Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Доронина Эльмира Мухамедовна

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку

в 5 классе.

Тема: Экологический марафон.

Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной деятельности по русскому языку.

  • Формировать элементарные экологические знания и представления.
  • Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.
  • Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Закрепление уже имеющихся знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с  лексическим значением слов по теме «Экология»

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности к  защите окружающей среды, прививать у детей чувство любви к природе.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор,  раздаточный материал.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Представление членов жюри.

3. Погружение в тему. Кроссворд.

  1. Раздел лингвистики, изучающий произношение
  2. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки
  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи
  4. Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения.
  5. Раздел лингвистики, изучающий строение слова
  6. Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов
  7. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения
  8. Раздел лингвистики, изучающий части речи.

У - Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас получилось?

У-Тема нашего урока «Экологический марафон»

-- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?

Д -(1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к  другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

У.-- Сколько значений имеет это слово? Какое это слово – однозначное или многозначное? Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова.

(Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь.)У – А что означает слово марафон?

Д – 1) В спорте бег на самые длинные дистанции. 2) Длительные соревнования, состоящие из нескольких ступеней, этапов. 3) Непрерывная многочасовая программа теле- или радиопрограмма,обычно с благотворительными целями.

У- Сегодня у нас соревнование, которое можно по праву назвать марафоном. Наш марафон пройдёт в несколько этапов.

4. Начало марафона.

-Напоминаю вам правила

•Не выскакивать с ответом, советоваться с командой.

•Стараться дать правильный ответ.

•Стремиться выручить своих товарищей.

Команды готовы?

1 Этап. Представление команд.(эмблема, девиз)

1 команда «СМК»(самая модифицированная команда)

2 команда  «Знатоки»

3 команда  «Легионеры»

2 Этап.Разминка. Каждой команде дана скороговорка. Условие: выбрать одного участника команды, который проговорит скороговорку.

«Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками»

У -Что вы знаете о лягушках?

-Ответы учщихся.

У - Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек Основная пища лягушек и жаб – насекомые (мошки, комары, мухи, жуки) а также слизни, улитки, пауки. За лето лягушки и жабы поедают больше насекомых, чем птицы. А некоторые люди специально собирают жаб и приносят их на свои огороды. Как вы думаете, зачем? (ответы детей)
Жабы поедают вредителей, которые уничтожают наш урожай – медведок, слизней, проволочников, долгоносиков, гусениц. Они – настоящие помощники людям и защитники наших садов и огородов!

3 ЭтапРабота со стихотворениями Марка Львовского.

Команды получают стихотворения и задания к ним

А) «СМК» Обними берёзку

Обними берёзку,

Руки протяни,

И тогда наступят,

Золотые дни!

Есть в берёзке сила,

Таинство природы,

И она развеет,

Все твои невзгоды.

Обними берёзку,

Рядом с ней постой,

Обретёшь здоровье,

Радость и покой!

Задания:

1) Определите тему и основную мысль стихотворения.

2)        Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.

3) Найдите по одному  существительному 1,2,3 склонения

4) Докажите, что слово постой относится к словам - омонимам.

Б) «Знатоки»Такая странная любовь

Что же происходит,

В море и в лесах,

Мы природу любим,

Только на словах!

В озере отходы,

В речке плыл мазут,

За кусты посмотришь,

Свалки там и тут!

И природа гибнет,

И горят леса,

И одна надежда,

Лишь на чудеса!

Задания:

1) Определите тему и основную мысль стихотворения.

2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.

3)  Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.

4) Найдите  слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните.

В) «Легионеры»Дымит высокая труба

Дымит высокая труба,

То с чистым воздухом борьба,

Идёт отрава, жёлтый дым,

Ложится облаком густым.

Болеют дети, старики,

Молчат трусливо мужики,

Начальству ведь всегда видней,

Кто у руля, тот всех умней!

Из пушки бы по той трубе,

Легко дышать тебе и мне,

Но дым удушливый идёт,

И всё живое он убьёт

Задания:

1) Определите тему и основную мысль стихотворения.

2)        Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.

3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните.

4) Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа. Объясните.

У. - Прослушав данные стихотворения, к какому общему выводу мы можем прийти.(Природа-наш общий дом, и мы должны бережно к ней относиться.)

4 Этап. «Заглянем в тайну»

О каком дереве или кустарнике идёт речь? Запишите название дерева или кустарника.

Расскажите о слове сточки зрения орфографии и фонетики.

Задания для команд

  1. Это дерево - символ России, еще в стародавние времена его  называли  деревомчетырех  дел:  мир  освящать,  крик  утешать,  чистоту  соблюдать,   больныхисцелять.Для врачевания использовали настой из почек  (при  долгоне заживающих  ранах),  чай,  заваренный  на    грибе этого дерева -чаге  (отзаболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом. Под весенним солнцем, под белыми облаками из  белого тела этого дерева  приятнопить живительные соки земли. Содержится  в  соке  и  какой  –  то  особенныйсахар, и разные витамины.

  1. Кто не видел  белых  пахучих  цветов  этого дерева.Оно  всегда  быласимволом русского пейзажа, обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий  аромат цветов и листьев очищает  воздух  от  микробов.  Букет  этого дерева  в  домесмертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из  ягод  ее  пекутсяпироги, варятся кисели. Соком их  подкрашивают  напитки.  В  лечебных  целяхиспользуют ягоды  в качестве вяжущего средства.    По народным приметам, коли зацвело дерево, пора сажать картофель.  Из коры делают краску зеленого и бурого  цвета.  Древесину  используютдля столярных изделий, а гибкие ветки —  для  плетения  мебели. Дерево-прекрасный медонос.

  1. На протяжении ряда веков дерево считалась "сорной" породой, его  вырубали

за ненадобностью. Сейчас отношение к  дереву  изменилось.  Установлено,  что

оно приносит пользу и лесу и человеку.

Этодерево —символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались  его посадить. Даже посидеть в тени этого дерева считалось  полезным.  Оно  воспето  впеснях, о ней сложены стихи,  пословицы,  загадки.  Чаще  всего  в  народном представлении дерево это —  тонкая и нежная девушка.    

    В народной медицине плоды дерева употребляли  для  укрепления  желудка,

как  мочегонное  и   кровоостанавливающее   средство;   благодаря   высокому

содержанию витаминов варят  из  плодов  варенья,  пастилу,  делают  конфеты,

настойки  и  наливки. Древесинаценится  в   столярном   производстве   и   при   изготовлении   музыкальныхинструментов.

Слайд- Плохая экология

5 Этап. «Жалобная книга природы»

Условия: Каждая команда пишет жалобу от имени животного или растения. (В конверте – иллюстрация с изображением животного или растения)

6 Этап «Что? Где? Когда? Конкурс капитанов.

1) Назовите первый закон природы? (Все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособлены.)

2) Второй закон природы. (В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе.Они живут в сообществе с другими растениями и животными.)

3) Зачем растениям плоды? (Чтобы выросли новые плоды.)

4)Кто помогает растениям сажать свои семена? (Ветер, птицы, звери, человек.)

5) Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (Лиственница.)

6)Почему листья с верхушки опадают последними? (Потому что они самые молодые.)

7 Этап. «Собери выражение».

Условие: Собрать выражение из заданных слогов. Объяснить.

Берегите муравейники.

Не разжигайте  костер.

 Не подходите близко к гнездам птиц. 

Польза муравьёв: уничтожают насекомых-вредителей;

переносят различные семена, поддерживая растительный баланс;

ускоряют разложение растительности, улучшая структуру почвы;

У- Руку,занесённое над веткой,

Над гнездом,где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи,не дайей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый,кто проходит мимо:

Помните – природа всемогуща

И до безграничности ранима!    (Н.Рудой)

8 Этап.  «Идём в лес»

Условие: Распределить иллюстрации на две части. Обосновать свой выбор.

(Топор, соль, спички, стеклянные бутылки, жестяные банки, крошки хлеба, сало, пила, пакеты для мусора, канистра с бензином, жидкость  для розжига, орешки, семечки,  

1) Берём с собой                                                             2) Не берём

9 Этап. Финиш. Кто быстрее?

«Чёрный ящик»   Угадай, кто дал объявление.

•Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, ч…р…паха)

•Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Е…, дикобраз, елка)

•Помогу всем, у кого сломался будильник. (П…тух)

•Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (М…дведь)

•Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (С…ва)

•Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Л…са)

•Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Ч…р…паха)

•Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз  в год обращайтесь ко мне. (Лось)

•Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

10 Этап. «Творческий» Украсим нашу планету.( На доске-макет земного шара надо заселить его животными и растениями) Под песню «Наедине со всеми»  в исполнении  В.Леонтьеваучащиеся прикрепляют  к земному шару изображения.

У- Есть просто храм,есть храм науки.

А есть ещё  «Природы Храм»

С лесами,тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи в него. Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

5. Подведение итогов. Результаты озвучивает экспертная комиссия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической  коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:  «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Разговорный английский» в 5 классе по теме «Моя семья»

Цель:-тренировать учащихся в умении вести общение на английском языке по теме «Семья» в предлагаемых ситуациях;-развить языковую догадку;-развивать память, воображение.Задачи:1. Тренироват...

Конспект занятия внеурочной деятельности по математике в 6 классе .

Конспект мероприятия по математике, направленного на развитие детской одаренности и специальных способностей обучающихся в области математики.Разбор школьного этапа ВсОШ 2021/22 по математике, 6 класс...

Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...