Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"
рабочая программа на тему
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
На базе нашего музея 6 САШ им.В.Г. проводится кружок: духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ" который расчитан на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ" | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Василеостровского района г.Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
И.о.директора школы № 5 зам. директора по УР на заседании МО/педсовета
_______ Кожевникова Т.А.. _____ Бухарова А.В. протокол № ______
от«30» августа 2013г. «___» ____ 2013г. «___» ____ 2013г.
Приказ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для 1 А класса
Духовно-нравственное воспитание младших школьников:
«Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ»
Учитель истории
руководитель музея: Красикова В.П
.2013/2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.;
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
4.Устав школы.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса внеурочной деятельности
Личностные
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
- осознание «Я» как патриота и гражданина России;
- формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты освоения курса :
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знаний;
- развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
- рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
- формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
- умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
- умение строить доказательство;
- структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
- развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
- развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
- формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
- приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
- Предметные результаты:
- - формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- - формирование устойчивого интереса к истории родного края;
- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.
В нашей школе №5 Василеостровского района уделяется особое внимание к данному вопросу. Задача учителей не стоять в стороне от
всего происходящего, а помочь детям постигнуть такие понятия как долг, честность, уважение ,показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.
На базе школьного музея боевой славы 6 САШ им. В. Г. Рожкова проводится воспитание духовно- нравственного развития личности в младшей школе. Музей является центральным звеном образовательно-воспитательной работы, Поэтому цель кружка «Я гражданин и патриот своей страны » формирование духовного опыта и ценностей осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту, традициям своего народа, честности, заботе о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы , коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит настоящее.
Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно главной целью в духовно-нравственном развитии в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта. С методической стороны, данная культурно-образовательная деятельность требует следующих задач:
- осуществлять связь музейных занятий с темой урока, внеклассными мероприятиями, праздниками;
- использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания;
- учитывать развитие познавательных процессов в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое;
- при проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительного восприятия;
- исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке;
- между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному;
- необходимо формировать самостоятельность и творческую активность учеников.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- Индивидуальные.
- Работа в парах.
- Групповые.
Методы работы:
- Словесные: объяснение, беседа
- Наглядные: наблюдение, работа по образцу,
- Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала в форме таблиц, схем др. и
Формы проведения занятий:
1. Беседа
2. Практические занятия, на которых дети разучивают песни
3. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
4. Концерт- участие в концертной программе классных, общешкольных мероприятий.
5. Дидактические игры
6. Музыкальные игры
7. Экскурсии
8. Мастер-классы
9. Встречи
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; осознание «Я» как гражданина России;
развитие нравственно-этических качеств
структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода.
Регулятивные УУД
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы;
умение адекватно воспринимать оценки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.
Познавательные УУД
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
структурирование знаний;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия .
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
формирование умения планирования сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Содержание и формы деятельности:
Школьники 7–8 лет уже имеют определенные представления о времени, но они еще не совсем готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия. В этом возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом.
При проведении конкретной тематической экскурсии, прежде всего, необходимо провести вводную беседу, посвятить в тему экскурсии, выявить знания учеников по изучаемой теме, важно соблюдать принцип от общего к частному. После вводного этапа следует переходить к более подробному рассмотрению экспонатов, их взаимосвязи между собой, помимо сведений о назначении предметов, можно рассказать детям об интересных и занимательных фактах из истории этих предметов, что вызывает у младших школьников повышенный интерес и положительные эмоции.
Помимо основных маршрутных экскурсий в музее, включали также и виртуальные экскурсии (храмы Санкт-Петербурга, памятные места Васильевского острова и т. д.). Данный вид экскурсии обычно сопровождается слайд–шоу, фото и видеорепортажем. Преимуществами являются, широкий диапазон охваченных объектов при минимальной затрате времени. Имеется возможность остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально, прокомментировать, что способствует формированию у учащихся навыком наблюдения. На разных этапах виртуальной экскурсии мы применяли различные интерактивные задания, например: вставьте пропущенное слово; заполните таблицу; отгадайте загадку, кроссворд; соедините слова. На этапе рефлексии ученики дополнили предложения «сегодня я узнал о …», «больше всего понравилось…», «я хотел бы посетить…», «я задумался о том, что…».
Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления об окружающем мире.
Музейные занятия способствовали становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков и современников.
Программа рассчитана на 33 ч в 1 классе , проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 мин для первоклассников в первом полугодии, 40 мин во втором. Набор в кружок осуществляется на добровольной основе, по желанию детей.
Содержание:
1. Кто -Я 8 ч.
2. Природный календарь 2 ч.
4. Я живу в России.11ч.
Календарно-тематический план.
№ | Название мероприятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Форма и вид деятельности. | Дано по плану | Дано по факту |
Кто -Я 8 ч. | ||||||
1 | Введение. | 1 | Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. | Беседа. | ||
2 | Я- ученик. | 1 | Теоретические сведения о школе на Руси и их значения.. | Форма: беседа, практическая работа. | ||
3 | Я и культура. | 1 | Теоретические сведения о культуре. Формирование отношения к искусству. Понятие что такое культура. | Форма: беседа, практическая работа ( рисунок « Казанский собор») | ||
4 | Я и культура. | 1 | Поэты и писатели нашего города. | Форма: беседа, практическая работа( Викторина) | ||
5 | Золотое правило | 1 | Что посеешь, то и пожнешь . Кто такой Конфуций и его правило.(Скороговорки, пословицы, загадки) | Форма: беседа, практическая работа (рисунок) | ||
6 | Мои школьные друзья. | 1 | Теоретические сведения о коллективе. Кто такие друзья? отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». Просмотр мультфильмов о доброте | Форма: беседа, урок-игра. | ||
7-8 | Кто Я и моя семья. | 2 | Обогащать представления детей о семье. Кто мои предки. | Форма: урок-исследование. | ||
Природный календарь 2 ч. | ||||||
9 | Времена года: лето и осень. | 1 | Теоретические сведения лето и осень. Календарь, названия месяцев в обычном и народном календарях. | Форма: беседа, практическая работа Приметы и календарь | ||
10 | Время года: зима и весна. | 1 | Теоретические сведения о зиме и весне. Календарь, названия месяцев в обычном и народном календарях. | Форма: беседа, практическая работа Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки | ||
Моя школа 2ч. | ||||||
11 | Основные правила поведения в школе. | 1 | Что такое школьная дисциплина? Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Форма: беседа, практическая работа | ||
12 | Правила общения с одноклассниками. | 1 | Обязательность: дал слово — держи его. Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении. Поступки твои и других (их оценка). Правдивость, честность. | Форма: беседа, практическая работа | ||
Я живу в России.11ч. | ||||||
13 | Россия. Патриотизм. | 1 | Стихи о Родине. С.Дрожжин «Привет» | Форма: беседа, практическая работа | ||
14 | Москва – столица России. Кремль. | 1 | Стихи о Москве. | Форма: беседа, урок-игра. | ||
15 | Гражданственность | 1 | Декларация прав человека. | Форма: беседа, практическая работа | ||
16 | Гимн России | 1111 | История возникновения гимнов. | Форма: беседа | ||
17-18 | Герб древней Руси. Двуглавый орел. | 1 | История возникновения герба. Иван III-самодержец. | Форма: беседа | ||
19 | Знамена Древней Руси | 1 | Рассмотреть что такое харугва. | Форма: беседа | ||
20 | Флаг России | 1 | Как различать символы государства. | Форма: беседа | ||
21 | От Москвы и до окраин. Здесь я родился. Моя малая Родина. | 1 | Где я родился. Е.Серова «Мой дом». Пословицы о Родине. | Форма: беседа, урок игра. | ||
22-23 | Праздник «Родина любимая моя». Пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте. | 2 | История праздника. Обычаи празднования. | Форма: беседа Выставка открыток | ||
Традиции.10 ч. | ||||||
24 | Россия- многонациональное государство. Народы России. | 1 | Уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; | Форма: беседа | ||
25-26 | Праздники на Руси. | 2 | История праздников. Масленица.Пасха. | Форма: беседа, урок-исследование. | ||
27-28 | Чудеса народного искусства. | 2 | Познакомится с зодчеством Древней Руси. | Форма: беседа, урок-исследование. | ||
29 | Митинг, посвящённый Дню Победы. | 1 | Познакомится с памятными событиями. День Блокады. Великая Отечественная война. | Форма: беседа, урок-исследование. | ||
30 | Мы – одна семья. Традиции моей семьи. Ты и твоё имя. | 1 | Рассказы о традициях. Что такое традиции и обычаи. | Форма: беседа, урок-исследование. | ||
31-32 | Традиции нашего класса. | 2 | Игра викторина « Я люблю тебя Россия» | Форма: беседа, урок-игра.. | ||
33 | Итоговое занятие «Россия – мой дом» | 1 | Подведение итогов. | Форма: беседа |
Воспитательные результаты.
Воспитательный результат– непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект– влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Рефлексивный этап
Изменение социальной духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.
В процессе реализации Программы « Я гражданин и патриот своей страны», направленной на духовно-нравственное развитие детей, учитываю, прежде всего, результаты различных диагностик и анкет, позволяющих определить уровень состояния личностных особенностей, самооценки, мотивационной сферы, воспитанности, удовлетворённости школьной жизнью детей и родителей.
Результатом своей деятельности по воспитанию считаю следующее:
- благоприятный психологический климат в классе, способствующий личностному развитию, реальному росту самоконтроля и умения оценивать свои и чужие поступки с нравственной стороны;
- активное участие родителей в жизни класса, позволяющее детям осознать безусловную ценность семьи, взаимопомощь, почитание, заботу;
- понимание духовных и нравственных ценностей, на основе которых происходит постепенное осознание гражданской принадлежности к своему государству;
- различать добро и зло;
- видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
- понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
- умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
- уважать и почитать родителей;
- быть патриотом своей Родины.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература:
- Агапова И.А. праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
- Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.
- Воспитание на социокультурном опыте. М, 1997.
- Выготский (Антология гуманной педагогики). М, 2002
- Истоковедение. Том 1, 2. Отв. ред. И.А.Кузымин, Л.П.Сильверстова. М, 2001.
- Каллистратова Э.А. Азбука родоведа. Екатеринбург, 2006
- Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М, 1997.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006.
- Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997.
- Мосин А.Г. Уральские фамилии. Екатеринбург, 2000
- Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность.
- Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2001.
- Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.
- Человек пришел на Урал. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 1998.
- Человек построил дом. Стал человек в доме жить. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 2005.
- Шадриков В Д. Происхождение человечности. М, 2001.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М, 1997.
Методическая литература:
- Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
- Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
- Котельникова Н. В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2000.
- Бандяк О. А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
- Бандяк О. А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Бандяк О. А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
- Камкин А. В., Котельникова Н. В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
- Котельникова Н. В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. – М., 1999.
- Твардовская Н. Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Твардовская Н. Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
- Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
- Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
16.Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. С. 5 - 17.
17.Ордуханян Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики. Дис ....канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. - 190 с.
18.Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 4. СПб., 2007. - 172 с.
Интернет ресурсы.
- http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
- http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
- http://catalog.iot.ru
- http://www.school.edu.ru
- http://www.edu.ru
- http://ims.ocpi.ru
- http://method.samara.rcde.ru
- http://nsc.1september.ru.
- http://www.openworld.ru
- http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
- http://maro.newmail.ru
- http://www.ug.ru
- http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html
- http://www.bibliotekar.ru/istoriya/38.htm
- http://whttp://www.hrono.ru/0800ru.phpww.istorya.ru/
Материальное обеспечение:
- Кабинет.
- Музыкальный центр.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
- Музыкальная колонка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....
Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...
Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками
Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...
Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...