Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект к презентации Командная игра "Экологический марафон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку
в 5 классе.
Тема: Экологический марафон.
Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной деятельности по русскому языку.
- Формировать элементарные экологические знания и представления.
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.
- Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Закрепление уже имеющихся знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с лексическим значением слов по теме «Экология»
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности к защите окружающей среды, прививать у детей чувство любви к природе.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Представление членов жюри.
3. Погружение в тему. Кроссворд.
- Раздел лингвистики, изучающий произношение
- Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки
- Раздел лингвистики, изучающий звуки речи
- Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения.
- Раздел лингвистики, изучающий строение слова
- Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов
- Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения
- Раздел лингвистики, изучающий части речи.
У - Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас получилось?
У-Тема нашего урока «Экологический марафон»
-- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?
Д -(1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.
У.-- Сколько значений имеет это слово? Какое это слово – однозначное или многозначное? Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова.
(Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь.)У – А что означает слово марафон?
Д – 1) В спорте бег на самые длинные дистанции. 2) Длительные соревнования, состоящие из нескольких ступеней, этапов. 3) Непрерывная многочасовая программа теле- или радиопрограмма,обычно с благотворительными целями.
У- Сегодня у нас соревнование, которое можно по праву назвать марафоном. Наш марафон пройдёт в несколько этапов.
4. Начало марафона.
-Напоминаю вам правила
•Не выскакивать с ответом, советоваться с командой.
•Стараться дать правильный ответ.
•Стремиться выручить своих товарищей.
Команды готовы?
1 Этап. Представление команд.(эмблема, девиз)
1 команда «СМК»(самая модифицированная команда)
2 команда «Знатоки»
3 команда «Легионеры»
2 Этап.Разминка. Каждой команде дана скороговорка. Условие: выбрать одного участника команды, который проговорит скороговорку.
«Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками»
У -Что вы знаете о лягушках?
-Ответы учщихся.
У - Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек Основная пища лягушек и жаб – насекомые (мошки, комары, мухи, жуки) а также слизни, улитки, пауки. За лето лягушки и жабы поедают больше насекомых, чем птицы. А некоторые люди специально собирают жаб и приносят их на свои огороды. Как вы думаете, зачем? (ответы детей)
Жабы поедают вредителей, которые уничтожают наш урожай – медведок, слизней, проволочников, долгоносиков, гусениц. Они – настоящие помощники людям и защитники наших садов и огородов!
3 ЭтапРабота со стихотворениями Марка Львовского.
Команды получают стихотворения и задания к ним
А) «СМК» Обними берёзку
Обними берёзку,
Руки протяни,
И тогда наступят,
Золотые дни!
Есть в берёзке сила,
Таинство природы,
И она развеет,
Все твои невзгоды.
Обними берёзку,
Рядом с ней постой,
Обретёшь здоровье,
Радость и покой!
Задания:
1) Определите тему и основную мысль стихотворения.
2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.
3) Найдите по одному существительному 1,2,3 склонения
4) Докажите, что слово постой относится к словам - омонимам.
Б) «Знатоки»Такая странная любовь
Что же происходит,
В море и в лесах,
Мы природу любим,
Только на словах!
В озере отходы,
В речке плыл мазут,
За кусты посмотришь,
Свалки там и тут!
И природа гибнет,
И горят леса,
И одна надежда,
Лишь на чудеса!
Задания:
1) Определите тему и основную мысль стихотворения.
2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.
3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.
4) Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните.
В) «Легионеры»Дымит высокая труба
Дымит высокая труба,
То с чистым воздухом борьба,
Идёт отрава, жёлтый дым,
Ложится облаком густым.
Болеют дети, старики,
Молчат трусливо мужики,
Начальству ведь всегда видней,
Кто у руля, тот всех умней!
Из пушки бы по той трубе,
Легко дышать тебе и мне,
Но дым удушливый идёт,
И всё живое он убьёт
Задания:
1) Определите тему и основную мысль стихотворения.
2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.
3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.
4) Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа. Объясните.
У. - Прослушав данные стихотворения, к какому общему выводу мы можем прийти.(Природа-наш общий дом, и мы должны бережно к ней относиться.)
4 Этап. «Заглянем в тайну»
О каком дереве или кустарнике идёт речь? Запишите название дерева или кустарника.
Расскажите о слове сточки зрения орфографии и фонетики.
Задания для команд
- Это дерево - символ России, еще в стародавние времена его называли деревомчетырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать, больныхисцелять.Для врачевания использовали настой из почек (при долгоне заживающих ранах), чай, заваренный на грибе этого дерева -чаге (отзаболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом. Под весенним солнцем, под белыми облаками из белого тела этого дерева приятнопить живительные соки земли. Содержится в соке и какой – то особенныйсахар, и разные витамины.
- Кто не видел белых пахучих цветов этого дерева.Оно всегда быласимволом русского пейзажа, обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет этого дерева в домесмертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод ее пекутсяпироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целяхиспользуют ягоды в качестве вяжущего средства. По народным приметам, коли зацвело дерево, пора сажать картофель. Из коры делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используютдля столярных изделий, а гибкие ветки — для плетения мебели. Дерево-прекрасный медонос.
- На протяжении ряда веков дерево считалась "сорной" породой, его вырубали
за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что
оно приносит пользу и лесу и человеку.
Этодерево —символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались его посадить. Даже посидеть в тени этого дерева считалось полезным. Оно воспето впеснях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении дерево это — тонкая и нежная девушка.
В народной медицине плоды дерева употребляли для укрепления желудка,
как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому
содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты,
настойки и наливки. Древесинаценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальныхинструментов.
Слайд- Плохая экология
5 Этап. «Жалобная книга природы»
Условия: Каждая команда пишет жалобу от имени животного или растения. (В конверте – иллюстрация с изображением животного или растения)
6 Этап «Что? Где? Когда? Конкурс капитанов.
1) Назовите первый закон природы? (Все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособлены.)
2) Второй закон природы. (В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе.Они живут в сообществе с другими растениями и животными.)
3) Зачем растениям плоды? (Чтобы выросли новые плоды.)
4)Кто помогает растениям сажать свои семена? (Ветер, птицы, звери, человек.)
5) Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (Лиственница.)
6)Почему листья с верхушки опадают последними? (Потому что они самые молодые.)
7 Этап. «Собери выражение».
Условие: Собрать выражение из заданных слогов. Объяснить.
Берегите муравейники.
Не разжигайте костер.
Не подходите близко к гнездам птиц.
Польза муравьёв: уничтожают насекомых-вредителей;
переносят различные семена, поддерживая растительный баланс;
ускоряют разложение растительности, улучшая структуру почвы;
У- Руку,занесённое над веткой,
Над гнездом,где затаилась птица,
Над былинкой, над живою клеткой,
Удержи,не дайей опуститься.
И пускай твой голос стерегущий
Слышит каждый,кто проходит мимо:
Помните – природа всемогуща
И до безграничности ранима! (Н.Рудой)
8 Этап. «Идём в лес»
Условие: Распределить иллюстрации на две части. Обосновать свой выбор.
(Топор, соль, спички, стеклянные бутылки, жестяные банки, крошки хлеба, сало, пила, пакеты для мусора, канистра с бензином, жидкость для розжига, орешки, семечки,
1) Берём с собой 2) Не берём
9 Этап. Финиш. Кто быстрее?
«Чёрный ящик» Угадай, кто дал объявление.
•Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, ч…р…паха)
•Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Е…, дикобраз, елка)
•Помогу всем, у кого сломался будильник. (П…тух)
•Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (М…дведь)
•Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (С…ва)
•Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Л…са)
•Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Ч…р…паха)
•Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
•Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
10 Этап. «Творческий» Украсим нашу планету.( На доске-макет земного шара надо заселить его животными и растениями) Под песню «Наедине со всеми» в исполнении В.Леонтьеваучащиеся прикрепляют к земному шару изображения.
У- Есть просто храм,есть храм науки.
А есть ещё «Природы Храм»
С лесами,тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи в него. Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
5. Подведение итогов. Результаты озвучивает экспертная комиссия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....
КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»
КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»...
Конспект занятия внеурочной деятельности «Разговорный английский» в 5 классе по теме «Моя семья»
Цель:-тренировать учащихся в умении вести общение на английском языке по теме «Семья» в предлагаемых ситуациях;-развить языковую догадку;-развивать память, воображение.Задачи:1. Тренироват...
Конспект занятия внеурочной деятельности по математике в 6 классе .
Конспект мероприятия по математике, направленного на развитие детской одаренности и специальных способностей обучающихся в области математики.Разбор школьного этапа ВсОШ 2021/22 по математике, 6 класс...
Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся
Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...