Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.
классный час по теме
В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры межнационального общения. Культура межнационального общения - необходимое условие мирного сосуществования людей в многонациональном обществе, ее формирование проходит через воспитание, образование и приобщение личности к культуре.
Знакомство с историей, культурой, психологией разных народов позволяет найти общий язык и, возможно, избежать противоречий, которые приводят к межнациональным конфликтам.
Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание своих традиций необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни, залог эволюционного развития.
В современном обществе в связи с экономическим и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanova_ng.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие этнического и духовного потенциала
гражданина – патриота своей страны.
Жданова Наталья Георгиевна,
учитель математики МБОУ СОШ № 25 г.Абакана
Я видел множество могил,
Которому мой взор конца
не находил.
Сии старинные курганы,
Рассеянные по полям,
У коих камни по углам,
Стоят как грозны великаны…
А.К.Кузмин 1828
В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры межнационального общения. Культура межнационального общения - необходимое условие мирного сосуществования людей в многонациональном обществе, ее формирование проходит через воспитание, образование и приобщение личности к культуре.
Знакомство с историей, культурой, психологией разных народов позволяет найти общий язык и, возможно, избежать противоречий, которые приводят к межнациональным конфликтам.
Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание своих традиций необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни, залог эволюционного развития.
В современном обществе в связи с экономическим и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю.
Формируя гражданина, прежде всего мы должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача ученикам знаний, составляющий духовный, нравственный потенциал человеческого общества. На основе духовно-нравственных ценностей идет фрмирование опыта поведения и жизнедеятельности.
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Необходимо целенаправленно развивать у ребенка проявления духовности, ориентировать на уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, уважение к этническим и духовным традициям родного края, что прививает любовь к Родине.
Восстановление исторической памяти, умение понимать культуру своей семьи, народа, республики, России формирует национальную гордость и национальную память.
В качестве примера духовно-нравственного воспитания, предлагаю разработку классного часа, посвященного этническому и духовному потенциалу родного края.
Классный час «У истоков родного края».
Цели:
- формирование этнических знаний;
- воспитание любви к природе, родному к краю, самому себе;
- развитие наблюдательности и внимания.
Форма: заочная экскурсия по музеям-заповедникам.
Подготовительная работа.
- Рассказать о древней культуре Хакасского народа.
- Создать презентацию «Красота родного края» фото из личного альбома.
- Познакомиться с национальной кухней хакасского народа. Приготовить блюдо по старинному рецепту.
- Изучить досуг и предложить одну из национальных игр.
- Подготовить название команды, эмблему и девиз.
Содержание классного часа.
Вступительное слово
Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное заочное путешествие. В пути нам очень пригодится знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачу или ошибку. Действуйте дружно, и весело, и вам будет сопутствовать удача.
Тур первый.
Команды отправляются в путь. Кто стоит на старте?
Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.
Тур второй.
На пути нам встретился Краеведческий музей: экскурсоводы команд рассказывают о древней культуре Хакасского народа.
1 команда.
Когда попадаешь в хакасские степи и бродишь среди торчащих из земли каменных стел неведомо кем поставленных здесь, невольно соприкасаешься с седой древностью. И кажется, что эти безмолвные каменные свидетели былых эпох начинают тебе шептать о тайнах своего создания и тех бурных событиях древней истории, которые разворачивались вокруг них. Рассматривая замысловатые и причудливые рисунки и знаки, и вглядываясь в лики фантастических божеств, которые высечены на многих камнях, погружаешься в загадочный мир древних верований и культов. На участках выветренной степи можно увидеть россыпи черепков глиняных горшков, в которых тысячелетия назад готовили пищу. Поднявшись на вершину горы, обнаружишь заросшие лишайником руины крепостных сооружений, а в долине будут видны еле заметные канавки, следы былых оросительных систем.
2 команда.
Хакасы - древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. А, по сути, это потомки населения государственного образования енисейских кыргызов, история которого насчитывает целое тысячелетие. Где были и невероятные взлеты, когда этому государству подчинялись обширные просторы от Иртыша до Байкала, и горесть утрат и упадка после набегов многочисленных центральноазиатских завоевателей. Героическая, насыщенная событиями и в тоже время трагическая история предков хакасского народа во многом отразилась на их традиционной культуре. Это придало ей особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху. Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.
3 команда.
Чайаан чалбах. Человек во вселенной. Каждая этническая культура на протяжении длительного времени вырабатывает свое собственное представление об окружающей вселенной и своем месте в ней. В традиционном мировоззрении вся окружающая природа считалась живой, поэтому все природные объекты: горы, реки, деревья, растения - все силы реального и мифического космоса человек призывал в союзники, чтобы, заручившись их поддержкой, обеспечить свою жизнь и потомство. Хакасы считали, что Вселенная неоднородна: она подразделяется на ряд уровней, в котором проживают божества, люди, демоны и другие существа. В наиболее общем виде мир делится на три части - Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). Небесный мир, согласно хакасскому мировоззрению, подразделяется на девять слоев (тамы), где располагаются девять творцов - чайанов. В нем никогда не бывает зимы - только вечное лето. (Рис. Небесное моление) Главным божеством считался «Чалбырос чайачы» - Милосердный творец. Чайаны достаточно редко вмешиваются в дела Среднего мира. Однако ежегодно все хакасские племенные группы проводили мероприятия, связывающие их с Небесным миром.
Тур третий.
Оглянись сколько знакомого и незнакомого ты видишь вокруг.
Командиры команд представляют презентацию фотографий родного края.
Тур четвертый.
Ведущий:
Кулинарное искусство хакасского народа богато своими традициями, уходящими в глубокую древность. Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народа.
Хакасы занимались скотоводством, земледелием и огородничеством, охотничьим промыслом и рыболовством, а также собирательством. Все это отражалось в их материальной культуре, в том числе в народной кухне. Соответственно в состав пищи хакасов входили мясо, молоко, мясные и молочные продукты, хлеб, мучные изделия, картофель и овощи, мясо диких зверей, птиц, рыб, дикорастущие растения, ягоды и различные напитки.
Современная хакасская кулинария основана на традициях народной кухни. Издавна большой популярностью пользуются блюда из баранины, конины, говядины, рыбы, молока, молочных продуктов, зерна, ягод, грибов и трав.
Рецептура народной кухни складывалась веками, многие ее изделия являются образцами умелого сочетания продуктов по вкусовым качествам и сезонным возможностям.
Так, осенью, особенно в подтаежных районах, широко используется в пищу мясо диких животных, дичь. Весной, летом хакасы, живущие по берегам рек Абакана, Таштьща, Теи, Июсов, Чулыма разнообразят питание рыбой. В водах этих рек водятся такие рыбы, как таймень, хариус, ленок, а в Енисее — осетровые. Много рыбы в многочисленных озерах Хакасии.
Особенностью хакасской кухни является активное использование молочных продуктов, из которых готовят айран, пызылах, потхы, а также ячменя, пшеницы.
Потребности в витаминах в старину удовлетворялись за счет дикорастущих — кедровых орехов, разнообразных ягод, корней, съедобных трав, полевого лука, дикого чеснока (черемши).
середины прошлого века хакасы, беря пример с русских крестьян, стали сажать картофель, заниматься огородничеством, кое-где даже садоводством.
Команды представляют приготовленное блюдо по старинному рецепту.
1. Салат из брынзы с помидорами
Свежие красные помидоры нарезать кружочками, крупно порезать листья петрушки, брынзу потереть на терке. Все перемешать, заправить сметаной или растительным маслом.
На 400 г помидоров — 50 г зеленых листьев петрушки, 100 г брынзы, сметана или растительное масло по вкусу.
2. Салат из строй моркови с орехами
Очищенную сырую морковь натереть на терке с мелкими отверстиями, полить растопленным и остывшим медом, перемешать и посыпать мелко рубленными грецкими орехами.
На 100 г моркови — 40 г меда, 30 г очищенных орехов.
3. Салат из редьки и моркови
Черную редьку очистить от кожицы и обмыть холодной водой, натереть часть на мелкой, другую часть на крупной терке. Все смешать. Положить сметану или растительное масло Добавить моркови, протертой через мелкую терку, Салат красив по внешнему виду, а также очень вкусен, особенно в зимнее время, когда нет свежих овощей.
На 100 г редьки — 1 среднюю морковь, 2 ст. ложки сметаны или 2 ст. ложки растительного масла, соль по вкусу.
Тур пятый.
Сделал дело – гуляй смело:
1 команда МЕЧЕЕКЕЙ
Хакасская игра «мечеекей» напоминает современную западную игру «дартс».
Для этого из дерева изготавливался дротик «мечеекей» длиной с 0,5 м., одна сторона которого заострена, а с другой вставлены гусиные перья.
На земле чертится круг. На расстоянии от 10 до 20 м. бросается дротик. Нужно попасть в центр круга.
Другим видом мишени служила затесанная сторона дерева. Бросали в него дротик с расстояния 50 м. Победитель в этих соревнованиях получал звание «чöме» (дальнобойная стрела).
2 команда ТЫРЛОС
Хакасская игра «тырлос» (волчок) заключается в том, что все участники по очереди вращают девятигранный волчок. В статье Я. И. Сунчугашева он называется «солыр пырлас».
На каждой грани волчка нанесены зарубки с цифровыми знаками I—1, II—2, III—3, IIII —4, /—5, /I—6, /II—7, /III—8, . На кон ставится по 5 альчиков. Игрок мог с кона взять столько косточек, сколько выпало очков. Однако, если волчок упадет на сторону со знаком , то надо выложить два альчика. Победителем становился тот, кто выиграл большое количество костей.
3 команда ТОБИТ
Хакасская игра «тобит» соответствует русской игре в шашки.
Обычно два чабана во время досуга чертили на земле или на бумаге клетки из пяти поперечно пересекающихся линий — дорог. На крайних точках линий и на последних пересечениях дорог со стороны игроков в два ряда ставились но 10 альчиков, служивших пешками (хул). Один из игроков, ставил альчики на сторону «поге», а другой в положении «сога».
Согласно правилам пешки ходили по дорогам вперед, вправо и влево. Назад ходить нельзя. Пешку противника съедали перескакивая через его кочевку (кос), т. е. по правилам русских шашек. Если пешка пройдет до конца линии, то она становилась дамкой — .«тобит». Выигрывает тот, кто съест все пешки противника.
Тур шестой.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Объяснить смысл хакасских пословиц
1 команда
1.Не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве расти.
2. Смех над бедой чужой — великий грех земной.
3. Жить в согласии — век продлить, а в раздорах сократить.
4. Пусть, кто вышел охотиться,— с полпути не воротится.
2 команда
1. Песка не нагружай на лошадь верховую и кровью не багри ты воду питьевую.
2. Снедь в пути не тяжело нести.
3. Обжор и выпивох конец обычно плох.
4. У старшего проси благословенья, у младшего — благоволенья.
3 команда
1. Пусть будет крепок твой аркан, когда слывешь ты коневодом, и не пускайся на обман, коль держишь речь перед народом.
2. Вначале кумекай, потом кукарекай.
3. Друга в черный день оставить — навсегда себя ославить.
4. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Тур седьмой
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
1.Е.А. Абдина. Хакасская кухня Красноярск 1989г.
2. Б. В. Гендовский Вверх по Енисею Москва 1980г.
3 Н.П. Колпакова Под ласковым солнцем Состав 1980г.
Мы хотим наслаждаться красотой хакасской природы: бесконечным разнообразием степей, величавостью гор, спокойствием озер, суровостью таежных лесов. Ведь биение сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи, мужество и силу человек черпает у природы. Мы гордиться тем, что живем в Хакасии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - патриот своей страны"
Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...
Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...
Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"
Разработка данного классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...
Я-патриот своей страны
Классный час "Я-патриот своей страны"...
Классный час "Помним...Гордимся..." "Мы-патриоты своей страны"
"Мы-патриоты своей страны"...