Внеклассное мероприятие по математике "Битва математиков"
методическая разработка (8 класс)
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75 - летию Великой победе. Комадная игра для обучающихся 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка внеклассного мероприятия | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Мичуринска
Внеклассное мероприятие по математике
«Битва математиков»
для 8 класса
учитель математики
Козлова Л.В.
2020 г
Внеклассное мероприятие по математике,посвященное 75-летию победы в во второй мировой войне.
«Битва математиков»
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательные:
- Определить, какие задачи приходилось решать в годы Великой Отечественной войны.
- Углубить представления обучающихся об эффективности использования сведений из математики в повседневной жизни для решения различных практических задач.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.
- Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
- Вызывать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и свой народ.
- Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
- Умение слушать и слышать товарищей.
- Воспитывать интерес к предмету и уверенность в том, что при добросовестном отношении, трудолюбии все трудности могут быть преодолены.
- Воспитывать бережное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.
Оборудование и дополнительные материалы.
- Интерактивная презентация PowerPoint,
1. Организационный этап
Приветствие. Создание рабочей обстановки. Сообщение темы. Постановка задач.
2. Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия
В 2020 году будет отмечаться великая дата – 75 лет победы в Великой отечественной войне.
Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей.
Прошло 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война - это страдания, боль, голод, разрушенные города, миллионы погибших и раненых, осиротевшие дети, убитые горем матери, неспетые песни, несыгранные свадьбы, не рождённые дети.
Язык математики - цифры, а цифры безжалостны.
Великая Отечественная война в цифрах.
Забыть не имеем права! Знать и помнить! (Презентация)
22.06.1941 в 4часа утра началась ВОВ и длилась 1418 дней и ночей.
34 476 700 советских военнослужащих участвовали в боевых действиях в годы ВОВ.
Советский союз потерял 26 600 000 граждан, из них 13 700 000 человек – мирное население.
В СССР было разрушено 1710 городов, более 70 000 деревень, 32 000 заводов и фабрик.
Общая стоимость разрушений составила 128 000 000 000 долларов.
09.05.1945 - День Победы!
Что означает цифра «4»? «4 Гигантски4 битвы» ВОВ:
4- великие битвы: Назовите их.
1.Битва под Москвой (30.09.41-20.04.42г.)
Битва под Москвой развенчала легенду о «непобедимости» германской армии. На Москву наступали: более миллиона солдат,1700 танков, 14 тыс. орудий, 1000 самолётов. Авиация произвела 134 полёта на Москву, но пробиться к ней смогли немногие. Советские лётчики 24 раза применяли воздушный таран. И хоть натиск врага сдерживали всего 800тыс. солдат, 780 танков, 6800 пушек, 550 самолётов, фашисты потерпели поражение.
2.Битва за Ленинград(17.07.41- 09.08.44г.)
Битва за Ленинград одна из самых долгих. Бомбёжками, обстрелами, голодом враг пытался задушить город. На него обрушили 110 тыс. бомб, 150 тыс. снарядов, 900 долгих дней длилась блокада. Не хватало продовольствия, рабочие получали по 250 грамм хлеба в сутки, а не работающие – 125 грам. 641803 человек умерли от голода. Но, не смотря на все лишения, город выстоял.
3.Сталинградская битва (17.07.42-02.02.43г.)
Сталинградская битва была самой ожесточённой. Она длилась 200дней. За это время в ее «мясорубке» были уничтожены: 1,5 миллионов фашистов, 3,5тысяч танков, множество другой технике врага; 900тыс. фашистских солдат и офицеров были взяты в плен. Сдались в плен 23 немецких генералов и фельдмаршал Паулс. Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию.
4.Курская битва (05.07.43 – 23.08.43г.)
Курская битва явилась решающей в Великой Отечественной войне. Немцы хотели взять реванш за Сталинград. Они стянули к Курской дуге большие резервы: около миллиона солдат и множество техники. Но советские воины сорвали попытку врага повернуть историю вспять. Враг потерял под Курском: 500тыс. солдат, 1,5тыс. танков, 3тыс. орудий, 3,5 тыс. самолётов. Это была катастрофа для фашистской армии.
ХОД ИГРЫ
Наша игра посвящена75 –летию победы во второй мировой войне.
Игра называется «Битва математиков». В игре принимают участие три команды:
1 команда: (8-а класс) «Прямоугольник»
2 команда: (8-б класс) «Параллелограмм»
3 команда: (8-в класс) «Трапеция»
Участники в команде 5 человек /из них - 1 капитан
Правила игры:
Командам задаются вопросы, право ответа принадлежит той команде, чей капитан первым поднимет эмблему своей команды. Команда нарушившая правила штрафуется баллами. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 этап «Разминка»
1. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180*).
2. Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (арифметика)
3. Место, занимаемое цифрой в записи числа. (разряд)
4. Третий месяц каникул. (август)
5. Назовите древнейшую единицу измерения углов. (Градус)
6. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
7. Кто ввел прямоугольную систему координат? (Декарт)
8. Сколько дней в летних каникулах? (92 дня)
9. Сотая часть числа? (1%)
10. Другое название независимой переменной. (аргумент)
11. Говорят, что математика – царица наук, а царица математики – … (арифметика)
12. Специальный символ для обозначения математических понятий и операций. (знак)
13. Первый месяц зимы. (декабрь)
14. Утверждение, не требующее доказательства. (аксиома)
15. Сколько раз в году встает солнце? (365 раз)
16. Соперник нолика. (крестик)
17. Высший балл в школах. (пять)
2 этап
«Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Задачи о блокадной восьмушке хлеба
1) Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
- Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
- Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
- На сколько граммов хлеба в 1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка?
Решение:
1)1кг=1000 г
1000:8=125(г)
2)1/24
3)1000:24=42(г)
4)1000:16=62,5(г)
62,5-42=22,5( г)
Ответ:22,5 г
3 этап «Разведчик»
а) Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадры по направлению ее движения и через 3 часа вернуться к эскадре. Через какое время после оставления эскадры разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадры 40 узлов?
Ответ: Пусть через х часов разведчику надо повернуть назад, тогда (3-х) часов он будет двигаться обратно. По условию задачи составим уравнение:
(60 - 40)х=(60 + 40)(3 - х)
20х =100(3 - х)
20х = 300 - 100х
20х + 100х = 300
120х = 300
х = 300 : 120
х = 2,5
Ответ: спустя 2,5 часа после оставления эскадры разведывательное судно должно повернуть назад.
б) Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадры, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадры-35 миль в час, скорость разведчика-70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратиться к эскадре.
Ответ:1ч 20 мин.
За 1 час разведчик пройдет расстояние 70 миль, а эскадра в том же направлении -35 миль.
70-35=35 (миль) расстояние между разведчиком и эскадрой.
70+35 =105 (миль/ч) скорость сближения
35/105=1/3(ч) время сближения
1/3ч=20 мин
Всего 1ч 20 мин
К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн. 400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10,2 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.
4 этап «Боевая техника»
Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев).
Задача1. Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
Решение.
- 720 – 120 = 600 (км/ч) – скорость «Мессершмидта»;
- 2) 600 – 30 = 570 (км/ч) – скорость «Фокке – Вульфа»;
- ) 720 : 600 = 1,2 (раза);
- 4) 720 : 570 ≈ 1,3 (раза).
Ответ: Скорость «Як -3» в 1,2 раза больше скорости «Мессершмидта» и в 1,3 раза
больше скорости «Фокке-Вульфа
Задача 2. Максимальная скорость танка Т – 34 (лучшего в мире в годы войны) составляла 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т – III - 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, немецкие танки находятся от неё на расстоянии 20 км, а наши - на расстоянии 24 км? Причём, на пути советских танков есть трудно проходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть со скоростью 30 км/ч.
Решение.
- 4/40+24/55=188/330 ч или приближенно 34 мин время движения Т-34
- 20/40=1/2 ч=30 мин время движения фашисткого танка
Ответ: Не успеют наши танки захватить переправу.
5 этап «Командир»
Капитану предлагается список школьных терминов. Без слов, с помощью жестов, мимики капитан должен объяснить эти термины. За 3 минуты команда должна отгадать как можно больше слов. За верно угаданное слово – 3 балла.
Задания 1 команде: треугольник, кабинет, доска, угол, фигура, сложение, мел, ученик,
Задания 2 команде: круг, вычитание, ластик, парта, скобки, циркуль, учитель, тетрадь.
Задания 3 команде: трапеция, линейка, стул, умножение, учебник, объем, ручка, периметр
6 этап «Штурм»
Командам за 5 минут предлагается ответить на максимальное число вопросов. Ответы записываются в бланке. Правильно решенная задача оценивается 1 баллом.
вопрос | ответ | вопрос | ответ |
Чему равна 1/4 часа? | 15 минут | Какую часть часа составляет 20 минут? | 1/3 |
1% метра? | 1 см | Что такое астролябия? | Прибор для измерения углов |
Наибольшее натуральное число? | Нет | Наименьшее натуральное число? | 1 |
Масса 1 м3 воды? | Тонна | Что такое 1%? | 1/100 часть |
Чему равна длина окружности радиуса 5? | 10 | Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли? | Равны |
В каком Европейском городе есть улица Коперника? | Амстердам | Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника? | Диагональ |
Что такое абак? | Счеты | Третья буква греческого алфавита? | |
Отрезок, соединяющий две точки окружности? | Хорда | Прибор для измерения и построения углов? | Транспортир |
Прибор для построения окружности. | Циркуль | Чему равен угол в квадрате? | 90o |
Чему равен 1 фунт? | 400 гр | Может ли при делении получиться 0? | Да |
Может ли при умножении быть 0? | Да | Чему равен объем 1 кг воды? | 1 литр |
Подведение итогов. Награждение.
Баллада о математике
Как воздух математика нужна,
Одной, отваги мало.
Расчеты! Залпы! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И войну припомнилось на миг
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчику резковато:
« Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы
На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся; Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся; Поднять ...
Разработка внеклассного мероприятия "Из истории математики"
Подробный конспект урока для внеклассного мероприятия в 5-х классах...
Разработка внеклассного мероприятия "Из истории математики"
Подробный конспект урока для внеклассного мероприятия в 5-х классах...
Внеклассное мероприятие "Клуб Весёлых Математиков"(КВМ).
Развитие познавательных способностей учащихся,чувство сплоченности и ответственности за общее дело, умение работать в группах, развитие желания углубить свои знания по предмету....
Внеклассное мероприятие "Физика и математика вокруг нас"
Наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем физике и математике – древнейшим наукам, без которых немыслимо дальнейшее развитие человечества.Часто ли мы замечаем, какие физические явления происходя...
Внеклассное мероприятие "По тропинкам математики".
Данное мероприятие можно проводить в рамках декады математики для учащихся 5 класса. Проводится в форме соревнования между командами учащихся пятых классов, способствует развитию позновательной активн...
Внеклассное мероприятие: "Час занимательной математики". 5 класс.
Внеклассное мероприятие по математике....