

воспитательского занятия

МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ

«ТЫ И ТВОЕ ВРЕМЯ»

Воспитатель: Горбачева И.Н.

2017

Конспект воспитательского часа по направлению «Экономическое воспитание» для 5-6 классов.

МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ

(ТЫ  И  ТВОЕ  ВРЕМЯ)

Цели:

-дать представление о рациональном использовании времени;

-формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;

-побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.

Ход занятия:

Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. Часто употребляются такие выражения: «время-деньги» и «время-дороже золота». Как вы понимаете эти слова?

 Примерные ответы ребят: - Это значит, что время нельзя купить за деньги.

 - Время может дать то, чего на деньги не купишь.

 - Потерянные деньги можно найти, а потерянного времени не вернешь.

 - Это значит, что время – это самая большая ценность в мире.

 - Если нет золота, его можно найти или заработать, а если нет времени, его ниоткуда не возьмешь.

Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами.

Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы.

Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний.

В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».

Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Казалось бы все это понимают, но если золото и деньги люди ценят, берегут, экономят, то временем разбрасываются направо и налево. Есть даже выражение такое – «убивать время». Приходилось ли вам «убивать время»?

Примерные ответы ребят: - Убивал время на бесцельное болтание по улицам.

- Убивал время, сидя часами перед компьютером, телевизором.

Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Вот что говорили о времени известные люди.

«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо». (И.Гете)

«Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку». (Ж.Лабрюйер)

«Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным». (Ж.-Ж.Руссо)

«Порядок освобождает мысли». (Р.Декарт)

«Небрежный человек все делает вдвойне». (А.Суворов)

«Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». (Н.Введенский)

А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют такие созданные ими поговорки и пословицы.

- Упустишь минуту – потеряешь час.

- Время – казна  для знающего ему цену.

- Делу время – потехе час.

- Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.

- Время ушло – счастье ушло.

- Минута час бережет.

- Порядок бережет время.

- Начиная дело, о конце помышляй.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Давайте молча послушаем минуту (включается секундомер).

Видите как она длинна! А что же можно сделать всего лишь за 60 секунд? (Ребята приводят примеры).

А как же можно экономить время?

  1. Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.
  2. Готовьтесь к утру с вечера. Самое неблагодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть рубашку или блузку. Привыкайте накануне готовить все, что может понадобиться утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать завтрашний день.
  3. Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть свое место.
  4. Не теряйте время на длительные, пустые разговоры по телефону, с глазу на глаз или в  компании. Особенно в то время, которое предназначено для выполнения какого либо дела. Сами посудите: только вы сосредоточились, чтобы обдумать, как вдруг телефонный звонок, 15 минут проговорили. Теперь необходимо все начинать с нуля. Проще всего заранее предупредить, чтобы не беспокоили.
  5. Вы слышали, конечно, такое высказывание: «Точность – вежливость королей». Это означает, что мы должны всегда вовремя приходить в школу, институт, на работу, в гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать свое.

Способов экономить время гораздо больше.

А как вы считаете, каково иметь дело с необязательными, неорганизованными людьми?

Примерные ответы ребят: - Им нельзя доверять, они все забывают.

- Они не умеют ценить ни своего времени, ни чужого.

- Такие люди вечно спешат и тебя затягивают в этот круговорот.

Да, действительно, очень тяжело общаться с необязательными, неорганизованными людьми. Им нельзя поручить никакого важного дела. На них нельзя положиться, они могут подвести в любую минуту. Но они и сами страдают от своей неорганизованности, объясняя свои неудачи невезением или враждебностью окружающих. На самом деле, они просто не могут управлять своим временем: тратят его на пустяки, разбрасываются, хватаются за все сразу и ничего не доводят до конца. Последствия неуважительного отношения ко времени: усталость, разочарование в себе, неуважение друзей. А все организованные люди всегда очень надежны, точны и внимательны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека – огромная сила. Чтобы победить свою неорганизованность, нужно научиться планировать свой день, правильно чередовать время учебы и отдыха, научиться ставить цели и выполнять их.

Правила успешности:

1.Настраивайте себя на работу.

2.Подготовьте свое рабочее место.

3.Установите определенный распорядок работы.

4.К работе приступайте сразу.

5.Относитесь к ней с большой ответственностью.

6.Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.

7.Чередуйте различные виды деятельности.

8.Предупредите или устраните в работе возможные помехи.

9.Не делайте частых перерывов в умственной работе.

10.Работайте ежедневно, систематически, но не до переутомления.

11.Умело организуйте отдых в процессе работы.

Игра « Сколько времени прошло, угадай!»

Есть такое понятие, как «чувство времени». Этим чувством обладают люди, которые привыкли учитывать каждую минуту. Сейчас мы проверим, есть ли у вас чувство времени. Послушайте правила игры. Я буду взмахивать рукой через определенные промежутки времени. Вы должны определить, сколько времени прошло между ними. Те, кто чаще других будут давать правильные ответы, обладают хорошо развитым чувством времени. Играем…

А сейчас, ребята, предлагаю вам пройти тест и проверить, насколько вы организованны. На листах бумаги запишите в столбик числа от 1 до 13. Внимательно прослушайте каждый вопрос и все варианты ответов и выберите только один из них, который подходит вам лично. После этого рядом с номером вопроса запишите количество баллов, которое соответствует вашему варианту ответа.

  1. Имеются ли у вас главные цели в жизни?

А.  У меня есть такие цели.                                                                                   4балла

Б.   Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива.                   0баллов

В.  У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению.     6 баллов

Г.   Цели у меня есть, но я ничего не делаю, чтобы их достичь.                       2 балла

  1. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, блокнот и т. д.?

А.  Да.                                                                                                                       6 баллов

Б.   Нет.                                                                                                                     0 баллов

В.   Все главные дела держу в голове, а план на текущий день - в голове

или на листке бумаги.                                                                                     3 балла

Г.   Составлять планы – это игра в организованность.                                       0 баллов

  1. Ругаете ли вы себя за то, что не смогли выполнить намеченное на неделю, на день?

А.   Ругаю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротли-

вость.                                                                                                                 4 балла

Б.    Ругаю всегда.                                                                                                    6 баллов

В.    Считаю, что это ни к чему.                                                                             0 баллов

Г.    Не ругаю – если чего-то не успел, сделаю, может быть, в другой раз.      0 баллов

  1. Как вы ведете свою записную книжку?

А.   Как хочу, так и веду. Если понадобится номер телефона, то я

обязательно найду его.                                                                                     0 баллов

Б.   Часто меняю записные книжки, так как записываю все подряд. В но-

вой  книжке стараюсь записать все по порядку, но вновь сбиваюсь

 на произвольную запись.                                                                                0 баллов

В.   Веду, как попало – вкривь и вкось. Главное, записать телефон, имя,

а на какой странице и как – не имеет значения.                                            0 баллов

Г.    Записываю все строго по алфавиту: фамилия, имя, номер телефона,

а если нужно, то и дополнительные сведения.                                              6 баллов

  1. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы

Ваши принципы расположения вещей?

А.   Каждая вещь лежит, где попало.                                                                      0 баллов

Б.   Придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место.                                6 баллов

В.   Периодически навожу порядок в расположении вещей. Затем кладу

их куда придется. Спустя какое – то время опять навожу порядок

 и т. д.                                                                                                                  0 баллов

Г.   Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорга-

низации.                                                                                                             0 баллов

  1.  Можете ли вы в конце дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?

А.   Могу сказать о потерянном времени.                                                               2 балла

Б.    Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.               1 балл

В.    Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.    0 баллов

Г.    Не только хорошо знаю, где, сколько и почему было напрасно потеряно

время, но и думаю, как избежать таких потерь в будущем.                            6 баллов

  1.  Каковы ваши действия, когда в разговоре начинается переливание из пустого в порожнее?

А.   Предлагаю не отвлекаться, а заниматься главным вопросом.                         3 балла

Б.    В любом разговоре бывает и что-то нужное, и что-то пустое – прихо-

дится слушать                                                                                                        0 баллов

В.    Отключаюсь.                                                                                                         0 баллов

Г.    Делаю что-то полезное для себя.                                                                         6 баллов

  1.  Допустим, вам предстоит выступить с докладом. Стараетесь ли вы, чтобы было покороче, слушая краем уха или все внимание уделяете содержанию доклада?

А.   О продолжительности не думаю. Главное, чтобы было интересно.                 2 балла

Б.    Стараюсь, чтобы было коротко и интересно.                                                      6 баллов

  1. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?

А.   Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок

сил, плохое настроение и т.д.)                                                                               3 балла

Б.    Не стремлюсь к этому, т.к. считаю, что не нужно быть мелочным в

отношении времени.                                                                                               0 баллов

В.    Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь?                                     0 баллов

Г.    Стараюсь, несмотря ни на что.                                                                              6 баллов

  1.  Как вы записываете поручения, задания, просьбы?

А.   Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.            6 баллов

Б.    Записываю наиболее важные поручения в своем еженедельнике. «Ме-

лочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», то не считаю

это недостатком.                                                                                                      1 балл

В.    Стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, т.к. это тренирует

               память. Однако должен признаться, что память подводит меня.                1 балл

Г.   Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поруче-

ниях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не

 забудут и вызовут меня для срочного исполнения.                                             0 баллов

  1.  Точно ли по времени вы приходите на встречи, собрания, уроки?

А.   Прихожу раньше на 5-7 минут.                                                                                 6 баллов

Б.   Прихожу вовремя, к самому началу.                                                                        6 баллов

В.    Как правило, опаздываю.                                                                                          0 баллов

Г.    Всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя.                       0 баллов

  1.   Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений и просьб?

А.   Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показа-

телей моего умения  работать, это показатель моей организованности.             3 балла

Б.    Своевременность выполнения – это «зверь», который может «укусить»

именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного

затянуть выполнение задания.                                                                                  0 баллов

В.   Предпочитаю поменьше рассуждать, а выполнять задания и поручения в

срок.                                                                                                                             6 баллов

Г.   Если будешь выполнять все в срок, тебя завалят поручениями. Лучше тя-

нуть канитель.                                                                                                            0 баллов

  1.  Предположим, что вы дали слово помочь другому человеку. Но вдруг оказалось, что выполнить обещанное довольно трудно. Как вы будете себя вести?

А.   Откажусь от своего слова.                                                                                          2 балла

Б.   Скажу, что в данный момент не могу сдержать слова, но не отказываюсь от

обещанного.                                                                                                                0 баллов

В.   Постараюсь выполнить обещание. Не получится – не беда, я редко нарушаю

свое слово.                                                                                                                   0 баллов

Г.   Выполню обещанное во что бы то ни стало.                                                           6 баллов

Подсчитаем баллы.

От 72 до 78 баллов. Ты организованный человек. Советуем вам не останавливаться на достигнутом!

От 63 до 71 балла. По сравнению с другими ты довольно организованный человек, но вам еще работать и работать!

Менее 63 баллов. Организованность – непостоянное ваше качество. Тебе необходимо проанализировать свои действия, затраты времени, технику работы. Чтобы стать организованным человеком, нужны воля и упорство.

Вывод: Часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие ребята откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, серо, тускло. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А ведь виноваты лишь они сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они его е ценили, не экономили, не сумели толком употребить его, правильно организовать свою жизнь.

Самое главное наше богатство – время.

Нужно разумно распоряжаться своим временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков

Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос...

Конспект воспитательского занятия «Прогулка в осенний лес»

Цели: провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. Закрепит...

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...

Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков

Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...

Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков

Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через р...