Тема по самообразованию: «Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях реализации ФГОС» 2022-2023 гг.
опыты и эксперименты по музыке
Демонстрация опыта работы - тема по самообразованию.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Молчановская средняя общеобразовательная школа N 2»
Тема по самообразованию:
«Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»
Учитель музыки высшей категории
Терещенко Оксана Александровна
-Молчаново 2022-2023-
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому - а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...»
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Предметы эстетического цикла: музыка, литература, рисование, история, искусство, призваны были и есть и будут, решать задачи по воспитанию и развитию духовных и нравственных ценностей еще не взрослого человека. Два этих понятия «Духовность» и «нравственность» неразрывно связаны между собой. Понятие духовность включает в себя не только видение, слышание, принятие, красоты, добра, любви, уважения, но и их транслирование.
«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»
Изначально дух, духовность — религиозные понятия, широко используемые и в философии. Можно сказать, что духовность — форма человеческого самосознания, самоидентификации. «Духовность — это проявление высших устремлений человека».
Музыка является проводником в воспитании духовного и нравственного облика детей.
Я работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, в которой, на мой взгляд, духовные ценности рассматриваются глубоко и объемно.
Ученики имеют возможность познакомиться с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. Программа состоит из семи разделов, которые развиваются концентрически, тем самым расширяя, закрепляя, углубляя и снова и снова подтверждая понятия данной темы.
Одним, из разделов является «О России петь – что стремиться в храм». В самом названии и патриотизм и гуманизм и духовность.
В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Во втором классе, наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».
В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Таким образом, прослеживается не только связь всех искусств, но и история России. Слушая музыку, дети учатся сопереживать, принимать решения, взвешивать свои поступки, соизмерять их с поступками героев, таких как Александр Невский, Илья Муромец, Иван Сусанин.
Дети, особенно в начальной школе, очень отзывчивы на внимание к ним, очень искренне переживают и включаются в решение чужих проблем, желают помогать героям музыкальных произведений, родителям, учителям. Эта программа с момента ее создания позволяла перейти педагогу на другой уровень преподавания. В ней очень на многие вопросы дети сами должны были находить ответы, размышлять, делать выводы. Современные требования УУД – уже были заложены.
Приведу такой пример: во втором классе есть тема «Утренняя молитва», по первой пьесе детского альбома П.И.Чайковского. Начинается урок с того, что мы начинаем размышлять о том, чем занимались люди 150 -170 лет назад, во времена Ч. по утрам. С чего начинался день? …Постепенно выходим на тему урока, и я предлагаю детям сначала послушать музыку, высказать свое мнение об услышанном и мысли о том, о чем бы они попросили Бога, чаще всего дети говорят о любви, здоровье родителей, о мире, об успехах в учебе, и, почти никогда, не говорят о материальных благах. Затем читаю молитву в стихотворной форме и показываю иллюстрацию к этой муз. пьесе. Подводя итог уроку дети, отмечают то, что, несмотря на разницу во времени, ценности – не меняются. Уроком дети довольны, в следующую встречу рассказывают о своем опыте общения с другими людьми.
Цель преподавания предметного образовательного курса области «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры
Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Методика курса « Музыка» направлена на воспитание зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
- приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.
- ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.
- содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.
- воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.
- развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.
- накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.
Творческое развитие ребенка, теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с внеклассными занятиями по музыке. Именно музыка помогает развивать различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования гармонично развитой личности, так как:
- воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно-образную, но и физиологическую природу;
- музыка способна оказывать влияние на развитие личности в целом;
- музыкальное воспитание способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств;
- музыкальная деятельность в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеурочной работе.
Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым способствовать развитию музыкальной культуры.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.
На уроках музыки используются следующие методы:
- • обращение к опыту учащихся;
- • решение проблемных задач и ситуаций;
- • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
- • интеграция обучения.
Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию, я определилась в направленности своей работы:
- деятельный подход к музыкальному воспитанию;
- единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;
- демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и после уроков, независимо от уровня их музыкальных способностей).
Результатом музыкально-творческих способностей детей, является участие в школьных праздниках, концертах. Главное дать почувствовать детям, что они не оторваны от "большого искусства", что это "большое" они могут творить сами, соответственно много трудясь и работая.
В рамках Регионального научно – методического семинара «Особенности конструирования современного урока в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ООО» мной был дан открытый урок в 3 классе на тему «Святые Земли русской».
Закончить хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.
В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса
В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Тема самообразования:«Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том,как жить, делая как можно мень...
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные ценности и с...