Конспект занятия внеурочной деятельности «Растения Крыма, Тарханкута (дикорастущие)».
план-конспект занятия (5 класс)
На занятии знакомлю детей с природой Крыма. Стремлюсь дать представление о природных зонах Крыма, углубить знания детей о растительном мире степного Крыма, развивать познавательный интерес детей к природе родного края, любознательность, внимание, память. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. На уроке используются современные игровые образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_rasteniya_kryma_tarhankuta.docx | 334.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия внеурочной деятельности «Растения Крыма, Тарханкута (дикорастущие)».
Цель: Продолжать знакомить детей с природой Крыма. Дать представление о природных зонах Крыма. Углубить знания детей о растительном мире степного Крыма. Развивать познавательный интерес детей к природе родного края, любознательность, внимание, память. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, уважение друг к другу.
Словарь: степь, равнина, климат, солончаки, чернозём.
Ход:
1.Организационный момент.
Крым, как и Солнце, один в этом мире:
Крым – это степь и курганы седые,
Крым – это пики вершин в поднебесье,
Крым – это море, поющее песни.
Крым можно поделить на природные зоны. В северной и центральной части он равнинный, степной.
Ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье, которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли – Южный берег Крыма.
2. Растительный мир степного Крыма.
Мы сегодня с вами поговорим о равнинной (степной) природной зоне Крыма.
Все растения приспосабливаются к климату степного Крыма и могут переносить как жару, так и холодные северные ветра.
Климат Степного Крыма засушливый, летом умеренно жарко, зима – короткая, иногда с сильными похолоданиями. Бывает, что землю покрывает снежный покров.
Главное богатство степного Крыма его черноземные и темно-каштановые почвы.
– Как вы думаете, как люди используют просторы степного Крыма?
– Правильно. Большая часть степного Крыма распахана и занята пшеницей, рисом, кукурузой, подсолнечником, овощными культурами, виноградниками и садами.
Есть в Крыму природная зона - степная, которую человек не использует для сельского хозяйства. Особенно красива она весной, когда зеленеют травы, расцветают яркие тюльпаны, маки, розовым ковром расстилается бессмертник. Летом, с наступлением жары, степь выгорает, становится желто-коричневой. Воздух наполняется горьковатым ароматом полыни, приятным запахом тимьяна.
Травянистые растения степного Крыма:
Горицвет или Адонис весенний – изящное весеннее растение степей. Цветки ярко-желтые блестящие и очень нарядные.
Ковыль – наиболее распространенное степное растение семейства злаковых.
Типчак – многолетнее травянистое кормовое растение. Имеет соцветие метёлка.
Пырей – многолетняя трава обладает очень плотным, жестким корневищем, которое образует многочисленные побеги и пронизывает даже пересушенную почву.
Луговой мятлик – кормовая трава. Узколистное растение с колосками яйцевидной формы зелёные, реже фиолетовые.
Клевер – Пушистые, фиолетовые шарики лугового клевера можно встретить практически везде: на лугах, полях, по обочинам дорог. Считается лекарственным растением. Является одной из наиболее ценных кормовых трав.
Полынь – стебли полыни прямостоячие, ветвистые серебристо-сероватые, имеют опушение. Трава полыни отличается сильным пряным запахом и горьким вкусом.
Кермек – степное растение с цветками сине-фиолетового цвета.
Синеголовник – растение имеет Синевато-фиолетовый окрас ветвистого стебля. Голубые цветки собраны в красивые головчатые соцветия.
4. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.»
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
5. Деревья и кустарники степного Крыма
Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Перед вами лежат картинки с изображением цветов, плодов, или листьев деревьев и кустарников степного Крыма. Надо взять картинку, назвать что изображено на ней, и с какого это растения.
(Акация, клен полевой, лох серебристый, тамариск, шиповник, барбарис, боярышник.)
6. Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
Мы взбираемся на холм,
И немного отдохнём.
7. Растения засолённых почв степного Крыма
Может показаться, что степь везде одинакова, но это не так. На севере полуострова располагается озеро Сиваш. Вокруг него земли очень соленые, они так и называются – солончаки. Солончаки непригодны для использования в сельском хозяйстве Не каждое растение может жить на таких почвах. Мокрые, часто заливаемые в непогоду морскими волнами участки солончаков заняты зарослями солероса.
Солеросы произрастают на сильно засолённых почвах на морских побережьях. У этих растений гладкий, сочный стебель, мало разветвлённый. Листья растения похожи на мясистые чешуйки, своим основанием приросшие к стеблю.
Приспособился к соленосным землям сарсазан – низкорослый кустарник с сильно извилистыми ветвями. Листья похожи на чешуйки.
8. Итог
– Чего нового вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось?
Крымская весна коварна, не редкость для неё и внезапные снегопады, и ночные заморозки. Поэтому раннецветущим растениям пришлось научиться бороться с этими неприятностями. Например, бутоны и стебли сон-травы — одного из красивейших растений наших лесов — опушены многочисленными длинными оттопыренными волосками. Эта мохнатая «шубка» предохраняет бутоны от весенних холодов.
Клеточный сок первоцветов действует как незамерзающий антифриз, хорошо знакомый всем автолюбителям. Если в начале апреля внезапно ударят заморозки и повалит снег, то, оказавшись в лесу, можно увидеть, что молодые, только начавшие раскрываться листочки грабинника и осины, прихваченные морозом, побурели и сморщились. А вот хрупкая хохлатка или удивительный цикламен косский продолжают цвести как ни в чем не бывало. Ни малейшего следа от заморозка на этих нежных растеньицах заметить невозможно!
После цветения у первоцветов наступает глубокий летний покой, связанный с отсутствием достаточного освещения и влаги в лесу. Во второй половине лета идет закладка вегетативных и генеративных органов. Осенью наступает второй глубокий покой, сдерживающий их развитие в благоприятные осенние дни, когда в лесу опять светло (листья опали) и влажно (идут осенние дожди), да и температуры почвы, воздуха и воды ещё сравнительно высокие. Но впереди зима! Заморозки могут наступить внезапно. Естественный отбор закрепил у «подснежников» второй предупреждающий покой. В середине декабря он заканчивается и наступает вынужденный покой, связанный с отсутствием необходимых условий развития. Если в декабре-январе пролески, хохлатки, тюльпаны поместить в комнатные условия, то они великолепно зацветут.
Среди раннецветущих растений кроме многолетников есть и однолетники, так называемые эфемеры. Это маленькие (3-10 сантиметров) растеньица, едва различимые среди отрастающей зелени. Весь жизненный цикл (от семени до семени) проходит за несколько дней, реже - 2-4 недели. В конце апреля, когда разрастаются дерновины злаков, они засыхают и найти их невозможно. Некоторые эфемеры, например веснянка весенняя образует ранней весной целые цветущие аспекты.
Говоря о раннецветущих растениях Крыма, нельзя не вспомнить кизил. Кусты кизила зацветают задолго до распускания листьев, обычно в феврале (и только в сравнительно холодные зимы цветение приходится на март). Яркие жёлтые цветки очень нарядно смотряться в прозрачном лесу весной! Опыляются цветки кизила как ветром, так и насекомыми. Такое необычно раннее цветение плодового дерева породило крымскую легенду о жадном шайтане, который выбрал кизил, надеясь на скорый урожай. Но просчитался: плодоносит кизил позже всех, в октябре-ноябре.
Многие весенние растения массово уничтожаются. Одни усиленно собираются как лекарственные. Другие обладают высокодекоративными свойствами и истребляются на букеты. Организовано для продажи истребляют подснежники, сон-траву, дикие тюльпаны, крокусы. На грани полного исчезновения цикламен косский.
По данным экологов, ежегодно в течение февраля-марта из Крыма только в украинскую столицу вывозилось около 15 миллионов подснежников! Конечно же, они занесены в Красные Книги. Но где они, эти Красные книги? А мы вот они, готовые хоть сейчас - на природу. Если человек, если мы с вами, не пожалеем, не поможем, не проникнемся бедами наших растений, никакие Красные книги не помогут Крыму. С потерей каждого вида мы обделяем не только себя, но и детей наших детей. В Японии детям с ранней поpы внушают: сорвать, выбросить или растоптать цветок может только плохой, жестокий человек. Каждую весну во время цветения сакуры японские семьи поднимаются в горы, чтобы полюбоваться её цветами. Давайте любоваться крымскими цветами, ведь прикоснуться к красоте можно только сердцем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"
Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....
Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"
Данный материал содержит конспект к занятию внеурочной деятельности в 5 классе по теме "Лист Мебиуса"...
Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Конспект к презентации Командная игра "Экологический марафон"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....
План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"
Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...