МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»
методическая разработка (9 класс) по теме
В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.
Тема самоуправления актуальна для нашего лицея, в плане воспитания у лицеистов навыков работы в команде, формирования лидерских качеств ,развития организаторских способностей . Ученическое самоуправление играет важную роль на этапе формирования классного коллектива в первый год обучения, в этот период мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:
-осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
-развивать свои силы и способности;
-понимать и принимать других;
-адекватно оценивать свои силы и способности;
-контролировать себя;
-адаптироваться к новому социуму
При таком подходе самоуправление в лицее-интернате необходимо. Мы сможем воспитать самостоятельных, но в то же время законопослушных граждан. Только в дружественном сообществе ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.
Цель методической разработки:
Создать концепцию для развития самоуправленческой деятельности в условиях формирования коллектива на первом году обучения в лицее (9класс), выявив этапы, структуру и пути развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей и специфики образовательного учреждения.
Задачи методической разработки:
1. Провести мониторинг способностей и потребностей по формированию классного коллектива и органов самоуправления.
2. Разработать структуру органов самоуправления в классе, структуру органов самоуправления в общежитии и систему сменяемости поручений для класса.
3. Выделить этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития коллектива.
3.Разработать систему классных часов для выстраивания и деятельности самоуправления в классе.
4. Провести мониторинг результатов работы по развитию самоуправления в условиях формирующегося коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_samouprav._gotovaya.doc | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ГБОУ Республики Марий Эл
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива
в 9 классе»
Воспитатель ГБОУ Республики
Марий Эл «Политехнический лицей-интернат»
Григорьева Люция Нурисламовна,
претендующая на установление соот-
ветствия уровня квалификации
требованиям, предъявляемым
к первой квалификационной
категории
Йошкар-Ола
2014
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития коллектива……………………………………………..…………………..…..5
2. Структура органов самоуправления в классе и мероприятия по ее внедрению……………………………………………………………………….……….9
3. Мониторинг результатов работы по развитию самоуправления в условиях формирующегося коллектива………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………….………………………………………...… 21
Приложение 1. Разработки классных часов по развитию самоуправления.…… 22
Приложение 2.Отзывы о проведенных мероприятиях………………………………37
Приложение 3.Таблица социальной активности детей первого года обучения……40
Приложение 4. Таблица социальной активности выпускников…………………. 41
Приложение 5. Сравнительный анализ активности детей первого года обучения (9класс) и выпускников (11 класс)………………………………………………….. 43
Введение
В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.
Тема самоуправления актуальна для нашего лицея, в плане воспитания у лицеистов навыков работы в команде, формирования лидерских качеств ,развития организаторских способностей . Ученическое самоуправление играет важную роль на этапе формирования классного коллектива в первый год обучения, в этот период мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:
-осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
-развивать свои силы и способности;
-понимать и принимать других;
-адекватно оценивать свои силы и способности;
-контролировать себя;
-адаптироваться к новому социуму
При таком подходе самоуправление в лицее-интернате необходимо. Мы сможем воспитать самостоятельных, но в то же время законопослушных граждан. Только в дружественном сообществе ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.
Цель методической разработки:
Создать концепцию для развития самоуправленческой деятельности в условиях формирования коллектива на первом году обучения в лицее (9класс), выявив этапы, структуру и пути развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей и специфики образовательного учреждения.
Задачи методической разработки:
1. Провести мониторинг способностей и потребностей по формированию классного коллектива и органов самоуправления.
2. Разработать структуру органов самоуправления в классе, структуру органов самоуправления в общежитии и систему сменяемости поручений для класса.
3. Выделить этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития коллектива.
3.Разработать систему классных часов для выстраивания и деятельности самоуправления в классе.
4. Провести мониторинг результатов работы по развитию самоуправления в условиях формирующегося коллектива.
1.Этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития коллектива
Цель ученического самоуправления – Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себе, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи ученического самоуправления:
- Создание условий для развития лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации обучающихся в обществе, их социализации и личностного развития.
- Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.
- Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.
Мои задачи, как воспитателя, заключаются в передаче учащимся организаторского опыта, в показе примера участия в общественной работе (старшеклассников-лидеров, дебаты и отчеты членов лицейского самоуправления и т.д.), вовлечение каждого члена классного коллектива в посильную общественную работу.
Деятельность по созданию и развитию самоуправления в формирующемся классном коллективе, я разделила на следующие фазы:
- Фаза адаптации.
Когда ребята только пришли учиться в лицей важно оптимально организовать процесс адаптации через ознакомление с нормативно-правовыми документами по деятельности лицея, поддерживать единство требований ,оказать практическую помощь по решению бытовых проблем, определить для ребенка статус воспитателя как старшего товарища .
В начале учебного года избирается актив класса проходят выборы в Лицейскую Думу. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий спектр видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом класса совместно с классным руководителем разрабатывается план внеурочной деятельности класса. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа.
- Фаза формирования коллектива.
На фазе формирования коллектива осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этой фазе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление.
- Фаза установления взаимоотношений.
При переходе к третьей фазе – установления взаимоотношений, ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является для себя и окружающих людей. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух компонентах:
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
Отсюда следуют вывода:
1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;
2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.
Основу этой методики составляют:
• Умелое предъявление требований к учащимся;
• Воспитание ученического актива;
• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;
• Формирование здорового общественного мышления;
• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»
Школьное самоуправление дает возможность ученику:
- приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;
- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;
- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.
В центре внимания сам ребенок, его эмоциональное , физическое состояние , социальное благополучие и психологический комфорт
В работе с классным самоуправлением необходимо руководствоваться методами социального проектирования, поручительства, методом личного примера, убеждения, общественного мнения, поощрения, использую игры, соревнования, обращаюсь к традициям класса и лицея, также пользуюсь методом вооружения ученического коллектива технологией подготовки и проведения конкретного дела.
Сотрудничество классного воспитателя и обучающихся класса является важным условием развития ученического самоуправления. Цель, поставленная перед коллективом, и вера в её достижение – это и есть связующее звено между детьми и классным воспитателем. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только классным воспитателем, но и одноклассниками и другими лицеистами, они стараются вести себя достойно, выполняют задания более старательно, вкладывая в него все свои организаторские, умственные и физические способности.
1Структура органов самоуправления в классе и мероприятия по ее внедрению в формирующемся коллективе
Для того, чтобы начать работу по развитию самоуправления в классе, необходимо ознакомить коллектив со структурой органов самоуправления (Таблица 1.) и назначить актив класса.
Таблица 1. Структура органов самоуправления.
№ | Должность | Функции |
1 | Староста класса | Организатор классного самоуправления. Ведение дневника класса, проверка готовности класса к урокам, каждый день после 1го урока подает сведения об отсутствующих учащихся зам. директора по учебной работе. |
2 | Зам. старосты класса. | Замещает старосту во время его отсутствия,оказывает организационную помощь старосте. |
3 | Ответственный за организацию питания | Составляет график дежурства , следит за дежурством в столовой, проводит мониторинг питания, контролирует организацию питания. |
4 | Ответственный за дежурство по классу | Составляет график дежурства по классу, назначает дежурного, контролирует и организует генеральную уборку в классе. |
5 | Ответственный за дежурство класса по лицею | Составляет график дежурства, назначает дежурного, контролирует прием и сдачу дежурства. |
6 | Санитарная комиссия | Организует деятельность санитарной комиссии по поддержанию чистоты и порядка в комнатах жилого корпуса. |
7 | Редколлегия класса | Оформление стенгазет, фотовыставок, подготовка классных вечеров, заметок в стенгазету, подготовка информации для размещения в интернет сообществе. |
8 | Спорторганизатор | Контроль посещения уроков физкультуры, формирование команд по футболу, волейболу, баскетболу, шашкам, шахматам. Контроль спортивных соревнований. |
9 | Ответственный за учебно-исследовательскую работу | Организует списки учебно-исследовательских работ. Контролирует ход учебно-исследовательских работ. Проверяет готовность выполнения, отслеживает мониторинг работ. |
10 | Ответственный за уборку территории | Составление графика назначения дежурных, организация и контроль за выполнением работ. |
11 | Ответственный за культмассовую работу | Организация классных и лицейских мероприятий. |
12 | Старосты комнат | Следят за порядком, чистотой в комнатах, составляет график дежурных, контролирует выполнение уборки, смены белья. |
13 | Член санитарной комиссии лицея | Организация контроля за санитарно-гигиеническим состоянием комнат, коридоров, рекреаций |
1 14 | Временные творческие группы | Разработка сценариев классных и лицейских мероприятий. |
Для того чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя, используется сменяемость поручений. Происходит не отстранение учащегося, а смена деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе, как это показано в Таблице 2.
Таблица 2. Сменяемость поручений.
№№ п/п | Ф.И.О. учащихся | 9 класс | |||
I полугодие | II полугодие | ||||
1четв. 2четв. | 3четв. 4четв. | ||||
1. | Староста класса | Зам. старосты класса | Культмассовый сектор | Культмассовый Сектор | |
2. | Староста комнаты | Ответственный за посещаемость | Орг. дежурств по столовой | Староста Класса | |
3. | Культмассовый сектор | Экологический сектор | Экологический сектор | Член санитарной комиссии | |
4. | Отв.за порядок, Чистоту в общежитии | Отв.за культмассовую работу в классе | Культмассовый сектор | Отв. за посещаемость уроков физкультуры | |
5. | Культмассовый сектор | Отв. за интеллектуальные игры | Зам. старосты класса | Физорг класса | |
6. | Зам. старосты класса | Отв. за УИР в классе | Староста класса | Отв. за организацию вечеров в классе | |
7. | Отв. за посещаемость | Староста комнаты | Отв. за генер-ю уборку в рекреац. | Член санитарной комиссии класса |
Так как подростки обучаются и проживают в условиях интернатного учреждения, то самоуправление в общежитии является частью самоуправления в классе. (Таблица 3).
Таблица №3Структура самоуправления в общежитии.
№ | Обязанности | Функции |
1 | Член совета общежития | Входят в состав Лицейской Думы, контролирует соблюдение режима дня, решение локальных конфликтов, организует жизнь в общежитии, генеральную уборку, досуговую деятельность. |
2 | Член санитарной комиссии | Входят в состав санитарной комиссии Лицейской Думы, осуществляют ежедневную выборочную проверку проведения влажной уборки комнат, соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований, информирует администрацию о проблемах санитарного состояния общежития в случае необходимости. |
3 | Старосты комнат | Составляют график проветривания и влажной уборки комнат, назначают дежурных, следят за качеством уборки, соблюдением санитарно-гигиенических требований при хранении белья, одежды, обуви, предметов личной гигиены. Организует генеральную уборку в комнате, рекреации. Отвечает за сохранность вверенных им в пользование материальных ценностей. |
Помимо назначения классного актива, распределения обязанностей и зон ответственности, классный коллектив был ознакомлен с правилами организации работы органов самоуправления:
1. Органы классного самоуправления работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления, а также с общественными организациями и другими самостоятельными объединениями, существующими в школе.
2. Собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем.
3. Решения органов классного самоуправления принимаются открыто.
4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.
5. В случае несогласия с решением органа классного самоуправления любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления.
Классный коллектив был также ознакомлен со своими основными обязанностями:
1. Соблюдать Устав школы.
2. Добросовестно учиться.
3. Бережно относиться к школьному и классному имуществу .
4. Уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.
5. Выполнять требования учителей и работников школы.
6. Выполнять классные поручения.
Немаловажным является возложение ответственности за дежурство на ребят, так как дежурство – важная форма самоуправления в классе. Особенность дежурства в том, что через этот орган власти проходят поочередно все без исключения обучающиеся, все могут почувствовать права и обязанности человека, наделенного определенными полномочиями, властью.
Дежурный должен знать:
свои обязанности;
правила поведения в школе;
расписание звонков;
Обязанности старшего дежурного:
проводить инструктаж и проверять выполнение своих обязанностей дежурными;
приходить за 15 минут до начала занятий, проверять чистоту и сохранность классного имущества;
Обязанности дежурного на переменах:
следит за порядком, чистотой, соблюдением правил поведения на перемене;
убирает класс после урока, вытирает доску и моет тряпки;
после уроков дежурные приходят в свой кабинет и убирают его;
обо всех случаях нарушений, порчи имущества немедленно ставит в известность классного руководителя.
Помимо работы по формированию активов класса, ознакомлению коллектива со школьным распорядком, их обязанностями, в течение года был проведен цикл классных часов и мероприятий, направленных на формирование и развитие самоуправления в классном коллективе.
Список проведенных классных часов и мероприятий на формирование и развитие самоуправления в классе:
- Презентация на тему «Что такое ученическое самоуправление?»
- Классный час «Выбор актива класса»
- Классный час «Способны ли Вы управлять собой?»
- Классный час «Берем власть в свои руки»
- Классный час - тренинг на сплочение коллектива
- Классный час «Взаимоуважение – основа сплоченности»
- Классный час «Урок толерантности»
- Классное собрание «Ищу помощников»
- Организационное собрание «Анализируем, оцениваем, планируем»
- Итоговое классное собрание «Лукошко наших дел»
Мониторинг результатов работы по развитию самоуправления в условиях формирующегося коллектива
В течение учебного года в 9 «В» классе был проведен мониторинг способностей и потребностей по формированию классного коллектива и органов самоуправления. Для этого проводилось тестирование в начале и в конце года на сплоченность коллектива (Определение индекса групповой сплоченности Сишора), тестирование на выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе в начале первого полугодия, в начале второго полугодия и в конце года и анкетирование «Отношение к самоуправлению» в начале и в конце года.
Ниже даны результаты и анализ проведенных исследований.
Тестирование на сплоченность коллектива на начало и конец года.
График 1.
Как видно на графике 1, уровень сплоченности коллектива, благодаря вовлечению ребят в жизнь класса и лицея, за год вырос с 6,4 баллов до 15,1 балла. Таким образом, мы можем увидеть положительный результат проделанной работы по развитию самоуправления в том, что коллектив класса значительно сплотился, стал дружнее.
Тестирование на уровень развития самоуправления в ученическом коллективе.
График 2.
Результат тестирования на выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (График 2), показывает значительные изменения, произошедшие в течение года. В начале года показатели организованности коллектива, включенности класса в дела общешкольного коллектива, ответственность учащихся за дела общешкольного коллектива, включенность учащихся в самоуправленческую деятельность были довольно низкими. К началу второго полугодия тестирование показало результат на порядок лучше предыдущего и, наконец, к концу года все показатели были близки к максимальным значениям. Все это говорит о том, что мероприятия, проводимые с ребятами в течения года позволили существенно повысить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе.
Анкетирование «Отношение к самоуправлению».
График 3.
В начале учебного года были проведены тесты и опросы учащихся на выявление отношения к самоуправлению.
По отношению к стремлению заниматься в школе общественной деятельностью учащиеся разделились на три группы:
- тех, кто хотел бы заниматься - 50 %;
- тех, кто не хотел бы - 20 %;
- и ещё не определились в этом вопросе - 30%.
К концу года те же тесты показали иные результаты:
- тех, кто хотел бы заниматься - 80 %;
- тех, кто не хотел бы - 10 %;
- и ещё не определились в этом вопросе - 10%
Таким образом, я пришла к выводу, что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления, причем, часть учащихся осознали такую необходимость после года работы в данном направлении.
Благодаря правильной организации ученического самоуправления, пройдя сложный путь становления и формирования, к 11 классу складывается дружный, организованный коллектив. Ребята приобретают необходимые навыки самообслуживания, учатся быть терпимыми к старшим, к товарищам по классу, по школе, поддерживают друг друга и помогают, болеют за интересы класса и школы. С пониманием относятся к требованиям, которые предъявляет учеба и проживание в общежитии, к роли родителей в своей жизни, хотя раньше расценивали все это как фактор, мешающий свободе взросления.
Выступая в роли активных организаторов, хозяев своего лицея, учащиеся утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются подлинной ответственностью за состояние школьных дел и за свой личный вклад в них. Самоуправление помогает развивать организаторские качества личности, вооружает учащихся навыками и приёмами организаторской деятельности, что доказывает отчет по достижениям выпускников моего класса, в котором активно развивалось самоуправление:
Из 26 моих выпускников – лицеистов поступили в высшие учебные заведения 25 учащихся, 25 из них поступили на бюджетные места.
Ребята, занимавшие активную жизненную позицию в классе, лицее, успешны и активны и в высших учебных заведениях.
Трое выпускников на данный момент являются старостами своих групп в ВУЗах, еще четверо занимают должности профоргов, трое являются культоргами групп.
Заключение
Главная идея самоуправления – это воспитание актива, а значит, и лидера.
Я стараюсь поощрять разумную инициативу и творческий подход к любому делу, вовремя обратить внимание на формальных и неформальных лидеров, подчеркнуть организаторские способности учащихся класса. Ставлю перед учащимися проблемы, чтобы они оказались в ситуации выбора и сами определили пути решения поставленной проблемы.
Современная сложная жизнь требует от выпускников лицея быстрого самоопределения, умения быть презентабельными. Практика работы показывает, чем более активно лицеист участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Жизнь подтверждает, что самоуправление способствует самораскрытию и самореализации личности ребенка.
Работы по внедрению и совершенствованию самоуправления в классе создали условия для достижения им более качественного уровня.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы о самоуправлении в условиях формирования классного коллектива:
• Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания, помогающий формированию и развитию вновь создавшегося коллектива в 9 классе
• Его цель в современных условиях – социальная адаптация учащихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
• Самоуправление способствует личностному росту лицеистов, развитию их ответственности и самостоятельности.
• Самоуправление формирует культуру деловых отношений, умение планировать свое время.
• Самоуправление способствует самораскрытию и самореализации личности ребенка.
• Самоуправление способствует появлению лидерства и умению работать в команде.
• Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
• Самоуправление способствует раскрытию школьников, как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и республики и страны.
Список литературы
1. Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – (Педагогика. Психология. Управление).
2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
4. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991.
5. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных руководителей и педагогов-организаторов. – Мн.: «Полымя», 1998.
6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Выш. шк. – 2002.
7. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.
9. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А.И.Кочетова. – Мн., 1987.
10. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
11. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
12. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2002.
13. Самоуправление в школе/ Сост. Вавуло В.В., Крючкова О.В., Хаткевич О.А. – Мн.: «Красико-Принт», 2002. – (Серия «Деятельность классного руководителя»).
14. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд. дополн. – М.: ЦГЛ, 2002.
15. Шмаков С.А. Волшебное слово «сам». – М.: Мол. гвардия, 1988. – (Для тех, кто работает с пионерами).
Приложение 1. Классные часы.
- Классный час «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Цели:
- способствовать развитию толерантного сознания
- способствовать созданию в классе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки
- формировать потребность в социально одобряемой деятельности
Задачи:
- объяснить воспитанникам, что нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, национальность, социальное положение, разные точки зрения;
- обосновать необходимость толерантного поведения для жизни общества и каждого человека в отдельности;
- объяснить, что быть толерантным – значит быть современным;
- убедить в том, что надо учиться принимать людей такими, какие они есть.
Материалы и оборудование: фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио», бумага для записей, ручки, кружки из цветной бумаги, памятки по составлению синквейна.
Фома проведения мероприятия – классный час.
Место проведения – ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат».
План проведения:
I. Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. В последнее время, как вы знаете, эта тема затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Наверное не всем из вас понятно слово толерантность, поэтому я попрошу Иванова Ивана рассказать об истории появления и значении термина толерантность.
Ученик Иванов Иван зачитывает заранее подготовленный материал.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио».
Смотрим фильм (10 минут).
II. Воспитатель задает несколько вопросов после просмотра фильма:
1 вопрос: Как, по-вашему, в чём заключается основная идея фильма? Какую основную мысль режиссёр данного фильма хотел донести до нас?
Ребята работают в трех группах, после непродолжительного обсуждения, представитель каждой группы дает ответ.
Воспитатель : Вы говорите в правильном направлении, это философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире.
2 вопрос: Найдите параллели в мировой истории человечества, примеры из фильмов, мультфильмов.
Ответ от каждой подгруппы.
В случае, если у ребят возникают затруднения с примерами, воспитатель помогает им:
1) Джордано Бруно умер, со словами:"А она -вертится!" Умер за свою идею!
2) Жа́нна д’Арк. Она подняла народ на защиту Отечества против английских захватчиков и стала идейным лидером Франции. Тем самым она стала опасной для серой и несостоятельной массы у власти ,а попросту имела больший авторитет чем король.Эта толпа объявила ее ведьмой. Ее сожгли на костре инквизиции. Позже потомки признали ее выдающейся личностью ,а церковь признала ее святой.
3 вопрос: Найдите связь с сегодняшней жизнью класса,школы.
Ответ от каждой подгруппы.
Если возникли затруднения, воспитатель приводит свои примеры:
1) все решили прогулять урок ,а один выделился и пошел на урок. А после ему устроят заговор." почему?"- потому что он не поддался стадному чувству, а имеет свое мнение и решительность что бы пойти против класса.
2) ребята избегают новенького ученика в классе только потому, что он чем-то отличается от них.
4 вопрос: Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать толерантный человек?
Ответ от каждой подгруппы.
Воспитатель: Уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий, общение с ними, принятие их культуры и ценностей – все ваши ответы совершенно правильные, и я с ними полностью согласна. В сегодняшнем обществе мы наблюдаем активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. И эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, а многие люди, которым выгодно разжигание межнациональной розни, ещё более подогревают их агрессивные стремления и желания.
5 вопрос: Какие еще слои общества нуждаются в дополнительном внимании и понимании со стороны окружающих? Каким образом мы можем проявить к ним свое внимание?
Воспитатель: Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей, которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому трудно дойти до магазина, или просто уступив место в общественном транспорте, - всё это уже характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг себя таких же людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя полноценными гражданами России, которая, как я уже говорила, весь мир буквально своей кровью, своими сынами вытащила из страшной пропасти.
III. Воспитатель проводит игру «Белая в ворона». Суть игры: ребята встают в круг, спиной друг к другу. Воспитатель раздает всем разноцветные кружки так, что у половины ребят в руках оказываются кружки одного цвета, у второй половины – другого, и лишь у одного из ребят кружок белого цвета. После того, как у каждого в руках появился кружок, ребята получают задание собраться в группы по цвету кружков. Таким образом, получаются две группы и один отдельно стоящий ученик, не нашедший никого с таким же кружком.
Воспитатель задает вопросы, ребята отвечают:
- Что ты почувствовал, оказавшись в роли белой вороны?
- Какие чувства у вас возникли по отношению к тому, кто остался одинок?
- Какие чувства у вас возникли, когда вы нашли похожего на себя?
- А быть «белой вороной» хорошо или плохо?
- Что было бы, если бы мы все вдруг стали совершенно одинаковыми?
IV. Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили и составьте, пожалуйста, синквейн на слово толерантность. (Памятки по составлению синквейна лежат на столах).
Каждая подгруппа составляет и зачитывает свой синквейн.
Пример синквейна:
- Толерантность.
- Доброжелательный, внимательный, разумный.
- Верить, любить, понимать.
- Мы непохожи друг на друга.
- Необходимость.
V. Воспитатель: Ну, что ж, ребята, сегодня вы все были очень активными, мне было очень приятно с вами работать. Я рада, что многие из вас смогли показать себя как цельного и гармоничного человека.
Закончить наш классный час я хочу словами немецкого врача-психотерапевта, Фредерика Перлза:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям
И ты пришел в этот мир,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
Практическая реализация: классный час был проведен в естественнонаучном 9В классе ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» г. Йошкар-Ола, 20.11.2013 года в форме открытого урока.
- Классный час - тренинг на сплочение коллектива.
Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.
Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.
Ход занятия
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
- Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).
- Упражнение "Кочки". Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40x60 см - минимум 3, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа становится в ряд. Участникам связывают ноги (правая первого с левой второго) - получается цепочка. Задание: перейти цепочкой через комнату по "кочкам". Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото - начинается все сначала.
- Упражнение "Пирамида". Для упражнения необходим коврик размером 40x60 см (один или два). Задание: простоять на этой площади 1 минуту, не имея ни каких точек внешней опоры. После упражнения проводится обсуждение: как договаривались, что и почему не получилось.
- Упражнение "Свеча доверия". Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.
- Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.
- Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
Обобщение. Рефлексия тренинга:
Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).
Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:
- Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
- Не бойся! Трус обречен на поражение.
- Трудись! Другого пути к успеху не дано.
- Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
- Не лги! И ты будешь иметь друзей.
- Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
- Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.
Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т.д.).
3.Классный час «Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива»
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие взаимоуважения.
Задачи:
1) Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику;
2) Развивать умение сотрудничать и действовать сообща;
3) Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
4) Разрешать конфликтные ситуации;
5) Формировать позитивное отношение к каждому человеку.
Правила работы в группе.
Ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на доске.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Безоценочность суждений.
5. Активность.
6. Правило «стоп».
7. Конфиденциальность.
Ход классного часа:
Добрый день, ребята! Наш сегодняшний классный час называется “Взаимоуважение”. Мы будем учиться проявлять чувство уважения друг к другу, симпатию.
На доске записаны цитаты:
«Уважай самого себя, если хочешь, чтобы тебя уважали».
Б. Грасиан, испанский писатель и философ-моралист
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость
Сервантес, испанский писатель
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя.
Федор Достоевский
Первое упражнение – «Паутинка»
А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «паутинка». Я беру за один конец клубка, зажимаю его в руке и бросаю клубок ниток другому со словами: «Я – Люция Нурисламовна, бросаю клубок Васильевой Насте». Настя, держась за нить, бросает клубок дальше и называет свое имя и имя следующего игрока.
Вот видите ребята, вы все связаны друг с другом, и даже если мы отпустим нашу паутину все равно от поступков каждого зависит жизнь В ВАШЕМ КЛАССЕ.
И сегодня на уроке мы поговорим о таких понятиях как коллектив, одноклассники, уважение и взаимоуважение.
Но изучение этой темы мне бы хотелось начать со стихотворения:
Есть в каждом то, за что он может,
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем,
Всегда стремитесь удобрять.
На доске представлено несколько высказываний известных людей, я обращаю ваше внимание на цитату Ф. Достоевского.
Беседа.
Как вы понимаете смысл этого изречения?
1. За что вы уважаете себя?
2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?
3. Как вы понимаете выражение «уважая других, уважаем себя»?
4. Что такое коллектив? (ассоциативный ряд)
На доске пишется слово коллектив ребятам необходимо предложить ассоциации на это слово
КОЛЛЕКТИВ
Класс
Общее дело
Группа людей
Законы
Правила
Интерес
Общие цели
Прочитать определение слова
Коллектив – это люди, объединенные общими идеями, интересами, делами. Хорошие дружеские отношения в коллективе зависят от каждого участника.
Какие коллективы вы знаете?
(ученический, учительский, танцевальный, спортивный – команда, эстрадный коллектив - группа)
В чем ценность коллектива? Необходимо ли он человеку?
Чтение
Стр 50 Отрывок «Витя Малеев в школе и дома»
Анализ рассказа
1. Как вы поняли, что значит настоящая дружба?
2. Можно назвать этот класс дружным коллективом? Объясните свой ответ
3. Какие должны быть взаимоотношения между одноклассниками, чтобы можно было назвать класс дружным коллективом?
Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Каждый учащийся пишет:
• Поступки, которые позволяют человеку уважать себя больше (честность, вежливость, ответственность);
• Поступки, из-за которых уважение человека к себе теряется (ложь, воровство, драчливость, крикливость, умение спорить).
Один учащийся зачитывает поступки, которые позволяют уважать себя больше.
Второй учащийся зачитывает поступки, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Диалог и Мини- лекция.
Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос: «Что такое самоуважение?» Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком, и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.
Групповое задание «Хорошие и плохие поступки»
Описание упражнения
Участников случайным образом делят на две команды. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых теряется уважение к человеку, и к себе. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологический смысл упражнения
Осознание детьми связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Обсуждение маленьких рассказов
1-ый рассказ
За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Гуля пришла последней. У неё расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Жанат. – Что случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?
- Ну, давай рассказывай! – подскочила к Гуле Наташа.
- Что случилось? Почему у тебя слезы? – закричали все
Гуля разрыдалась и выбежала из класса. Все в недоумении пожали плечами.
2-ой рассказ
Папа подарил Володе на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Дархану и радостно сообщил:
- Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! – захохотал Дархан. – Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не представляют.
Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?
Но Вова не захотел. И потом еще три дня с Дарханом не разговаривал.
Резюме
«Ребята, учитесь чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность».
В конце занятия проводим следующее упражнение: передаем сердечко по цепочке, со словами “Я уважаю тебя за то, что …”
Следующее задание: Сделай комплимент своему соседу (цепочка возвращается назад).
Цепочка идет теперь в другую сторону и все отвечают на вопрос: “Что приятнее было делать: слушать или говорить?”
Поблагодарите друг друга за что-нибудь.
В конце: Ребята, в конце нашего урока мне хотелось бы вам подарить
«Мысли мудреца» и если вы хотя бы раз в день будете выполнять один из пунктов, то я думаю что коллектив вашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами.
Уважай собеседника
2. Будьте тактичными
3. Не унижайте собеседника
4. Не принижайте достоинств собеседника, не ставьте его в неловкое положение
5. Будьте внимательны к собеседнику
6. Умейте слушать и слышать собеседника.
7. Не перебивайте его
8. Стремитесь к взаимопониманию
Высказывание учащихся, что они узнали нового для себя, чтоб каждому из них было комфортно в классном коллективе.
4.Классный час «Выбор актива класса».
Цель: выявить лидера в классе; выбрать состав актива класса.
Эпиграф классного часа:
«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживая другого ….»
Сенека
Форма проведения классного часа: коллективно – творческое дело в форме игры.
Ход мероприятия
Задание №1
1. Необходимо заранее разрезать 4 – 5 разных открыток (в зависимости от количества детей и числа запланированных групп) на 4 – 5 частей. Перемешать эти кусочки и поместить в коробку.
2. Затем предложить каждому ученику вытащить по одному разрезанному кусочку.
3. Собрать картинку разрезанных открыток и таким образом объединиться по группам.
Задание № 2
Обсудив в группе кандидатуру на пост «Лидер», каждая выдвигает своего и представляет презентацию своего лидера.
Задание №3
Каждый ученик пишет на листочке свою кандидатуру на лидера и бросает в урну для тайного голосования.
Счётная комиссия определяет победителя, который становится старостой класса.
Задание №4
Распределяем должности в соответствии со структурами органов самоуправления по классу и по общежитию. Знакомим ребят с системой сменяемости поручений.
Заключение
- Друзья, наше собрание подошло к концу. Оно сегодня прошло в неформальной обстановке, в атмосфере дружеского взаимопонимания. Были произведены выборы и обсуждены планы. Надеюсь, этот энергетический запал поможет нам в течение всего учебного года ярко и творчески провести и осуществить всё задуманное. Успеха всем!
5.Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне 1812 года
Виват гусары!
Звучит марш гусар.
{Илья}
Добрый вечер, дамы и господа!
Скоро праздник ---День защитника Отечества. Этот день ---дань уважения всем поколениям героического воинства нашей страны. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Ведь служить Отечеству--- значит оберегать мирную жизнь народа, хранит честь и достоинство Родины. А поскольку испокон веков защитниками Отечества были мужчины, то в этот день все представители сильного пола принимают поздравления. Мы поздравляем наших юношей и желаем им безграничного счастья, богатырского здоровья и вечной любви!
А сегодня мы вернемся немного в историю нашего сланного воинства. Вспомним наших доблестных гусар.
Гусары вели разведку, несли боевое охранение, выставляли передовые посты, совершали рейды и набеги на тылы и коммуникации противника. Такие задачи были по плечу лишь отчаянно храбрым всадникам с высокой индивидуальной подготовкой в верховой езде ,умевшим отлично владеть как холодным, так и огнестрельным оружием.
Стихи «Виват гусары» (Илья А.)
Видео ролик «Битва при Бородино 2011»
А:Жаль, что в наше время слова «гусарский характер»,
Д:«гусарствовать»,
А:«настоящий гусар», пришедшие к нам из прошлых веков, нередко употребляются в ироническом смысле или даже для осуждения.
Д:Когда-то они имели совершенно другое , прямое значение.
А:Так говорили о людях , которые не терялись ни при каких обстоятельствах, могли всегда действовать быстро, напористо, смело.
Д: И таких людей было немало, потому что служба в легкой кавалерии требовала от солдат и офицеров именно этих качеств.
………………………………………………………………………………………………………………….
Песня «Давным-давно» (Аня Н.)
Д: Сегодня все классы отправили достойных представителей, готовых отстаивать гордое звание « гусар».
А: Просим их пройти на нашу импровизированную сцену, которая станет для них на ближайший час полем битвы. Здесь они продемонстрируют такие качества, которые позволят им носить гордое звание «Гусар».
Марш гусар.
(участники поднимаются на сцену.)
1.
2.
3.
4.
5.
Девушки прикрепляют им номера.
Оценивать их будет наше уважаемое жюри:
1.
2.
3.
4.
Д: Амир, кто становился гусаром?
А: Знатные высокообразованные молодые люди дворянского происхождения. Благодаря полученному образованию они увлекались музыкой, литературой, танцами сумели создать эталон гусара. В конце XIX века они были всеобщими любимцами.
Д: А вам, молодые люди, чтобы стать настоящими гусарами надо пройти ряд испытаний.
А: Итак, мы переходим к первому заданию.
Д: Просим вас ответить на вопросы, выбрав из нескольких вариантов ответа один правильный.
1.Как переводится с венгерского языка слово «гусар» (отважный рыцарь, вооруженный солдат, смелый воин, легковооруженный всадник)
2. Какие звания имели гусары? ( Лейтенант, ротмистр, ефрейтор, поручик, капитан, майор, улан)
3. Как называлась короткая гусарская куртка, расшитая шнурами? ( долматин, доломан, жакет, пиджак)
4. Как назывались узкие гусарские штаны? (бруствер, бриджи, чонгури, чакчиры)
5. Как называлась высокая гусарская шапка? (треуголка, кивер, шлем, кирасира)
6.
7.
8.
9.
10.
Аплодисменты участникам!
А: А наше следующее задание называется «Секретное сообщение».
Д:Суть этого конкурса заключается в следующем: каждому из участников выдаётся конверт со словами из которых они должны будут составить секретное сообщение, оригинальность которого оценит наше жюри.
А: А пока наши участники работают, для вас поет Белякова Анастасия.
Романс « На заре ты её не буди»
А:Гусары были завсегдатаями балов и вечеринок,поэтому им надо было иметь некоторые умения, в частности танцевальные навыки.
Д: Наверное, они есть и у наших гусаров.
Домашнее задание ---танец. (вальс)
А: А мы переходим к следующему конкурсу, который называется разведка.
Д: Посмотрим, как наши юноши сумеют ночью дойти до вражеского тыла и остаться незамеченными!?
А: Участникам необходимо пройти с завязанными глазами между «деревьями», которые будут изображать наши дамы. Самое главное – не задеть девушек.
Музыка.
Д: Гусары – любители игры на гитаре. Чаще всего они пели романсы своим возлюбленным. Но так как наш вечер посвящён 23 февраля, мы хотели бы отметить гусар нашего времени, тех, кто исполняет долг перед Отечеством, наших защитников.
Музыкальный номер.
Трофим «Алешка».
Д: Как известно, гусары были всеобщими любимцами девушек! Сейчас мы проверим, как хорошо они знают своих дам.
А: Пригласите, пожалуйста, своих девушек на сцену.
А Внимательно посмотрите на спутниц.
А : А теперь----- отвернитесь.
А: Девушки, снимите, пожалуйста, туфельки с ваших очаровательных ножек.
(туфельки перемешивают)
Д: А вам, молодые люди, нужно найти те туфельки, которые принадлежат именно вашей даме. Поверьте, им тоже не всё равно, что надевать!
А: А когда будете уверенны что нашли те, которые искали, смело надевайте их на ножки вашей девушки!
(глаза мальчикам завязывают)
Музыка. «Песня гусар» (Сватовство гусар)
Д: И так наш конкурс подходит к концу. Попросим наше уважаемое жюри подвести итоги.
А: А в это время мы представляем Вам танец полонез!
«Полонез»
Слово жюри.
А сейчас вас хочет поздравить группа «Чёрный квадрат»
Приложение 2. Агитационные листы обучающихся в предвыборной компании в Лицейскую Думу.
Кандидат на пост председателя Совета общежития
Ученица 9в класса
Осипова Кристина
Мой девиз всего три слова: "Улыбаться-это клёво!"
Если вы выберите меня, то я гарантирую:
- Сделать мини-живой уголок.
- Поставить вторую гладильную доску в фойе на первом этаже.
- Поменять сушилки в умывальных комнатах.
- Оказывать помощь младшим классам в поддержке порядка в общежитии.
Самое главное - следить за чистотой и порядком в общежитии.
Кандидат на пост
председателя эстетики
ученик 9в класса
Гилязов Данис Фанисович
Общительный молодой человек.
Увлекаюсь музыкой.
Обладаю неординарным мышлением.
Интеллигентный обладатель богатой фантазии.
Программа:
1. Увеличить количество дискотек (1раз в месяц).
2 Организовывать интересные всему лицейскому составу праздники.
(Сделать опрос лицеистов по интересам.)
3.Работать в тесном контакте с советом эстетики .
Дорогу молодым!
Кандидат на пост председателя НИР
ученик 9в класса
Смирнов Иван Владимирович
Неоднократный участник и победитель муниципальных и республиканских олимпиад по биологии и химии.
Умен, талантлив, амбициозен!
Мой девиз: «Собраться вместе – начало. Остаться вместе – прогресс. Работать вместе – успех!»
Программа:
- Поощрять победителей олимпиад и конференций денежными, а призеров сладкими призами.
- Развивать НИР в классах, создавать группы для поддержки и помощи в написании научных работ.
- За призовое место по НИР в определенном предмете ставится оценка 5.
Обязан — значит, могу!
Приложение 3.Таблица социальной активности детей первого года обучения
( 9 класс)
А. В. | Участник школьного этапа олимпиады по биологии. |
А. Д. | Призер муниципального этапа олимпиады по биологии и химии |
А. И. | Участник школьного этапа олимпиады по химии, победитель школьного этапа олимпиады по биологии. |
Г. А. | Участник школьного этапа олимпиады по биологии. |
Г. Е. | Участник школьного этапа олимпиады по химии |
Г. Е. | Участник школьного этапа олимпиады по химии, участник школьного этапа олимпиады по биологии. |
Г. И. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
К. К. | Участник школьного этапа олимпиады по биологии. |
К. К. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
К. Е. | Участник школьного и муниципального этапов олимпиады по химии, победитель школьного этапа олимпиады по биологии. |
Л. А. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
Л. Д. | Призер муниципального этапа олимпиады по биологии |
Л. К. | |
М. В. | Участник школьного этапа олимпиады по химии. |
М. Л. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
Н. А. | Победитель Регионального этапа олимпиады по биологии, староста класса. |
П. М. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
Т. Е., Ч. О. | Призер муниципального этапа олимпиады школьников по биологии. |
Ю. А. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
К. И | Член Лицейской Думы ( Совет эстетики) |
Ю.А | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
Т.А | Участник школьного этапа олимпиады по биологии, заместитель старосты класса. |
Н.А. | |
Л.А | Участник школьногоэтапа олимпиады по химии, победитель школьногоэтапа олимпиады по биологии. |
Л.Д. | Член Лицейской Думы ( спортивный сектор) |
М.Л. | Участник Поволжского научно-образовательного форума школьников « Мой первый шаг в науку» |
Приложение 4.Таблица социальной активности выпускников (11 класс)
Среди выпускников 2013
Закончили на золотую медаль - одна ученица
на серебряную медаль- 4 ученика
А. В. | Призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. |
А. Д. | Участница муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии. |
А. И. | Призёр городских и республиканских соревнований по баскетболу и легкой атлетике в составе сборной команды «Политехнического лицея-интерната», участник регионального конкурса «Александровские чтения». |
Г. А. | Лауреат первой степени в интернет-тура олимпиады им. А. М. Красникова по физике. Призёр интернет тура олимпиады «Будущее медицины» по химии и биологии в 2013 году, призёр Всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы-2013» по химии, призер регионального этапа олимпиады школьников по физике. |
Г. Е. | Участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, город Оренбург, победитель IX Всероссийского слета юных экологов. Призер городских и республиканских соревнований по легкой атлетике в составе сборной команды «Политехнического лицея-интерната». |
Г. Е. | Многократная участница олимпиады «Будущее медицины» в области биологии, город Казань. |
Г. И. | Призер олимпиады им. А. М. Красникова по биологии. |
К. К. | Призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, город Оренбург, призер Всероссийского форума «Мой первый шаг в науку», участник регионального конкурса «Александровские чтения». |
К. И., К. Е., Л. В., С. А., С. К., Т. Е. | Участники школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии, Молодежного конкурса «Человек и природа». |
К. К. | Призёр Всероссийской олимпиады школьников СПбГУ по медицине. Лауреат II степени Всероссийского конкурсного проекта «Познание и творчество» в городе Санкт-Петербург. Участница Поволжского научно-образовательного форума школьников «Мой первый шаг в науку». |
К. Е. | Призёр муниципальной олимпиады им. А. М. Красникова по биологии. Победитель Научно-практической конференции молодых исследователей в Приволжском федеральном округе «Шаг в будущее», город Киров. |
Л. А. | Победитель республиканского конкурса-слёта юных экологов в номинации «Зоология». |
Л. Д. | Лауреат III степени Всероссийской конференции «Юность. Наука. Север» при Санкт-Петербургском Государственном университете. |
Л. К. | Призер Республиканского чемпионата по шахматам, призер городского первенства по ТЭКЭНДО, призер чемпионата по kick-boxing-у. |
М. В. | Участник интернет-тура Поволжской олимпиады «Будущее медицины-2013» |
М. Л. | Многократный победитель городского и республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, призёр Всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы-2013» по химии, победитель лицейского конкурса «Ученик года-2013». |
Н. А. | Призёр Всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы-2013» по химии и биологии, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, лауреат II степени городского конкурса «Ученик года - 2013». |
П. М. | Участница интернет-тура Поволжской олимпиады «Будущее медицины-2013» по химии и биологии, город Нижний Новгород. |
Т. Е., Ч. О. | Призеры городских и региональных соревнований по баскетболу, волейболу и легкой атлетике в составе сборной команды «Политехнического лицея-интерната» |
Ю. А. | Многократный победитель и призер муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии. |
Приложение 5. Сравнительный анализ активности детей первого года обучения (9класс) и выпускников (11 класс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Методическая разработка «Организация повторения по алгебре в 11 профильном классе для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
Система уроков повторения по теме «Решение неравенств функционально – графическим методом» содержит: примерное планирование учебного времени; краткий анализ знаний и умений учащихся, полученных на уро...
Методическая разработка " Организация и проведение Юбилейного концерта хорового коллектива"
В данной работе изложены некоторые важные моменты в организации и проведении Юбилейного концерта хора мальчиков ДШИ №2 г. Ижевска. Рассматриваются следующие моменты: финансовая сторона проведения, пои...
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...
Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.
Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...
Сценарий педагогического совета по теме: "Активизация органов ученического самоуправления в классных коллективах"
В ходе педагогического совета организована работа в группах...
«Построение системы ученического самоуправления в классном коллективе для обеспечения позитивной социализации каждого ученика»
Возрождение школьного, классного, ученического самоуправления...