Программа внеурочной деятельности начального общего образования художественной направленности «Мастерица» 1-2 классы.
календарно-тематическое планирование на тему

Коваленко Любовь Валерьевна

 Программа "Мастерица" разработана для занятий с учащимися 1-2 классов  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. Программа  «Мастерица» является программой художественного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Срок реализации 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

             Рассмотрена                             

                       На заседании МО                  

                       Протокол № 1                        

                                                         

                      от 23.08.2016г.                                                                          

                                   

                     Утверждаю

                 _________/Н.С. Сазонова/,

                   директор МАОУ

                   «Калиновская СОШ»

                    Приказ №  123

                    от   25.08.2016г.

                   

Программа внеурочной деятельности

 начального общего образования

художественной направленности

«Мастерица»

на 2016 – 2017 учебный год

Разработчик:

Л.В.Коваленко,

учитель технологии

пос. Калиновка

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика курса «Мастерица»

3. Планируемые результаты освоения программы.

4. Формы аттестации обучающихся.

5. Содержание курса «Мастерица» 1 класс

6. Учебно-тематическое планирование

7. Содержание курса «Мастерица» 2 класс

8. Учебно-тематическое планирование

9. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

10. Список литературы.

Пояснительная записка

 Программа разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

 Программа кружка «Мастерица» является программой художественного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Срок реализации 1 год. Возраст детей 7-8 лет.

 Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой ОУ, учетом локальных актов, нормативных документов, требований СанПин.:

Курс кружка “Мастерица” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством учителя, ученик самостоятельно выполнил задание. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подобрана с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Развитие личности ребенка – приоритетное направление современного образования, положенное в основу Государственных стандартов.

 Актуальность Программы внеурочной деятельности (далее - Программа) 

Заключается в продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на занятиях кружка и в формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. Элементы деятельности, включенные в программу (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Новизна Программы В связи с быстрым развитием общества, появляются новые техники декоративно-прикладного творчества, которые могут быть интересны детям, поэтому в учебной группе «Мастерица» требуется корректировка учебно - тематического плана, чтобы внести изучение новых техник декоративно-прикладного творчества.

 Цель Программы - максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда.

Задачи:

  • расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, о технологиях и способах обработки материалов;
  • совершенствование имеющихся навыков практической работы;
  • овладение новыми приемами прикладного творчества;
  • развитие изобретательности, воображения, образного мышления;
  • дальнейшее знакомство с видами пластических искусств, народными промыслами и культурными традициями;
  • возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;
  • достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.

Главные принципы реализации программы

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 Формы и методы работы

  •  В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, а так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
  • викторины;
  • проектная деятельность;
  • выставка творческих работ;
  • экскурсии.

Результаты освоения Программы

Обучающиеся должны иметь представление:

– о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;

– об одинаковых свойствах разных материалов;

– о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;

Овладеть общеучебными умениями:

– анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик;

– решать творческие задачи по заданным условиям;

– самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;

– контролировать свою деятельность на всех этапах работы;

– сотрудничать при выполнении коллективных работ;

Должны знать и понимать:

– термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

– свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;

– названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними;

– разные приемы разметки деталей из бумаги;

– приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей;

– способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;

различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;

Должны уметь:

– лепить разными способами;

– вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;

– складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;

– плести пряди из различных материалов;

– выполнять швы по прямой линии;

– экономно размечать детали на бумаге;

– соединять детали разными способами;

– самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;

– самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;

– самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий в работе по образцу;

– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут формироваться:

-ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

-ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных

критериев;

- осознание своей ответственности за общее дело;

-ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

-уважение к чужому труду и результатам труда;

-уважение к культурным традициям своего народа;

-представление о себе как гражданине России;

-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

-ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы;

-понимание чувств окружающих людей;

- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

-интерес к различным конструкторско-технологической деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положи-

тельного отношения к образовательному учреждению,

понимания необходимости учения;

-социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

-учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сопереживания другим людям;

-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознания себя как гражданина России;

-чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомства с материалами курса по технологии;

-понимания значения предметно-практической деятельности в жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-следовать установленным правилам в планировании контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с

учебным материалом;

- отбирать адекватные средства достижения цели

 деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе

принятых правил;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии

с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужного познавательного материала

-работать с информацией, представленной в форме

 текста, рисунка, схемы, чертежа;

-находить информацию заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы;

-передавать собеседнику важную для решаемой задачи

информацию;

-строить небольшие сообщения в устной и письменной

форме;

-находить вместе с одноклассниками разные способы

решения учебной задачи;

-умению смыслового восприятия познавательных текстов;

-выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на

основе их сравнения;

-проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в

соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

-вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-делать выписки из источников информации;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач в дополнительных изданиях;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другие мнение и позицию;

- оценивать действия партнера и соотносить со своей

точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средстваи инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Обучающийся научится:

- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;

-выявлять особенности рукотворных предметов с точки

зрения их соответствия окружающей обстановке;

-использовать отдельные правила создания предметов

рукотворного мира в практической деятельности;

-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел,

искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их

свойства, происхождение, применение в жизни;

-подбирать материалы по их свойствам в соответствии

с поставленной задачей;

-называть новые технологические приемы ручной обработки материалов;

- экономно расходовать используемые материалы;

-применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

-изготавливать плоскостные и объемные изделия по

простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

- изменять способы соединения деталей конструкции;

- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное

расположение, виды и способы соединения деталей;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

- размечать развертку заданной конструкции по рисунку,

чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале.

На изучение отводится 33  часа в год в 1 классе и 34 часа во 2 классе, 1час в неделю, продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

Формы аттестации обучающихся

Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий.

Система оценивания результатов обученности может быть как безоценочным, так и оцениваться по пятибалльной системе ( на усмотрение учителя)

 Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой, работой учащихся.

 Результаты освоения программы определяются по результатам мониторинговых исследований: начальная диагностика (начало года), промежуточная (середина года) и итоговая аттестация (конец года).

Система оценки, достижения планируемых результатов освоения курса, направлена на обеспечение качества образования.

Инструментом для оценки динамики образовательных достижений по курсу «Мастерица» является портфолио ученика, конкурсы, фестивали, выставки.

Периодичность осуществления контроля: по окончании первой, второй, третьей и четвертой четвертей.

Проведение мониторинговых исследований: по окончании первого и второго полугодия.

 Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, фестивали, творческие отчёты и проекты.

 Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.

Содержание изучаемого курса

1 класс (33 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые

компетенции. Основы культуры труда.

Трудовая деятельность и ее значение

в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека.

Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, аудио и видеоматериалам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов. Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).

Свойства материалов:

-бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;

Виды художественной техники

Лепка

«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе. «Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом несложных фигур.

Лепка из снега.

Аппликация

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов).

Аппликация из пластилина.

Плоская аппликация на бумажной основе_

- можно дорисовывать.

давать разную форму, размазывать;

-ткань можно резать, сшивать;

- нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.

-пластилин можно отрывать от куска,

отрезать ниткой или стекой, сминать;

Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

2.2. Технологические приемы обработки

материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету,

с помощью линейки.

Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином.

Мозаика

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами. Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение

Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). Простейшее узелковое плетение.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.

3. Конструирование и моделирование

Понятие о конструкции изделия. Деталь

изделия. Выделение деталей изделия. Виды

соединения деталей.

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцуи по заданным условиям.

Плоскостное моделирование

и конструирование

из геометрических фигур

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.

Геометрическая мозаика.

Объемное моделирование из готовых

геометрических форм

Создание технических моделей из готовых геометрических форм.

Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование

и конструирование из бумаги

Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания. Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

  •  В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, а так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
  • викторины;
  • проектная деятельность;
  • выставка творческих работ;
  • экскурсии.

Учебно-тематическое планирование по курсу «Мастерица» 1 класс

Дата проведения

Тема

Формы организации занятия

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

комбинированные

1

1

2

Изготовление аппликации «Алфавит».

12

1

1

3

Изготовление аппликации

« Корзина с фруктами»

комбинированные

1

1

4

Изготовление аппликации

«Урожай овощей»

практические занятия

1

5

Изготовление аппликации

«Морское дно»

практические занятия

1

6

Изготовление аппликации

«Тёплые страны»

комбинированные

1

7

Изготовление аппликации

«Лесные жители»

практические занятия

1

8

Изготовление аппликации

«Три подружки»

практические занятия

1

9

Изготовление аппликации

« Зоопарк»

практические занятия

1

10

Изготовление аппликации

«Осенний лес»

комбинированные

1

11

Изготовление аппликации

«Домашние животные»

практические занятия

1

12

Изготовление аппликации

«Павлин»

практические занятия

1

13

Изготовление аппликации

«Космонавт»

комбинированные

1

14

Изготовление аппликации

«Гусеница»

практические занятия

11

1

15

Изготовление аппликации

«Кошка»

практические занятия

1

16

Изготовление аппликации

«Спортсмен»

практические занятия

1

17

Изготовление аппликации

«Мистер икс»

практические занятия

1

18

Изготовление аппликации

«Снеговик»

комбинированные

1

19

Изготовление аппликации

«Елочка»

практические занятия

1

20

Изготовление аппликации

«Новогодняя игрушка»

практические занятия

1

21

Изготовление аппликации

«Коврик»

практические занятия

1

22

Изготовление аппликации

«Лицо мамы»

комбинированные

1

23

Изготовление аппликации

«Закладка для книг»

практические занятия

1

24

Изготовление аппликации

«Пасха»

практические занятия

1

25

Изготовление

мозаики

«Машина для папы»

практические занятия

2

1

26

Изготовление

мозаики

 «Букет для мамы»

комбинированные

1

27

Изготовление

Аппликации

«Рыбка в аквариуме»

практические занятия

2

1

28

Изготовление

Аппликации

«Лягушка на болоте»

практические занятия

1

29

Аппликация из ватных дисков «Яблоня в цвету»

практические занятия

3

1

30

Изготовление игрушки «Снежинка» из старых журналов

практические занятия

1

31

Изготовление коробочки для мелочей из яичной тары.

комбинированные

1

32

Закладка для книг.

 Плетение из полосок бумаги.

практические занятия

2

33

«Браслет». Плетение из лент.

комбинированные

1


2 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые

компетенции. Основы культуры труда.

Самообслуживание

Материальная культура как продукт

творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий. Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа.

Работы коллективные, групповые, парами,

индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

2. Технология ручной обработки

материалов. Элементы графической

грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный«бросовый» материал.

Новые свойства материалов:

- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;

- наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;

-рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.

Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.

2.2. Технологические приемы обработки

материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием,

закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной

бумаги и ниток, скотчем.

Виды художественной техники

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной частик другой (конструктивный способ лепки обрубовка).

Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).Лепка из теста.

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, при родных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными

с помощью обрывания. Объемная мозаика.

Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования(«гармошкой») деталей из круга, овала,квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.

Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру

швом «вперед иголку», «косой», «петельный»

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).

Работа с технической документацией(рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить«долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.

Изготовление плоскостных и объемных

изделий по рисункам, эскизам, схемам,

простейшим чертежам.

3. Конструирование и моделирование

Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям. Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика

из геометрических фигур Объемное конструирование и моделирование из готовых форм,  Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания. Летающие модели.


Учебно-тематическое планирование по курсу «Мастерица» 2 класс

Дата

Тема

Формы организации занятия

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

2

Изготовление картины с помощью пластилина. Выбор рисунка. Нанесение контура.

комбинированные

7

1

1

3

Изготовление картины с помощью пластилина.

практические занятия

1

4

Изготовление картины с помощью пластилина.

традиционные

1

5

Лепка объёмных фигур

«Технопарк»

комбинированные

1

6

Лепка объёмных фигур

«Зоопарк»

практические занятия

1

7

Изготовление вазочки из готовых форм

комбинированные

1

8

Изготовление вазочки из готовых форм

комбинированные

1

9

Изготовление аппликации из геометрических фигур.

практические занятия

5

1

10

Изготовление корзинки из бумажных полосок

комбинированные

1

11

Изготовление упаковочной коробки «Мисс Очарование»

комбинированные

1

12

Фигурное вырезание.

комбинированные

1

13

Изготовление объёмной игрушки

« игрушка-небылица»

практические занятия

1

14

Изготовления изделия

«Дед мороз»

комбинированные

9

1

1

15

Изготовления изделия «Гном»

практические занятия

1

16

Изготовление изделия «Звезда»

комбинированные

1

17

Изготовление изделия «Лиса»

Традиционные

1

18

Изготовление цветка «Геоцинт»

комбинированные

1

19

Изготовление цветка «Георгин»

практические занятия

1

20

Изготовление цветка «Тюльпан»

комбинированные

1

21

Изготовление коробочки №1

комбинированные

1

22

Изготовление коробочки №2

практические занятия

1

23

Изготовление аппликации с помощью пряжи.

комбинированные

2

1

24

Изготовление народной игрушки «Кукла»

комбинированные

1

25

Изготовление изделия «Подсолнух»

практические занятия

3

1

26

Изготовление картины в технике торцевание

комбинированные

1

27

Изготовление картины в технике торцевание

практические занятия

1

28

Выбор изделия. Раскрой игрушки.

комбинированные

4

1

29

Обработка деталей игрушки.

практические занятия

1

30

Соединение деталей игрушки.

комбинированные

1

31

Отделка деталей изделия.

комбинированные

1

32

.

Изготовление аппликации из ватных палочек.

практические занятия

2

1

33

34

Изготовление бус из газет.

Выставка работ

комбинированные

1

1

Материально-техническое обеспечение Программы:

1. Оборудование:

-индивидуальное место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы, линейка, угольник, циркуль, игры в игольнице, крючок для вязания, спицы, кисточки для клея, клей, карандаши.

-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: различные виды бумаг, картона, различные виды ткани, пластилин, солёное тесто, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.

2. Электронно-программное обеспечение:

-презентации по разделам программы

-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий;

-электронная библиотека по разделам ссылкой на сайты по технологии.

3. Технические средства обучения:

-компьютер с программным обеспечением;

-демонстрационный экран;

Учебно-методическое обеспечение кабинета

Наименование

1

Перечень методических материалов

2

Паспорт кабинета технологии

3

Чернякова В.И. Технология обработки ткани: Учеб. Для 5 класса бщеобразоватльных учреждений.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2000.-160с.: ил.

4

Учись шить: кн. для учащихся сред. шк. возраста.- М.: Просвещение, 1988.-158с.,

5

Технология: программы начального и основного общего образования/ (М.В. Хохлова, П.В. Синица) –м.: Вентана – Граф, 2011-192.

6

Рукоделие / Е.В. Данкевич, А.И.Григорьева, И.А.Крехов. – М.: Астрель; СПб Сова, 2010.-96 с.: ил. - (Моя первая книга).

7

Вязание Крючком. 255 лучших образцов и узоров/М.Я.Балашова.-Минск: Харвест, 2010.-112с.: л.

8

Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни/Пер. с англ. Ю.К. Рыбаковой. - М.: ООО «Издательство Мир книги», 2006. – 112.: ил.

9

Журнал регистрации инструктажей

Интернет ресурсы

Ненаглядное пособие. Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html 

Учебники по ДПИ.

http://remesla.ru/ 

Возрождение ремесел: факультативный курс для учащихся: традиционные русские игрушки из глины, орнамент, матрешки.

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project798/index.htm 

Городецкая роспись. Подборка материалов о городецкой росписи: история возникновения, галерея изделий, технология росписи, композиция.

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1005/index.htm

 Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей.

  http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ 

 Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/

 Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html 

Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей.

http://www.vostal.narod.ru/ 

Школьный кружок по росписи ткани. Можно получить консультации и научиться рисовать.

http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru

 Приемы, техника, описание узоров плетения из бисера.

http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm 

Картины-панно в технике аппликация соломкой. Последовательность и технология изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ 

История Палеха. Технология изготовления лаковой миниатюры. Стилистические особенности палехской росписи. Художники Палеха и их произведения. Палехские миниатюры в музейных собраниях. Словарь специальных терминов и сокращений.

http://www.palekh.narod.ru/ 

Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html 

Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты.

http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm 

Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки.

http://www.chat.ru/~krestom/ 

Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры. Лаковая миниатюра: технология, особенности изготовления, художники. Коллекция миниатюр. История Палеха.

http://palekh.narod.ru/

 Гобелен. Исторический очерк из истории гобеленов и шпалерного производства. Техника изготовления гобеленов.

http://archive.1september.ru/nsc/2002/02/7.htm 

Конспект открытого комплексно-тематического занятия. Работа с соломкой.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/yar.html 

Уроки плетения из бисера. Приемы, техника, описание узоров.

http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm 

Сайт для тех, кто любит вышивать. Очень много цветных бесплатных схем, которые можно скачать.

http://www.rukodelie.ru 

Картины-панно в технике «аппликация соломкой». Последовательность и технология изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/

 Волшебный лоскуток. Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html 

Конспект открытого тематического урока работа с соломкой: цель, задачи, ход урока, эскизы.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html 

Вышивка крестом. Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки.

http://krestom.chat.ru/ 

Глиняная игрушка. Этапы создания игрушки: план лепки, режим обжига, роспись.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/ 

Декоративно-прикладное творчество. Раздел сайта Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html 

Игрушки-сувениры. Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/

 Картина на бересте. Этапы создания картины на бересте. Фотографии.

http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/ 

Кружевные платочки. План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс.

http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/ 

Макраме. Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/

Список литературы:

Список используемой литературы

  1. Учись шить: кн. для учащихся сред. шк. возраста.- М.: Просвещение, 1988.-158с.,
  2. Рукоделие / Е.В. Данкевич, А.И.Григорьева, И.А.Крехов. – М.: Астрель; СПб Сова, 2010.-96 с.: ил. - (Моя первая книга).
  3. Вязание Крючком. 255 лучших образцов и узоров/М.Я.Балашова.-Минск: Харвест, 2010.-112с.: л.
  4. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни/Пер. с англ. Ю.К. Рыбаковой. - М.: ООО «Издательство Мир книги», 2006. – 112.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая  программа кон...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...

Программа внеурочной деятельности основного общего образования художественной направленности «Мастерица» 3-4 класс

Настоящая программа имеет художественную направленность. Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой ОУ, учетом локальных актов, нормативных документов, требований СанПин. Срок ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса

Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...