Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
статья на тему
Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ №2 г. Серпухова,
Московской области
Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует школьная демократическая республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
- Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
- Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
- Воспитание чувства частного партнерства.
- Формирование умения вести здоровый образ жизни.
- Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.
Школьная демократическая республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления , объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация . В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся , то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 9-11 классов по установившейся схеме:
- выбор кандидатов от классов
- представление кандидатских программ
- предвыборная агитация
- дебаты «Я- лучший президент»
- выборы
- инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов:
Рисунок 1 –
Структура Совета старшеклассников
Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
- Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
- Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
- Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
- Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
- Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
- Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
- Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
- Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.
Основные дела школьной республики:
- Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
- Общешкольная конференция
- Заседания общественно-политического клуба
- Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
- Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
- Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
- Конкурсы: «Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
- Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
- Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
- Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
- «Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
- Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
- Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
- Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД
В конце каждого учебного года парламент собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Алымова Н.А., Надточий, Е.И. Школьное самоуправление. – Волгоград, Учитель, 2007.- 134с.
- Глебова О.В. Выборы актива – залог успеха ученического самоуправления // Классный руководитель. – 2003 - №8 – с.92-96.
- Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.- 281с.
- Классный руководитель: научно-методический журнал. – 2006. - №8. – с.5-13.
- Смирнова А.А. Педагогические условия развития социальной активности старшеклассников в процессе школьного самоуправления // www.dissercat.com. 2006
- Судаков Ю. Нормативные документы, регламентирующие деятельность «Школьной республики» // Воспитание школьника. – 2005. - №9. – с.15-22.
- Черешинская О.В. Ученическое самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника //s_gzhat.kuyby.edu.ru. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65023.jpg)
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148326-1353411211.jpg)
Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...