УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
статья (5 класс)

Батыргалиева Оксана Камильевна

Аннотация: в статье анализируется понятие «ученическое самоуправление», рассказывается об организации ученического самоуправления в образовательном учреждении. Представлен опыт практической реализации в современной школе.

Ключевые слова: школа, развитие личности, принципы ученического самоуправления, ученическое самоуправление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

О.К.Батыргалиева

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»,

Астрахань, Россия

           Аннотация: в статье анализируется понятие «ученическое самоуправление», рассказывается об организации ученического самоуправления в образовательном учреждении. Представлен опыт практической реализации в современной школе.

      Ключевые слова: школа, развитие личности, принципы ученического самоуправления, ученическое самоуправление.

STUDENT SELF-GOVERNANCE AS A CONDITION FOR SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY

O.K. Batyrgalieva

FSBEI of HE "Astrakhan State University",

Astrakhan, Russia

            Resume: the article analyzes the concept of “student self-government”, talks about the organization of student self-government in an educational institution. The experience of practical implementation in a modern school is presented.

       Key words: school, personality development, principles of student self-government, student self-government.

         

        В современном образовании одним из основных направлений является организация и функционирование ученического самоуправления. Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в обсуждении и решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. То есть это возможность каждому ребёнку продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, освоить общественный опыт. Тема самоуправления сейчас очень актуальна, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В отечественной педагогике проблема организации ученического самоуправления рассматривалась И.П. Ивановым, А.С. Макаренко и другими исследователями. А.С. Макаренко рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся старших классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.          

         Интересным представляется реализация модели школьного самоуправления в МБОУ «ООШ с.Ивановки» МО «Енотаевский район». В 2008году была создана и утверждена детская организация «Моя школьная планета». Были  разработаны такие документы, как «Положение по МБОУ «ООШ с. Ивановки» МО «Енотаевский район» ученического самоуправления детской организации « Моя школьная планета»  и  «Устав органов самоуправления детской организации». Структура организации представлена в виде ступеней:

  • 1 ступень 1-4 кл « Детвора»
  •  2 ступень 5-9 кл «Ровесник»

Высшим органом является парламент, который собирается не реже одного раза в год. Рабочие заседания созываются 1 раз в месяц.

В своей деятельности организация руководствуется принципами:

  •  Демократии;
  • Добровольности;
  • Творческой активности;
  • Гуманизма.

Ежегодно работа ученического самоуправления совершенствуется. Жизнь ученического самоуправления полна разнообразными делами. Организация традиционных общешкольных дел способствует формированию общешкольного коллектива и украшает его жизнь. Традиции – это то, чем сильна наша школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Ежемесячно проводятся тематические линейки, выпускаются стенгазеты, готовятся театрализованные представления, постоянно проводятся операции «Внешний вид», «В школу без опозданий», «Забота». Ребята оказывают помощь ветеранам труда, организовано и активно действует волонтерское движение. В целях пропаганды здорового и активного образа жизни проводятся спортивные мероприятия, а также месячник ЗОЖ.

Одним из главных условий достижения положительных воспитательных результатов при формировании детского самоуправления является грамотное педагогическое руководство деятельностью учащихся. Хорошо сформированное самоуправление даёт возможность в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива и создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

И в завершении следует отметить, что ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а также способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.

Литература

1. Калиш И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. - 2003.- №7.

2. Коротов В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М. Коротов. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

 3. Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. – М.,2003. -328 с

 4. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Юниорский союз «Дорога». - Петрозаводск, 2003. – 92 с.

5.Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников № 1, 2006г — С. 2–6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление как фактор гражданской активности школьников

Статья опублиекована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации"...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...

«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В разработке  даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и  развития классного коллектива в 9 классе....

Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика.

Картотека приемов формирования навыков самооценки...