Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием
статья на тему
Статья на тему:"Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 243.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием
Дьякова В.И.
Научный руководитель: Позднякова Е.В.
Геометрические построения являются важным элементом математической подготовки школьников. Установлено, что задачи на построение являются эффективным средством развития математической инициативы, нестандартного мышления и логических навыков учащегося. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний по любому разделу школьного курса геометрии. Геометрические построения являются весьма существенным элементом изучения геометрии, важным средством формирования у учащихся геометрических представлений в целом. В процессе геометрических построений учащиеся в практическом плане знакомятся со свойствами геометрических фигур и отношений, учатся пользоваться чертежными инструментами, приобретают графические навыки. В правильности многих математических утверждений в большинстве случаев школьники убеждаются также в процессе геометрических построений.
Одной из актуальных проблем методики обучения математике является проблема организации индивидуальных учебных исследований школьников. Учебное исследование – это вид познавательной деятельности, который основан на выполнении учебных заданий, предполагающих самостоятельное выявление учащимися новых для них знаний, способов деятельности и направленных на достижение целей обучения. Учебное исследование способствует формированию следующих умений:
- добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
- самостоятельно организовывать поиск;
- достигать поставленных целей обучения;
- формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к учебно-исследовательской деятельности в процессе решения задач, доказывается развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция учебного исследования очевидна.
В своем исследование особое внимание мы уделяем такой деятельности, как исследование задач на построение с практическим содержанием, являющееся эффективным средством развития мышления учащихся.
Следуя ученым – методистам (И.Б. Ольбинский, Е.Ф. Недошивкин, Д.Е. Недошивкин, М.В. Таранова, В.А. Далингер, Д.Ф. Изаак, Л.М. Фридман, Р.Г. Дельбеева), исследование геометрических задач включает в себя:
- обобщение задачи;
- разбиение задачи на подзадачи;
- варьирование условия задачи;
- рассмотрение разных методов решения задачи;
- исследование “окрестности” задачи.
Д.Ф. Изаак Л.М. Фридман считают, что при решении многих задач необходимо проводить исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение, сколько различных решений в каждом отдельном случае, при каких условиях задача вообще не имеет решения и т.д. Также полезно проводить анализ выполненного решения, в частности, установить, нет ли другого, более рационального способа решения, нельзя ли задачу обобщить, какие выводы можно сделать из этого решения и т.д.
Для организации индивидуальных учебных исследований задач на построение с практическим содержанием мы разработали учебно – исследовательские карты с дозированной помощью.
Учебно – исследовательские карты, с которыми работают учащиеся, включают несколько этапов и содержат подсказки, регламентирующие порядок и последовательность выполняемых учащимися действий. На первом этапе учащимся предъявляется задача и сообщается тема, к которой она относится. На втором этапе “Вспоминаем, рассуждаем, исследуем…” с помощью системы наводящих вопросов, чертежей – подсказок, теоретических сведений с пропусками, рекомендаций о наблюдениях и экспериментах организуется деятельность по решению основной задачи. Следующий этап мы назвали “Вопросы для размышления”. На этом этапе происходит варьирование условий задачи. На последнем этапе исследования предлагается составить практическую задачу, аналогичную данной по методу решения.
Отметим, что решение любой практической задачи обычно состоит из трех этапов:
1) этап формализации;
2) этап решения внутри математической модели;
3) этап интерпретации.
Уже на первом этапе учащиеся испытывают трудности в создании математической модели рассматриваемой задачи, в анализе условия задачи, в переводе практической задачи на язык математики. Второй этап – решение внутри математической модели представляет не меньшую трудность, так как требуется решить задачу на построение, что очень часто вызывает большие затруднения. Решение задачи на построение на данном этапе должно основываться на классической схеме решения задач такого вида (анализ, построение, доказательство и исследование). Третий этап является не менее важным при решении практических задач, так как именно на этом этапе анализируются полученные решения на соответствие их реальным ситуациям.
Приведем пример учебно-исследовательской карты по теме “ Задачи на построение с практическим содержанием”.
Задачи на построение с практическим содержанием |
Ӏ. Пруд, находящийся неподалеку от деревни, имеет округлую форму. Дорожникам надо построить прямую дорогу к пруду от деревни так, чтобы дорога прилегала к пруду. |
II. Вспоминаем, рассуждаем, исследуем… 1.
Пруд – это_______________________________________________ Деревня –это____________________________________________ Дорога, прилегающая к пруду – это _________________________
Построить__________________________________________________________________________________________ |
2. Важная теорема: Касательная к окружности_________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
III. Вопросы для размышления (Варьирование условия задачи)
Сформулируйте задачу и решите ее. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ IV. Придумываем сами… |
Составьте практическую задачу, аналогичную данной по методу решения. |
Приведем вариант заполненной карты. |
Задачи на построение с практическим содержанием |
Ӏ. Пруд, находящийся неподалеку от деревни, имеет округлую форму. Дорожникам надо построить прямую дорогу к пруду от деревни так, чтобы дорога прилегала к пруду.
|
II. Вспоминаем, рассуждаем, исследуем… 1.
Пруд - это окружность. Деревня – это точка. Дорога, прилегающая к пруду – это касательная.
Построить касательную, проходящую через данную точку вне окружности.
.А |
2. Важная теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания. _____________________________________________________________________________ 3.Выполните необходимые этапы построения
III. Вопросы для размышления (Варьирование условия задачи)
Сформулируйте задачу и решите ее. _Дана окружность и точка вне данной окружности, из которой проведена касательная. Построить касательную, не совпадающую с данной .
2) О1 – середина ОА 3) Окр (О1, О1А) ∩ окр(О,ОВ) =В1 4) ОВ1⊥АB1
IV. Придумываем сами… |
Составьте практическую задачу, аналогичную данной по методу решения. |
Использование этих карт позволяет посмотреть на задачи на построение с иной стороны. В процессе решения таких задач развивается внимание, настойчивость, инициатива и изобретательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по геометрии с практическим содержанием
Как ни странно, но задания с практическим содержанием чаще всего вызывают трудности и недоумение у учащихся. А ведь именно эти задачи позволяютусилить практическую направленно...
Методическая тема" Организация учебного исследования как способ развития мотивации качественного овладения предметом".
Использование проектных технологии на уроках биологии....
Мастер класс "Реализация компетентностного подхода в преподавании физики через организацию самостоятельных исследований при решении физических задач "
Материал будет полезен учителям при моделировании уроков физики в рамках реализации ФГОС...
Модель организации деятельности самоуправления школьников на основе компетентностного подхода
Осуществление компетентностного подхода предполагает максимально возможное участия самого ребёнка в процессе становления себя как личности, ориентируя его на моделирование желаемого образа самого себя...
Банк заданий по теме "Решение задач на проценты с практическим содержанием"
Подборка заданий с образцами решений для подготовке к ЕГЭ и ГИА при решении задач на проценты....
Технология учебного исследования школьника
Программа «Технология учебного исследования школьника» дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании овладеть необходимыми навыками, ...
Методическая разработка по дисциплине «Математика» «Задачи по стереометрии с практическим содержанием для устного (и не только) счета» для студентов 1 курса всех профессий и специальностей
Методическая разработка содержит около сотни стереометрических задач с практическим содержанием из разных областей науки, житейского опыта. Решение этих задач возможно как устно, так и в письменной фо...