Занятие по внеурочной деятельности в 6 классе
методическая разработка

 Занятие по теме "Старинные задачи России" проведено в 6 классе в рамках реализации программы "Занимательная математика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.85 КБ
Файл starinnye_zadachi_rossii.pptx294.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности, 6 класс

Тема «Старинные задачи России»

Учитель: Днепровская Т.Н.

Цель занятия

Познакомить со старинными математическими задачами и способами их решения.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Изучить историю возникновения арифметических задач, причины, побудившие их возникновение, авторов-составителей задач, их биографии.

Рассмотреть виды старинных задач.

Проследить некоторые методы решения задач.

Личностные: развитие познавательных интересов, в том числе в области истории математики, способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений.

Регулятивные: оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.

Коммуникативные: воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Познавательные: умение строить логические рассуждения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Межпредметные связи

Учебный предмет

Форма работы

Ресурсы

Арифметика

Индивидуальная, фронтальная, парная

Дидактический материал, презентация, экран, проектор, листки «Настроение»

Структура учебного занятия (этапы)

Виды деятельности на этапе

Планируемые результаты

Содержание

Мотивационный этап

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний

Обеспечение мотивации учения, принятия обучающимися целей урока. Создание благоприятного психологического настроя на работу

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим занятие нашего кружка. Вспомните, какая тема была нашего прошлого занятия?

Какие мы задачи уже решали?

Слайд 1-4. Решите задачи:

1. Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла?

2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела по три котенка. Спрашивается, сколько ног было на мельнице.

3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

4. У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего  двадцать пять. Как это могло быть?

Что можно сказать об этих задачах?

Как мы их можем назвать?

Эти задачи придумали и решали в России.

Проверка домашнего задания, данного 1 группе (Приложение 1)

Ответы детей:

Решение различных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи , имеющие несколько способов решения,  задачи на разрезание и др.

Дети решают задачи устно и дают ответ:

-по земле

Решение:

- две ноги мельника, ибо у кошек и котят – лапы.

Решение:

- три утки – одна за другой.

Решение:

- он родился 29 февраля

Примерные ответы детей:

- задачи-шутки,

-логические задачи,

-они не похожи на современные,

-старинные.

Дети предложили разные способы решения этой задачи:

1.Арифметический

2.Алгебраический

3.Решение с конца

Этап учебно-познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного восприятия темы

Проверка домашнего задания, данного 2 группе (Приложение 1)

Сообщение-презентация о Леонтии Филипповиче Магницком и его учебнике арифметики

Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости

1.Рисуем мысленно круг. Затем обводим его глазами по часовой стрелке и наоборот

2.Смотрим слева направо и сверху вниз. (каждое упражнение повторить 3 раза)

После окончания выполнения упражнений на 10с закрываем глаза ладонями так, чтобы не проходил свет, тем самым давая отдых глазам.

Дети выполняют упражнения

Этап закрепления практических навыков

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы

Решаем старинные задачи

(Текст задачи распечатан и выведен на экран)

1.Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока.

У каждой в корзине было по 30 яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек. Сообразив это, крестьянки, чтобы не ссориться и не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причём они рассуждали так: «Если я продаю пару яблок за копейку, а ты — три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!»

Сказано — сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок.

Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, то есть на копейку больше, чему думали выручить! Крестьянки задумались: откуда взялась «лишняя» копейка и кому из них следует её получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги?

2. Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданной прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку.

У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали они так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была, значит, выручить 15 копеек, а вторая — 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек. Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаёшь 3 яблока, то, значит, чтобы выручить свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки.

Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые 5 штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, значит, недовыручили целую копейку.

Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придётся этой копейкой поплатиться?

Обсуждение решения в парах

Объясняют решение задач

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Рефлексия деятельности и итог урока

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности

Блицопрос

- какие способы решения задач мы сегодня применяли?

-кто автор первого русского учебника арифметики?

-как назывался этот учебник и для кого был предназначен?

Отвечают на вопросы.

Заполняют листок «Настроение»

Домашнее задание

I группа. Решить задачу

1. Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стало верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний-треть и младший девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию! Как он это сделал?

II группа. Подготовить короткое сообщение о старинных русских мерах длины, площади, веса, объема

Приложение 1

Домашнее задание к уроку

I группа. Решить задачи

1.2 многоножки пришли в магазин на распродажу они сосчитали все свои ноги и решили что им хватит 36 носков. Сколько ног у каждой многоножки если у одной на 8 больше чем у другой? (14 и 22)

2. Над озерами летели гуси. на каждом озере садилась половина гусей и ещё полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей? (127)

3.Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот станет крайним слева. В каком порядке они сидят? (Слева направо: Матроскин, дядя Фёдор, Печкин, Шарик.)

 

II группа. Найти информацию и подготовить сообщение-презентацию о Л.Ф.Магницком

Решение задачи о крестьянках:

Недоумение крестьянок разрешается очень быстро, если сообразим, что, сложив свои яблоки вместе и начав их продавать сообща, они, сами того не замечая, продавали их уже по другой цене, чем раньше. Возьмем, для примера, двух последних крестьянок и рассмотрим, что они, в сущности, сделали. Пока первая и вторая думали продавать свои яблоки отдельно, цена одного яблока у первой была полкопейки, а у второй — треть копейки. Когда же они сложились и начали продавать каждые пять яблок по 2 копейки, то цена каждого яблока стала уже 2/5 копеек.
Значит, первая крестьянка все свои яблоки продавала не по полкопейки за штуку, а по 2/5 копеек и на каждом яблоке теряла по 1/10 копеек (1/2-2/5=(5-4)/10=1/10), а на всех тридцати яблоках она потеряла три копейки.
Вторая же крестьянка, наоборот, войдя в компанию, выигрывала на каждом яблоке по 1/15 копейки (2/5-1/3=(6-5)/15=1/15), а на всех тридцати яблоках выиграла, значит, 2 копейки.
Первая потеряла 3 копейки, а вторая выиграла только 2 копейки. В общем, все-таки копейка потеряна.
Путем подобных же рассуждений легко узнать, почему у первых двух крестьянок оказалась "лишняя" копейка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинные задачи России внеурочное занятие в 6 классе Учитель: Днепровская Т.Н .

Слайд 2

Решите задачи №1. Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? Ответ : По земле

Слайд 3

Решите задачи №2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела по три котенка. Спрашивается, сколько ног было на мельнице ? Ответ: две ноги мельника , ибо у кошек и котят – лапы.

Слайд 4

Решите задачи №3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? Ответ : три утки – одна за другой.

Слайд 5

Решите задачи №4. У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего двадцать пять. Как это могло быть ? Ответ : он родился 29 февраля

Слайд 6

В XVI-XVII в России начинает появляться и распространяться рукописная математическая литература. Этого требуют межевание и измерение земель, система податного обложения, градостроительство и военное дело, развивающиеся торговые отношения внутри страны и торговля с другими государствами. Рукописи XVI-XVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний. Перестройка государственной и общественной жизни страны, начатая Петром Первым, подняла и вопросы образования. Стране требовались специалисты разных областей знаний. Для подготовки кадров нужны были учебники. В 1703 году такой учебник был издан типографским способом необычайно большим по тем временам тиражом (2400 экземпляров). Назывался он «Арифметика, сиречь наука численная … ». Автором его был выдающийся педагог-математик - Леонтий Филиппович Магницкий .

Слайд 7

Леонтии Филиппович Магницкий (1669-1739) Родился в семье крестьянина. Самоучкой выучился грамоте. В 1684 был послан крестьянами с рыбой в Иосифо-Волоколамский монастырь, где был оставлен "для чтения", а в дальнейшем отправлен в Симонов монастырь в Москве. В 1685 - 1694 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1694 - 1701 Магницкий жил в Москве, занимался самообразованием, изучив немецкий, голландский, итальянский языки и математику. 22 февр. 1701 по распоряжению Петра I Магницкий был назначен преподавателем Навигацкой школы и ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению.

Слайд 8

В 1703 Магницкий разработал рукописный курс по геометрии, тригонометрии и кораблевождению и выпустил в свет первый рус. учебник по математике "Арифметика, сиречь наука числительная " тиражом 2 400 экз. По этому учебнику учился М.В. Ломоносов. Составленная "ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей", эта книга служила полстолетия распространению математических знаний в России. В 1703 - -1739 Магницкий занимался подготовкой для Навигацкой школы преподавателей из числа лучших учащихся. В 1704 по распоряжению Петра I для Магницкого был построен дом, а за "непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды" Магницкий был награжден "саксонским кафтаном". В 1715 Магницкий стал старшим преподавателем. Будучи бессменным преподавателем Навигацкой школы в течение почти четырех десятилетий, а затем и главным ее руководителем, Магницкий способствовал успеху петровских преобразований в области просвещения.

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

Задача о крестьянках: 1.Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока. У каждой в корзине было по 30 яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек. Сообразив это, крестьянки, чтобы не ссориться и не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причём они рассуждали так: «Если я продаю пару яблок за копейку, а ты — три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!» Сказано — сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок. Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, то есть на копейку больше, чему думали выручить! Крестьянки задумались: откуда взялась «лишняя» копейка и кому из них следует её получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги ?

Слайд 11

2. Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданной прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку. У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали они так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была, значит, выручить 15 копеек, а вторая — 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек. Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаёшь 3 яблока, то, значит, чтобы выручить свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки. Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые 5 штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, значит, недовыручили целую копейку. Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придётся этой копейкой поплатиться?

Слайд 12

Решение: Недоумение крестьянок разрешается очень быстро, если сообразим, что, сложив свои яблоки вместе и начав их продавать сообща, они, сами того не замечая, продавали их уже по другой цене, чем раньше. Возьмем, для примера, двух последних крестьянок и рассмотрим, что они, в сущности, сделали. Пока первая и вторая думали продавать свои яблоки отдельно, цена одного яблока у первой была полкопейки, а у второй — треть копейки. Когда же они сложились и начали продавать каждые пять яблок по 2 копейки, то цена каждого яблока стала уже 2/5 копеек. Значит, первая крестьянка все свои яблоки продавала не по полкопейки за штуку, а по 2/5 копеек и на каждом яблоке теряла по 1/10 копеек (1/2-2/5=(5-4)/10=1/10), а на всех тридцати яблоках она потеряла три копейки. Вторая же крестьянка, наоборот, войдя в компанию, выигрывала на каждом яблоке по 1/15 копейки (2/5-1/3=(6-5)/15=1/15), а на всех тридцати яблоках выиграла, значит, 2 копейки. Первая потеряла 3 копейки, а вторая выиграла только 2 копейки. В общем, все-таки копейка потеряна. Путем подобных же рассуждений легко узнать, почему у первых двух крестьянок оказалась "лишняя" копейка.

Слайд 13

Домашнее задание I группа. Решить задачу 1. Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стало верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний-треть и младший девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию! Как он это сделал? II группа. Подготовить короткое сообщение о старинных русских мерах длины, площади, веса, объема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности, 5 класс, Оригами в руках математика

Занятие направлено на закрепление изученного, на практическое применение имеющихся теоретических знаний. Ранее на уроках была изучена тема «Объем и площадь поверхности куба».  Учащиеся имеют пред...

Занятие внеурочной деятельности.5 класс.Тема:"Каркас параллелепипеда"

Тема: «Каркас параллелепипеда»Цель деятельности учителя :    создать условия для формирования представления о каркасе параллелепипеда, навыка выполнения заданий на построение ломаной в ...

Бланки заявлений от родителей на посещение занятий внеурочной деятельности, 5 класс

Бланки заявлений от родителей на посещение занятий внеурочной деятельности, 5 класс...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Открытое занятие внеурочной деятельности «мастер-класс на высокой перекладине»

Подтягивание на перекладине из виса – упражнение из комплекса ГТО – «Готов к труду и обороне» - специального комплекса упражнений, программа, направленная государством на оздор...