Технология учебного исследования школьника
элективный курс по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа «Технология учебного исследования школьника» дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей работы. Данная программа может считаться программой внеурочной деятельности, элективного курса, так как призвана удовлетворить индивидуальные потребности учеников на получение дополнительных знаний в образовательной области «Технология» , "Общественные науки".
На занятиях курса раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА»
(Программа элективного курса и курса внеурочной деятельности для учащихся 8-11классов)
Автор программы Пятибратова С.И.
к.п.н.,
учитель обществознания
ГБОУ СОШ № 216
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018
ПредисловиеПрограмма «Технология учебного исследования школьника» дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей работы. Данная программа может считаться программой внеурочной деятельности, элективного курса, так как призвана удовлетворить индивидуальные потребности учеников на получение дополнительных знаний в образовательной области «Технология».
На занятиях курса раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Юные исследователи учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать. Эта программа должна помочь компенсировать во многом достаточно ограниченные возможности базового и профильного курса «Технология» при удовлетворении потребности школьников в проведении учебного исследования и проектной деятельности, что обусловлено возможностью в рамках курса работать с содержанием, которое выходит за пределы школьных образовательных стандартов. Представленная программа может стать как частью сложной композиции элективных курсов для старшей школы, так и отдельным внеурочным курсом для более младших детей при определенной степени адаптации.
Пояснительная записка
- Состав учащихся
Данная программа предназначена для учащихся старших классов средней школы 10 – 11 класса (15 – 17 лет). Дети, обучающиеся по данной программе должны обладать интересом к проведению научного исследования. При определенной корректировке планирования ей могут овладеть учащиеся 8 – 9 классов (13 – 14 лет), заинтересованные в самостоятельной учебной исследовательской деятельности в рамках курсов внеурочной деятельности.. Обучение по данной программе способствует интеллектуальному развитию, готовит к адекватным ответам на все вызовы времени, развивая ключевые компетентности учащихся, формируя способы деятельности для решения практически важных задач и реализации выбранного жизненного пути.
- Цели обучения
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области научного исследования;
- интереса к изучению различных областей науки и проведению эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Поскольку данная программа может являться составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане среднего образовательного учреждения, то приобретенные в процессе посещения курса знания, умения, навыки могут помочь учащимся в подготовке, написании и защите учебной исследовательской работы. Основная задача данной программы – способствовать приобретению учащимися навыка познания мира с помощью исследования, творческое развитие юных исследователей. В процессе освоения программы учащиеся могут достигнуть уровня знаний достаточного для осуществления творческой исследовательской деятельности.
- Обоснование целей
Важность поставленных целей и возможность их реализации основывается на необходимости формирования способов деятельности для решения важных практических и интеллектуальных задач в процессе введения профильного образования средней школы и возможностей дополнительного образования в данном направлении.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать различные явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые методы работы;
- представлять результаты своего исследования;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- цикл познания в различных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
- роль эксперимента в познании;
- соотношение теории и эксперимента в познании.
4. Основные условия реализации цели
Реализация поставленных целей возможна при следующей организации учебного процесса:
Количество часов курса – 72 часа.
В зависимости от подготовки, интереса и возраста учеников количество часов на прохождение программы может увеличиваться за счет увеличения добавления времени на дополнительные практические семинарские занятия и индивидуальные консультации.
Каждое занятие может включать в себя от одной до трех частей:
- теория (лекционный материал) – 37 часов,
- практическая часть (семинарские занятия, лабораторные и практические работы, проектирование) – 28 часов,
- индивидуальная консультация – 7 часов.
Педагог, реализующий данную программу должен обладать теоретическим и практическим опытом по подготовке и написанию научной работы. При реализации курса предусматривается привлечение к работе с учащимися ученых различных научных направлений.
- Возможности для продолжения образования
По завершению данного курса учащиеся будут обладать навыками написания и защиты учебной исследовательской работы, что может способствовать выбору дальнейшего профессионального пути, связанного с научной деятельностью. Участие в работе курса должно дать импульс для дальнейшего самообразования и развития творческих способностей. Приобретенные знания и навыки помогут для подготовки и защиты самостоятельной исследовательской работы по итогам окончания курса.
- Сведения об авторе
Программа является авторской. Автор программы кандидат педагогических наук, учитель Высшей квалификационной категории, имеющий опыт научной и практической работы в данной области.
Тематический план
Название темы | Кол-во часов |
Раздел I Особенности научного способа познания
Раздел II Организация работы над научной проблемой
Раздел III Основные этапы учебной исследовательской деятельности
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 |
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Содержание (основные вопросы и понятия) |
1. | Исследование – как вид человеческой деятельности |
|
2. | Алгоритм научного способа познания. |
|
3. | Научное изучение как основная форма научной работы |
|
4. | Историография - история науки, история любого исследуемого вопроса. |
|
5. | Знакомство с научной терминологией |
|
6. | Интеллект, творчество, особенности научного мышления |
|
7. | Приемы размышлений, используемые в современной науке. |
|
8. | Истина, свобода и научный поиск. |
|
9. | Научное исследование: его сущность и особенности. |
|
10. | Применение научных законов и правил в научном исследовании. |
|
11. | Методы научного познания. |
|
12. | Виды исследований. |
|
13. | Виды научных источников и формы работы с ними. |
|
14. | Отличие учебного исследования от научной работы. |
|
15. | Замысел исследования и его основные правила. |
|
16. | Выбор темы. |
|
17. | Обоснование актуальности исследования. |
|
18. | Выдвижение гипотез |
|
19. | Определение объекта и предмета исследования. |
|
20. | Постановка цели и конкретных задач исследования |
|
21. | Этапы учебного исследования. |
|
22. | Как составить план исследования. Составление рабочих планов. |
|
23. | Поиск и предположение возможных вариантов решения проблемы |
|
24. | Структура и содержание этапов исследовательского процесса |
|
25. | Основные понятия научно-исследовательской работы. |
|
26. | Методы исследования. |
|
27. | Поиск информации. |
|
28. | Как составить библиографию исследования. |
|
29. | Методика проведения ученического эксперимента. |
|
30. | Виды и этапы эксперимента |
|
31. | Сбор и обобщение материала исследования. |
|
32. | Методика работы над рукописью исследования. |
|
33. | Описание процесса исследования. |
|
34. | Формулирование выводов и оценка результатов исследования. |
|
35. | Особенности подготовки, оформления и защиты работы. Виды оформления результатов и критерии оценки работы. |
|
37. | Как написать научную статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать. |
|
38. | Повторительно – обобщающее занятие «Методика подготовки, написания и защиты ученического научного исследования». |
|
Практическая часть программы включает в себя следующие формы и виды работ:
- Изучение теоретических источников.
- Формирование умения находить специфические черты научного способа познания.
- Работа по какой-либо историографической проблематике.
- Определение свойств научных терминов.
- Практическое тестирование.
- Выполнение творческих заданий.
- Практическое задание по применению научных законов и правил в научном исследовании.
- Практическое применение различных методов научного познания.
- Определения вида исследования по обозначенной проблеме.
- Практическая работа с научными источниками.
- Определение различий учебного исследования и научной работы.
- Определение замысла исследования в различных областях науки.
- Тренинг по формулировке тем исследований.
- Тренинг по обоснованию актуальности исследования в различных областях наук.
- Практикум по выдвижению различных гипотез в учебном исследовании.
- Практикум по определению объектов и предметов в различных исследованиях.
- Практикум по определению этапов исследования.
- Практикум по постановке целей и задач исследования.
- Практикум по составлению плана исследования.
- Определение этапов исследовательского процесса в заданной области.
- Тренинг по формулировке и использованию понятий в ученическом исследовании.
- Применение различных методов исследования.
- Работа с литературными источниками.
- Практическая работа по составлению библиографии.
- Практикум по проведению экспериментальной работы.
- Продолжение практикум по проведению экспериментальной работы.
- Обобщение материала по результатам экспериментальной работы.
- Практикум по оформлению результатов исследования.
Оценка результатов реализации программы
В качестве подведения итогов по программе предполагается выступление учащихся с результатами своих учебных исследований и проектных работ на занятиях курса, подготовка и представление реферативных работ, докладов, участие в различных ученических конференциях.
Учебно-материальная база
Реализация данной программы возможна при наличии помещения для занятий, а также необходимой научной и методической литературы по изучаемым проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....
Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием
Статья на тему:"Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием"...
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ...
Учебное исследование - одна из форм учебной деятельности школьника
Структура написания реферата...
презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками»
Данная презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками» будет полезна педагогам и руководителям школьных научных обществ, занимающихся исследовательской деятельно...
Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели....
Учебное исследование "Этимология прилагательных в годонимике г. Тобольска" Автор исследования: Варакин Н. 6б кл.
АннотацияВ исследовании, целью которого являлось выявление исторически сложившихся причин названий - прилагательных в г. Тобольске, выдвигается гипотеза: в истории развития города сложились усло...