КОНСПЕКТ воспитательского занятия МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ «ТЫ И ТВОЕ ВРЕМЯ»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)
Цели:
-дать представление о рациональном использовании времени;
-формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;
-побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minuta_chas_berezhet.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
воспитательского занятия
МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ
«ТЫ И ТВОЕ ВРЕМЯ»
Воспитатель: Горбачева И.Н.
2017
Конспект воспитательского часа по направлению «Экономическое воспитание» для 5-6 классов.
МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЕТ
(ТЫ И ТВОЕ ВРЕМЯ)
Цели:
-дать представление о рациональном использовании времени;
-формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;
-побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.
Ход занятия:
Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. Часто употребляются такие выражения: «время-деньги» и «время-дороже золота». Как вы понимаете эти слова?
Примерные ответы ребят: - Это значит, что время нельзя купить за деньги.
- Время может дать то, чего на деньги не купишь.
- Потерянные деньги можно найти, а потерянного времени не вернешь.
- Это значит, что время – это самая большая ценность в мире.
- Если нет золота, его можно найти или заработать, а если нет времени, его ниоткуда не возьмешь.
Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами.
Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы.
Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний.
В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».
Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.
Казалось бы все это понимают, но если золото и деньги люди ценят, берегут, экономят, то временем разбрасываются направо и налево. Есть даже выражение такое – «убивать время». Приходилось ли вам «убивать время»?
Примерные ответы ребят: - Убивал время на бесцельное болтание по улицам.
- Убивал время, сидя часами перед компьютером, телевизором.
Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Вот что говорили о времени известные люди.
«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо». (И.Гете)
«Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку». (Ж.Лабрюйер)
«Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным». (Ж.-Ж.Руссо)
«Порядок освобождает мысли». (Р.Декарт)
«Небрежный человек все делает вдвойне». (А.Суворов)
«Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». (Н.Введенский)
А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют такие созданные ими поговорки и пословицы.
- Упустишь минуту – потеряешь час.
- Время – казна для знающего ему цену.
- Делу время – потехе час.
- Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
- Время ушло – счастье ушло.
- Минута час бережет.
- Порядок бережет время.
- Начиная дело, о конце помышляй.
Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Давайте молча послушаем минуту (включается секундомер).
Видите как она длинна! А что же можно сделать всего лишь за 60 секунд? (Ребята приводят примеры).
А как же можно экономить время?
- Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.
- Готовьтесь к утру с вечера. Самое неблагодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть рубашку или блузку. Привыкайте накануне готовить все, что может понадобиться утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать завтрашний день.
- Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть свое место.
- Не теряйте время на длительные, пустые разговоры по телефону, с глазу на глаз или в компании. Особенно в то время, которое предназначено для выполнения какого либо дела. Сами посудите: только вы сосредоточились, чтобы обдумать, как вдруг телефонный звонок, 15 минут проговорили. Теперь необходимо все начинать с нуля. Проще всего заранее предупредить, чтобы не беспокоили.
- Вы слышали, конечно, такое высказывание: «Точность – вежливость королей». Это означает, что мы должны всегда вовремя приходить в школу, институт, на работу, в гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать свое.
Способов экономить время гораздо больше.
А как вы считаете, каково иметь дело с необязательными, неорганизованными людьми?
Примерные ответы ребят: - Им нельзя доверять, они все забывают.
- Они не умеют ценить ни своего времени, ни чужого.
- Такие люди вечно спешат и тебя затягивают в этот круговорот.
Да, действительно, очень тяжело общаться с необязательными, неорганизованными людьми. Им нельзя поручить никакого важного дела. На них нельзя положиться, они могут подвести в любую минуту. Но они и сами страдают от своей неорганизованности, объясняя свои неудачи невезением или враждебностью окружающих. На самом деле, они просто не могут управлять своим временем: тратят его на пустяки, разбрасываются, хватаются за все сразу и ничего не доводят до конца. Последствия неуважительного отношения ко времени: усталость, разочарование в себе, неуважение друзей. А все организованные люди всегда очень надежны, точны и внимательны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека – огромная сила. Чтобы победить свою неорганизованность, нужно научиться планировать свой день, правильно чередовать время учебы и отдыха, научиться ставить цели и выполнять их.
Правила успешности:
1.Настраивайте себя на работу.
2.Подготовьте свое рабочее место.
3.Установите определенный распорядок работы.
4.К работе приступайте сразу.
5.Относитесь к ней с большой ответственностью.
6.Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.
7.Чередуйте различные виды деятельности.
8.Предупредите или устраните в работе возможные помехи.
9.Не делайте частых перерывов в умственной работе.
10.Работайте ежедневно, систематически, но не до переутомления.
11.Умело организуйте отдых в процессе работы.
Игра « Сколько времени прошло, угадай!»
Есть такое понятие, как «чувство времени». Этим чувством обладают люди, которые привыкли учитывать каждую минуту. Сейчас мы проверим, есть ли у вас чувство времени. Послушайте правила игры. Я буду взмахивать рукой через определенные промежутки времени. Вы должны определить, сколько времени прошло между ними. Те, кто чаще других будут давать правильные ответы, обладают хорошо развитым чувством времени. Играем…
А сейчас, ребята, предлагаю вам пройти тест и проверить, насколько вы организованны. На листах бумаги запишите в столбик числа от 1 до 13. Внимательно прослушайте каждый вопрос и все варианты ответов и выберите только один из них, который подходит вам лично. После этого рядом с номером вопроса запишите количество баллов, которое соответствует вашему варианту ответа.
- Имеются ли у вас главные цели в жизни?
А. У меня есть такие цели. 4балла
Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива. 0баллов
В. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению. 6 баллов
Г. Цели у меня есть, но я ничего не делаю, чтобы их достичь. 2 балла
- Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, блокнот и т. д.?
А. Да. 6 баллов
Б. Нет. 0 баллов
В. Все главные дела держу в голове, а план на текущий день - в голове
или на листке бумаги. 3 балла
Г. Составлять планы – это игра в организованность. 0 баллов
- Ругаете ли вы себя за то, что не смогли выполнить намеченное на неделю, на день?
А. Ругаю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротли-
вость. 4 балла
Б. Ругаю всегда. 6 баллов
В. Считаю, что это ни к чему. 0 баллов
Г. Не ругаю – если чего-то не успел, сделаю, может быть, в другой раз. 0 баллов
- Как вы ведете свою записную книжку?
А. Как хочу, так и веду. Если понадобится номер телефона, то я
обязательно найду его. 0 баллов
Б. Часто меняю записные книжки, так как записываю все подряд. В но-
вой книжке стараюсь записать все по порядку, но вновь сбиваюсь
на произвольную запись. 0 баллов
В. Веду, как попало – вкривь и вкось. Главное, записать телефон, имя,
а на какой странице и как – не имеет значения. 0 баллов
Г. Записываю все строго по алфавиту: фамилия, имя, номер телефона,
а если нужно, то и дополнительные сведения. 6 баллов
- Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы
Ваши принципы расположения вещей?
А. Каждая вещь лежит, где попало. 0 баллов
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место. 6 баллов
В. Периодически навожу порядок в расположении вещей. Затем кладу
их куда придется. Спустя какое – то время опять навожу порядок
и т. д. 0 баллов
Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорга-
низации. 0 баллов
- Можете ли вы в конце дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?
А. Могу сказать о потерянном времени. 2 балла
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время. 1 балл
В. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его. 0 баллов
Г. Не только хорошо знаю, где, сколько и почему было напрасно потеряно
время, но и думаю, как избежать таких потерь в будущем. 6 баллов
- Каковы ваши действия, когда в разговоре начинается переливание из пустого в порожнее?
А. Предлагаю не отвлекаться, а заниматься главным вопросом. 3 балла
Б. В любом разговоре бывает и что-то нужное, и что-то пустое – прихо-
дится слушать 0 баллов
В. Отключаюсь. 0 баллов
Г. Делаю что-то полезное для себя. 6 баллов
- Допустим, вам предстоит выступить с докладом. Стараетесь ли вы, чтобы было покороче, слушая краем уха или все внимание уделяете содержанию доклада?
А. О продолжительности не думаю. Главное, чтобы было интересно. 2 балла
Б. Стараюсь, чтобы было коротко и интересно. 6 баллов
- Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
А. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок
сил, плохое настроение и т.д.) 3 балла
Б. Не стремлюсь к этому, т.к. считаю, что не нужно быть мелочным в
отношении времени. 0 баллов
В. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь? 0 баллов
Г. Стараюсь, несмотря ни на что. 6 баллов
- Как вы записываете поручения, задания, просьбы?
А. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку. 6 баллов
Б. Записываю наиболее важные поручения в своем еженедельнике. «Ме-
лочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», то не считаю
это недостатком. 1 балл
В. Стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, т.к. это тренирует
память. Однако должен признаться, что память подводит меня. 1 балл
Г. Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поруче-
ниях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не
забудут и вызовут меня для срочного исполнения. 0 баллов
- Точно ли по времени вы приходите на встречи, собрания, уроки?
А. Прихожу раньше на 5-7 минут. 6 баллов
Б. Прихожу вовремя, к самому началу. 6 баллов
В. Как правило, опаздываю. 0 баллов
Г. Всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя. 0 баллов
- Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений и просьб?
А. Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показа-
телей моего умения работать, это показатель моей организованности. 3 балла
Б. Своевременность выполнения – это «зверь», который может «укусить»
именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного
затянуть выполнение задания. 0 баллов
В. Предпочитаю поменьше рассуждать, а выполнять задания и поручения в
срок. 6 баллов
Г. Если будешь выполнять все в срок, тебя завалят поручениями. Лучше тя-
нуть канитель. 0 баллов
- Предположим, что вы дали слово помочь другому человеку. Но вдруг оказалось, что выполнить обещанное довольно трудно. Как вы будете себя вести?
А. Откажусь от своего слова. 2 балла
Б. Скажу, что в данный момент не могу сдержать слова, но не отказываюсь от
обещанного. 0 баллов
В. Постараюсь выполнить обещание. Не получится – не беда, я редко нарушаю
свое слово. 0 баллов
Г. Выполню обещанное во что бы то ни стало. 6 баллов
Подсчитаем баллы.
От 72 до 78 баллов. Ты организованный человек. Советуем вам не останавливаться на достигнутом!
От 63 до 71 балла. По сравнению с другими ты довольно организованный человек, но вам еще работать и работать!
Менее 63 баллов. Организованность – непостоянное ваше качество. Тебе необходимо проанализировать свои действия, затраты времени, технику работы. Чтобы стать организованным человеком, нужны воля и упорство.
Вывод: Часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие ребята откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, серо, тускло. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А ведь виноваты лишь они сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они его е ценили, не экономили, не сумели толком употребить его, правильно организовать свою жизнь.
Самое главное наше богатство – время.
Нужно разумно распоряжаться своим временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательского занятия "Хлеб его величество"
План-конспект занятия...
Конспект воспитательского занятия "Что значит быть настоящим другом"
Правило дружбы...
Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков
Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос...
Конспект воспитательского занятия «Прогулка в осенний лес»
Цели: провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. Закрепит...
Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
Цель данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности. Ставятся задачи: формирование представлений о правах...
Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков
Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...
Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков
Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через р...