Урок "Красота родного края"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Класс: 7 класс

Тема урока: "Красота родного края".

Тип урока: обобщающий.

Цели: 1.Обобщить знания о культурном наследии нашего края, творчестве поэтов и писателей, художников, композиторов; продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем, теоретическими основами живописи и попробуете посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить своё отношение к нему.

 

2. Развивать познавательный интерес, творческие способности.

3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, любви к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_rodnogo_kraya_7_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Кантемировская СОШ № 2

Методическая разработка урока искусства (изо) в 7 классе

«Красота родного края».

                                                                                          Выполнила:

                                                                                         учитель искусства (Изо)              

                                                                          Голубова Е.Н.

Цели:

1.Обобщить знания о культурном наследии нашего края, творчестве поэтов и писателей, художников, композиторов; продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем, теоретическими основами живописи и попробуете посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить своё отношение к нему.

2. Развивать познавательный интерес, творческие способности.

3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, любви к родному краю.

Оборудование: презентация;

-мультимедийный проектор;

-портреты художников, композиторов, писателей;

-аудиодиски;

-творческие работы детей.

 

1.

Орг. момент

2.

Сообщение темы и целей урока.

На уроке мы с вами поговорим о культурном наследии нашего края, творчестве поэтов и писателей, художников, композиторов; продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем, теоретическими основами живописи и попробуете посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить своё отношение к нему.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Работа над темой урока.

Актуализация знаний учащихся

Повторение изученного материала.

Практическая часть.

Физминутка.

Итог урока.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд №1.

Край родной, родной край…  Это понятие  очень ёмкое и в то же время понятное и доступное каждому.

Земля родная, кантемировская… Вот наша основа основ, политая потом, и кровью не одного поколения хлеборобов и воинов.

Для тысячи жителей посёлок Кантемировка не просто географическая точка на юге Воронежской области, а Родина, любимая и единственная. Это провинция с богатым культурным пластом  и необыкновенно талантливыми людьми.

2.Знакомство с историей культуры родного края, с выдающимися личностями, прославившими наш край.

Как метки минувших событий – памятники культуры 19 века, расположенные в центре посёлка: Свято – Троицкий храм, вокзал.

Слайд №2,№3.

Печальные и памятные знаки Гражданской и Великой Отечественной войн – братские могилы (слайд№4).

Памятник «Танк – 34» (слайд №5), на гранитном постаменте которого высечены стихи  самодеятельного поэта:

Здесь в грозный год родилась слава,

Чтоб не померкнуть в памяти людей,

И имя «Кантемировец»  по – праву

Несёшь ты гордо на броне своей.

С 1996 года Кантемировка имеет свой герб, разработанный кантемировским художником Ю. А. Мясоедовым. В центре герба – старинная грамота, православный храм и сноп хлебных колосьев, знаменующие веру, изобилие, процветание (Иллюстрация герба).

Кантемировка дала миру известных писателей, художников, поэтов.

Например, поэт Евгений Плужник, родившийся в Кантемировке в 1898 году. Он оставил весомый след в украинской поэзии и литературе.

Наряду с этим поэтом стоят не менее гениальные  мастера слова Кантемировского края, которые писали о своей малой родине, о природе, любви, дружбе, мирном труде и т.д. Это Леонид Алексеевич Шаповалов (1935-2010), Нина Андреевна Артюхина(1945-2009), Галина Александровна Гаврилова (1948-2015), Валентина Романовна Кислянская (1942-2016), Валерий Вячеславович Кушнарь (1953-2012), Евгений Васильевич Соколенко поэт - музыкант(1939-2008), Евгений Павлович Челомбицкий (1948-2009), Елена Николаевна Шестопалова, Вильям Автономович Ярцев- поэт-художник(1924-2000), Николай Егорович Гайворонский-поэт- музыкант (1946-2001), Чистоклетов Григорий Фёдорович (1919-2006)- учитель, писатель, краевед ,Мартыненко Валентина Ивановна (1953-2011).

И сегодня многие  самодеятельные поэты продолжают восхищаться Кантемировской землёй:  Лилия Николаевна Грушовенко, Сергей Николаевич Васильев, Юлия Павловна Олькова, Любовь  Степановна Адерихина,  Ирина Ивановна Полунина, Валентина Александровна Палиева, Зоя Владимировна Цымбалова, Елена Николаевна Шестопалова, Надежда Константиновна Пожарская, Войт Вячеслав Иванович, Костюченко Алексей Васильевич,Чмырёва Валентина Александровна, Шайна Валентина Ивановна, Фуфаева Татьяна Алексадровна, Романенко Алексей Матвеевич.

-Послушайте отрывок из стихотворения Лилии Николаевны Грушовенко «Кантемировка».

- Её портрет перед вами.

(слайд №6).

Кантемировка.

Небольшой посёлок есть в России,

В чернозёмном, песенном краю,

Там, где прадеды хлеба косили,

Там, где небеса бездонно сини

И кукушка вторит соловью.

Там живут бесхитростные люди,

Свой удел, не торопясь, творя,

 Не мечтая попусту о чуде,

Точно зная, что назавтра будет,

Точно зная, что живут не зря.

И хоть часто не звенит в карманах,

Там живётся просто и легко

Без обид пустых и без обмана

Под напевы русского баяна

И под песни звонкие Брынько.

Люди там душой добрей и чище,

 И добра желают всем гостям.

Это Кантемировка, дружище!

Приезжай, и братом станешь нам!

На стихи местных поэтов  часто пишут музыку. И появляются очень красивые, задушевные песни. Например, песня «Кантемировка сердцу родная», была написана в 1992 году, которая стала неофициальным гимном Кантемировки. Автором этой песни является Николай Гайворонский, он написал более 20 песен.

-Давайте её послушаем (видеоклип).

Красота родного края вдохновляет поэтов, художников на создание новых стихов, картин.

 И конечно нельзя не сказать о наших кантемировских художниках – Алёнкиной Татьяне Николаевне,  она писала маслом пейзажи, натюрморты, портреты.

-Посмотрите на работы Т. Н. Алёнкиной (слад №7, №8,9), Гоптареве Михаиле Михайловиче, который много своих полотен посвятил родному краю.2013 год- год открытия  картинной галерею в 2013 году на своей малой родине –Кантемировке. Михаил Михайлович подарил своим землякам 62 картины.

- Посмотрите на картины М. М. Гоптарева « Осеннее золото» (слайд 10), «Натюрморт с рябиной» (слайд11). Гетманский  Иван Иванович  рисовал пейзажи, натюрморты. Вот его работы: «Нагорный пейзаж» (слайд 12) и «Композиция букета из цветов (слайд13). Гладких Николай  Власович - он в юношеском возрасте писал портреты, натюрморты, копии работ известных художников. У Николая Власовича собралась большая коллекция портретов земляков, бюстов, например, (слайд14).Творческий дар художника передался его дочери Н. Н. Косовой, внучке, правнучке. Н.Н. Косова с 1990 года работает в Кантемировском районном ДК в должности художника и заведующей студией  декоративно – прикладного искусства. Ведёт уроки живописи, художественной росписи по дереву, стеклу, ткани. На занятиях в студии учит детей изготовлению сувениров из глины, солёного теста, аппликации из кожи и меха, изготовлению кукол, мягкой игрушки.

 Руками Н. Н. Косовой расписаны стены Дома культуры, детская библиотека, актовый зал в музыкальной школе, танцевальный зал…

Нина Николаевна готовит и проводит выставки работ учащихся студии, самодеятельных художников и народных умельцев.

Посмотрите на работы Н. Н. Косовой (слайд15).

Косова Елена Николаевна рисованием увлекалась ещё в школьные годы. В данный момент работает учителем изобразительного искусства и художественного труда в Скнаровской школе. Она оформляет интерьер помещения школы, любит рисовать сказочные сюжеты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены. Увлекается лепкой малой декоративной скульптуры из солёного теста, глины, пластилина.

-Работы Е. Н. Косовой (слайд 16), (слайд 17).

Проскурина Марина Сергеевна ещё в школьном возрасте увлекалась изготовлением игрушек из глины. Этому её учил земляк Н.Т. Павленко.

Учитель рисования Л.Н. Павленко приобщила к пейзажной живописи. Марина Сергеевна продолжает писать картины. Большую часть работ она дарит друзьям и знакомым.

- Вот её одна из картин - «Полнолуние» (слайд 18).

Ярцев  Вильям  Автономович  очень любил рисовать домашних животных, позже увлёкся пейзажами.

- Посмотрите на его работы (слайд 19).

 Ю.Мясоедов, Е. Челомбицкий,  писали картины, фотоэтюды  о родной кантемировской земле.

Вот и сегодня на уроке вам предстоит нарисовать пейзаж на тему «Край, в котором ты живёшь».

Опрос учащихся.

- Откуда появилось слово «пейзаж»? ( с франц. слова, которое переводится как «местность). Так обычно называют изображение природы в искусстве.

- А как называют художника, который предпочитает писать только природу? (Пейзажист).

 - Назовите мастеров  пейзажа (Левитан, Шишкин).

  - Но возможно ли словом «пейзаж» обозначить изображение поля ржи, и вид на городскую площадь, и панораму завода?

Ученики:  всё это разные пейзажи и имеют свои названия. Общий вид местности: горы, поля, леса и т. д. – всё это «ландшафт». Этим же словом называют картину, изображающую природу. Улицы, площади и переулки, написанные художником, называют городским пейзажем, а изображение завода – промышленным, или индустриальным, пейзажем.

- Как вы думаете, какой сюжет можно подобрать для этого рисунка «Край, в котором ты живёшь»?

Ответы детей:

(свой любимый уголок в парке, с моей точки зрения этот уголок прекрасен в любое время года,  особенно осенью, здесь забываются все неприятности, уходит печаль. Для своего рисунка я  бы выбрал спокойную цветовую гамму тёплых оттенков.

- Почему? Другой отвечает, что выбрал бы старинное красивое здание, стоящее в центре нашего посёлка; третий – строящийся через реку мост. )

Как видите , подбирая сюжет для своего рисунка, можно не замыкаться только на изображении ландшафта. Расширьте горизонты своего воображения и через пейзаж выразите своё отношение к родному краю.

Я покажу вам образцы фотоэтюдов кантемировского края, которые возможно помогут некоторым ребятам определиться с сюжетом.

(Показ слайдов 20-30).

Выполнение пейзажа на тему «Край ,в котором ты живёшь» (Акварель, гуашь, карандаш)

Целевые обходы учителя:

1. Контроль за организацией рабочего места.

2.Контроль за правильностью выполнения приёмов работы.

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово  учителя.

Сколько, оказывается, есть прекрасных уголков в нашем посёлке! Наш край в ваших рисунках удивителен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....