Тема по самообразованию: «Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях реализации ФГОС» 2022-2023 гг.
опыты и эксперименты по музыке

Терещенко Оксана Александровна

Демонстрация опыта работы - тема по самообразованию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Молчановская средняя общеобразовательная  школа N 2»

Описание: https://fs.znanio.ru/methodology/images/bb/4e/bb4eee2a9f342dd6dab373d09326bc438fc17bb0.jpg

Тема по самообразованию:

«Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»

                                           

                                              Учитель музыки высшей категории

                                              Терещенко Оксана Александровна

-Молчаново 2022-2023-

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому -  а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...»

        Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе  сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

        Предметы эстетического цикла: музыка, литература, рисование, история, искусство, призваны были и есть и будут, решать  задачи по воспитанию и развитию духовных и нравственных ценностей еще не взрослого человека.        Два этих понятия «Духовность» и «нравственность» неразрывно связаны между собой. Понятие духовность включает в себя не только видение, слышание, принятие,  красоты, добра, любви, уважения, но и их транслирование.

 «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

        Изначально дух, духовность — религиозные понятия, широко используемые и в философии. Можно сказать, что духовность — форма человеческого самосознания, самоидентификации. «Духовность — это проявление высших устремлений человека».

     Музыка  является проводником  в воспитании духовного  и нравственного  облика детей.

Я работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, в которой, на мой взгляд, духовные ценности рассматриваются глубоко и объемно.

        Ученики имеют возможность познакомиться с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. Программа состоит из семи разделов, которые развиваются концентрически, тем самым расширяя, закрепляя, углубляя  и снова и снова подтверждая  понятия данной темы.

        Одним, из разделов является «О России петь – что стремиться в храм».  В самом названии и патриотизм и гуманизм и духовность.

        В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Во втором классе, наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».  

        В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Таким образом, прослеживается не только связь всех искусств, но и история России. Слушая музыку, дети учатся сопереживать, принимать решения, взвешивать свои поступки, соизмерять их с поступками героев, таких как Александр Невский, Илья Муромец, Иван Сусанин.

        Дети, особенно в начальной школе, очень отзывчивы на внимание к ним, очень искренне переживают и включаются в решение  чужих проблем,  желают помогать героям музыкальных произведений, родителям, учителям. Эта программа с момента ее создания позволяла перейти педагогу на другой уровень преподавания. В ней очень на многие вопросы дети сами должны были находить ответы, размышлять, делать выводы. Современные требования УУД – уже были заложены.

        Приведу такой пример: во втором классе есть тема «Утренняя молитва», по первой пьесе детского альбома П.И.Чайковского. Начинается урок с того, что мы начинаем размышлять о том, чем занимались люди 150 -170 лет назад, во времена Ч. по утрам. С чего начинался день? …Постепенно выходим на тему урока, и я предлагаю детям сначала послушать музыку, высказать свое мнение об услышанном и мысли о том, о чем бы они попросили Бога, чаще всего дети говорят о любви, здоровье родителей, о мире, об успехах в учебе, и, почти никогда, не говорят о материальных благах. Затем читаю молитву в стихотворной форме и показываю иллюстрацию к этой муз. пьесе. Подводя итог уроку дети, отмечают то, что, несмотря на разницу во времени, ценности – не меняются. Уроком дети довольны, в следующую встречу рассказывают о своем опыте общения с другими людьми.

        Цель преподавания предметного образовательного курса области «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры

Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Методика курса « Музыка» направлена на воспитание  зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
  • приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.
  • ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.
  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.
  • воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.
  • развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.
  • накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

Творческое развитие ребенка, теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с внеклассными занятиями по музыке. Именно музыка помогает развивать различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования гармонично развитой личности, так как:

  • воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно-образную, но и физиологическую природу;
  • музыка способна оказывать влияние на развитие личности в целом;
  • музыкальное воспитание способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств;
  • музыкальная деятельность в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеурочной работе.

Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым способствовать развитию музыкальной культуры.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

На уроках музыки используются следующие методы:

  1. • обращение к опыту учащихся;
  2. • решение проблемных задач и ситуаций;
  3. • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  4. • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
  5. • интеграция обучения.

Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию, я определилась в направленности своей работы:

  1. деятельный подход к музыкальному воспитанию;
  2. единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;
  3. демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и после уроков, независимо от уровня их музыкальных способностей).

Результатом музыкально-творческих способностей детей, является участие в школьных праздниках, концертах. Главное дать почувствовать детям, что они не оторваны от "большого искусства", что это "большое" они могут творить сами, соответственно много трудясь и работая.

   В рамках Регионального научно – методического семинара «Особенности конструирования современного урока в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ООО» мной был дан открытый урок в 3 классе на тему «Святые Земли русской».

Закончить хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.

В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Тема самообразования:«Духовно- нравственное  воспитание на уроках русского языка и литературы»Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том,как жить, делая как можно мень...

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...