Поэты и писатели о красоте родного края
классный час
Представленное внеклассное мероприятие может быть использовано учителями для проведения классных часов.
Цель: раскрытие с помощью легенд, стихотворений, прозы красоты, своенравный характер рек Катуни и Бии; воспитание любви к своему краю, природе, интереса к поэзии, прозе, воспевающей наш край; развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poety_i_pisateli_o_krasote_rodnogo_kraya.docx | 401.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Кебезенская СОШ» филиал «Тулойская ООШ»
«Поэты и писатели о красоте родного края»
(литературный вечер)
Выполнила: Тагызова Р.А.
учитель алтайского языка и литературы
с.Тулой, 2018г.
Тема: Поэты и писатели о красоте родного края.
Цель: раскрытие с помощью легенд, стихотворений, прозы красоты, своенравный характер рек Катуни и Бии; воспитание любви к своему краю, природе, интереса к поэзии, прозе, воспевающей наш край; развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рисунки детей по легендам, выставки книг алтайских поэтов и писателей, аудиозапись песни «Марьины коренья».
Ход мероприятия.
Представим, что мы находимся не в классе, а в литературной гостиной. Сюда собираются те, кто хочет обсудить какие-то вопросы, почитать стихи, прозу. Ребята придумали ребус, давайте его разгадаем (на ребусе изображен кот, буква О зачеркнута, написана А, дальше нарисована луна и две запятые в начале и в конце этого рисунка, добавляется Ь). Ребята отгадывают слово «Катунь». Слайд 1
о а ь
-Поговорим о реках Катуни и Бии. Сначала о Катуни, посмотрим, как ее описывают поэты и писатели, читаем эпиграф:
«Катит Катунь настоящая. Катунь по-тюркски «женщина». Н.Рерих
Слайд 2
-Можно ли согласиться с высказыванием этого художника, исследователя?
-Много легенд сложено о Катуни и Бии. Послушаем. (инсценировка легенд)
1. В народе говорят, что Катунь - это женщина с длинными волосами, а Бий - мужчина. Когда-то, встретившись, молодые люди полюбили друг друга и решили бежать, т.к. отец отдавал дочь в жены баю. Молодые люди договорились о месте встречи: в низкой долине степной части Алтая. Путь Катуни был длинен, она стремглав в назначенный день побежала, распустив косы, а Бий знал, что путь его короток, поэтому к месту встречи попадает вовремя. Тут появилась Сорока, она подлетела к Бию и говорит: -Что ты медлишь? Катунь несется так быстро, она к назначенному месту прибудет раньше тебя и ждать не будет. Торопись! Сказала и улетела, Бий подумал: - На самом деле, надо поспешить, она меня ждать не станет, если явится раньше меня.
Пустился Бий, снося с пути скалы, деревья, образуя дороги и водовороты. Смотрит, опять летит Сорока и кричит: « Ну что ты несешься, успеешь, у Катуни дорога длинная не спеши, надо только прибыть вовремя. Тогда Бий побежал медленнее, отчего образовались плесы, большое скопление воды около горы Тура (где ныне Турочак). Хотел вначале гору обойти справа, но чтобы удлинить дорогу, решил обойти ее слева. От вмешательства Сороки все сроки встречи были нарушены, к месту встречи вовремя не успели оба, а встретились ниже по течению от назначенного места и слились в одно, обнявшись, побежали дальше, поэтому река стала называться Обью (двое, оба).
-Какие легенды вы еще знаете?
2. «В этой легенде река Катунь и Бия – супруги. Жена была сварливая, а муж спокойный. Она поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя мужу. Тогда горы и реки посоветовали Бию вызвать супругу на состязание, определили условия пари: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере Алтайских гор, тому и быть главой семьи. И началось состязание. Стоящие на пути Бии тайга и горы раздвигались, давая ему путь. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину, достигнув горы Бабырган, думая, что прибыла первая. Но Бабырган встретил ее, громко расхохотался: « Твой муж уже давно ждет тебя в долине, а ты все еще плетешься здесь». Озлобилась Катунь, настигла мужа, в порыве гнева закатила ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: « Хотя я проиграла в споре, но зато я жена непростого человека, а Бия- господина. С тех пор за Бием закрепилось второе имя Бий-суу - господин вод. Обе же реки, слившись воедино, продолжали свой путь, образуя Обь. Катунь после слияния с Бием, успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок, так и не вернулась на Алтай.
- Как показана в этих легендах Катунь? Бия?
- Преданная, стремительная, красивая, но и сварливая, неуживчивая.
3. – Одним из основателей алтайской литературы является П.В. Кучияк. Вы знаете сказки Кучияка? Много он их слыхал от своего деда Шонкора. Он хорошо знал такие длинные народные сказания, что исполнение одного произведения занимало от 3 до 7 ночей подряд. Слайд 3
- Представим, что у нас в гостях дед Шонкор, попросим его рассказать одну легенду. Один из ребят, одетый в национальный костюм, в алтайскую шапку, рассказывает:
- Сартакпай – алтайский богатырь решил проверить, как его сын Адучы- Мерген провел реку Катунь. Идут они вверх по Катуни и видят: река бурлит и рвет берега. Свирепо и быстро бегут ее воды.
- Здесь середина реки, надо построить мост. Ничего не ответил сын, он устал, Сартакпай отправил его отдыхать, наказав ему, чтобы они с женой, из уважения к его работе, не спали. Сартакпай стал собирать груды камней в подол своей шубы. Весь день без отдыха работал богатырь, уже стемнело. Катунь бежала, как бешенная. Тучи грозно плыли навстречу друг другу. Маленькая туча, налетев на большую, высекла яркую молнию. Сартакпай поймал молнию, вставил в расщепленный ствол пихты. При свете молнии он стал строить мост. Он вонзил камень в камень. До другого берега осталось совсем немного. А тут мост рухнул. Сартакпай рявкнул, как медведь, выбросил камни, и они, гремя, просыпались из устья Чтобы до устья Эдигана. От этого шума проснулся сын и сноха. Испугались они, обернулись серыми гусями и улетели. Сартакпай бросил им вслед стопудовый камень, а богатырь сел на коня и поехал к устью Ини.
( Поблагодарив деда Шонкора, пригласив еще в гости, распрощались с ним.)
- Одним из замечательных сынов нашего Алтая является Андрей Викторович Анохин, рассказывает один из учеников (сообщение ученика):
- А.В. Анохин родился в Тамбовской губернии, в селе Правые Лямки. В поисках счастья семья переехала на Алтай и поселилась в Бийске, отец разорился, мать утонула в колодце.
Несмотря на тяжелые семейные условия,окончил церковно-приходскую школу, затем учился в Московском училище церковного пения и в капелле Его Императорского Величества. После этого работал в Томске: преподавал пение и музыкальные дисциплины. Много путешествовал по Алтаю, Горной Шории, Хакасии, Туве, Северной Монголии, Поволжью, Приуралью.
Анохиным было собрано тысячи народных песен, легенд, преданий, около 70 тысяч мистерии - в итоге получился рукописный журнал (больше 10 тысяч страниц). Умер он 31 августа 1931 года в с. Куюм. Видя его бескорыстный труд, алтайцы уважительно называли его Белым Шаманом, Ханом Алтаем, Русским Богатырем. В том, что они похоронили его на священном месте в Куюсской долине, возле отвесной белой скалы Ак-Туу, нет случайности. Это знак уважения народа.
В 1989 году в 120-й юбилей краеведческому музею в Горно-Алтайске ему было присвоено имя Анохина. Он писал музыку, стихи. Послушаем стихотворение « Катунь» (чтение наизусть)
Из под шапки белоснежной
Из горы седой, как лунь,
Вытекает струйкой нежной
Изумрудная Катунь.
Говорят в былые годы
На пустынных берегах
Феи слетались в хороводы
В глубине и на волнах
И с горы прибрежной синей
Дребезжащий, одинок
Переглядывался с ними
Из аила огонек,
Внемля, звезды в них глядели,
Улыбалася луна,
Ветры буйные там пели,
И вторила песнь волна.
Все сметая, разбивая
О скалистые брега,
Мчится дальше из Алтая
Дико бурная река.
- Катунь предстает перед нами нежной, изумрудной, но дикой и дурной.
- О Катуни сложено много песен, послушаем одну из них - «Марьины коренья», музыка В. Хохолкова на стихи Г. Кондакова. (исполняет ученица)
Шумит Катунь, сверкая
Прозрачною волной.
В родных горах Алтая
Я родилась весной.
В светлый день рождения
В праздничном лесу
Марьины коренья
Нежили росу.
Жила- росла я в дальней
Таежной стороне
Весною на свиданье
Ты приходил ко мне.
Из лесов зеленых
Мне в подарок ты
Приносил пионы
Дикие цветы
Я верю и не верю
В свою судьбу – звезду.
Я на Катунский берег,
Не торопясь, приду.
Может в день рождения
Принесешь мне ты
Марьины коренья
Красные цветы?
- Послушаем стихотворение А. Адарова « Катунь». (чтение наизусть)
Слайд 4
Царица рек, в немеркнущей
короне,
Рожденная неведомо когда
В снегах вершин,
в их непорочном лоне,
Светла Катунь,
быстра ее вода.
Меж диких скал
в несокрушимой броне,
Под шум лесов,
немолкнущий года,
Летят ее бесчисленные
кони
И отдыха не знают
никогда.
Вспененные, с мятущеюся
гривой,
То тяжело,
то ласково-игриво,
Сбежав к степям,
шумят у берегов.
А там, вверху,- там новые
родятся
Вздымаются и прыгают и мчатся
В алмазах брызг и в пене
жемчугов.
(Чтение стихотворений на алтайском языке)
- Мы говорили, как наши земляки прославляют Катунь. А как говорят о ней наши гости? (сообщение ученика)
Валерий Сергеевич Золотухин- актер театра на Таганке. Слайд 5
У него прекрасный голос, он снялся во многих картинках: « Хозяин тайги», « Бумбараш», « Средь бела дня» и др. Три года он лечился в детском санатории. Но Золотухин пишет еще прозу. В книге « На Исток-речушку, к детству моему» мать его вспоминает: « И повезла я тебя по Чуйскому тракту, а он ведь аж черт те куда ведет, аж в самую Монголию. Не знала я тогда, что на три года увожу. Смотрю на эту бесконечную дорогу и причитаю:
Коты – браты, воробьи – браты,
Понесла меня Баба-Яга
За крутые горы, за быстрые реки,
За темные леса.
А кругом горы, а кругом леса, а внизу в пропасти жуткой, Катунь шумит холодная, быстрая, гремучая. Заверти на ней сумасшедшие, пороги страшенные. А мне казалось, да и на самом деле так оно и было,- не снегом талым и родниками, а слезами моими родилась и жила Катунь- река. И над ней дорога- высоко, круто петляет, кружит. И все дальше, все выше. Сколько машин и шоферов нашли свой приют в ней, в реке. Закружит тракт, завертит, затуманит».
- Еще об одном поэте поговорим, это Николай Михайлович Рубцов. Он родился в городе Елецке Архангельской области в 1936 году. Рано потерял мать, воспитывался в детдоме. Слайд 6
В своих стихах чаще грустных, он пишет о Родине. В 1966 году он учился в Литературном институте, не было еще у него дома, крыши над головой.
Неожиданно, когда они сидели в общежитии института, он сказал: « Надо мне куда-нибудь поехать. Туда, где меня никто не знает». Стали предлагать адреса. И уже вечером Рубцов ходил по комнате и с веселым, не соответствующим теме видом твердил экспромт:
Наше дело – верное,
Наши карты – козыри,
Наша смерть, наверное,
На Телецком озере.
О Сибири знал смутно, думал, что это суровый край. Но Сибирь встретила не угрюмо, совсем не сурово, не по-сибирски весело. И не пустынной оказалась она, а переполненной людьми. Много прекрасных произведений вышло из- под пера его у нас на Алтае.
В стихотворении « В сибирской деревне» пишет (чтение ученика):
«Какой покой!
Здесь разве только осень
Над ледоносной мечется рекой,
Но крепче сон,
И здесь пишет:
« И вот пою про уголок Руси,
Где желтый куст,
И лодка кверху днищем,
И колесо, забытое в грязи…»
Когда в ночи глухой
Со всех сторон
Шумят вершины сосен».
- Нашу гостиную хочется завершить стихотворением Паслея Самыка
« Восхваление красоты Алтая» (чтение наизусть) Слайд 7
Ты под солнцем и луной лег,
Алтай прекрасный мой,
С гор срываются ручьи
Животворные твои!
Ты стоишь, как великан,
Крепкий панцирь твой тяжел,
Степь, как шумный океан,
Плещет в каменный подол.
Здесь, богатые листвой,
Мощно встали тополя,
Богатырь здесь мчался в бой-
Вся в следах копыт земля
Здесь от главного хребта
Разбегаются хребты-
Говорится неспроста,
Что похож, Алтай мой, ты
На гигантскую стрелу,
Оперенную стрелу,
Что над миром пронеслась,
Синим пламенем светясь,
Расколов ночную мглу!
Слышу я в тиши твоей
Поступь сказочных коней.
Слышу оклик и напев
Легендарных дивных дев!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красота родного края" 7 класс
Пейзаж как жанр изобразительного искусства....
Интегрированный проект «Красота родного края» предметных дисциплин биология – ИЗО - технология
Интегрированный проект - это ряд уроков, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы...
Пейзаж. Красота родного края
Урок ИЗО 6 классПознакомить с творчеством Кузбасских художников....
«Красота родного края в стихотворениях учащихся Оренбургской области».
Методическая разработка Интегрированного занятия с высокомотивированными учащимися 5 класса. Цели урока: Создание условий, способствующих развитию творческого поте...
Урок "Красота родного края"
Класс: 7 классТема урока: "Красота родного края".Тип урока: обобщающий.Цели: 1.Обобщить знания о культурном наследии нашего края, творчестве поэтов и писателей, художников, ко...
Беседа: «Как сберечь красоту родного края»
воспитание у детей любви, бережного отношения к природе родного края....
Фотоочерк "Красота родного края""
МОЁ СЕЛО НИЖНЯЯ ОМКА, МИЛЕЕ И КРАШЕ НЕТ!...