Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
статья на тему
Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stepancheva.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ №2 г. Серпухова,
Московской области
Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует школьная демократическая республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
- Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
- Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
- Воспитание чувства частного партнерства.
- Формирование умения вести здоровый образ жизни.
- Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.
Школьная демократическая республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления , объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация . В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся , то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 9-11 классов по установившейся схеме:
- выбор кандидатов от классов
- представление кандидатских программ
- предвыборная агитация
- дебаты «Я- лучший президент»
- выборы
- инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов:
Рисунок 1 –
Структура Совета старшеклассников
Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
- Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
- Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
- Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
- Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
- Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
- Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
- Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
- Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.
Основные дела школьной республики:
- Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
- Общешкольная конференция
- Заседания общественно-политического клуба
- Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
- Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
- Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
- Конкурсы: «Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
- Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
- Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
- Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
- «Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
- Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
- Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
- Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД
В конце каждого учебного года парламент собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Алымова Н.А., Надточий, Е.И. Школьное самоуправление. – Волгоград, Учитель, 2007.- 134с.
- Глебова О.В. Выборы актива – залог успеха ученического самоуправления // Классный руководитель. – 2003 - №8 – с.92-96.
- Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.- 281с.
- Классный руководитель: научно-методический журнал. – 2006. - №8. – с.5-13.
- Смирнова А.А. Педагогические условия развития социальной активности старшеклассников в процессе школьного самоуправления // www.dissercat.com. 2006
- Судаков Ю. Нормативные документы, регламентирующие деятельность «Школьной республики» // Воспитание школьника. – 2005. - №9. – с.15-22.
- Черешинская О.В. Ученическое самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника //s_gzhat.kuyby.edu.ru. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника.
Выступление на педсовете...