Занятие по внеурочной деятельности в 6 классе
методическая разработка
Занятие по теме "Старинные задачи России" проведено в 6 классе в рамках реализации программы "Занимательная математика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 21.85 КБ |
starinnye_zadachi_rossii.pptx | 294.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по внеурочной деятельности, 6 класс
Тема «Старинные задачи России»
Учитель: Днепровская Т.Н.
Цель занятия | Познакомить со старинными математическими задачами и способами их решения. | |
Планируемые результаты | Предметные | УУД |
Изучить историю возникновения арифметических задач, причины, побудившие их возникновение, авторов-составителей задач, их биографии. Рассмотреть виды старинных задач. Проследить некоторые методы решения задач. | Личностные: развитие познавательных интересов, в том числе в области истории математики, способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений. Регулятивные: оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения. Коммуникативные: воспитание уважительного отношения к иному мнению. Познавательные: умение строить логические рассуждения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет | Форма работы | Ресурсы |
Арифметика | Индивидуальная, фронтальная, парная | Дидактический материал, презентация, экран, проектор, листки «Настроение» |
Структура учебного занятия (этапы)
Виды деятельности на этапе | Планируемые результаты | Содержание | ||
Мотивационный этап | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний | Обеспечение мотивации учения, принятия обучающимися целей урока. Создание благоприятного психологического настроя на работу | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим занятие нашего кружка. Вспомните, какая тема была нашего прошлого занятия? Какие мы задачи уже решали? Слайд 1-4. Решите задачи: 1. Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? 2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела по три котенка. Спрашивается, сколько ног было на мельнице. 3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? 4. У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего двадцать пять. Как это могло быть? Что можно сказать об этих задачах? Как мы их можем назвать? Эти задачи придумали и решали в России. Проверка домашнего задания, данного 1 группе (Приложение 1) | Ответы детей: Решение различных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи , имеющие несколько способов решения, задачи на разрезание и др. Дети решают задачи устно и дают ответ: -по земле Решение: - две ноги мельника, ибо у кошек и котят – лапы. Решение: - три утки – одна за другой. Решение: - он родился 29 февраля Примерные ответы детей: - задачи-шутки, -логические задачи, -они не похожи на современные, -старинные. Дети предложили разные способы решения этой задачи: 1.Арифметический 2.Алгебраический 3.Решение с конца | |
Этап учебно-познавательной деятельности | ||||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного восприятия темы | Проверка домашнего задания, данного 2 группе (Приложение 1) | Сообщение-презентация о Леонтии Филипповиче Магницком и его учебнике арифметики | |
Физкультминутка | ||||
Смена видов деятельности в игровой форме | Снятие утомляемости | 1.Рисуем мысленно круг. Затем обводим его глазами по часовой стрелке и наоборот 2.Смотрим слева направо и сверху вниз. (каждое упражнение повторить 3 раза) После окончания выполнения упражнений на 10с закрываем глаза ладонями так, чтобы не проходил свет, тем самым давая отдых глазам. | Дети выполняют упражнения | |
Этап закрепления практических навыков | ||||
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы | Решаем старинные задачи (Текст задачи распечатан и выведен на экран) 1.Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока. У каждой в корзине было по 30 яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек. Сообразив это, крестьянки, чтобы не ссориться и не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причём они рассуждали так: «Если я продаю пару яблок за копейку, а ты — три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!» Сказано — сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок. Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, то есть на копейку больше, чему думали выручить! Крестьянки задумались: откуда взялась «лишняя» копейка и кому из них следует её получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги? 2. Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданной прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку. У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали они так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была, значит, выручить 15 копеек, а вторая — 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек. Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаёшь 3 яблока, то, значит, чтобы выручить свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки. Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые 5 штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, значит, недовыручили целую копейку. Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придётся этой копейкой поплатиться? | Обсуждение решения в парах Объясняют решение задач | |
Подведение итогов занятия (рефлексия) | ||||
Рефлексия деятельности и итог урока | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности | Блицопрос - какие способы решения задач мы сегодня применяли? -кто автор первого русского учебника арифметики? -как назывался этот учебник и для кого был предназначен? | Отвечают на вопросы. Заполняют листок «Настроение» | |
Домашнее задание | I группа. Решить задачу 1. Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стало верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний-треть и младший девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию! Как он это сделал? II группа. Подготовить короткое сообщение о старинных русских мерах длины, площади, веса, объема |
Приложение 1
Домашнее задание к уроку
I группа. Решить задачи
1.2 многоножки пришли в магазин на распродажу они сосчитали все свои ноги и решили что им хватит 36 носков. Сколько ног у каждой многоножки если у одной на 8 больше чем у другой? (14 и 22)
2. Над озерами летели гуси. на каждом озере садилась половина гусей и ещё полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей? (127)
3.Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот станет крайним слева. В каком порядке они сидят? (Слева направо: Матроскин, дядя Фёдор, Печкин, Шарик.)
II группа. Найти информацию и подготовить сообщение-презентацию о Л.Ф.Магницком
Решение задачи о крестьянках:
Недоумение крестьянок разрешается очень быстро, если сообразим, что, сложив свои яблоки вместе и начав их продавать сообща, они, сами того не замечая, продавали их уже по другой цене, чем раньше. Возьмем, для примера, двух последних крестьянок и рассмотрим, что они, в сущности, сделали. Пока первая и вторая думали продавать свои яблоки отдельно, цена одного яблока у первой была полкопейки, а у второй — треть копейки. Когда же они сложились и начали продавать каждые пять яблок по 2 копейки, то цена каждого яблока стала уже 2/5 копеек.
Значит, первая крестьянка все свои яблоки продавала не по полкопейки за штуку, а по 2/5 копеек и на каждом яблоке теряла по 1/10 копеек (1/2-2/5=(5-4)/10=1/10), а на всех тридцати яблоках она потеряла три копейки.
Вторая же крестьянка, наоборот, войдя в компанию, выигрывала на каждом яблоке по 1/15 копейки (2/5-1/3=(6-5)/15=1/15), а на всех тридцати яблоках выиграла, значит, 2 копейки.
Первая потеряла 3 копейки, а вторая выиграла только 2 копейки. В общем, все-таки копейка потеряна.
Путем подобных же рассуждений легко узнать, почему у первых двух крестьянок оказалась "лишняя" копейка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решите задачи №1. Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? Ответ : По земле
Решите задачи №2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела по три котенка. Спрашивается, сколько ног было на мельнице ? Ответ: две ноги мельника , ибо у кошек и котят – лапы.
Решите задачи №3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? Ответ : три утки – одна за другой.
Решите задачи №4. У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего двадцать пять. Как это могло быть ? Ответ : он родился 29 февраля
В XVI-XVII в России начинает появляться и распространяться рукописная математическая литература. Этого требуют межевание и измерение земель, система податного обложения, градостроительство и военное дело, развивающиеся торговые отношения внутри страны и торговля с другими государствами. Рукописи XVI-XVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний. Перестройка государственной и общественной жизни страны, начатая Петром Первым, подняла и вопросы образования. Стране требовались специалисты разных областей знаний. Для подготовки кадров нужны были учебники. В 1703 году такой учебник был издан типографским способом необычайно большим по тем временам тиражом (2400 экземпляров). Назывался он «Арифметика, сиречь наука численная … ». Автором его был выдающийся педагог-математик - Леонтий Филиппович Магницкий .
Леонтии Филиппович Магницкий (1669-1739) Родился в семье крестьянина. Самоучкой выучился грамоте. В 1684 был послан крестьянами с рыбой в Иосифо-Волоколамский монастырь, где был оставлен "для чтения", а в дальнейшем отправлен в Симонов монастырь в Москве. В 1685 - 1694 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1694 - 1701 Магницкий жил в Москве, занимался самообразованием, изучив немецкий, голландский, итальянский языки и математику. 22 февр. 1701 по распоряжению Петра I Магницкий был назначен преподавателем Навигацкой школы и ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению.
В 1703 Магницкий разработал рукописный курс по геометрии, тригонометрии и кораблевождению и выпустил в свет первый рус. учебник по математике "Арифметика, сиречь наука числительная " тиражом 2 400 экз. По этому учебнику учился М.В. Ломоносов. Составленная "ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей", эта книга служила полстолетия распространению математических знаний в России. В 1703 - -1739 Магницкий занимался подготовкой для Навигацкой школы преподавателей из числа лучших учащихся. В 1704 по распоряжению Петра I для Магницкого был построен дом, а за "непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды" Магницкий был награжден "саксонским кафтаном". В 1715 Магницкий стал старшим преподавателем. Будучи бессменным преподавателем Навигацкой школы в течение почти четырех десятилетий, а затем и главным ее руководителем, Магницкий способствовал успеху петровских преобразований в области просвещения.
Физкультминутка
Задача о крестьянках: 1.Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока. У каждой в корзине было по 30 яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек. Сообразив это, крестьянки, чтобы не ссориться и не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причём они рассуждали так: «Если я продаю пару яблок за копейку, а ты — три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!» Сказано — сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок. Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, то есть на копейку больше, чему думали выручить! Крестьянки задумались: откуда взялась «лишняя» копейка и кому из них следует её получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги ?
2. Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданной прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку. У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали они так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была, значит, выручить 15 копеек, а вторая — 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек. Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаёшь 3 яблока, то, значит, чтобы выручить свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки. Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые 5 штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, значит, недовыручили целую копейку. Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придётся этой копейкой поплатиться?
Решение: Недоумение крестьянок разрешается очень быстро, если сообразим, что, сложив свои яблоки вместе и начав их продавать сообща, они, сами того не замечая, продавали их уже по другой цене, чем раньше. Возьмем, для примера, двух последних крестьянок и рассмотрим, что они, в сущности, сделали. Пока первая и вторая думали продавать свои яблоки отдельно, цена одного яблока у первой была полкопейки, а у второй — треть копейки. Когда же они сложились и начали продавать каждые пять яблок по 2 копейки, то цена каждого яблока стала уже 2/5 копеек. Значит, первая крестьянка все свои яблоки продавала не по полкопейки за штуку, а по 2/5 копеек и на каждом яблоке теряла по 1/10 копеек (1/2-2/5=(5-4)/10=1/10), а на всех тридцати яблоках она потеряла три копейки. Вторая же крестьянка, наоборот, войдя в компанию, выигрывала на каждом яблоке по 1/15 копейки (2/5-1/3=(6-5)/15=1/15), а на всех тридцати яблоках выиграла, значит, 2 копейки. Первая потеряла 3 копейки, а вторая выиграла только 2 копейки. В общем, все-таки копейка потеряна. Путем подобных же рассуждений легко узнать, почему у первых двух крестьянок оказалась "лишняя" копейка.
Домашнее задание I группа. Решить задачу 1. Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стало верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний-треть и младший девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию! Как он это сделал? II группа. Подготовить короткое сообщение о старинных русских мерах длины, площади, веса, объема
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие внеурочной деятельности, 5 класс, Оригами в руках математика
Занятие направлено на закрепление изученного, на практическое применение имеющихся теоретических знаний. Ранее на уроках была изучена тема «Объем и площадь поверхности куба». Учащиеся имеют пред...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Занятие внеурочной деятельности.5 класс.Тема:"Каркас параллелепипеда"
Тема: «Каркас параллелепипеда»Цель деятельности учителя : создать условия для формирования представления о каркасе параллелепипеда, навыка выполнения заданий на построение ломаной в ...
Рабочая программа повнеурочной деятельности по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа...
Бланки заявлений от родителей на посещение занятий внеурочной деятельности, 5 класс
Бланки заявлений от родителей на посещение занятий внеурочной деятельности, 5 класс...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
Открытое занятие внеурочной деятельности «мастер-класс на высокой перекладине»
Подтягивание на перекладине из виса – упражнение из комплекса ГТО – «Готов к труду и обороне» - специального комплекса упражнений, программа, направленная государством на оздор...