Родительский лекторий на тему: «Игра в воспитании младшего школьника».
материал на тему
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, ибо игра для ребёнка – сама жизнь, со всеми её прелестями, тревогами, огорчениями.
Одним из методов воспитания в современной педагогике признана творческая игра. Известно, что младший школьник легче воспринимает моральные нормы в процессе игровой деятельности. При этом очень важно, как именно организована деятельность детского коллектива. В психологии воспитания давно установлено, что организация коллективной деятельности должна вызвать у ребёнка положительные эмоции, быть привлекательной для него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_lektoriy._5.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
ТЕМА: «ИГРА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, ибо игра для ребёнка – сама жизнь, со всеми её прелестями, тревогами, огорчениями.
Одним из методов воспитания в современной педагогике признана творческая игра. Известно, что младший школьник легче воспринимает моральные нормы в процессе игровой деятельности. При этом очень важно, как именно организована деятельность детского коллектива. В психологии воспитания давно установлено, что организация коллективной деятельности должна вызвать у ребёнка положительные эмоции, быть привлекательной для него.
Ребёнок 7 – 10 лет особенно остро нуждается в эмоциональном подъёме – это может дать только творческая игра. Вызывая положительное эмоциональное состояние, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию общей деятельности и установления доброжелательных отношений между ними. Это создаёт предпосылку успеха воспитательной работы.
Педагог А.С.Макаренко рассматривал игру в разных аспектах, и, прежде всего, в плане подготовки ребёнка к жизни, труду.
За последние годы появился целый цикл педагогически обработанных хороших и умных игр для младших школьников. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради последствий игровой деятельности. Игра всегда приносит ребёнку радость и удовольствие – в противном случае он бы не играл.
В процессе общения ребёнка со взрослыми и накопления жизненного опыта, ему открывается мир человеческих отношений. Поскольку человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает коллективные творческие игры.
Этим объясняется динамика развития игры. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни. Часто они копируют поведение родителей, родственников, соседей. Младшие школьники более эмоциональны. В ролевой игре они получают большее удовлетворение от эмоциональных переживаний.
Все творческие игры можно распределить на несколько групп:
- Игры на бытовые сюжеты – в семью, гости, в столовую, в день рождения и т.п. Они характерны для детей 7-9 лет. В такие игры чаще играют девочки.
- Игры на сюжеты из жизни детей – в детский сад, в школу, в лагерь отдыха, в театр, в библиотеку. Они характерны для учащихся 1-2 классов.
- Профессиональные сюжеты творческих игр увлекают на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети играют в шоферов, врачей, пожарных, строителей.
- Игры на героико – романтические сюжеты – в лётчиков, пограничников, космонавтов, разведчиков.
Игра – это метод воспитания т.к. игра затрагивает все стороны личности ребёнка – его ум, чувства, воображение и волю.
Известные слова А.М. Горького: «Игра для детей – путь познания мира» получили широкое признание в педагогике.
Почему именно творческая игра признана в педагогике методом воспитания? Как известно, творческие игры, внешне свободнее от каких – либо правил, фактически подчиняются им: ребёнок будучи в игровой роли, всегда действует по правилам, скрытым в этой роли – врача или больного, учителя или ученика. Но в то же время действия ребёнка по скрытым в роли правилам являются добровольными действиями, которые они выполняют охотно, без нажима. Каждому воспитателю, наблюдавшему детей в игре, приходилось видеть процесс перевоплощения ребёнка под воздействием игровой роли: сам хмурый, молчаливый, неторопливый – в игре удивляет своей активностью и деловитостью. Целый ряд качеств можно воспитать игрой.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре», - говорил А.С. Макаренко.
Все дети изображают в играх то, что они видят в жизни – положительное и отрицательное. Иногда можно видеть такую картину – несколько мальчиков идут в обнимку и падают, смеясь, - они затеяли весёлую игру в пьяных и очень довольны.
Вывод один: педагог должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр.
«Есть игры, воспитывающие жестокость, грубость… Есть игры, воспитывающие чувства справедливости. Путём игры можно воспитать зверя, путём игры можно воспитать и хорошего человека».
Одна из важнейших особенностей игры детей младшего школьного возраста – воспроизведение трудовой деятельности взрослых людей, их взаимоотношений. Вот в этом и заключается главная воспитательная функция ролевой игры. Например, длительная игра в космонавтов может выполнять функции упражнений в воспитании у детей прилежания, сдержанности, организованности. В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность. Следовательно, игра может быть использована и для изучения состава учащихся или для глубокого изучения коллектива. Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо той задачи, которую вводит воспитатель, оказывает комплексное воспитательное воздействие на учащихся.
Игра – зеркало жизни ребёнка. В жизни детского коллектива игра и труд настолько тесно переплетаются, что грани их порой неразличимы.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу», - говорил А.С. Макаренко. Игра приучает их к согласованным действиям, добровольному подчинению правилам игры. Наконец, в игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка – всё то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Подвижные игры на свежем воздухе укрепляют здоровье и организм, развивают двигательные навыки и качества. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес.
Игра должна соответствовать возрасту играющих. В работе с младшими школьниками следует уделять внимание играм подвижным, подражательным, музыкальным. Сначала следует играть в простые игры, затем постепенно их усложнять. Подвижные должны сменяться малоподвижными, чтобы избежать перегрузки и переутомления детей. Следует широко использовать игры со стихами, произносимыми коллективно, игры с пением т.к. они развивают слух и чувство ритма.
В игровой форме в начальной школе можно легко выучить с детьми дни недели:
В понедельник я стирала,
Пол во вторник убирала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Мы знаем, что некоторые дети не хотят принимать участие в игре. В этих случаях, воспитателю следует быть очень внимательным и проанализировать – кто и по какой причине не участвует в играх. Среди них будут и такие дети, которые не могут преодолеть чувство страха, застенчивость, неуверенность и никакое принуждение не заставит их играть. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе.
Если удаётся преодолеть эту скованность и застенчивость, и ребёнок начинает успешно играть со всеми, то это большая воспитательная удача.
Добиться её можно не сразу, но ни в коем случае нельзя оставлять таких детей без внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младших школьников".
Цель: научить родителей применять знания на практике....
Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....
Родительский лекторий на тему: Воспитательный потенциал семьи. Роль отца в воспитании ребенка
Родительский лекторий, который проводился ко Дню отцов....
Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"
Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой....
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"
В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка...
Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника
Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...