Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Энциклопедия здоровья"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• закрепление орфографических и пунктуационных умений и навыков;
• развитие речи у учащихся, обогащение словарного запаса;
. анализ литературных произведений;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ents_zdorovya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елизаветовская средняя общеобразовательная школа
Павловского муниципального района Воронежской области
ПРИНЯТО Педагогический совет Протокол №1 от 31.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Елизаветовская СОШ ________ Сиденко С.Н. Приказ № 76§2от 31.08.2018 |
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Энциклопедия здоровья»
для учащихся 5-7 классов
разработал: учитель русского языка и литературы
Чертова И.Ю.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «Разговор о правильном питании» для 5– 7 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- Плана по внеурочной деятельности МКОУ Елизаветовской СОШ
Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• закрепление орфографических и пунктуационных умений и навыков;
• развитие речи у учащихся, обогащение словарного запаса;
. анализ литературных произведений;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей );
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений;
- деятельностной основы процесса обучения;.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить на практике.
Курс «Энциклопедия здоровья» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в орфографии и пунктуации, словообразовании, лексикологии, отработка знаний произведений русских классиков, а также в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит метапредметный характер характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание изучать русский язык, литературу и одновременно соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Энциклопедии здоровья» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых.
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Энциклопедия здоровья» школьники получат представления:
- о правилах и основах рационального питания,
- о необходимости соблюдения гигиены питания;
- о полезных продуктах питания;
умения:
отработать навыки орфографии и пунктуации;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
- Развитие познавательных интересов.
- Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
- Развитие самосознания младшего школьника как личности.
- Уважение к себе.
- Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
- Иметь и выражать свою точку зрения.
- Целеустремлённость.
- Настойчивость в достижении цели.
- Готовность к преодолению трудностей.
- Способность критично оценивать свои действия и поступки.
- Коммуникабельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
При умелом проведении интегрированных занятий можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
- В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
- Слушать и понимать речь других
- Читать и пересказывать текст
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
- Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
- Правильно расставлять знаки препинания, писать орфографически грамотно слова
- Выделять существенные признаки предметов
- Сравнивать между собой предметы, явления
- Определять последовательность действий
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Пирамида здорового питания
Здоровое и питательное меню. Антиреклама сладких газированных напитков .Рецепт полезного пирожного. Н-НН в блюдах, полезных для здоровья. Дебаты «Фаст –фуд – хорошо или плохо?» Сочинение-рассуждение на тему «Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». Чай и здоровье. Составление кроссворда «Вкусное и здоровое питание».
Витамины – наши друзья
Этимология слова «витамины». Овощи – наши друзья и помощники. Здоровое питание. Словообразование витаминов. Жидкие витамины. Заимствованные слова. Дебаты «Жевательная резинка очищает рот, но засоряет мозги?» Проект на тему «Словарь витаминов»
Словарь «съедобных» фразеологизмов
История возникновения фразеологизмов со словом «каша». История возникновения фразеологизмов «Не фунт изюму», «На орехи». Защита проектов на тему «Съедобные фразеологизмы». Изготовление книжки-малышки «Съедобные фразеологизмы»
Литературные произведения о полезной пище
Анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка?». Рецепт от Карлсона «Приторный порошок». Анализ сказания «О Белгородском киселе». Жанры фольклора о здоровой пище. «Кислые щи» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чем вредны стихотворения Г.Остера? Литературный лабиринт «Произведения русских писателей о здоровой пище»
Календарно-тематическое планирование курса «Энциклопедия здоровья»
Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
Раздел «Пирамида здорового питания» | |||
1. Здоровое и питательное меню | Знакомство с программой . Пирамида «Здоровое питание» | Отработка навыков написания словарных слов | 1 |
2. Антиреклама сладких газированных напитков | Понятие «антиреклама». Правила создания антирекламы. | Создание антирекламы | 1 |
3. Рецепт полезного пирожного | Правила написания рецептов. Орфограммы: безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне. | Составление рецепта полезного пирожного. | 1 |
4-5. Н-НН в блюдах, полезных для здоровья. | Беседа «Блюда, полезные для здоровья». Орфограммы: н-нн в именах существительных и прилагательных. | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест | 2 |
6. Дебаты «Фаст –фуд – хорошо или плохо?» | Понятие «дебаты». Правила проведения дебатов | Проведение дебатов | 1 |
7. Сочинение-рассуждение на тему «Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». | Беседа «Чем полезна овсяная каша». Алгоритм написания сочинения-рассуждения. | Написание сочинения-рассуждения | 1 |
8. Чай и здоровье | Строение публицистического текста | Анализ текста | 1 |
9. Составление кроссворда «Вкусное и здоровое питание». | Алгоритм составления кроссворда | Составление кроссворда по данной теме | 1 |
Раздел 2 «Витамины – наши друзья» | |||
10 Этимология слова «витамины». | Понятие «этимология», «витамины» | Работа с этимологическими словарями | 1 |
11-12. Овощи – наши друзья и помощники | Беседа «Овощи и друзья – наши помощники» | Составление рассказа об овощах по карточкам, игра «Узнай овощ», работа над орфографией и пунктуацией | 2 |
13-14 Здоровое питание. | Беседа «Что значит правильно питаться?» | Составить из данных слов рассказ о здоровом питании, составить меню. Составить рецепты блюд из предлагаемых ингредиентов. Отработка орфографии и пунктуации. | 2 |
15 Словообразование витаминов | Понятие «словообразование» | Работа со словообразовательными словарями | 1 |
16. Жидкие витамины. | Беседа «Что значит понятие «жидкие витамины» | Игра «Угадай слово», подборка синонимов, отработка орфографии и пунктуации | 1 |
17. Заимствованные слова | Беседа «Какие названия продуктов питания к нам пришли из-за рубежа» | Работа со словарями. Игра «Полезно или вредно?» | 1 |
18 Дебаты «Жевательная резинка очищает рот, но засоряет мозги?» | Правила проведения дебатов | Проведение дебатов | 1 |
19-20. Проект на тему «Словарь витаминов» | Алгоритм построения проекта, составление словаря | Составление проекта, защита проекта | 2 |
Раздел 3 «Словарь «съедобных» фразеологизмов» | |||
21. История возникновения фразеологизмов со словом «каша». | Понятие «фразеологизм», беседа «Чем полезна каша» | Работа со словарями фразеологизмов | 1 |
22. История возникновения фразеологизмов «Не фунт изюму», «На орехи». | Беседа «Чем полезны для здоровья орехи и изюм» | Работа со словарями фразеологизмов | 1 |
23-24 Защита проектов на тему «Съедобные фразеологизмы». | Беседа «Какими могут быть продукты проектов» | Защита проектов | 2 |
25-26 Изготовление книжки-малышки «Съедобные фразеологизмы» | Беседа «Как оформить книгу» | Изготовление книжки-малышки | 2 |
Раздел 4 «Литературные произведения о полезной пище» | |||
27 Анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка?». | План анализа рассказа | Анализ рассказа, работа над орфографией и пунктуацией | 1 |
28 Рецепт от Карлсона «Приторный порошок». | План анализа отрывка произведения | Анализ рассказа, работа над орфографией и пунктуацией | 1 |
29. Анализ сказания «О Белгородском киселе». | План анализа сказания | Анализ сказания, работа над орфографией и пунктуацией | 1 |
30-31. ». Жанры фольклора о здоровой пище | Беседа «Загадки, пословица, поговорки о здоровой пище» | Игра «Составь пословицу», «Отгадай загадку», работа над орфографией и пунктуацией | 2 |
32. «Кислые щи» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Беседа «Русские блюда в произведениях русских классиков» | Анализ отрывка произведения, работа над орфографией и пунктуацией | 1 |
33. Чем вредны стихотворения Г.Остера? | Беседа «Особенности произведений Г.Остера» | Анализ стихотворений | 1 |
34-35. Литературный лабиринт «Произведения русских писателей о здоровой пище» | Исследовательская работа | Составление калейдоскопа литературных произведений русских писателей, в которых говорится о русских блюдах, приносящих пользу здоровью | 2 |
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
Брагин С.А. Энциклопедии здоровья на уроках русского языка. В.,2009,122с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дневник здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дневник здоровья"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секретные материалы твоего здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секретные материалы твоего здоровья"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предназначена для развития естественнонаучной грамотности в области здоровья...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Математика здоровья»
Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья обучающихся....