Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"
методическая разработка

Сивова Любовь Николаевна

Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52

 «Роль и возможности игры в воспитании младших школьников»

                                                Воспитатель: Сивова Л.Н.

г. Москва, 2018-2019 учебный год

Тема: «Роль и возможности игры в воспитании младших школьников».

        Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой.

        Одной из главных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра, постоянная и неизменная спутница детства. Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подобать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей.

        Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им обычным, скучным, надоевшим.

        Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

        В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре ребенок осмысливает важные общественные события; переживает эмоционально.

        Никогда игра не строится на принуждении. В этом отличие игры от других видов деятельности. Игры способствуют созданию радостного, бодрого настроения. Макаренко придавал большое воспитательное значение игре, в которой ребенок чувствует себя немножко выше того, что он есть в действительности.

        Принято выделять следующие виды игр: подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические и компьютерные игры.

  1. Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий. Основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
  2. Сюжетно-ролевые игры – занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, конструкторские игры, игры с элементами труда. Основные компоненты ролевой игры тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
  3. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр. В настоящее время появились и используются в обучении компьютерные игры.
  4. Компьютерные игры – имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудноуловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в разных условиях жизни. Дети усваивают практические средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть нравственно направленными, но не должны быть агрессивными и жестокими. Взрослым надо внимательно отбирать то, что подходит детям.

Игры детей очень разнообразны. Наши дети очень любят играть в мяч, в прятки, салки, поиск предмета, футбол, в настольные игры: шашки, шахматы; любят разгадывать кроссворды, шарады, ребусы, криптограммы. В процессе различных игр мы написали себе правила. Эти правила мы выполняем.

Правила честной игры.

  1. Только честная игра равных, иначе и победа неинтересна.
  2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине, может и произошло поражение. Если он неправ – объясни в чем.
  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  4. Если выиграл, радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
  5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках.

В любой игре применяются эти правила. Они воспитывают в ребенке чувство справедливости. Это чувство ребенок переносит потом в жизненные ситуации. А игре ребенок набирается опыта для жизни.

Роль возможности игры в воспитании младших школьников огромна. Особенно велика роль игры в нравственном воспитании младших школьников. Игра помогает гармоничному развитию личности младшего школьника, воспитывает достойного гражданина.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

" Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

Опубликованный материал содержит информацию о том,как я осуществляю духовно-нравственное воспитание, какие ставлю задачи, какие формы, медоды и приемы работы  использую....

Родительский лекторий на тему: «Игра в воспитании младшего школьника».

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источнико...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...