презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками»
презентация к уроку

Корнетова Татьяна Викторовна

Данная презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками» будет полезна педагогам и руководителям школьных научных обществ, занимающихся исследовательской деятельностью. Здесь представлена информация об особенностях исследовательской деятельности учащихся, о правилах оформления научной работы, об особенностях изложения материала по главам, о написаниях выводов, имеются примеры оформления научных работ, с технологией организации и выполнения исследования школьниками, даны рекомендации к защите работ на конференции и выставке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология организации и выполнения исследования школьниками

Слайд 2

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере : постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Слайд 3

Постановка проблемы Подбор методов, методик исследования и практическое овладение ими Изучение теории, посвященной данной проблематике Сбор собственного материала Собственные выводы Обработка, анализ и обобщение материала

Слайд 4

Исследовательская деятельность учащихся Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Слайд 5

В.И. Вернадский: «… В условиях все большей значимости и неопределенности мира важно не сужать мировоззрение обучающихся одной узкой тематикой, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

Слайд 6

Учебное исследование и научное исследование В науке главной целью исследо-вания является производство новых знаний. Главной целью организации иссле-довательской деятельности учащихся является развитие личности учащегося , а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Слайд 7

Исследовательская деятельность в сфере образования направлена на приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, на активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Слайд 8

Постановка проблемы Проблема исследования Объект исследования Предмет исследования Формулировка темы исследования

Слайд 9

Объект исследования – это то, что существует вне нас, не зависит от нашего сознания. Предмет исследования – это тот аспект исследуемого объекта, о котором будет получено новое знание.

Слайд 10

Пример 1 Определение антропогенной нагрузки на озеро Светлое Евангельские мотивы в романе Е.Замятина «Мы» Влияние жесткости воды на заболевае-мость мочекаменными болезнями жителей г.Зеленогорска и его окрестностей Интерференция в диалектных пословицах этнических немцев Красноярского края

Слайд 11

Пример 2 «Сортоиспытание различных сортов редиса» «Определение биологической продуктивности различных сортов редиса при выращивании в открытом грунте в условиях средней полосы России» «Определение биологической продуктивности различных сортов редиса при выращивании в открытом грунте в условиях с. N N- ского района»

Слайд 12

Выбор проблемы / темы исследования На что ориентироваться при выборе проблемы / темы? Компетентность руководителя Личный интерес учащегося Возраст учащегося Доступность методов, методик исследования

Слайд 13

Технология обучения учащихся проведению исследования Планирование исследования Постановка исследовательской задачи Работа с информационными источниками Выдвижение, подтверждение и опровержение гипотез Освоение методов, методик исследования (наблюдение, эксперимент и т.п.) Оформление результатов исследования Подготовка доклада

Слайд 14

Этапы работы Подготовительный Сбор фактических данных Обработка данных исследования Оформление работы Подготовка защиты работы (составление доклада, презентации, стенда)

Слайд 15

Подготовительный этап Выбор проблемы / темы исследования

Слайд 16

Определение цели исследования Цель – это конечный результат исследования Формулировка цели обычно начинают словами: Разработать … Обосновать … Выявить … !!! Цель у научной работы одна Формулировка задач исследования Задачи определяются в соответствии с целью исследования и формулируются в форме перечисления: изучить … описать … составить … установить … выявить …и т.п. !!! Для школьного исследования достаточно 2-4 задачи

Слайд 17

Почему важно тщательно сформулировать задачи исследования? 1. Формулировка задач может являться названием глав исследовательской работы работы; 2. Описание решения сформулированных задач составит содержание глав исследования; 3. Выводы исследования должны соответствовать поставленным задачам.

Слайд 18

Пример 3 Тема: Оценка жизненного состояния лесного массива горы Гришиной Цель исследования: изучить и оценить жизненное состояние лесного массива горы Гришиной, находящегося на северо-западе от с.Новоберезовка, по сосне обыкновенной.

Слайд 19

Пример 3 Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Заложить площадки для исследования жизненного состояния леса. 3. Описать общее жизненное состояние (ОЖС) деревьев исследуемого массива. 4. Оценить и интерпретировать полученные биометрические показатели сосны обыкновенной на пробных площадях.

Слайд 20

Пример 4 Тема: Влияние жесткости воды на заболеваемость моче- и желчекамен-ными болезнями жителей г. Зеленогорска и его окрестностей Цель работы заключалась в исследо-вании зависимости заболеваемости моче- и желчекаменными болезнями от жесткости питьевой воды, которую используют жители г.Зеленогорска и близлежащих населенных пунктов.

Слайд 21

Задачи исследования 1) на основе анализа литературы выявить понятие «жёсткости воды», её виды, способы определения и устранения; 2) освоить методы качественного и количественного анализа жёсткости воды; 3) собрать образцы питьевой воды в г.Зеленогорске и его окрестностях и опре-делить ее жесткость; 4) провести сравнительный анализ между жесткостью питьевой воды и количеством заболеваний моче- и желчекаменной болезнями жителей г.Зеленогорска и близлежащих поселков.

Слайд 22

Пример 5 Тема: Историко-культурная основа на-званий поселка Памяти 13 Борцов и поселка Кедровый Цель исследования : выявить историко-культурную основу названий поселка Памяти 13 Борцов и поселка Кедровый.

Слайд 23

Пример 5 Задачи исследования: 1) изучить литературу по топонимике; 2) на основе информационных источников и архивных данных изучить историю названий поселков, а также наименований улиц; 3) выявить мотив номинации и определить принципы номинации.

Слайд 24

Составление плана исследовательской работы № п/п Виды деятельности Сроки Ожидаемый результат !!! План работы необходимо согласовать с научным руководителем

Слайд 25

Изучение литературы, объектов по теме исследования: Поиск литературных источников Систематические каталоги библиотек Список литературы, рекомендованный научным руководителем Библиогра- фические списки читаемых книг Interntet

Слайд 26

Практическая часть исследовательской работы Методами проверки и уточнения выдвинутых гипотез являются эксперимент и наблюдение Эксперимент – познание исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Наблюдение - целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений в естественных или лабораторных условиях, без вмешательства в ход явлений

Слайд 27

Что необходимо для грамотного проведения эксперимента (наблюдения)? Поставить цель Сформулировать гипотезу Изучить объект исследования Учесть условия проведения Подобрать необходимое оборудование Разработать алгоритм проведения Продумать способы фиксации результатов

Слайд 28

Оформление научной работы Структура работы: Титульный лист Содержание Введение Изложение материала по главам Выводы Список литературы Приложение

Слайд 29

Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука» Синичьи стаи и методы их наблюдения зимой, в условиях ТЭР заповедниках «Столбы» Секция: биология Тип работы: научно-исследовательская Возрастная номинация: 9-11 класс Выполнила: Исакова Эльвира Назимовна, г. Красноярск, ул. Лиды Прушинской, дом 3/2 МОУ «Средняя общеобразовательная школа№10» Класс: 9 «В» Работа выполнена: на базе КГПУ им. В.П. Астафьева, кафедра биологии и экологии (зоологический музей) Руководитель: учитель биологии Лакас О.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Научный руководитель: к.б.н. Воронина К.К. доцент КГПУ им. Астафьева E - mail автора: elya - isag 21996@ mail . ru Красноярск 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение ------------------------------------------- -----------3 Глава 1.Физико-географическое положение заповедника «Столбы» ------------------------7 1.1.Гидрография --------------------------------------------8 1.2.Растительность ---------------------------------------8 Глава 2.Особенности образования стай --------9 Глава 3. Видовой состав и биотопическое распределение синичьих стай ТЭР заповедника «Столбы» -------------------------10 3.1.Пойменный лес ---------------------------------------12 3.2.Темнохвойный биотоп ---------------------------- 15 Глава 4. Методические рекомендации для наблюдения за синичьими стаями в ТЭР заповедника «Столбы» -------------------- 17 Выводы --------------------------------------------------------18 Список литературы ---------------------------------------19

Слайд 30

Введение Актуальность Объект исследования Цель, задачи Методы исследования Благодарности

Слайд 31

Изложение материала по главам Изложение материала, полученного при выполнении работы, следует разбить на главы; Главы могут содержать несколько параграфов, каждый из которых должен иметь свой заголовок; Последовательность расположения материала должна подчиняться логике построения работы в целом.

Слайд 32

Выводы Выводы следует делать после изложения фактов и их анализа !!! При достаточно обширном материале можно давать выводы после каждой главы Быть краткими, сформулированными в виде отдельных пунктов; Вытекать из собственного материала, полученного в результате исследования; Соответствовать поставленным в начале работы конкретным задачам; Иметь теоретическую и практическую значимость.

Слайд 33

Список литературы Требования к составлению списка: В список включаются только те издания, на которые есть ссылка в тексте научной работы. Источники в списки располагаются по фамилии авторов в алфавитном порядке. Указывают: фамилию автора, его инициалы, название работы, место и год издания (для книг – город и издательство, число страниц; для статей – название сборника или журнала, том, выпуск, номер, страницы)

Слайд 34

Варианты ссылок на литературные источники в тексте: 1.Фамилия автора и год издания работы (Юрцев, 1999). 2. Номер литературного источника в списке литературы [ 9 ] . При дословном цитировании приводимая цитата берется в кавычки и указывается страница, откуда взята цитата «…………….» (Юрцев, 1999, с.13) или [ 9, с.403 ]

Слайд 35

Приложение В приложение рекомендуется помещать: Объемные таблицы; Карты-схемы; Фотографии; Инструкции, копии документов; Бланки опросов, тесты; Гербарные и др. материалы.

Слайд 36

Защита научной работы Выступление с пленарным докладом (устно, с помощью презентации) Выступление с постерным (стендовым) докладом

Слайд 37

Пленарный (устный) доклад Презентация которая содержит: Цель и задачи проведенной работы и ее актуальность; Основные этапы исследования; Полученные результаты и их возможное практическое применение; Основные выводы о проделанной работе. Доклад Время от 7до15 минут Раздаточный материал

Слайд 38

Постерный (стендовый) доклад Формат А1 (ватман) Фото автора Название работы Иллюстративный материал (фотографии, таблицы, схемы, рисунки и т.д.) Краткое описание работы Выводы Список используемой литературы

Слайд 39

Синичьи стаи и методы их наблюдения зимой, в условиях ТЭР Заповедника «Столбы» Объекты исследования Московка Parus ater L . Буроголовая гаичка Parus montanus L . Обыкновенный поползень Sitta europaea B . Большая синица Parus major L. Красным цветом обозначены маршруты Общая протяжённость маршрутов составила около 70 км Всего рассмотрено 55 синичьих стай (с общей численностью 350 особей) одновидовая стая многовидовая стая Соотношение видов птиц, входящих в синичьи стаи (%). Пойменный лес, декабрь-январь 2011-2012гг. Соотношение видов птиц, входящих в синичьи стаи (%). Темнохвойного леса (14 стай, 93 особи) декабрь-январь 2011-2012гг. Долина р. Лалетино – Центральная группа скал - Столбинское нагорье Долина р. Базаиха – Такмаковская группа скал – Столбинское нагорье ВЫВОДЫ 1. Образование синичьих стай в ТЭР заповедника «Столбы» начинается в конце сентября – начале октября и распадается в марте –апреле перед гнездованием; 2. В состав синичьих стай входят семь видов птиц: буроголовая гаичка, московка, большая синица, обыкновенный поползень, длиннохвостая синица, пестрый и белоспинный дятлы; 3. В трёх типах леса: пойменный, темнохвойный и светлохвойный, наблюдается однородность видового состава синичьих стай, лишь меняется степень доминирование видов птиц в различных местообитаниях; 4. Материалы полученные в ходе исследований можно использовать для составления рекомендаций за наблюдением синичьих стай зимой, в условиях ТЭР заповедника «Столбы». Исакова Эльвира Назимовна 1)Баранов А.А. Пространственно-временная динамика границ ареалов некоторых видов птиц на территории Средней Сибири в последнем столетии// Фауна и экология животных Сибири и Дальнего Востока: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. КГПУ, Красноярск, 2010. С. 41-64. 2)Безбородов В.И. К орнитофауне заповедника «Столбы». Тр. Гос. заповедника «Столбы». Кн. изд-во, Вып. 8. Красноярск, 1971. С. 65-69. 3)Боголюбов А.С. Методы учётов лесных и изучения экологии лесных, зимующих птиц по программе « Parus ». Современная орнитология. Под ред. Курочкина Е.Н. М: Наука, 1992. С. 44-52. 4)Воронина К.К. Особенности населения птиц интразональных лесных сообществ зональных степей Средней Сибири //Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: мат. 4 IV Межд. орнит. Конф./отв. Ред. Ц.З. Доржиев. Улан-Удэ. Изд-во БГУ, 2009. С. 53-57.

Слайд 40

УДАЧИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ!!!

Слайд 41

Выполнила: Исакова Эльвира Назимовна , ученица 9 класса «В», шк. №10 Красноярск, 2012

Слайд 42

Цель: Разработать методические рекомендации для наблюдения за синичьими стаями зимой, в условиях ТЭР заповедника «Столбы» Задачи: Рассмотреть условия формирования и значения синичьих стай в зимний период времени; Исследовать состав, биотопическое и территориальное размещение; На основе выполненных исследований разработать методические рекомендации для наблюдения за синичьими стаями.

Слайд 43

Большая синица Parus major L. Обыкновенный поползень Sitta europaea B. Длиннохвостая синица Aegithalos caudatus L. Московка Parus ater L. Буроголовая гаичка Parus montanus L . Белоспинный дятел Dendrocopos leucotos L . Большой пёстрый дятел Dendrocopos major L. Сбор материала осуществлялся в период декабрь-февраль 2011-2012 гг.

Слайд 44

Красным цветом обозначены маршруты 1. Долина р. Лалетино – Центральная группа скал - Столбинское нагорье 2. Долина р. Базаиха – Такмаковская группа скал – Столбинское нагорье 1 2 Общая протяжённость маршрутов составила около 70 км Всего рассмотрено 55 синичьих стай (с общей численностью 350 особей)

Слайд 45

одновидовая (состоящая в данном случае из вида- большая синица ( Parus major L . ) многовидовая СТАЯ

Слайд 47

Соотношение видов птиц , входящих в синичьи стаи (%). Светлохвойные леса (11 стай, 84 особей), декабрь-январь 2011-2012гг. (40 особей) (11 ос) (11 ос) (20 ос) (2 ос)

Слайд 48

Рекомендации для наблюдениями за синичьими стаями зимой, в условиях ТЭР заповедника «Столбы» Одновидовая стая Рекомендации Правила поведения в ТЭР 1. Отправляясь на «Столбы», оденьтесь по погоде, но помните, что «Столбы» - горы, где всегда прохладнее. 2. Чётко помните начальный и конечный пункты маршрута. 3. Не оставайтесь от группы. Держите товарищей в пределах видимости. Если отстали, воспользуйтесь телефоном и спросите о направлении движения у встречных людей. 4. Разберитесь в маркировке трасс. Спросите у инструктора о назначении маркировки. 5. Не разводите костров, не мусорьте. Помните заповедь столбиста: «СОР В КАРМАН – И БУДЕТ ЧИСТО» Наблюдения за смешанными синичьими стаями 1. Необходимо перед экскурсией познакомиться с видами птиц, входящими в синичьи стаи. ( c м . разворот буклета ) 2. С собой можно взять корм (пшено, семечки, сало и т. д.) для привлечения птиц. 3. Ходить по биотопам (место обитания: пойменный, светлохвойный, темнохвойный леса), где встречаются эти виды в пределах ТЭР заповедника столбы, так как птицы тяготеют к человеку. 4. Птицы подпускают довольно близко, поэтому их можно кормить, фотографировать. Многовидовая стая Желаем приятной экскурсии! * Фотографии, представленные в буклете, Исаковой Э.Н.

Слайд 49

Карта заповедника «Столбы» Красным цветом обозначены маршруты 1). Длиннохвостая синица ( Aegithalos caudatus) - оперение рыхлое и пушистое. Птица напоминает разливательную ложку. В её окраске сочетается белый цвет, чёрный и розовато-белый. 2 ). Московка ( Parus ater ) - мелкая, вертлявая синица плотного телосложения и с коротким хвостом. Голова и затылок чёрные. На горле и верхней части груди присутствует чёрное пятно в форме манишки. 3). Большая синица ( Parus major ) - имеет ярко-жёлтое брюшко с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Шапочка чёрного цвета. Щёки белые. 4 ). Буроголовая гаичка ( Parus montanus ) - маленькая серенькая птичка. Голова сверху черная с бурым оттенком; шапочка заходит далеко назад, захватывая и затылочную область. Спинка, плечи, поясница и надхвостье, серые с буроватым оттенком. 5). Обыкновенный поползень ( Sitta europaea ) – небольшая, подвижная птица. С плотным телосложением, с большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Верхняя часть тела имеет оттенки голубовато – серого цвета. 6). Пёстрый дятел ( Dendrocopos major s ) - в окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным подхвостьем и придают птице пёстрый вид. Верх головы, спина и надхвостье чёрные с синеватым блеском. Лоб, щёки, плечи и брюхо буровато-белые. 7). Белоспинный дятел ( Dendrocopos leucotos ) - несколько крупнее большого пёстрого дятла, в сравнении с ним обладает более длинной шеей, длинным клювом и угловатой формой головы. Виды птиц, входящие в синичьи стаи

Слайд 50

Конкурс им. В.И. Вернадского Конкурс «Старт в науку»

Слайд 51

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского Организаторы конкурса: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского; Московский педагогический государственный университет; Департамент образования города Москвы; Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского.

Слайд 52

Секции международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в Науку» 1. Секция фундаментальной и прикладной математики, информатики, математического моделирования; 2. Секция общей и теоретической физики, энергетических и высоких технологий, экспериментальной физики; 3. Секция физической и квантовой электроники, радиотехники и кибернетики;

Слайд 53

Секции международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в Науку» 4. Секция авиации и летательной техники, науки о Космосе, Земле и Океане; 5. Секция биологии и медицинской физики, молекулярной и химической физики; 6. Секция педагогики и информационных технологий, экономики и менеджмента.

Слайд 54

Рекомендации к защите работ на конференции и выставке Конференция – представление, обсуждение и экспертная оценка исследований, идей и разработок участников. Конференция проводится по направлениям в виде докладов участников перед членам экспертного совета. Участники представляют свои работы и проекты с использованием чертежей, графиков, фотографий, видеоматериалов, макетов, образцов, электронных презентаций. Доклад должен быть четким, логически выстроенным и аргументированным. Участник должен быть готов к вопросам не только со стороны экспертов, но и от других участников, присутствующих на направлении конференции; хорошо знаком с областью, в которой он представляет работу, имеющимися аналогами, технологиями. Эксперты при обсуждении работы учитывают профессионализм участника, его возраст и образовательный уровень.

Слайд 55

Регламент выступления участника на направлении конференции: 5-7 минут – продолжительность выступления участника; 5 минут – вопросы аудитории: экспертов и участников направления. Для представления работы на конференции участникам номинации «Научный конвент» необходимо подготовить 2 печатных экземпляра полной версии работы – для экспертов и для собственного использования. Экземпляр для экспертов авторам не возвращается. Работу на конференции должен представлять один автор, независимо от количества соавторов при выполнении работы.

Слайд 56

Для представления работы на конференции участникам номинации «Техносалон» необходимо подготовить электронную презентацию технического проекта и бумажный вариант аннотации проекта с конструкторско-технологической документацией и расчетами (при их наличии) для экспертов.

Слайд 57

Выставка – представление и стендовая защита исследовательских и технических проектов в выставочном зале. Для демонстрации проекта на выставке каждый участник должен подготовить выставочном экспозицию, которую он разместит в зале согласно требованиям. Выставочный комитет краевого очного этапа Форума принимает экспозиции участников. Выставка краевого очного этапа Форума проводится по направлениям в виде индивидуальных собеседований участников с членами экспертного совета (интервью). В течение времени, отведенного для демонстрации и защиты проекта, участник должен находиться около стенда. Не допускается во время защиты отвлекаться от интервью с членами экспертного совета, получать консультации и подсказки у лиц, не являющихся членами экспертного совета. Защита должна быть простой, четкой, логически выстроенной.

Слайд 58

Важным является ясное представление целей, детальное описание решения технических задач или хода исследования, изложенными последовательно. Участник должен быть хорошо знаком с областью, в которой он предлагает исследования, разработку, технологиями, используемыми при создании проекта, свободно ориентироваться в научно-технической документации, владеть терминологией, соотносить свою работу с имеющимися аналогами либо аргументировать ее новизну, практическую значимость. Эксперты учитывают профессионализм участника при обсуждении работы, его возраст и образовательный уровень.

Слайд 59

Выставку посещают грантодатели и потенциальные инвесторы, ученые и специалисты, участники конференции, студенты и школьники города и края. Для демонстрации материалов на электронных носителях (презентация, видео) участнику необходимо иметь с собой ноутбук с установленным программным обеспечением либо другие технические средства визуализации, а также удлинители и переходники.

Слайд 60

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»

Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...

Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием

Статья на тему:"Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием"...

Презентация "Технологии организации эффективной коммуникации на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются современные методические приемы и организационно-педагогические технологии обучения устной речи...

Технология учебного исследования школьника

Программа  «Технология учебного исследования школьника»  дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании  овладеть необходимыми навыками, ...

Презентация "Технология организации развивающей деятельности учащихся"

Презентация "Технология организации развивающей деятельности учащихся"...