Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа (7 класс)
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
· организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
· формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
· добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
· обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
Общая характеристика курса
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 7 классов
Программа «Азбука здоровья» включает в себя три части.
- «Разговор о правильном питании», включает в себя 16 занятий.
- «Две недели в лагере здоровья» состоит из 9 занятий.
- «Формула правильного питания» включает в себя 10 занятий.
Часть 1 «Разговор о правильном питании»
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»
Целью данного курса является формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В процессе обучения учащиеся:
Познакомятся:
с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Овладеют:
навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
Часть 3 «Формула правильного питания» .
В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:
- Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
- Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
- Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
- Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
- Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
- Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
- Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
- Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Отбор содержания программы «Азбука здоровья» осуществлён на основе следующей ведущей идее: идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
В основе программы используется здоровье – сберегающая технология. Изучаются теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваются практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большая просветительская работа по правильному питанию проводится с родителями, привлекаются в работу общественность и специалисты.
Материал занятий внеурочной деятельности «Азбука здоровья» связан с предметами «Биология», «Информатика», «Изобразительное искусство», «Технология».
Описание места курса в образовательном процессе
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» организована внеурочная деятельность «Азбука здоровья» для обучающихся 7 классов. Согласно учебному плану МБОУ Ялгинская на 2019– 2020 учебный год на внеурочную деятельность в 7 классе отводится по 1 учебному часа в неделю, итого - 35 часов в год. Занятия проводятся после уроков один раз в неделю. Согласно требованиям, продолжительность занятий составляет 40 минут.
Формы и методы работы
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях .
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи.
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение обучающихся в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:
- внеклассных занятий по правильному питанию;
- праздников;
- бесед;
- классных часов;
- экскурсий;
- однодневных походов в природу;
- родительских собраний, круглых столов, семинаров;
- в рамках проектной деятельности;
- конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
- выпуска газет, информационных буклетов.
Ценностные ориентиры
Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и способностей в области питания.
Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!»
Программа хорошо решает учебно-воспитательные задачи. В ней заложен развивающий эффект, воспитывающие начала, определяет набор навыков и реализует их в практическом применении в реальной жизненной ситуации. Программа легко решает задачу сотрудничество в семье, семьи и школы, школы и общественности. Она решает комплексные задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. Успех воспитания и обучения зависит от состояния здоровья учащихся.
Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
Данная программа отличается своими новыми принципами:
Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.
Социальный – организация правильного питания в семье и школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.
Проблемность – он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и способностей.
Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье – сберегающих технологий.
Природосообразность – при отборе мала и продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества.
Гуманизация – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.
Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.
Традиции – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.
Ожидаемые результаты
Личностные:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Пути реализации программы:
- Игры – путешествия
- Беседы
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
- Праздники, КВНы
- Подвижные игры
- Устные журналы
- Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
- Встречи с медицинскими работниками
Тематическое планирование занятий курса
«Азбука здоровья»
№ | Тема занятия | Сроки изучения |
1 | Что такое здоровье? | 1 неделя |
2 | Мудрые мысли о здоровье. | 2 неделя |
3 | Питание и эмоциональное состояние | 3 неделя |
4 | Непригодные продукты питания. | 4 неделя |
5 | Дороже алмаза мои два глаза. | 5 неделя |
6 | Культура моей семьи и я. | 6 неделя |
7 | Лагерь здоровья. | 7 неделя |
8 | Здоровые зубы здоровью любы. | 8 неделя |
9 | Мир растений. Польза и вред растений | 9 неделя |
10 | Чтобы уши слышали. | 10 неделя |
11 | Золотые правила питания. | 11 неделя |
12 | Этика – наука о морали. | 12 неделя |
13 | Русские народные игры. | 13 неделя |
14 | Как сделать сон полезным? | 14 неделя |
15 | Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лек. препаратами Лекарственные препараты | 15 неделя |
16 | Табак Алкоголизм Наркотические и токсические вещества | 16 неделя |
17 | Закаливание организма. | 17 неделя |
18 | Вирусные инфекции и их профилактика. | 18 неделя |
19 | Правила хорошего тона. | 19 неделя |
20 | Травмы – ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла, электроожоги. | 20 неделя |
21 | Как вести себя с домашними питомцами. | 21 неделя |
22 | Вредные привычки. | 22 неделя |
23 | Пищеварение: как это происходит? | 23 неделя |
24 | Вода – друг или враг. | 24 неделя |
25 | Как я выгляжу. | 25 неделя |
26 | Русские народные игры. | 26 неделя |
27 | Один дома. | 27 неделя |
28 | Компьютер и здоровье. | 28 неделя |
29 | Учимся общаться. | 29 неделя |
30 | Если хочешь быть здоров. | 30 неделя |
31 | Витамины – овощи и фрукты. | 31 неделя |
32 | Сотовый телефон – друг или враг. | 32 неделя |
33 | Праздник здоровья (итоговое занятие) | 33 неделя |
34 | Праздник здоровья. Проекты. | 34 неделя |
Литература
1.Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: 2 часть. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
2.Н.А.Извекова. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.
3.И.Товпинец. Уроки здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
...
Программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 5 - 7 класс
Целями и задачами данной программы являются:1. Физическое совершенствование, повышение уровня физической...
ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» (спортивно - оздоровительное направление)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Энциклопедия здоровья"
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья" на 1 год (Коррекционная школа)
Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья", рассчитанная на 1 год (Коррекционная школа)...