Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха
статья по теме

Шаповалова Елена Викторовна

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_razvlecheniya.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

Тема: «Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания

младших школьников  с нарушением слуха».

(из опыта работы)

                                                                             

Муз. руководитель.                                              

                                                                              Шаповалова Е. В.

                                                                                                                           


   Музыка- весьма действенное средство воспитания дошкольников с нарушением зрения .она способствует углублению имеющихся и получаемых ребенком новых художественных представлений, способствует его всестороннему развитию. В процессе работы мы стремимся прежде всего вызвать у ребенка чувство радости, а также интерес к музыкальному произведению.

На собственном опыте я убедилась, что и умственная деятельность ребенка, усвоение им указаний, запоминание и т. д. в значительной мере зависят от его общего состояния. Ребенок, с интересом относящийся к музыке, с удовольствием воспринимает все указания, стремится к достижению того или иного результата в своей деятельности. Он обогащается новыми впечатлениями, новыми чувствами. Однако интенсивное музыкальное развитие возможно лишь при условии достаточного количества и высокого качества получаемых музыкальных впечатлений. Важно расширить музыкальный опыт ребенка, его музыкальный кругозор в пределах программы воспитания в детском саду. Ребенок тянется к новым, разнообразным и ярким впечатлениям, поэтому мы пришли к мысли о том, что хорошо эпизодически знакомить детей то со звучанием скрипки, то с русскими народными песнями, то со звучанием симфонического оркестра. Такая форма работы приносит детям массу новых впечатлений и способствует гармоничному развитию личности ребенка с нарушением зрения.

         Помимо календарных, тематических, фольклорных праздников и развлечений, прочно вошедших в жизнь нашего сада, необходимо предоставить ребенку яркие и разнообразные впечатления и переживания. Поставленным задачам в полной мере соответствуют постановки мини спектаклей, театрализованная деятельность дошкольников. Дети с нетерпением ждут развлечений, игр или концерта, чтобы продемонстрировать полученные знания и умения. Подготовка к празднику также интересна для ребенка именно ожиданием и перспективностью сулящего радость праздника.                                        В настоящее время организация праздничных вечеров и мероприятий является важным существенным звеном всей воспитательной работы, планово осуществляющим задачи всестороннего развития ребенка.

        В последнее время мы с воспитателями проводили вечера развлечений систематически один раз в неделю. Основными задачами этих вечеров мы  ставим  воспитание бодрости, жизнерадостности, чувства юмора, расширение детского опыта, кругозора, развитие творческой активности, закрепление навыков, знаний и умений, полученных в процессе обучения в детском саду.                Эти вечера развлечений имеют самую разнообразную форму:                                1. Вечера игр, плясок и забав;

2. Концерты;

3. Тематические вечера;

4. Групповые вечера;

5. Сказки- драматизации.

        На всех вечерах музыка является неотъемлемой частью, но ее роль и значение не всегда равноценны. Например, в кукольном театре она украшает спектакль, но не является ведущим моментом. В драматизации сказок роль музыки значительнее: она стимулирует ребенка к выразительности игры, помогает создать нужный образ изображаемого в сказке героя. В играх, плясках, концертах роль музыки повышается, приобретает особое значение.

Музыкальные игры, являясь средством активного восприятия музыки, помогают ребенку уловить и усвоить характер музыки, средства музыкальной выразительности, приучают его координировать свои движения с музыкой; музыка способствует совершенствованию детского движения( различные виды ходьбы, бега, поскоков и т. д.)

        В нашем опыте музыкальные игры и пляски- наиболее используемый материал для праздников и вечеров развлечений. В основном мы используем игры и пляски, рекомендованные программой воспитания в детском саду Васильевой, но и используем дополнительный материал, отобранный в соответствии с программными требованиями, расширяющий детские представления об окружающем, закрепляющий их навыки и умения. Например, игра «Осень» (текст Е. Благининой, музыка В. Витлина). Эта игра закрепляет музыкально – двигательные умения вести хоровод, делать чёткий поворот с началом новой музыкальной фразы. Помимо этого ставится задача развития выразительности движений, сопровождающих текстовую часть игры.

          Таким образом, мы видим, что, обновляя новый материал, обогащая ребёнка новыми представлениями  или новыми пространственными ориентировками, мы в то же время закрепляем умения, полученные в процессе обучения (хоровод, шаг польки).

          Музыкально – воспитательная ценность вечеров игр очень велика. Активное участие в них всех детей, систематическое закрепление музыкальных навыков содействуют выработке лёгкости и выразительности движений. У детей выявляются и развиваются индивидуальные данные. Так, мы с воспитателем старшей группы обратили внимание на Диану, которая не проявляла ранее  ни музыкальных способностей, ни инициативы. На вечерах она стала гораздо смелее, свободнее и выразительнее двигаться. У всех детей заметно повысилась способность восприятия музыки:  они стали бастре схватывать музыкальную форму, характерные средства музыкальной выразительности.

          Чередования вечеров различного содержания вносит разнообразие в быт детского сада, но некоторые вечера развлечений могут быть проведены только в определённое время. Так, например, теневой театр используется преимущественно в тёмное время года. Драматизация же сказок, групповые вечера проводятся чаще во вторую половину учебного года, ближе к весне и лету, когда у детей уже накоплены известный опыт и умение, появляется выразительность в пении, движении и декламации. Но это распределение материала относительно. В целом вечера игр и концерты проводятся нами в течении всего года.

         Эти вечера ценны тем, что, давая ряд новых представлений, знакомя с каким – ни будь новым инструментом, они расширяют музыкальный опыт ребёнка.

          Беседа после слушания музыки привлекает внимание ребёнка к ней. Например, в песне «Что за дерево такое?» М. Старокадомского дети средней

Группы отличают характер польки в припеве. На мой вопрос: «На что похоже эта музыка в припеве?» - дети отвечают: «На польку», что указывает на известную культуру восприятия музыки, так как в тексте песни нет никакого указания на польку, на танцевальность.

          Особенно хорошо принимаются детьми музыкально – литературные концерты, в которых сочетается музыка и художественное слово. Художественное слово на вечере имеет свои задачи: развитие культуры речи, обогащение детей представлениями. Сочетание слов и музыки углубляет детские впечатления. Музыкально – литературные концерты так же обычно проводятся на определенную тему, например «Навстречу весне» - концерт, проводимый ранней весной.

          Однако наиболее интересным для детей видом концертом являются развёрнутые тематические вечера, в которых участвуют и взрослые, и дети, с пением, играми, плясками и художественным словом. Иногда к ним приходится подготавливать индивидуальные и коллективные детские выступления, привлекать детей к оформлению. Эти вечера остаются надолго в памяти у детей, служат содержание их творческих игр.

          Вечера развлечений организуются преимущественно для детей начальных классов. Старшие дети проявляют себя более активно, особенно на концертах. На кукольный театр, на вечера игр и тематические вечера в качестве гостей являются и малыши. Во втором полугодии они чувствуют себя увереннее и к конце учебного года, когда устраиваются групповые вечера, принимают в них активное участие.

         В начале года старшие дети устраивают вечер специально для малышей – маршируют, пляшут, поют и играют – с «заданием» показать малышам, «как надо заниматься».

         Групповые вечера - это такая форма развлечений, когда дети выступают со своим запасом песен, игр, плясок. К концу года когда в каждой группе накапливается известный опыт и умения, эти вечера являются хорошим мероприятием, стимулирующим к большой выразительности в декламации, пении и движении, и в это же время показом достижений детей.

         При отборе материала для вечеров развлечений я, учитывая имеющиеся детский опыт, постепенно его расширяла. Нельзя дать концерт фортепьянных произведений, даже ярких, если у детей нет навыков внимательно слушать,   музыку; нельзя дать слушание двухголосных народных песен, если в детском опыте не было одноголосных народных песен; нельзя упоминать о Чайковском, если детям незнакомо понятие «композитор».

        Однако решающим моментом успеха вечеров развлечений является участие воспитателей. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех провидения самого вечера. Как бы хорошо ни был подготовлен вечер, если воспитатель будет пассивным созерцателем, вечер будет лишён нужной теплоты.

         Проводя вечера развлечений, мы с воспитателями стремимся вызвать у детей радость, весёлый смех, но наряду с этим воспитываем в них определенные моральные качества: любовь к своей стране и к своему народу; раскрываем перед ними красоту родной природы, родной речи и напевов.

          Мы хотим вырастить ребёнка жизнерадостным, непосредственным и культурным. С этой целью устраиваем вечера игр, концерты, кукольный театр и тематические вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Статья по теме «Кружковая работа театральной направленности как средство социальной реабилитации обучающихся с нарушением слуха»

Статья «Кружковая работа театральной направленности как средство социальной реабилитации обучающихся с нарушением слуха» представляет выступление с докладом на IV Региональном научно-практ...

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»...

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"...